Автор Тема: Философия - наука или нет?  (Прочитано 341166 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн VasyaBit

  • БЛАЖЕННЫЙ
  • Афтар
  • *
  • Сообщений: 931
  • Репутация: +65/-150
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1560 : 30 Сентябрь, 2019, 07:19:27 am »
Вы намеренно искажаете спор, постоянно меняете тезис, - зачем?
Чтобы показать что отсутствие влияния чего-то на материальный объект, не говорит о нематериальности этого чего-то. Но суть то была прежде всего не в этом, а в том, что вы создаете соломенное чучело, говоря о неких представлениях себя президентом или т.п. В то время разговор шел по поводу влияния мыслей на материальный объект - человека. Если перед человеком, к примеру, лежит яблоко и апельсин, то его мысли кажется что влияют на то, что он возьмет в руку. Сложно представить обычную ситуацию когда человек хочет взять к примеру яблоко, но берет апельсин, потому что мысли не влияют на материальные объекты. То что мысли нематериальны, говорит лишь о том что, за ними стоят конкретные физические процессы в головном мозге. То что мысли это не какая-то самостоятельная сущность, а свойство этих физических процессов.

Оффлайн Jeremy H Boob PhD

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 273
  • Репутация: +157/-64
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1561 : 30 Сентябрь, 2019, 07:37:01 am »
Если Вас разобьет паралич, но никакая мысль о движении не сможет поднять руку или ногу. Это доказывает, что мысль сама по себе идеальна и не может влиять напрямую на движение материальных систем.
Это доказывает, что паралич разрушает связь между идеальным и материальным, присутствующую в нормальном состоянии системы.
Если идеальное влияет на материальное опосредованно, то придется ввести в систему неидеального и нематериального посредника. Это уж чересчур, на мой взгляд.
Если бы мысль никак не "взаимодействовала" с материей, то она навсегда оставалась бы в Вашей "субъективной реальности", не имея никакой возможности "опредметиться".
Стоит обратить внимание на сам процесс "опредмечивания", как на трансформацию идеального в материальное. И снова нам мешает здесь ленинское определение, разделяющее идеальное и материальное, ибо такая трансформация не есть превращение одной субстанции в другую и не результат взаимодействия двух начал, а только изменение отношений в чрезвычайно сложной системе взаимосвязанных материальных объектов. Опредмеченное идеальное только тогда идеальное, когда оно находится в отношении к другому опредмеченному идеальному через связывающего их человека (человека в ильенковском смысле).
Т.е., для понимания проблемы, важнее разобраться сначала с категорией "отношение", нежели с материей и идеальным.
memento mori

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 633
  • Репутация: +13/-0
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1562 : 30 Сентябрь, 2019, 22:52:49 pm »
А если всё же рассмотреть здорового человека, который может выражать свои мысли, управляя своей рукой?

Снова по кругу. Мысль непосредственно не управляет рукой. Мысль управляет рукой опосредованно, - через нервные клетки спинного мозга и нервный ток, регуляция которых осуществляется бессознательно, рефлекторно.

Цитировать
А как же возможность силой мысли менять кровоток в собственном мозге? Вот пример (ссылка научно-популярная, но думаю, что можно "раскопать" и научный оригинал):

Снова. Мысль не управляет кровотоком. Одной мыслью не сможете себе сердце остановить или заставить его биться быстрее. Никакого прямого действия мысли нет. Увеличение кровотока - дело гормонов и иных химических агентов, нервных клеток, которые могут быть задействованы, если вы подумаете, скажем о льве или о сексе с девушкой, - образах фантазии, памяти, но которые организм "не понимает" и реагирует на них как на настоящие. Есть работы Роберта Сапольски,  - прочтите. Мысль иллюзорна, но организм этого не понимает. Потому что мысль - это эволюционно возникшее приспособление для управления телом во враждебной окружающей среде. Третья сигнальная система, если хотите. Рюмка водки аналогично действует на увеличение кровообращения и без всяких мыслей, что доказывает, что увеличение кровообращения или его уменьшение от мыслей непосредственно не зависит. Аналогично, если вы будете под воздействием сильных успокаивающих средств, то любые мысли о льве или сексе никакого воздействия не окажут на Ваши органы.

