Автор Тема: Марксизм и отечественная историография о Востоке.  (Прочитано 24381 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 617
  • Репутация: +40/-55
(Нет темы)
« Ответ #40 : 04 Март, 2010, 12:02:46 pm »
Дядьки, сори что не по теме, но вот:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЛОВКИ – приемы, используемые в споре для победы, для убеждения или принуждения оппонента принять тезис. Эти приемы могут быть корректными (дозволенными) и некорректными (недозволенными).

Корректные приемы:

• захват инициативы в споре (предложить свою формулировку предмета спора, план обсуждения, направлять ход спора в нужном для себя направлении);
• возложение бремени доказывания или опровержения на оппонента;
• концентрирование внимания и действия на наиболее слабом звене в аргументации оппонента;
• использование эффекта внезапности (использование возвратного довода);
• стремление взять последнее слово в споре и др.

Некорректные приемы:

• аргумент к личности – ссылка на личные особенности оппонента, его убеждения, вкусы, внешность, достоинства и недостатки;
разновидности этого приема: аргументы к тщеславию (лесть), «навешивание ярлыков» и др.;
• аргументы к авторитету – ссылка на высказывания, мнения известных людей;
• аргументы к публике – ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей;
• аргументы к силе – угроза неприятными последствиями, в частности угроза применения или прямое применение каких-либо средств принуждения;
• аргументы к жалости – возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия;
• аргумент к невежеству – использование таких фактов, положений, о которых оппонент ничего не знает, ссылка на сочинения, которых он, как заведомо известно, не читал; в обойме таких приемов проходит и ложный довод, т.е. суждение, являющееся неистинным, причем говорящий знает об этом.

К психологическим некорректным уловкам относятся и намеренные логические ошибки: подмена тезиса и др.

Как думаете, которых больше?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Yupiter »
Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 644
  • Репутация: +14/-0
(Нет темы)
« Ответ #41 : 28 Март, 2010, 23:38:35 pm »
Немного "прибрался". В данной теме были развиты четыре самостоятельной темы: о марксизме, о Клеопатре и Риме, о естественных правах и флуд сталинюги и Vivekkkа. Принцип: содержание темы должно строго соответствовать названию темы. Все остальное - в отдельные темы, в Флейм или в "расход".
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Снег Север

  • Гость
Не вижу серьезных причин рассматривать очередную «профессорскую» глупость «свободную от марксистских шор», т.е., проще говоря, свободную от научности, следования фактам и от здравого смысла. Нет так же смысла в критике очередной попытки реанимировать труп «азиатского способа производства», который, как самостоятельная формация, никогда не существовал. Достаточно напомнить, что Маркс, ошибочно введший это понятие, сам очень быстро от него отказался.

Но интересно отметить методику «профессорской» фальсификации. Возьмем пример из приведенной Vivekkk’ом цитаты. Например, Маркс пишет:
Цитировать
«Если не частные земельные собственники, а государство непосредственно противостоит непосредственным производителям, как это наблюдается в Азии, в качестве земельного собственника и вместе с тем суверена, то рента и налог совпадают, или, вернее, тогда не существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельной ренты. При таких обстоятельствах отношение зависимости может иметь политически и экономически не более суровую форму, чем та, которая характеризует положение всех подданных по отношению к этому государству. Государство здесь – верховный собственник земли. Суверенитет здесь – земельная собственность, сконцентрированная в национальном масштабе. Но зато в этом случае не существует никакой частной земельной собственности, хотя существует как частное, так и общинное владение и пользование землей».
А профессор комментирует написанное так:
Цитировать
Заключая эту мысль, стоит еще раз сконцентрировать внимание читателя на том, что, по идее Маркса, в условиях отсутствия частной собственности на передний план выходит государство как верховный собственник и высший суверен, т. е. как высшая абсолютная власть над подданными. Государство в этом случае становится деспотией, правитель – восточным деспотом, а подданные оказываются в состоянии поголовного рабства (все рабы, каждый – раб перед лицом вышестоящего). Такое государство не выражает интересы господствующего класса собственников, ибо нет ни собственников, ни классов. Оно стоит над обществом, подавляя его собой.
Где у Маркса профессор узрел подобный набор глупостей? С какого бодуна «государство в этом случае становится деспотией, правитель – восточным деспотом, а подданные оказываются в состоянии поголовного рабства (все рабы, каждый – раб перед лицом вышестоящего)»??? Это Гегель, а не Маркс изрек нечто по поводу «поголовного рабства». А Маркс пишет, фактически, прямо противоположное: «При таких обстоятельствах отношение зависимости может иметь политически и экономически НЕ более суровую форму, чем та, которая характеризует положение всех подданных по отношению к этому государству». Для лучшего понимания этой фразы надо помнить, что государство в "западных" формациях часто выступало как ограничитель произвола частных собственников в отношении зависимых классов.

Вот на таких примитивных фальсификациях и держится вся антимарксистская «наука».
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »

Снег Север

  • Гость
(Нет темы)
« Ответ #43 : 29 Март, 2010, 07:57:27 am »
Наконец-то сумел разыскать цифровую копию монографии Никифорова - Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., «Наука», 1977.

Там по теме – разбор всех основных концепций истории Древнего и средневекового Востока. Автор пишет: «При любом отношении к выдвинутым в ходе дискуссии новым гипотезам, несомненно одно: нам предъявлена серьезная заявка на открытие, нуждающаяся теперь в проверке. Правда, авторы заявки расходятся в отношении того, какая формула должна быть принята взамен прежней «пятичленной». Будет ли это теория азиатского способа производства? Или единой для всех стран (не только стран Востока) докапиталистической классово антагонистической формации (как бы она ни называлась—личностной, феодально-рабовладельческой или феодальной) ? Или будет узаконена смешанная азиатско-рабовладельческо-феодальная формация? Или какая-нибудь еще? Но при наличии резких расхождений в позитивной части по крайней мере большинство сторонников разных направлений, выступающих против «пятичленной» схемы, сходятся на том, что: 1) рабовладельческого строя на Востоке не было; 2) феодальное общество в истории не являлось стадией, закономерно следовавшей за рабовладельческим; 3) в докапиталистических обществах определяющую роль играли 'неэкономические «личностные» отношения; 4) концепция В. В. Струве и его сторонников не была в свое время должным образом обоснована; 5) современная дискуссия возникла из-за того, что в прокрустово ложе «пятичленной» концепции не укладываются новые факты, добытые наукой; 6) выход из тупика предлагает теория азиатского способа производства; 7) автор представления об особом общественном строе на Востоке — К. Маркс; 8 ) К. Маркс, выдвинув теорию азиатского способа производства, никогда не отказывался от нее; 9) К. Маркс (а также, по мнению ряда участников дискуссии, Ф. Энгельс и В. И. Ленин) никогда не считали, что в истории стран Азии и Африки имелся период рабовладельческого общества; 10) выводы социологических дискуссий 20—30-х годов неверны либо сфальсифицированы.
Эти положения предстоит проверить. Потому что требование участников современной дискуссии — не принимать на веру никаких утверждений — относится, несомненно, и к их собственным положениям.»

