Автор Тема: Страшное следствие правоты атеизма, или атеистический взгляд на сознание  (Прочитано 203943 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Чего же в ней не материалистического?
В мире есть только материя и формы (её существования) - дискретность, движение, отражение.
Ну да, форма это не материя, но как без нее то?
В том, что такая "форма", которая позволяет решить трудную проблему сознания без объяснительного разрыва, будет наверняка с сильным уклоном в нейтральный монизм или панпсихизм.

Оффлайн vlgrus

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +15/-20
Среди многочисленных повторов попалось, что-то оригинальное (вроде бы). Буду читать.
https://gtmarket.ru/laboratory/basis/6662/6663
"....
Отчасти сложности проистекают из той настойчивости, с которой мы продолжаем пользоваться словарём XVII века. Ещё в студенческие времена меня поражала неадекватность выбора, предлагавшегося философией сознания: можно быть либо монистом, либо дуалистом. Если вы монист, то вы либо материалист, либо идеалист. Если вы материалист, то вы либо бихевиорист, либо физикалист. И так далее. В дальнейшем изложении я попытаюсь освободиться от этих устаревших категорий. Никто ведь не обязан выбирать между монизмом и дуализмом, решая «проблему отношения пищеварения и желудка». Почему же нужно поступать иначе, решая проблему отношения сознания и тела?
.....
Наконец, четвёртой проблемой является природа ментального причинения (causality). С точки зрения здравого смысла, наши мысли и чувства определяют наше поведение, они оказывают каузальное воздействие на физический мир. Например, я хочу поднять руку и — смотрите-ка — моя рука поднимается. Но если наши мысли и чувства ментальны, как они могут воздействовать на что-либо физическое? Как ментальное может воздействовать на физическое? Верно ли, что наши мысли и чувства могут химически воздействовать на мозг и на всю нервную систему в целом? Как это возможно? Означает ли это, что мысли способны обвиваться вокруг аксонов, трясти дендриты или проникать сквозь стенки клеток и атаковать клеточное ядро?
....
Итак, мы должны усвоить следующее: болевые ощущения причинно обусловлены рядом событий, которые начинаются в нервных окончаниях и заканчиваются в таламусе и других областях головного мозга. В самом деле, что касается ощущений, то событий исключительно внутри центральной нервной системы вполне достаточно ля того, чтобы вызвать боль: например, мы знаем о болевых иллюзиях у пациентов с ампутированными конечностями и о болях, которые вызываются воздействием на соответствующие, области головного мозга. Рискну предположить: что верно в отношении боли, то верно и в отношении всех ментальных феноменов.
..."
---
Может это особый вид поля?

Онлайн Jeremy H Boob PhD

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 272
  • Репутация: +157/-64
будет наверняка с сильным уклоном в нейтральный монизм или панпсихизм.
На счёт нейтрального монизма можно поспорить, а чем Вам панпсихизм не материализм?
memento mori

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
На счёт нейтрального монизма можно поспорить, а чем Вам панпсихизм не материализм?
Редко встречал такую точку зрения. Обычно панпсихизм относят либо к идеализму, либо вообще считают, что он ни материализм, ни идеализм. Я полагаю нейтральный монизм и панпсихизм похожими друг на друга, т.к. в них происходит отход от классического деления на материю и дух.

Онлайн Jeremy H Boob PhD

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 272
  • Репутация: +157/-64
Обычно панпсихизм относят либо к идеализму, либо вообще считают, что он ни материализм, ни идеализм.
Граница между материализмом и идеализмом лежит в решении основного вопроса философии, который формулируется так:
"Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию… Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира… составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма"
Т.е., разделение на материальное и идеальное есть и в том и в другом случае, вопрос лишь в приоритете. В ортодоксальном диамате идеальное возникает как свойство системы высокого уровня организации. Панпсихизм наделяет этим свойством любую материальную систему. Где здесь приоритет идеального над материальным?
memento mori

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Панпсихизм наделяет этим свойством любую материальную систему. Где здесь приоритет идеального над материальным?
Если наделять идеальным любую материальную систему, то тогда получается, что называемое материей на самом деле не является ни материей, ни духом, а чем-то третьим. Чему присущи и идеальные, и материальные качества.

Онлайн Jeremy H Boob PhD

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 272
  • Репутация: +157/-64
называемое материей на самом деле не является ни материей, ни духом, а чем-то третьим. Чему присущи и идеальные, и материальные качества.
А вот это как раз и есть нейтральный монизм, где идеальное и материальное равноценны, две стороны одной медали.
 Панпсихизм же предполагает только лишь наличие у всей материи свойства, родственного ощущению,  например - отражения.
memento mori

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 631
  • Репутация: +13/-0
Но человек "собран" из обычного вещества, и если считать, что мы можем неограниченно познавать мир, то мы сможем не только понять, как именно реализовано сознание, но и воспроизвести его искусственно.