Цитировать
Весь вопрос - насколько для этих теорий нужна концепция идеального. Для рефлексов "идеальное" - точно лишнее.

Вам не нужна, но кто Вы такой, чтобы Вас слушать? Концепция идеального -  философская концепция, которая эффективно решает определенные проблемы в философской гносеологии. Вы просто это не знаете.

Цитировать
Лично я скептически отношусь к самой возможности отделить какие-то там "идеальные" модели от материального мозга, по крайней мере на данном уровне развития науки.


Вы не понимаете что такое идеальное, поэтому у вас и скептицизм. Если следовать Вашей логике, то любая мысль - материальная система, то есть мы приходим к магии. Если я помыслю бессмертие своего тела, я стану бессмертным. Такова природа мысли. Она не имеет границ, кроме качества и количества полученных знаний в процессе социализации.

Цитировать
Сознание, мысли и личность выглядят как нечто намертво привязанное к мозговой ткани, как физиологические процессы в "куске мяса".

Не думаю, что мысль и личность есть "физиологический" процесс. Это попросту неверно.

Цитировать
Если бы эта иллюзия не влияла бы ни на что материальное, то общение с другими людьми было бы принципиально невозможным.

Чушь. Логически неверное заключение. Связи между иллюзорной природой мысли и общением людей, - никакой нет. Не придумывайте. Наоборот, эта субъективная природа мысли никак не мешает общению, коммуникации между людьми, хотя уже между человеком и тараканом никакого общения не получится. Иллюзорная субъективная природа мысли опредмечивается в языке, в формах общественного сознания, - это достаточный механизм.

Склеено 30 Сентябрь, 2019, 23:12:46 pm
Это доказывает, что паралич разрушает связь между идеальным и материальным, присутствующую в нормальном состоянии системы.

Верно, и связь - это нервные клетки спинного мозга, регулируемые на основе безусловных рефлексов. Идеальное, здесь, - психическая система управления телом, действующая на физиологию тела опосредованно.

Цитировать
Если идеальное влияет на материальное опосредованно, то придется ввести в систему неидеального и нематериального посредника. Это уж чересчур, на мой взгляд.

Не думаю. Идеальное - не какое-то сверхъестественное. Мы говорили об этом "онтологическом" противоречии. Идеальность мысль - это условное вводное, необходимое для разделения вещественного, ощущаемого, объективного от психического, неощущаемого, но воображаемого, субъективного. Идеальное влияет на какие-то конкретные процессы в организме через образы, которые сами по себе имеют рефлекторную природу. Например, секс, еда, враг и т.д. Архетипы  - это реальные психические образы, имеющие рефлекторную основу в самой биологии человека. Идеальное лишь узурпирует эти образы, но ими не исчерпывается. Идеальное просто вышло из под контроля, получило свободу. Так, образ бесполого ангела ничего во мне не вызывает, но если я воображу ангела с телом женщины, и довольно сексуальной женщины, то реакция возникнет, хотя и никакого ангела рядом со мной нет. В этом суть идеального, - иллюзия, виртуальное моделирование. Оно как бы нематериально гносеологически, но онтологически, - материально. Мы ничего не поделаем с этим диалектическим противоречием, - таково нынешнее состояние философской науки. Может, появится гений, который решит эту проблему в новой теории. Однако само наличие такой проблемы - не повод деградировать до дуализма или панпсихизма, ища в нем ложный монизм.