Далее, я буду, для краткости и удобочитаемости, не столько цитировать, сколько пересказывать Никифорова. Проверить правильность пересказа желающие могут, прочитав оригинал.

Итак, к чему сводится критика «пятичленной» схемы?
Общим отправным моментом для авторов многих выдвинутых в ходе дискуссии концепций можно считать отказ от «пятичленной» схемы (согласно которой в качестве основных этапов истории человечества надо рассматривать пять формаций — первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, имеющую первой фазой социализм). Факты, установленные исторической наукой, утверждают эти авторы, противоречат принятой до сих пор «пятичленной» периодизации. Главный упор в их критике делается на отрицание рабовладельческой формации (которой большинство народов земли, видимо, и в самом деле не знало). Так Л.В.Данилова уверяет, что факт, что многие народы миновали в своем развитии, скажем, рабовладельческий строй, объясняется не «ускоряющим воздействием более передовых систем», а действием каких-то иных «специфических закономерностей». Естественно, возникает вопрос: каких именно? К сожалению, ответа Данилова не дает. Кстати, это же характерно для всех остальных критиков «пятичленки» - они решительно неспособны дать позитивной альтернативы критикуемым ими положениям. Кроме того, наблюдается вторая настораживающая черта – критикуя некие тезисы оппонентов, критики упорно избегают называть их конкретных авторов. А. Я. Гуревич, второй автор, решительно возражавший в свое время против представлений, будто «существует некое обязательное расписание „движения" народов последовательно через все формации, открытые Марксом», также не называет ни имен сторонников критикуемого им положения, ни их работ. Такая форма полемики всегда опасна; можно незаметно придумать себе несуществующего противника и в борьбе против его «схемы» впасть в противоположную крайность—недооценку общих закономерностей.

Противники «пятичленной» схемы, независимо от характера их собственных взглядов, сходятся, как мы уже говорили, на том, что древневосточное общество служит самым наглядным доказательством ее непригодности, поскольку рабовладельческого строя в странах древнего Востока, по их словам, явно не было. Именно здесь они видят наиболее очевидную попытку вогнать конкретные факты в прокрустово ложе схемы.

Еще Гюнтер и Шрот ссылались на то, что в древневосточных странах рабы не составляли большинства в производстве и не играли ведущей роли в классовой борьбе (там не было революций рабов). Основной категорией непосредственных производителей и главной силой эксплуатируемых в классовой борьбе были свободные крестьяне. Эти факты до сих пор остаются главным конкретным возражением против «рабовладельческой» концепции. Не будем пока задерживаться на обстоятельстве, которое должно, казалось бы, сразу броситься всем в глаза, но не было в то время замечено ни самими Гюнтером и Шротом, ни их критиками. Дело в том, что приведенные ими факты были характерны не только для древневосточных, но и для древнегреческого и древнеримского обществ, которые авторы почему-то продолжали считать рабовладельческими. И в странах античного Средиземноморья те категории трудящихся, которых Гюнтер и Шрот считают рабами, видимо, не составляли большинства эксплуатируемых, и в этих странах не было (как теперь общепризнано) «революции рабов».

Новых исторических данных, которые были бы неизвестны сторонникам «рабовладельческой» концепции, до сих пор не приведено никем. Из известных фактов их оппоненты все время повторяют довод о количественном преобладании нерабских элементов в производстве и в классовой борьбе на древнем Востоке.