Это невозможно. Ваши взгляды на сознание - устаревший функционализм, который получил свою критику и сошел со сцены еще в 90-х годах XX века. Я не думаю, что мы можем неограниченно познавать мир, есть понятие "когнитивной закрытости" человека, - естественный предел познания. Сознание же - свойство мозга, качественно новое, образуемое из работы нейронных сетей в головном мозгу. Сознание есть субъективная психологическая реальность, переживание, ощущение самого себя, - такое свойство крепко связано с нейронами как основой психики биологических существ.

Склеено 28 Июль, 2019, 22:03:47 pm

А вот это как раз и есть нейтральный монизм, где идеальное и материальное равноценны, две стороны одной медали. Панпсихизм же предполагает только лишь наличие у всей материи свойства, родственного ощущению,  например - отражения.

Мировоззрение Дига можно отнести  к редуктивному материализму  и  функционализму,  но  никак к панпсихизму. Вы почитайте, что  он  пишет .


Склеено 28 Июль, 2019, 22:32:16 pm

Хочу немного уточнить по поводу "наиболее правдоподобной" теории.Профессор А. Ревонсуо в своей книге выделяет несколько "немного более правдоподобных концепций" помимо совсем не правдоподобных. И если слабого эмерджентизма придерживается он сам, то панпсихизм рассматривается им наравне:"Другое направление, которое может оказаться более или менее правдоподобным, – это нейтральный монизм и панпсихизм."Если идеальное присуще материи изначально (в виде отражения (Ленин) или протоинформации (Дубровский)), то трудная проблема естественным образом разрешается без всякого обьяснительного разрыва.

Да, он  пишет такое, но  я не  согласен с  концепцией панпсихизма.  Как  помнится,  его  сторонники писали целые  книжки о "душе планет". Это смешно. Не ясно, чем он отличается от дуалистической концепции, как он фактически, эмпирически подтверждается. С другой стороны, идеальное, духовное тесно и неразрывно связано с конкретными клетками, -  нервными клетками, без которых совершенно необоснованно предполагать существование идеального, духовного,  самой субъективной психологической, психической  реальности. Панпсихизм  предлагает нам перефраз анимизма, - древнего идеалистического учения  о  всеобщей одухотворенности  мира. Я понимаю, что господа биологи, психологи, медики далеки от фактической базы гуманитарных наук (истории религии, в частности), но анализ своих концепций все равно надо делать полный и с привлечением рецензий ученых, изучающих не только философию, но и историю культуры, религии.
Панпсихизм напоминает нам еще древнее индийское религиозное учение, - имперсонализм веданты, в котором Атман, Абсолют "разлит" в бытии, и все связано с ним, всему присуща душа и сознание. Некоторые отправления буддизма придерживаются такого мировоззрения.

Таким образом, панпсихизм, как мне кажется, можно отнести к идеалистическим учениям о сознании, не учитывающее научные данные о  связи сознания с нервными клетками, и совершенно необоснованно приписывающее наличие  идеального, сознания даже неорганическим вещам. Извините, но это нелепость.

Насчет теории отражения. Отражение - это фундаментальное свойство материи, связанное с взаимодействием, взаимопроникновением противоположностей, выражающее всеобщую связь явлений. Однако отражение - это не идеальное, не сознание, не дух и не психика. Отражение предполагает появление нервной ткани, а вслед, появление форм психики, но сама клетка, в том числе и нервная, это результат биологической эволюции. Необходимость выживать многоклеточному организму,  - условие появления специализации клеток, возникших где-то случайно в геноме первых организмов, и поддержанных отбором. Теория отражения никак не может быть фактом, аргументом, доказательством панпсихизма. Никак она не связана с ним. Само отражение проявляется в материи в различных формах, например, в форме раздражительности одноклеточных организмов. В неорганической природе отражение - это просто взаимодействие вещей путем конкретных химических, геологических, физических и иных реакций.

Концепция Дубровского, тем более, никакого отношения к панпсихизму не имеет.

Цитировать
Когда мы говорим о сознании, нас и интересует гносеологическое определение, для чего же ещё оно бы нам понадобилось?

Не только. Мы используем разные методологические подходы в зависимости от научной ситуации и научной проблемы, но это не снимает онтологическое определение материи, в котором нет никакого "идеального" как субстанции. В рамках данного определения, идеальное, духовное, субъективная психическая реальность - это вид той же материи-субстанции. Вид, о  котором мы мало знаем, -   столько  же,  сколько  ученые 16  века знали о молекулярной биологии или  квантовой физике, но  мы узнаем обязательно. Мир материален, в нем нет иной субстанции.

Гносеологическое определение крайне важно  в борьбе против идеализма, особенно субъективного. Оно показывает нам разницу между материей и сознанием, реальными вещами и идеальными явлениями, тем, что существует объективно и тем, что существует субъективно. Используя это определение, диамат в то же время отрицает эпифеноменализм, говоря о том, что наше идеальное может опредмечиваться и объективироваться, влияя на наш мир. Здесь, диамат - это другое прочтение эмерджентного материализма.