Таким образом, дихотомия идеальное-материальное сохраняется, но только в системе философской гносеологии, в философской онтологии никакой дихотомии не существует. В процессе обучения, познания особью мира и общества, особь приобретает информационный пул, - образы, мысль, идеи, что составляет его личную субъективную психическую реальность, - его личное идеальное, существующее само по себе только благодаря возможности мозга к абстрагированию, моделированию, запоминанию, представлению. Эти образы, идеи возникают и закрепляются с определенными физиологическими, социальными, биологическими стимулами, имеющими рефлекторную или социально обусловленную природу. Активация какой-то идеи, ведет к появлению очагу возбуждения в мозгу, что влечет за собой активацию иных реакций, в том числе и гормональных, физиологических. Например, мысль о нападающем волке, заставляющая человека судорожно повернуться в сторону темной чащи, ожидая нападения, хотя никакого волка в этой чаще может и не быть. Так эта система работает. Мысль о волке не порождает волка, а при отсутствии волка, она является просто ложной, а так как волк может быть и без всякой мысли о нем, - напасть на беспечного человека, не думающего о волке в этот момент, но мысль сама по себе, в том числе о волке, носит виртуальный, иллюзорный характер, то есть прямой связи между мыслью и вещью не существует. В этой особенность идеального вообще, суть вторичности сознания, мысли, идеальности по отношению к телу, мозгу и материальному.

Цитировать
Если бы мысль никак не "взаимодействовала" с материей, то она навсегда оставалась бы в Вашей "субъективной реальности", не имея никакой возможности "опредметиться".

Никто из нас подобное не утверждал.

Цитировать
Т.е., для понимания проблемы, важнее разобраться сначала с категорией "отношение", нежели с материей и идеальным.

Согласен. И как планируете начать разбираться?
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1563 : 30 Сентябрь, 2019, 23:39:02 pm »
Снова по кругу. Мысль непосредственно не управляет рукой. Мысль управляет рукой опосредованно, - через нервные клетки спинного мозга и нервный ток, регуляция которых осуществляется бессознательно, рефлекторно.
Но если раскручивать цепочку "рука - нервные волокна в руке - спинной мозг - .... - мысль", то на месте многоточия должны быть какие-то материальные посредники. Какие? Где граница между посредником и самой мыслью? Где именно в теле происходит "опредмечивание" мысли, которое Вы упоминали?

Увеличение кровотока - дело гормонов и иных химических агентов, нервных клеток, которые могут быть задействованы, если вы подумаете, скажем о льве или о сексе с девушкой, - образах фантазии, памяти, но которые организм "не понимает" и реагирует на них как на настоящие.
Если фантазии, образы и память нематериальны, то что именно тогда вызывает материальные изменения в виде описанных Вами физиологических процессов? Какая именно часть материального организма реагирует на нематериальное? Может, всё проще и "вы подумали" - это и есть описанная Вами физиология, и идеи о каком-то там идеальном, принципиально отличном от физиологии - это просто неспособность абстрагироваться от представления о самом себе как о чём-то высшем, стоящем вне законов физики и отличным от куска вещества? И тогда не нужно опредмечивания, человек полностью материален, как и любое другое животное.

Мысль не управляет кровотоком. Одной мыслью не сможете себе сердце остановить или заставить его биться быстрее.
Если бы она не влияла бы на кровоток, то не было бы возможным с помощью fMRT общаться с парализованными людьми. Или с помощью электродов в мозге определять тот момент, когда человек начинает думать о джедаях. Кстати, кровоток будет меняться, а потенциал на электродах меняться от мыслей даже если человек под действием успокоительного.

Концепция идеального -  философская концепция, которая эффективно решает определенные проблемы в философской гносеологии.
Но пользовался ли ей Павлов?

Если следовать Вашей логике, то любая мысль - материальная система, то есть мы приходим к магии. Если я помыслю бессмертие своего тела, я стану бессмертным. Такова природа мысли. Она не имеет границ, кроме качества и количества полученных знаний в процессе социализации.
1) Не приходим, т.к. любые материальные системы, в т.ч. человек, ограничены законами природы. И так получилось в нашей Вселенной, что маломощные нервные импульсы в нашем мозге никакой магии породить не могут.
2) И также у неё есть физиологические ограничения, связанные с самим мозгом. Как я уже говорил, никакой социализацией из человека не выжать мегафлопс, не расширить рабочую память до нескольких сотен объектов и т.п. Хотя иной раз очень хочется.

