Древние греки знали гимнософистов. Так они называли индийских факиров и йогов, которые иногда появлялись в Греции. С ними они общались с большим трудом. Весьма затруднительно предполагать, что греки знали индийскую философию, не имея переводных текстов. Бхагавадгиту и саму Махабхарату и подавно не могли знать, она была написана позднее. Те, кто хотел познакомиться с индийской мыслью, шел в Индию сам, как это сделал Аполлоний Тианский, таких были единицы, если вообще кто-нибудь еще.
Вы ошибаетесь. Знание древнегреческими философами восточной культуры, философии, религии было основательным. Совершенно неверно представлять, что древние греки знакомились с восточной культурой тогда, когда ее представители к ним приезжали в виде йогов и факиров. Это неправда.
Тот же Демокрит пишет, что он несколько лет ездил сам на Восток (Египет, Вавилон, возможно, Индию и т.д.) для обучения и изучения восточной культуры. Многие философы сами отправлялись на Восток, обучаясь. Тот же Пифагор. И думается, что они учились не у уличных йогов и факиров. А после походов Александра Македонского и вовсе, наука, философия, религия, быт, культура Востока была изучена досконально.
Можно согласиться, что все тонкости индийской, египетской и иной философии, религии древние греки могли и не знать, но и поныне многие индийские гуру не все понимают в той же веданте или брахманизме.
Так же следует отметить, что грекам, как и римлянам, - прародителям европейской мысли, - были чужды древневосточные идеи. Создатели формальной логики, науки, практических методов исследования, классического вещного права и т.д., чаще всего, отвергали многие идеи Индии, Египта и прочих, поэтому особо распространения идеи сансары, кармы и прочего в древней Греции сложно найти. Исключение составляет, пожалуй, Пифагор и его школа. Пифагор, как раз, идею сансары ухватил и старался применять. Это еще раз доказывает, что древние греки прекрасно знали основные идеи Востока.
Религия как понятие вообще не предусматривает обязательным наличие Бога, личного или безличного. Например, даосизм или дзен-буддизм никакого Бога не знают.
Что называют в науке религией? Одну из форм
общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на
вере в сверхъестественные силы и существа (
божеств,
духов), которые являются предметом поклонения; определённая система взглядов, обусловленная
верой в
сверхъестественное, включающая в себя свод
моральных норм и типов поведения,
обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (
церковь,
умма,
сангха, религиозная
община)
[.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8FИз определений видно, что существенной характеристикой религии является вера в существование сверхъестественных существ, то есть различных богов. Зачем с этим спорить? Так же говорит о сущности религии и профессор МГУ Яблоков. Второй существенной чертой религии является мистическая связь человека с богами.
Повторюсь, учитывая вышесказанное, религия без веры в сверхъестественные существа, не религия. Может, философия, может, еще что-то.
Атеизм вопрос ставит так: существуют ли сверхъестественные существа или нет? Атеизм - это отрицание существования таких существ, теизм - признание существования таких существ. Теизм - основа любой религии. Вторая часть религии - культ, обряды, община верующих как средства связи со сверхъестественными существами.
Так что, если религия отрицает бога, - это атеизм, а не религия. Получается, или Вы не понимаете что говорите, или то, что Вы считаете религией, религией не является.
Дзен-буддизм - это что такое? Сознание Будды. Начало этой школы таково:
Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить
дхарме, но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух
нирваны, свободной от нечистоты
реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе». Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. <…> Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию.
Что мы тут видим? Явное религиозное чувство, связь со сверхъестественным началом - Дхармой, сатори.
Следует отметить, что на школу дзен оказала влияние китайская культура, философская идеалистическая школа - даосизм.
Кстати, а конфуцианство, легизм, даосизм - это религии или что-то иное? Скорее всего, не религии, а особые идеалистические философские учения. Давайте различать философию и религию, не путать эти понятия.
В дзене больше философии, чем религии, но и элементы религии имеются: ритуалы, заклинания, иррационализм, вера в сверхъестественное.
Однако лучше говорить о самом буддизме. Буддизм - религия, в центре которой лежит вера в сверхъестественного Будду, и пусть Будда приобрел сверхъестественное, а не был сверхъестественным изначально.
Религия более глубокое явление, и связана она с верой (прежде всего в авторитет) как способом мышления, а также с полаганием смысла жизни в чем-то вне земного человеческого существования.
Существует наука - религиоведение, в рамках которой дается правильное определение религии. Не вижу оснований его пересматривать.
Способ мышления не может характеризоваться через веру. Есть религиозный способ мышления, есть научный, есть обыденный, есть рациональный, есть иррациональный.
Это может быть как Бог, так и другое вплоть до субъективного психического существования, как в вышеупомиянутых религиях. А может быть даже в соблюдении некоторых этических правил - как, например, в конфуцианстве, которое многими востоковедами также считается религией.
Это кто считает конфуцианство религией?! Ну-ка, ссылку в студию. Конфуцианство всегда считалось идеалистическим философским учением, причем и самим Конфуцием. Конфуций никогда не был богом, никогда не призывал верить в сверхъестественное, никогда не постулировал бессмертие после смерти и т.д.
Религия - это вера в сверхъестественное и связь человека с этим сверхъестественным, - это ядро религии, ее суть. Конфуцианство - это учение о посюстороннем, о мире, о правилах поведения. Никакой религией оно не является. Это все равно что юристов назвать попами, а само право - религией. Нет, это каша невероятная должна быть в голове, граничащая с глупостью.
Поэтому атеизм в наше время, имхо, следует преобразовать в аверизм (от слова вера) или в аминингизм (от слова meaning - смысл). Первое понятие, кстати, хорошо тем, что закономерно отсекает от религии философию, которая основана не на вере, а на умозрительном обобщении и анализе наблюдаемых явлений.
Знаете, если хотите перечеркивать столетия философского развития мысли человечества и более, чем 300-летнюю историю атеизма, то делать это надо в монографии с приведением доказательств, а не здесь, на форуме.
Не надо трогать атеизм. Его существование обоснованно, и есть конкретный предмет его изучения. Вера же не обязательно может быть религиозной, она может быть и научной, и философской, и обыденной, и основанной на любви и на теории вероятности. Вера - это психическое состояние человека, нечего тут "отрицать".
Также понятие "сверхъестественное" я бы заменил на "мифическое", как более близкое религиозному сознанию.
Нет оснований. Мифы - отдельный этап развития идеального. Понятие "сверхъестественное" шире, чем понятия "мифическое". Противопоставлять одно другому необоснованно.