Таким образом, говоря о сознании нельзя не учитывать онтологические аргументы и определения, хотя, конечно, гносеологическое - важнейшее здесь.

Склеено 28 Июль, 2019, 22:44:50 pm
Панпсихизм же предполагает только лишь наличие у всей материи свойства, родственного ощущению,  например - отражения.

Как я помню, панпсихизм предполагает наличие у всей материи духа, идеального, психического. Панпсихизм - это одухотворенная материя, души в которой находятся в разных формах, стадиях. Мало чем он отличается от пантеизма, вообще, религиозно-идеалистических учений. Приписывать камню наличие идеального, хотя и в зачаточной форме, - это невежество.
« Последнее редактирование: 28 Июль, 2019, 22:44:50 pm от Vivekkk »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Это невозможно. Ваши взгляды на сознание - устаревший функционализм, который получил свою критику и сошел со сцены еще в 90-х годах XX века. Я не думаю, что мы можем неограниченно познавать мир, есть понятие "когнитивной закрытости" человека, - естественный предел познания.
Возможность или невозможность искусственного воспроизведения сознания напрямую с функционализмом не связана. Если верен, например, панпсихизм или нейтральный монизм, то будет достаточно сделать нечто с веществом, и сознание запустится. Кстати, почему когнитивная закрытость человека должна помешать ему воспроизвести сознание искусственно? Какие именно когнитивные ограничения сработают и почему мы не сможем их преодолеть?

Мировоззрение Дига можно отнести  к редуктивному материализму  и  функционализму,  но  никак к панпсихизму. Вы почитайте, что  он  пишет .
Я полагаю редукционизм и функционализм чем-то вроде программы-минимума: эти парадигмы могут позволить в будущем объяснить всё функционирование ЦНС человека, его поведение (в т.ч. предсказывать его). Когда это будет достигнуто - то там уже будет видно, что делать или не делать с квалиа и сознанием.

Цитировать
В неорганической природе отражение - это просто взаимодействие вещей путем конкретных химических, геологических, физических и иных реакций.
Все процессы в живом организме тоже можно представить в виде физических и химических процессов. Тут нет принципиальной разницы с неживой природы помимо чудовищной сложности живых организмов.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 631
  • Репутация: +13/-0
Я полагаю нейтральный монизм и панпсихизм похожими друг на друга, т.к. в них происходит отход от классического деления на материю и дух.

Даже больше. Нейтральный монизм - это одна субстанция, но раздваивающаяся на два самостоятельных явления - материю и дух. Чем не дуализм? И что это  за субстанция? Она объективно существует или субъективно? Она не материальна, не идеальна, тогда какая она? Вы же понимаете весь алогизм данной концепции, который ведет к одному, - признанию бога или просто к логическому абсурду.

Панпсихизм - психика есть у всего, полное одухотворение бытия. Анимизм, пантеизм, - вот, его основы. Конечно, религиозно-идеалистическая концепция, причем невежественная. Не знать, что психика - продукт работы нервных клеток, а сознание - результат взаимодействия психики с социальной средой, - это невежество. Где нервные клетки у придорожного камня? Где общественные отношения у молекул воды? О  чем мы говорим?

Склеено 28 Июль, 2019, 22:57:56 pm
Возможность или невозможность искусственного воспроизведения сознания напрямую с функционализмом не связана.


Связана. Функционализм - это  философское учение о сознании как об алгоритме "ввода-вывода", не связанном с мозгом.  Отсюда фантазии о  том, что сознание можно сконструировать  отдельно  от мозга, сохранить как программу на компьютере. Читайте того же Ревонсуо.

Цитировать
Если верен, например, панпсихизм или нейтральный монизм, то будет достаточно сделать нечто с веществом, и сознание запустится.


Я не так толерантен как некоторые, поэтому скажу: выбросите эти концепции на помойку истории, они антинаучны. Панпсихизм неверен, как и концепция нейтрального монизма.

Цитировать
Кстати, почему когнитивная закрытость человека должна помешать ему воспроизвести сознание искусственно? Какие именно когнитивные ограничения сработают и почему мы не сможем их преодолеть?

Вы сами не понимаете? Если природа сознания, сознание как вид материи недоступен для понимания человеку, то вы никак не сможете его "создать" искусственно в колбе. Как писал тот же Ревонсуо, сознание может быть таким же явлением, как для хомяков теория эволюции или горилл квантовая физика. Это предположение, конечно.

Цитировать
Все процессы в живом организме тоже можно представить в виде физических и химических процессов. Тут нет принципиальной разницы с неживой природы помимо чудовищной сложности живых организмов.

Это устаревшее воззрение редуктивного материализма. Критика его дана.
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.