Склеено 30 Сентябрь, 2019, 23:45:07 pm

Оно как бы нематериально гносеологически, но онтологически, - материально.
А гносеологически-то почему не материально? Человек что, не может исходить из того, что его память - это некие структуры в мозге, а мысли - это нервные импульсы? Более того, даже с гносеологической точки зрения материальность содержимого нашей психики становится актуальной в свете активного взаимодействия психологии с психиатрией и нейронауками. Да, это всё ещё в младенчестве, но процесс набирает обороты.

Склеено 30 Сентябрь, 2019, 23:50:46 pm
Идеальное, здесь, - психическая система управления телом, действующая на физиологию тела опосредованно.
Так где именно посредник и обнаружили его ли в тело инструментально? Особенно в примере, когда парализованный человек думает либо о теннисе, либо о доме, у него начинает меняться кровоток в мозге. Если философия действительно является наукой, то тогда гипотеза о том, что некое идеальное опосредованно воздействует на вещество, то нужно будет естественнонаучными методами найти и предъявить посредника и механизм "опредмечивания".

Оффлайн Born

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 10 333
  • Репутация: +508/-461
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1564 : 01 Октябрь, 2019, 04:55:06 am »
теле находится посредник между материальной рукой и нематериальной мыслью?
Вы решили "трyднyю проблемy сознания"? Если Вы внятно ответите на этот вопрос, то Нобелевка Ваша. Да, что там Нобелевка, это доказательство не cyществования дyши. Это лекарство от шизофрении и подобных тяжёлых психозов и т.д.
Ваша свобода заканчивается там,где начинается моя.

Оффлайн VasyaBit

  • БЛАЖЕННЫЙ
  • Афтар
  • *
  • Сообщений: 931
  • Репутация: +65/-150
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1565 : 01 Октябрь, 2019, 06:44:43 am »
Снова по кругу. Мысль непосредственно не управляет рукой. Мысль управляет рукой опосредованно, - через нервные клетки спинного мозга и нервный ток, регуляция которых осуществляется бессознательно, рефлекторно.
Т.е мысль управляет нервными клетками? Но разве нервные клетки не материальны? Разговор идет о влиянии мыслей на материю, а все ваши заявления что мол влияет опосредованно, это софистика.
Увеличение кровотока - дело гормонов и иных химических агентов, нервных клеток, которые могут быть задействованы, если вы подумаете, скажем о льве или о сексе с девушкой, - образах фантазии, памяти, но которые организм "не понимает" и реагирует на них как на настоящие.
А разве не эти образы льва и девушки вы называете идеальным? Получается что эти якобы идеальные сущности влияют на материальные процессы в теле человека, заставляют выделят гармоны и т.п
Потому что мысль - это эволюционно возникшее приспособление для управления телом во враждебной окружающей среде.
Вот видите вы сами считаете что мысль управляет телом, т.е материальным объектом. Но с другой стороны вы отрицаете материальность мысли, поэтому получается что либо нематериальное управляет материальным, либо мысль материальна. Но оба эти утверждения ошибочны, т.е мысль не самостоятельный объект, а свойство конкретного физического процесса. Возьмите к примеру станок с ЧПУ, может показаться что им управляет нематериальная информация- программа. Но если мы внимательно посмотрим на устройство этого станка то увидим что это исключительно физическое устройство.  Или к примеру может показаться что печатая буквы на клавиатуре в компьютере возникают некие "идеальные" буквы, но в действительности это не так, нажатие на конкретную клавишу генерирует конкретный исключительно физический сигнал, и все дальнейшие процессы в компьютере имеют исключительно физическую природу. Мысль это результат абстракции свойства материального процесса от самого этого материального процесса. Хотя вам и может казаться что мысль это некий самостоятельный так называемый идеальный объект.
Если следовать Вашей логике, то любая мысль - материальная система, то есть мы приходим к магии. Если я помыслю бессмертие своего тела, я стану бессмертным. Такова природа мысли. Она не имеет границ, кроме качества и количества полученных знаний в процессе социализации.
Мысль это свойство материального процесса, и никакой магии нет. Магия возникает у вас, т.к вы верите что мысль всемогуща, но это не так, вы можете подумать предложение "я бессмертен"  или пойти на другие уловки но помыслить себя бессмертным вы не можете.

Верно, и связь - это нервные клетки спинного мозга, регулируемые на основе безусловных рефлексов. Идеальное, здесь, - психическая система управления телом, действующая на физиологию тела опосредованно.
Так что это за посредник? Некая сверхестественная душа на которую воздействует некое идеальное, а уже она в свою очередь воздействует на материальное тело?  О каком не материальном и в то же время не идеальном посреднике вы говорите?  Т.к если посредник материальный то у нас есть воздействия некого идеального на материальное.

Склеено 01 Октябрь, 2019, 06:56:21 am

Вы решили "трyднyю проблемy сознания"? Если Вы внятно ответите на этот вопрос, то Нобелевка Ваша.
Философам нобелевку не дают.
Да, что там Нобелевка, это доказательство не cyществования дyши. Это лекарство от шизофрении и подобных тяжёлых психозов и т.д.
То что души не существует известно уже довольно давно в этом нет никакого великого открытия. 
« Последнее редактирование: 01 Октябрь, 2019, 07:11:26 am от VasyaBit »

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1566 : 01 Октябрь, 2019, 10:17:33 am »
Вы решили "трyднyю проблемy сознания"? Если Вы внятно ответите на этот вопрос, то Нобелевка Ваша. Да, что там Нобелевка, это доказательство не cyществования дyши. Это лекарство от шизофрении и подобных тяжёлых психозов и т.д.
Вы не так давно утверждали, что диамат - это наука, причём решившая проблему соотношения между материей и сознанием. Если так, то у неё уже должны быть по крайней мере научные доказательства несуществования души. Если же их нет, то тогда теория отражения - это не научная теория, а в лучшем случае научная гипотеза, а в худшем - метафизика. Вы уж сами определитесь, научны ли философия и диамат.

Более того: наука и безо всякого диамата уже накопила много эмпирического материала, который крайне плохо согласуется с идеей души, и даже с какими-то там "свободой волей", "мыслью" и "личностью", управляющей "мозгом".

Оффлайн vorlon

  • Десантники атеизма
  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 582
  • Репутация: +18/-7
  • Я - атеист
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1567 : 01 Октябрь, 2019, 10:28:40 am »
То что души не существует известно уже довольно давно в этом нет никакого великого открытия. 
Смотря что считать душой. Я понимаю душу как нематериальное в человеке: мысли, чувства,бессознательное. Поэтому да, душа существует, но она не может существовать без тела. Поэтому материя первична.
Мой сайт, посвященный атеизму и критике религий: http://domateista.ru/

Оффлайн VasyaBit

  • БЛАЖЕННЫЙ
  • Афтар
  • *
  • Сообщений: 931
  • Репутация: +65/-150
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1568 : 01 Октябрь, 2019, 10:40:01 am »
Смотря что считать душой. Я понимаю душу как нематериальное в человеке: мысли, чувства,бессознательное. Поэтому да, душа существует, но она не может существовать без тела. Поэтому материя первична.
Т.е под душой вы имеете ввиду психику?

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1569 : 01 Октябрь, 2019, 10:47:50 am »
Смотря что считать душой. Я понимаю душу как нематериальное в человеке: мысли, чувства,бессознательное. Поэтому да, душа существует, но она не может существовать без тела. Поэтому материя первична.
Но так ли уж это всё нематериально? Ведь реализованы они на материальном субстрате, любому событию в нашей психике соответствует какой-то процесс в мозге. Так что мысли и чувства столь же материальны, как дыхание, пищеварение, потоотделение и т.п.