Многие древние боги рождались 25 декабря, воскресали на третий день, были распяты на кресте, имели 12 учеников, старозаветный Иосиф был предан, например, не апостолом, а старшим братом. Но христианство как учение, первоначально гуманное, принесшие якобы освобождение от рабовладельческого строя, описал Карл Каутский.
На самом же деле христианство принесло представление об аде, как исключительно мучительном месте пребывания душ грешников и пожалуй все. В древности у всех богов, все души, не попадающие в рай на Елисейские поля, попадали в подземелья и томились там.Геенна огненная произведения последователей христианского вероучения, где не только бог должен был страдать на кресте, но и все, желающие вечности, также должны были страдать. То есть христианство впервые не отделяло грешников от праведников. Грешника не надо было как привидениям без шансов попасть на небо или возродиться жить и перевоспитываться в виде привидений. Их банально жарили на сковороде.
Ад как таковой существует не во всех мировых религиях. Есть некое понятие о загробном мире, где одним чуть хуже, другим чуть лучше, и каждому по делам его. Преисподняя как место наказания грешников стала популярной темой в связи с распространением христианства. Конечно, ад существует в буддизме (Нарака), верованиях майя (Шибальба), у скандинавов (Хельхейм), но нигде, помимо христианства, ему не придавалось такого значения, нигде он не был прорисован настолько ярко, красочно, эффектно. Впрочем, христианство всегда лучше иных религий умело показать красивую картинку — в целях привлечения или устрашения.
В 1439 году на Флорентийском соборе католическая церковь официально пошла на сделку с богом и приняла догмат о чистилище — наверняка не без влияния Данте, к тому времени давно уже покойного. Попадать сразу в ад на вечные муки без возможности искупления людям не хотелось. Сказка о чистилище зародилась в народе (причём ещё в ветхозаветные времена), папа Григорий I в конце VI века признал справедливость нововведения, Фома Аквинский и Данте его систематизировали, а церковь пошла навстречу людям и подарила им шанс на спасение. Чистилище стало промежуточ ной территорией между адом и раем. Неоднозначные грешники (например, праведные, но некрещёные) не сразу отправлялись на муки вечные, а попадали сначала в чистилище, где в течение некоторого времени искупали свои грехи путём молитв. В помощь грешнику идут и молитвы за него живых людей. На Тридентском соборе 1562 года учение о чистилище официально подтвердили. Что характерно, суровое православие это учение отвергает: раз грешник — значит в ад, никакого снисхождения. Отвергает его и протестантизм, но там всё-таки гораздо более снисходительные требования к кандидату в обитатели рая.
То есть первоначальное христианство были гораздо жестче в своих догматах.