Лишь один из авторов новых гипотез — Ю. И. Семенов — посвятил две статьи критике оппонентов. Основное внимание, правда, он уделил разбору работ других противников «пятичленной» схемы (Л. С. Васильева, М. В. Крюкова). Мы же пока остановимся на его замечаниях в адрес сторонников «рабовладельческой» концепции.
В работах Л. В. Симоновской Ю. И. Семенов находит «догматизм, начетничество, схоластику», «крайне скудный фактический материал», «шаблон, по которому кроятся и перекраиваются факты» [752, 151]. О статье Р. Ф. Итса говорится, что «тезиса о рабовладельческом характере этого (иньского—первого классового в Китае.—В. Н.) общества доказать автору не удалось» [752, 161]. Однако и Ю. И. Семенов не подкрепляет эти свои утверждения историографическим анализом.
Несколько конкретней подошел Ю. И. Семенов к двум работам Л. И. Думана. Из их сравнения он справедлива устанавливает, что Л. И. Думай непоследователен в своей оценке иньского общества. Однако вывод Ю. И. Семенова вызывает удивление: «И то, что мы не знаем, каковы в действительности взгляды Л. И. Думана на социально-экономические отношения в древнейшем Китае, вынуждает нас отказаться от рассмотрения его работы» {752, 161]. Почему? Разве колебания ученого в каком-то вопросе снимают необходимость изучать его труды? При таком подходе пришлось бы, например, совершенно не рассматривать вклад в данную дискуссию самого Ю. И. Семенова, который неоднократно менял, и в очень существенных моментах, свои взгляды.
Больше всего места Ю. И. Семенов отвел критике Т. В. Степугиной. Он доказывает ошибочность ее положений о сохранении в классовом иньском обществе «первобытной демократии» и «равноправия» (нужно было, очевидно, сказать о «пережитках» первобытной демократии, о «формальном» равноправии). Спор идет, следовательно, не о рабовладельческом или нерабовладельческом строе в древнейшем Китае, а о классовом или неклассовом характере этого общества вообще.
В заключение Семенов касается вопроса о рабах, но ограничивается замечанием, обычным для статей противников «рабовладельческой» концепции. Из статьи Степугиной, пишет он, видно, что хозяйственное значение рабов в древнейшем Китае было невелико. «Чьими же руками, в таком случае, создавались огромные богатства ванов и аристократии, где же их источник?».
Следовательно, выступая против традиционной схемы, и Семенов в данном случае оперирует лишь доводом о необходимости господства рабского труда в производстве, причем, несомненно, имеются в виду рабы «классического» типа. Видимо, это в самом деле главное принципиальное возражение, способное в глазах многих поставить под сомнение основы «рабовладельческих» представлений о древнем Востоке.
Историку древнего мира приходится иметь дело с различными формами эксплуатации. В слаборазвитых обществах это, прежде всего, илотия (в различных ее формах). Численное преобладание илотов над эксплуатирующей их социальной прослойкой сомнений не вызывает, равно как и тот факт, что илоты занимались непосредственно земледельческим трудом. Касаясь  данной   категории эксплуатируемых, Е. М. Медведев, как некоторые другие противники концепции В. В. Струве, оперирует доводом: «Кажется по всем объективным показателям очевидным, что земледельцы, живущие в деревнях, ведущие индивидуальное семейное хозяйство, лично зависимые от господина и выплачивающие ему оброк, представляют собой феодальных крепостных крестьян в системе феодального уклада. Однако Г. Ф. Ильин считает все это только „внешним" сходством». Но что, если Г. Ф. Ильин прав, и Е. М. Медведеву, как он сам выразился, только «кажется» будто илот и феодальный крепостной одно и то же? Имеем мы здесь внешнее сходство или сущность явлений едина — можно решить, очевидно, только посмотрев, которое предположение больше подходит для объяснения реальных исторических процессов. Отметим пока, что из илотии вырастают не капиталистические (как при феодализме), а развитые рабовладельческие отношения, что говорит скорей в пользу концепции Г. Ф. Ильина.
Отметим, кроме того, что с самого начала мы столкнулись с двумя чертами современной дискуссии (дальше они все время будут бросаться в глаза). Первая: неточность выражений, ведущая иногда к мнимым расхождениям с оппонентами, иногда же к подлинным противоречиям с самим собой, что способно затянуть споры до бесконечности. Вторая: обсуждение исторических проблем все время поневоле сползает в область историографии, приходится проверять и доказывать, что в действительности писалось и что вытекает из написанного.
В концепции В. В. Струве подвергается критике и ряд частных моментов: представление, будто так называемое крестьянство в странах древнего Востока было свободным и не эксплуатировалось посредством государственных налогов; определение общества древнего Востока не просто как рабовладельческого, а как раннерабовладельческого и т. д. Эти вопросы, по которым и между сторонниками «рабовладельческой» концепции нет единства, не касаются главного: признания древневосточных обществ в принципе однотипными с античными, т е. рабовладельческими обществами.
Прямая критика «пятичленной» концепции не выглядит, таким образом, достаточно убедительной.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »

Снег Север

  • Гость
(Нет темы)
« Ответ #44 : 29 Март, 2010, 08:10:10 am »
Теперь рассмотрим основную «альтернативу» противников «пятичленки» - «азиатский способ производства», как основа особой формации. Понятное дело, речь идет о том же, что Ю. Семёнов в своих работах именовал «политарным обществом», А. Дробан – «государственно-общинным строем», а Л. С. Васильев - «государственным способом производства».
Сейчас ее сторонники единодушно понимают под азиатским способом производства такой строй, при котором: отсутствует частная собственность на средства производства, прежде всего на землю; нет класса эксплуататоров — частных владельцев средств производства, есть общины, фактически владеющие землей и эксплуатируемые государством (в лице класса эксплуататоров-чиновников). Значительная часть сторонников данной гипотезы подчеркивает деспотический характер «азиатской» власти. Возникновение особой общественной формации, основанной на азиатском способе производства, объясняют специфическими условиями Востока: потребностью в искусственном орошении, без которого невозможно земледелие и которое должно было привести к сильной центральной власти, регулирующей водное хозяйство и закрепляющей существование общин.
Как известно, каждая классово антагонистическая формация имеет свою, присущую только ей систему производственных отношений (отношения собственности, особый вид эксплуатации), свою специфическую надстройку, основывается на таких особенностях производства, которых нет при других формациях. В «азиатском» обществе есть как будто все эти элементы: специфика производственных отношений — отсутствие частной собственности на землю, эксплуатация общин государством; особенность надстройки — совпадение государственного аппарата с господствующим классом, деспотия; особый характер производительных сил — решающая роль искусственного орошения. Иными словами, эту концепцию никак не упрекнешь в отсутствии стройности и законченности. Необходимо только подтвердить ее фактами.
Большинство работ сторонников «азиатского способа производства» ставит теоретические проблемы, не занимаясь специально исследованием конкретных фактов всемирной истории. Один из немногих - Е. С. Варга, хотя тоже был занят преимущественно теоретической стороной дела, коснулся все же и вопроса о реальном существовании азиатского способа производства. Он справедливо заметил, что дело, в конечном счете, сводится к тому, «доказали ли последние исследования: неправильность „гипотезы" Маркса (об азиатском способе производства.—В. Н.) или нет? Существовал ли в истории где-либо азиатский способ производства?».
Правда, академик Варга высказался при этом против «длительных исторических экскурсов», так как исходил из• несомненности признанного будто бы всеми существования азиатского способа производства. Два конкретных примера в своей книге он все же привел: 1) Как могли, спрашивал автор, в пустыне возникнуть города, храмы, пирамиды «без оросительных сооружений, то есть без сильной государственной власти, создающей и регулирующей водное хозяйство, то есть без азиатского способа производства?». 2) В восточных языках нет даже слова «землевладелец», что говорит об отсутствии на Востоке частной земельной собственности.
Не знаем, найдется ли хоть один человек (хотя бы из сторонников гипотезы азиатского способа производства), который согласен с примерами, приведенными Е, С. Варгой. Действительно, почему строительство оросительных сооружений, городов, храмов и пирамид, существование сильной государственной власти невозможны без азиатского способа производства? Сильная центральная власть, проводившая ирригационные работы, существовала (и существует) при самых различных общественных формациях. Еще проще опровергается второй пример: вопреки утверждению Варги, слово «землевладелец» (как и другие термины, более или менее аналогичные европейским наименованиям разных категорий феодалов) в восточных языках имеется (в современном китайском языке, например, «землевладелец» буквально соответствует слову «дичжу»).
В некоторых статьях формационная принадлежность того или иного общества определяется по большей или меньшей роли государства в регулировании экономических отношений. Так, в статье, совместно написанной М. Г. Козловой, Л А Седовым и В. А. Тюриным, говорится, что «в Юго-Восточной Азии не сложилось ничего подобного европейской иерархической системе, основанной на частнофеодальной земельной собственности и независимом от государственной власти богатстве. Государства этого региона остались по• преимуществу бюрократическими. Статус человека определялся там прежде всего и главным образом его местом в служебной иерархии. Все это, — по словам авторов, — позволяет говорить, что изменения и сдвиги XIV—XV вв. происходили в Юго-Восточной Азии лишь в порядке эволюции в. рамках азиатского способа производства, предстающего как такой тип общественной структуры, внутри которого выделяются свои стадии, отличные от формаций, наблюдаемых в Европе».
Получается, что главным признаком особого «азиатского» строя, отличного от рабовладельческого и феодального, М. Г. Козлова, Л. А. Седов и В. А. Тюрин считают большую роль государства. Но она имела место в разных общественно-экономических формациях, особенно на стадии формирования нового строя. Известна, например, исключительная роль государства в классически рабовладельческой Римской империи, совпадение понятий «эксплуататоры» и «государство» в совсем не «ирригационной» древней Спарте; доказаны важные функции государства при становлении феодальных отношений в классических феодальных странах Западной   Европы.   В европейском средневековье развитие «частнофеодальной земельной собственности» и «независимого от государственной власти» богатства — явление довольно позднее. Поэтому и значительная роль государства, государственной собственности в Камбодже не обязательно опровергает существование там феодального строя: может быть, они свидетельствуют лишь о сравнительно невысокой степени развития феодальных отношений или о наличии отношений рабовладельческих.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »

Снег Север

  • Гость
(Нет темы)
« Ответ #45 : 29 Март, 2010, 09:25:49 am »
Все сторонники гипотезы азиатского способа производства находят в «азиатской» формации особый способ эксплуатации, но не расшифровывают его. В самом деле: если общинников эксплуатировал государственный аппарат, то в чьих интересах? В своих собственных? Но если это так, то факт эксплуатации крестьян в «азиатском» обществе непосредственно государством означает лишь, что господствующий класс, владеющий средствами производства коллективно, совпадает с государственным аппаратом9. Но какие методы эксплуатации этот господствующий класс применяет, мы бы по-прежнему не узнали, а потому не определили бы характер эксплуататорского класса и всего общества.
Если господствующий класс, объединенный в единую государственную организацию, эксплуатирует трудящихся в основном методами капиталистического найма, перед нами государственный капитализм (мы взяли, конечно, чисто теоретический пример: фактически при капитализме мы не знаем случая, чтобы господствующий класс полностью совпадал с государственным аппаратом). В докапиталистических классовых обществах, где внеэкономическое принуждение играет большую,  иногда — при  рабовладении — преобладающую роль в экономике, господствующий класс чаще стремится слиться с государственной машиной, особенно в условиях распространения ранних форм частной собственности. Если господствующий класс,  объединенный в  «государство», эксплуатирует крестьян, опираясь на свое владение землей плюс внеэкономическое принуждение, речь будет идти о феодальном государстве и обществе. Но попробуем представить себе господствующий класс, эксплуатирующий народ только через государственный аппарат — путем высоких налогов, трудовых повинностей, — не столько наделяя непосредственных производителей землей, сколько стремясь оторвать их от земли, лишить собственности. Каков будет тогда характер эксплуатации? Очевидно, поскольку в основе ее будет лежать не собственность на капитал или на землю, а прямая собственность на плоды труда, реализуемая через применение насилия, то эксплуатация в данном случае начинает носить рабовладельческий характер.
Четвертого способа эксплуатации, отличного от отчуждения личности, отчуждения земельной собственности и «наемного рабства», сторонники «азиатской» гипотезы доныне не нашли.

Исходный пункт гипотезы Семенова тот же, что в рассмотренных выше различных вариантах азиатского способа производства: в основе первой классовой общественно-экономической формации лежит особая «нерасчлененная» форма эксплуатации. Однако же автор фактически расчленял ее на две. Одну группу эксплуатируемых в древнейших обществах Востока, по его мнению, составляли рабы, другую — видимо, крестьяне, т. е. люди, сидящие на земле, ведущие свое хозяйство и эксплуатируемые господствующим классом через государственный аппарат (налоги, трудовые повинности). «Первой исторической формой существования классового общества, — делал вывод Ю. И. Семенов, — является, таким образом, общественно-экономическая формация, имеющая своей основой нерасчлененное единство феодального и рабовладельческого способов производства, — феодально-рабовладельческая формация».

В этом определении Семенова, данном в 1957 г., многое оставалось недостаточно мотивированным. Если налицо две формы эксплуатации, почему автор именует их одной, «нерасчлененной»? Утверждая, что в древнейших классовых обществах наряду с рабовладельческими отношениями «уже в самый начальный момент истории» существовали феодальные, Семенов отдавал себе отчет в том, «что феодальные отношения, имевшие место в странах древнего Востока, отличались от феодальных отношений, господствовавших в средневековой Европе». Но если и в данном случае имеются эти две разные формы общественных отношений, то почему автор сливает их в одну, одинаково именуя «феодальными»?

Перейдем к другой проблеме: какой тип производственных отношений являлся в феодально-рабовладельческой формации ведущим? В статье 1957 г. Семенов отвечал: рабский труд был менее производителен, чем труд «феодально-зависимых», но он «мог доставлять почти столько же продуктов. В силу того, что степень эксплуатации раба могла превышать и превышала степень эксплуатации феодально-зависимого работника. Если рабу можно было уделять такую часть произведенного продукта, которая была абсолютно необходимой для поддержания его физического существования, то феодально-зависимый производитель должен был оставлять себе столько, сколько было необходимо для поддержания существования не только его самого, но и семьи. Из этого рассуждения следует, что рабскую форму эксплуатации в странах древнего Востока Ю. И. Семенов считал ведущей.
Позже он, определив как «кабальные» те общественные отношения в древнейших странах, которые другие исследователи обычно называли рабовладельческими, писал: «Ведущая роль принадлежала кабальному укладу независимо от соотношения между числом кабальников и мелких самостоятельных производителей. В социально-экономической структуре древневосточных обществ могли происходить и происходили сдвиги в самых различных направлениях, но господствующей, в конечном счете, была тенденция к превращению• всех без исключения категорий непосредственных производителей в кабальников. Кабальный уклад общественного хозяйства определял всю социально-экономическую структуру древневосточного общества и тем самым весь уклад его жизни в целом. Именно кабальный уклад был основой экономического и политического могущества класса эксплуататоров, а тем самым и основой его господства над массой мелких самостоятельных производителей». Кто признает в каждой формации один господствующий тип производственных отношений (ведущий уклад) и зависимость производственных отношений, господствующих в данной формации, от уровня производительных сил, тот в гипотезе Семенова увидит следующее: ведущий экономический уклад—рабовладельческий (он же кабальный); раннему железному веку (а он был во всех странах Востока) также должна, как правило, соответствовать рабовладельческая стадия развития общества. Иными словами, особая азиатская формация Семенова, исходя из этих двух посылок, представляет собой одну из разновидностей рабовладельческого строя.
Такой вывод, логически вытекающий из посылок автора» не был почему-то им сделан. Наоборот, Семенов предпринял две попытки резче противопоставить свою гипотезу «рабовладельческой» концепции. В 1957 г. он называл общества древнего Востока феодально-рабовладельческими, в 1965 г. переименовал их в «кабальные», ввел новые понятия — «кабальники» и «кабаловладельцы» (вместо рабы и рабовладельцы» как в 1957 г.). Новая терминология не принята до сих пор ни одним ученым, кроме ее автора. Она затрудняет понимание сути господствовавшего на древнем Востоке общественно-экономического уклада, так как термин «кабала» обычно применяется лишь к одной разновидности рабовладельческих отношений (кабальное или долговое рабство). И. М. Дьяконов, возражая Ю. И. Семенову, вполне обоснованно указал, что «невозможно выделить отдельно формацию, определяемую ведущей ролью кабального рабства. Термин, предлагаемый Семеновым, оставляет в тени такую важнейшую форму рабовладения на Древнем Востоке, как эксплуатация рабов — пленных».
В другом отношении, правда, Ю. И. Семенов сделал попытку пойти вперед, заменив крайне неподходящий для древности термин «феодально-зависимые» термином «прафеодально-зависимые»; феодальный уклад, который он находил на всех стадиях развития древних государств, стал у него именоваться прафеодальным или протофеодальным. Автор, однако, по-прежнему не объяснил, чем последний отличался от средневекового феодального. Семенов дает следующее объяснение тому, как он пришел к указанному термину: «Мелкие самостоятельные производители на Древнем Востоке подвергались жестокой эксплуатации государством, являвшимся верховным собственником земли. Они платили подати и несли повинности. Налоги, которые они вносили, по существу, представляли своеобразную форму феодальной земельной ренты (именно это положение требуется доказать; Ю. И. Семенов даже не пытается сделать это.— В. H.). Поэтому данную формулу эксплуатации можно охарактеризовать как феодальную. Следовательно, имеются определенные основания рассматривать мелкое самостоятельное натуральное хозяйство в обществах Древнего Востока как составную часть феодального общественно-экономического уклада, а мелких самостоятельных производителей как феодально-зависимых». «Так как из-за незрелости (?—В. Н.) они значительно отличались (чем?— В. Н.) от феодальных отношений эпохи средних веков... мы будем называть их прафеодальными или протофеодальными, а образованный ими уклад общественного хозяйства соответственно прафеодальным или протофеодальным. В качестве прафеодала на Древнем Востоке обычно выступало государство».
Мы отмечали выше, что эксплуатация общины государственным аппаратом не может служить определяющим признаком производственных отношений: государственные формы эксплуатации встречаются во всех классово антагонистических формациях. Ю. И. Семенов, как видим, смотрит на этот вопрос совершенно иначе: он считает эксплуатацию населения господствующим классом через государственный аппарат, посредством налогов, разновидностью лишь одной формы эксплуатации — феодальной. Достаточно найти на древнем Востоке эксплуатацию населения государственной властью, как делается вывод: производственные отношения — феодальные.
Нам представляется, что, переименовав феодально-рабовладельческую формацию в кабальную, а феодальные отношения в прафеодальные, Семенов усугубил противоречия своей гипотезы.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »

Снег Север

  • Гость
(Нет темы)
« Ответ #46 : 29 Март, 2010, 09:45:07 am »
В 1966 г. автор внес в свою схему новые изменения. Он признал полное равноправие в кабальной формации двух составляющих ее укладов — кабального и прафеодального и переименовал ее в «кабально-прафеодальную общественноэкономическую формацию». Ю. И. Семенов отказался тем самым от понятия ведущего уклада, видимо чувствуя, что признание одного уклада ведущим (а таким, как мы показали, можно было признать только кабальный уклад) неизбежно приведет к «рабовладельческой» концепции древневосточного общества.
Согласно новому варианту гипотезы Семенова, кабальный и прафеодальный уклады теоретически равноценны, но соотношение между ними то и дело меняется: когда торжествует кабальный уклад, общество объединяется, когда соотношение меняется в пользу прафеодального уклада, общественный организм надолго распадается.
Последний вариант (с полным равноправием рабовладельческого и феодального укладов) докапиталистической классовой антагонистической формации выдвинут, однако, и доведен до «классической» формы другими авторами, особенно Л. С. Васильевым и И. А. Стучевским.
По их гипотезе, разложение первобытнообщинного строя порождало три модели классового общества — рабовладельческую, феодальную, азиатскую. Авторы исходили из идеи о параллельности этих трех тенденций, самостоятельности и равноправии соответствующих им укладов. Равноправие, очевидно, не только в том, что все три уклада могут возникать из первобытного общества при почти одинаковом уровне производительных сил, но и в том, что ни один из них в рамках докапиталистических классовых обществ, взятых в целом, не является ведущим. Как пишут Васильев и Стучевский, для них «рабовладение и феодализм не две противостоящие и даже стадиально различные формации, а две стороны одного и того же более общего явления — докапиталистических обществ, базировавшихся на внеэкономическом принуждении».
По какому пути пойдет то или иное общество, выйдя из первобытнообщинного состояния, зависит, по мысли авторов, от формы общины, а эта последняя определяется рядом факторов, прежде всего природными условиями (в различных природных условиях возникают общины античного, германского или азиатского типа). Три модели докапиталистических классовых обществ, считают они, составляют общую вторичную формацию, основанную на частной собственности и внеэкономическом принуждении.
Васильев и Стучевский радикально разрешили в своей схеме трудности, с которыми мы сталкивались, знакомясь с гипотезой Семенова (проблемы производительных сил и ведущего общественно-экономического уклада). Решение Васильева и Стучевского состоит в том, что они отбросили и то и другое.
Переход от первобытнообщинного строя не к рабовладению, а скажем, к феодализму не связан, по их мнению, с существованием более совершенных орудий труда. Все различные типы производственных отношений — рабовладельческие, феодальные, азиатские — порождаются близкими друг к другу по уровню производительными силами. Возникновение феодализма у германцев или славян нельзя объяснить, считают авторы, заимствованием производственно-технических достижений рабовладельческой античности.
Васильев и Стучевский, как мы видели, отвергли также понятие ведущего уклада; в их вторичной формации ведущих укладов три — рабовладельческий, феодальный и азиатский; точнее, поскольку азиатский уклад, по их мнению, представляет собой сочетание феодального и рабовладельческого (лишь находящихся в состоянии полного равновесия), можно сказать, что ведущими укладами являются два. Таким образом, «вторичную» формацию Васильева — Стучевского можно было бы назвать феодально-рабовладельческо-азиатской или просто феодально-рабовладельческой. В этом — общее между ней и рассмотренной выше феодально-рабовладельческой формацией Семенова.
По словам авторов, два равноценных, равных по силе способа производства, сосуществующие в рамках азиатского строя,—феодализм и рабовладение—«как бы тормозят друг друга». Каким образом два параллельных, действующих строго в одном направлении фактора могут тормозить друг друга? По-видимому, Васильев и Стучевский понимают «торможение» как борьбу феодальной и рабовладельческой тенденций, причем то одна, то другая выходит на первый план (ср. с точкой зрения Семенова).
«Торможение», по мнению авторов, не ведет к прекращению развития: «Медленно развиваясь на протяжении тысячелетий, азиатская модель имеет, однако, вполне определенную тенденцию развития. Суть этой тенденции сводится к тому, что в конечном счете феодальные элементы в ней начинают постепенно преобладать над рабовладельческими. Выражаясь математическим языком, третья, азиатская, модель в своем развитии „стремится" ко второй, феодальной. Различия между обеими моделями в том, что „очищение" феодального способа производства от сначала очень значительных, а затем менее существенных примесей рабовладельческого способа производства во всех тех районах, где подобное сочетание имело место, шло столь медленными темпами, что к эпохе всемирного распространения европейского капитализма оно было еще очень далеко от завершения».
Из этого отрывка мы фактически узнали, что в «азиатском» обществе с начала до конца господствует феодальная тенденция, что отличие такого общества от феодального европейского состоит лишь в темпах роста феодализма. Должно быть, это — медленно развивающееся феодальное общество, внутри которого просто сохраняется длительное время рабовладельческий уклад. Азиатская модель, таким образом, грозит выскользнуть из схемы Васильева — Стучевского, разрушив все здание.
А как обстоит дело с рабовладельческой моделью? Переходя к ней, мы сразу обнаруживаем, что авторы так и не справились с проблемой хронологической последовательности или одновременности формаций. Как примирить концепцию Васильева и Стучевского со следующим их рассуждением: рабовладельческая модель «встречается в истории очень редко», потому что «в силу присущих рабовладельческой формации органических пороков (!—В. Н.)... неизбежно заходит в тупик и деградирует»; когда рабовладельческий строй гибнет, общество «как бы возвращается к исходной точке классообразования, усиливая те тенденции феодализации, которые были ему свойственны еще в начале его становления, и тем самым совершая своеобразный виток спирали». Получается, что тенденция феодализации предшествовала развитым рабовладельческим отношениям даже в рамках рабовладельческой модели. Феодализм как исходный пункт, феодализм как итог — не значит ли это, в соответствии с принятыми до сих пор представлениями, что речь идет просто о феодальном обществе с рабовладельческим укладом в нем? В итоге выходит, что из трех моделей, составляющих вторичную формацию Васильева и Стучевского, одна прямо является феодальной и две — одна в большей, другая, может быть, в меньшей степени — «стремятся» к феодализму. Иными словами, к феодализму «стремится» вся гипотеза Васильева — Стучевского. Недаром в заключительном абзаце их статьи говорится, что «из трех моделей наиболее совершенная и передовая — феодальная. Ее по праву можно считать главной и основной во вторичной докапиталистической формации, определяющей лицо этой формации».
Известно, что органическую часть всякой общественной формации составляет надстройка, например государство, создаваемое господствующим классом, чтобы закрепить, расширить и защитить тот способ производства, представителем которого этот класс является. А если ведущих укладов, как говорили авторы, два? Возникнут ли две самостоятельные надстройки или одна общая? Или надстройка будет общей у всех трех моделей, которые составляют, по мнению авторов, одну формацию? Васильев и Стучевский полностью обходят вопросы такого рода.
Г. А. Меликишвили, развивающий взгляды, в основе близкие гипотезе Л. С. Васильева и И. А. Стучевского, попытался, в отличие от них, привести отдельные (к сожалению, немногие) конкретные примеры из истории восточных стран, но они, как нам кажется, сделали гипотезу еще менее ясной. Автор утверждает, например, будто в Финикии сложилась иная общественно-экономическая формация (именно — рабовладельческая), чем в окружавших Финикию ближневосточных обществах, что в древней Индии существование господствующего класса основывалось «преимущественно на примитивной феодальной эксплуатации общинников», в то время как в других странах древнего Востока «могут существовать и существовали раннеклассовые» общества «с резким преобладанием форм азиатского способа производства» (ни одного такого конкретного общества в статье, правда, не было названо). Выделить Финикию в формационном отношении из ряда других стран древнего Переднего Востока, находившихся примерно на том же уровне развития производительных сил, можно, разумеется, лишь отрицая, что разница между формациями зависит от уровня развития производительных сил. Действительно, Меликишвили, подобно Васильеву и Стучевскому, не признает, что существование раннеклассовых, развитых рабовладельческих или развитых феодальных обществ обязательно связано «с определенным уровнем развития орудий труда», не согласен, что «феодальные социально-экономические отношения соответствуют обязательно... более высокому уровню» материального производства, чем  рабовладельческие отношения. «Известно, — поясняет свою мысль автор, — что переход в Западной Европе от рабовладения к феодализму происходил скорее в условиях упадка, нежели подъема производства». С этим сходно и рассуждение А. Я. Гуревича: «На самом деле в поздней Римской империи наблюдался не прогресс производительных сил, которые должны были согласно упомянутому закону (закону перехода от одной общественной формации к другой. — В. Н.) перерасти отживавшие рабовладельческие производственные отношения и прийти в конфликт с ними, а скорее застой и даже регресс производства, приведший римское общество в тупик».
Спрашивается, что внушило обоим цитированным авторам мысль, будто по закону смены общественных формаций в Римской империи накануне краха рабовладельческого строя должен был наблюдаться непрерывный прогресс производительных сил? До сих пор большинство историков, изучающих древнюю историю, связывало с кризисом рабовладельческой формации в Риме длительный — занявший столетия — упадок производительных сил. Это ничуть не противоречит тому факту, что, в конечном счете, весь переход от рабовладельческой формации к феодальной и сам кризис античного мира были подготовлены и вызваны ростом производительных сил.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »

Снег Север

  • Гость
(Нет темы)
« Ответ #47 : 29 Март, 2010, 09:50:13 am »
Но теория «феодализма в древнем мире» по природе своей не может применяться к истории одного Востока. Страны греко-римского мира также не знали такого «рабовладения», явное отсутствие которого в древней Азии и Египте вызвало все споры. Даже в Римской империи (если брать не одну Италию), в период наивысшего в мировой истории расцвета рабовладения, было, вероятно, больше земледельцев-общинников, чем рабов, т. е. труд -рабов «классического типа» в «основных отраслях производства» не преобладал. Естественно поэтому появление среди последовательных противников «рабовладельческой» концепции воззрений, согласно которым в древности и в средние века во всем мире, кроме стран, где по-прежнему господствовали первобытные отношения, существовала одна общественно-экономическая формация — феодализм, рабовладельческие отношения определяются лишь как существовавший внутри нее уклад, в одних случаях более (Рим, Афины), в других—менее развитый. С самого начала в выступлениях некоторых участников дискуссии можно встретить фразы в защиту «вечного» феодализма или единой «формации внеэкономического принуждения». Первое цельное изложение таких взглядов дал Ю. М. Кобищанов.
По его словам, «эксплуатация мелких производителей путем голого принуждения, без посредства обмена, это и есть феодальная эксплуатация... Феодальный способ производства заключается в эксплуатации мелкого производителя путем внеэкономического принуждения... Что касается так называемого рабовладельческого способа производства, то его никогда и нигде не существовало».
Последовательность этой точки зрения выгодно отличает ее от многих концепций, при разборе которых много времени уходит на выявление их внутренних противоречий. Прямолинейность суждений Кобищанова привела к тому, что его взгляды раньше других стали объектом критики, хотя принципиальной разницы между ним и, скажем, Васильевым и Стучевским, по существу, не было.

В ходе первых устных обсуждений 1965 г. была высказана мысль, что «опровергнуть существование в древности феодализма, пожалуй, труднее, чем отрицать существование некоей особой азиатской формации. Труднее, так как в данном случае речь идет о реально существовавшем в истории способе производства, причем весьма сходном с рабовладельческим, иногда настолько, что их трудно различить». Это предположение лишний раз подтверждено, как нам кажется, выходом в свет в 1970 г. брошюры В. П. Илюшечкина. Правда, автор не хочет называть единое (как он считает) докапиталистическое классово антагонистическое общество феодальным, предпочитая термин «вторая основная стадия общественной эволюции». Он трактует этот строй менее упрощенно, чем Ю. М. Кобищанов, подчеркивая все время, что рассматривает его как смешение с самого начала двух укладов — крепостнического и рабовладельческого. Но в основном констатируемая В. П. Илюшечкиным формация не отличается от варианта Кобищанова, так как ведущим укладом в ней придется признать крепостнический.
В. П. Илюшечкин, надо отдать ему должное, привлек множество конкретно-исторических примеров, которые, несомненно, доказывают, что рабство и крепостничество сосуществовали как в древнем мире, так и в средние века. Деление всемирной истории на древнюю и средневековую автор поэтому объясняет «целой горой различных условностей». Он не видит разницы в уровне развития производительных сил в древнем и средневековом мирах, а также грани между ними в виде какого-нибудь революционного переворота (победа же в средние века мировых религий не может служить доказательством смены общественно-экономической формации). В. П. Илюшечкин полагает, что «пятичленная» концепция не в силах объяснить, как он говорит, «очень деликатный и щекотливый вопрос о переходе первобытнообщинного строя в одних случаях в рабовладельческую, в других — в феодальную формацию», поскольку, по его мнению, не было воздействия каких-либо более передовых стран на государства раннего средневековья.
Мы могли бы сказать: подлинный спор начинается только отсюда. Точка зрения Илюшечкина — Кобищанова выгодно отличается от «смешанного» варианта «азиатской» гипотезы своей логичностью, от «французского» ее варианта — тем, что• не подменяет сути спора, от классической теории азиатского способа производства — тем, что апеллирует к фактам.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »

Снег Север

  • Гость
(Нет темы)
« Ответ #48 : 29 Март, 2010, 09:53:16 am »
В чем же разница в подходе к периодизации В. П. Илюшечкина и сторонников «рабовладельческой» концепции? По нашему мнению, в том, что Илюшечкин подходит к проблеме периодизации с позиции негибких, законченных категорий, под которые он хотел бы подогнать реальный исторический процесс, в то время как последователи В. В. Струве, плохо ли хорошо ли, исходят из фактического хода истории.
Начнем с деления всемирной истории на древность и средние века. Неужели все дело в «горе условностей» и границу между этими эпохами можно было бы провести где угодно? Ведь речь идет об основной периодизации, принятой несколько столетий назад и разделяемой до сих пор всеми историками, не только марксистами. Почему они от нее не откажутся? Потому что факты, запас которых все время пополняется, удобно ложатся в нее. Мы, таким образом, исходим не из того, что имеются понятия «рабовладение» и «феодализм», которые надо (или не надо) применять к какому-то периоду, а из существования реальных эпох всемирной истории, которые требуется объяснить.
Экономическое развитие древних и средневековых обществ как Европы, так и Востока определенно показывает две тенденции, сменившие друг друга (в ведущих странах тогдашнего мира) в первые века нашей эры. В первом случае с ростом товарно-денежных отношений усиливается стремление к отделению непосредственного производителя от средств производства; увеличивается число «полных», «классических» рабов, не имеющих в своем распоряжении земли и орудий производства, усиливаются — при всех исторических зигзагах — самые грубые, покоящиеся на непосредственном насилии формы эксплуатации. Для второй тенденции характерны рост эксплуатации, основанной на концентраций земельной собственности в руках немногих; аренда как форма, связанная в то время и с внеэкономическим принуждением; передача непосредственным производителям земельных наделов и прикрепление их к земле в различных формах вместо прежнего стремления к отрыву земледельца от земли; постепенное смягчение эксплуатации, некоторое — небольшое—ограничение ее традицией. С дальнейшим ростом товарно-денежных отношений  внеэкономические  методы эксплуатации понемногу, медленно, но заметно уступают место экономическим, и, когда вновь в ряде стран начинает наблюдаться обезземеление крестьян, это оказывается теперь связанным с распространением не столько рабской эксплуатации, сколько отношений найма.
Смену этих двух тенденций мы видим в странах Средиземноморья, в Китае, в Индии, причем — что весьма примечательно — почти в одни и те же века.

Взглянем теперь на рассматриваемый вопрос с другой стороны. Выше отмечалось, что противники «рабовладельческой» концепции строят свои теории на рассмотрении способа производства, т. е. основы общественной формации, но игнорируют надстройку, т. е. не рассматривают всю сумму общественных явлений, создающую понятие формации. Сторонники «единой докапиталистической классово антагонистической формации» не составляют в этом отношении исключения. Нередко взаимодействие надстройки и базиса декларируется, но фактически в процессе исследования автор» обращается то к базису, то к надстройке, отвлекаясь от беспрерывной, неразрывной, теснейшей связи между ними и не прекращающегося ни на минуту взаимодействия13. Между тем ведущий экономический уклад определяет основные черты и направления развития общества в целом, а отнюдь не одной только экономики.
Но стоит взять всю формацию, т. е. общество в целом,. как разительное отличие древнего общества от средневекового бросается в глаза. В древности цивилизация была сосредоточена на сравнительно узкой приморской полосе, в странах теплого климата, в то время как к северу (Центральная^ Северная, Восточная Европа, Центральная и Северная Азия), к югу (Сахара и районы южнее ее; Южная Индия; Юго-Восточная Азия) и к востоку (Корея, Япония) от нее господствовало варварство. В средние века цивилизация за короткий срок, всего за несколько столетий, распространяется на всю Европу и Азию, кроме районов Крайнего Севера. Для древности характерны политеизм, отражающий разделение общества на не связанные друг с другом ячейки-общины, культ войны, прямой силы, ничем не ограниченного произвола. Для средних веков — господство мировых религий, освящающих существующий строй и вместе с тем проповедью «любви к ближнему» стремящихся как-то узаконить, сделать нормой ограничение наиболее необузданных, жестоких, грубо-насильственных форм эксплуатации. Древности была свойственна общинная организация господствующего класса (господство рода над родом, племени над племенем, города-государства или храма над другими сельскими и городскими общинами). В средние века господствующий класс принимает обычно форму служилого сословия (военного или, как, например, в Китае, преимущественно гражданского) с развитой внутренней иерархией. Для древности очевидны ведущая политическая роль городских общин; нередко преобладание далеких внешних связей над связью с ближайшими районами; подъем городской жизни, сменяющийся затем упадком городских общин. В средние века центр тяжести передвигается сначала в деревню; внутренние связи начинают преобладать над внешними, содействуя консолидации народностей; развитие городов на протяжении феодального периода ведет в конечном счете не к упадку городских общин, а к появлению первых ростков капиталистических отношений.
Перемены в идеологии в Римской империи на рубеже нашей эры идут параллельно с крупнейшими сдвигами политического характера. Неправ В. П. Илюшечкин, утверждая, что, поскольку восстания эксплуатируемых всегда и везде были, наличие их ни о чем не говорит. Бросается в глаза серия мощных народных восстаний, длившаяся (с перерывами) с в. до н. э. до V в. н. э. и служащая наглядным показателем, что экономическая эволюция римского общества сопровождалась периодическими политическими кризисами. Характеризуя последние, историки справедливо отказались от термина «революция рабов», но невозможно отрицать революционный характер гибели античного мира. Надо учитывать лишь, что классовые выступления не представляли собой единовременного политического акта наподобие современных революций; что один социальный взрыв отделялся от другого иногда столетиями; что чисто рабский элемент среди повстанцев только вначале играл значительную роль, основное же их число составляли земледельцы («крестьяне») ; что народные восстания, особенно на последней стадии кризиса рабовладельческого строя, сочетались с варварскими нашествиями, и именно последние, видимо, нанесли уходящему обществу решающий удар.
Конечно, у разных народов черты развития неодинаковы; в странах неевропейских рабовладельческий уклад сохранялся намного дольше, чем в Европе, роль государства, централизации, деспотической власти на Востоке гораздо сильней, чем на Западе. И все же общие черты, несомненно, есть.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »

Снег Север

  • Гость
(Нет темы)
« Ответ #49 : 29 Март, 2010, 09:56:23 am »
На этом я пока заканчиваю обзор монографии Никифорова. Могу только добавить, что далее в книге дается множество примеров и фактов которые, в общей сумме, не оставляют камня на камне от теорий "политаристов" и иже с ними.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »