Автор Тема: "Чума на оба ваши дома!" (разговор о религии)  (Прочитано 21046 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн viktor_ch

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 84
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #60 : 29 Декабрь, 2008, 15:25:39 pm »
Цитировать
Ну чтож, останемся добрыми врагами :lol:
Причём здесь - "врагами"?
Никаких моментов "враждебности" нами высказано не было.
Просто я сказал, что Steen мне ближе по стилю, смыслу и содержанию нашей полемики.
А вообще-то, я и ей высказал свою претензию. Хотя, конечно же, не имел на это никакого права. Просто, вместо того разговора, на который я надеялся после предыдущих, так понравившихся мне её сообщений, услышал теоретизирование, например, о разуме:
Цитировать
Такие способности свойственны многим видам млекопитающих из тех, кому приходится ОБУЧАТЬСЯ в течение жизни охоте, например, или видам, пищевой нишей которых является собирательство (мы принадлежим именно к такому).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от viktor_ch »
"Может, и безнадёжны, но не бессмысленны усилия переделать людей и мир" (автор неизвестен)

Оффлайн Rebellion

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 26
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #61 : 29 Декабрь, 2008, 16:17:32 pm »
Цитата: "viktor_ch"
Цитировать
Ну чтож, останемся добрыми врагами :lol:
Причём здесь - "врагами"?
Никаких моментов "враждебности" нами высказано не было.
Просто я сказал, что Steen мне ближе по стилю, смыслу и содержанию нашей полемики.
А вообще-то, я и ей высказал свою претензию. Хотя, конечно же, не имел на это никакого права. Просто, вместо того разговора, на который я надеялся после предыдущих, так понравившихся мне её сообщений, услышал теоретизирование, например, о разуме:
Цитировать
Такие способности свойственны многим видам млекопитающих из тех, кому приходится ОБУЧАТЬСЯ в течение жизни охоте, например, или видам, пищевой нишей которых является собирательство (мы принадлежим именно к такому).


Это всего лишь речевой оборот, ничего более :o
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Rebellion »
Мне чужого не надо, но свое я возьму, чье бы оно ни было

Оффлайн Steen

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 707
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #62 : 29 Декабрь, 2008, 21:37:23 pm »
Ладно, давайте  по  новой.  :evil:


 viktor_ch:      Я говорю не о сохранении человеческой цивилизации, а об идее, которая может быть ЕДИНОЙ ДЛЯ ВСЕХ, и которая может постепенно заменить, вытеснить из общественной философии религиозные представления.

Хорошо, хорошо,  я  усвоила,  Вы  говорите  о  единой  для  всего  человечества  идее.   8)
Которая  смогла  бы  заменить  в  его   умах  религиозные  представления.  Такой  очередной  проект  о  введении  единомыслия  на  всей  планете.  :twisted:  

Вы  хоть  сами-то  отдаёте  себе  отчёт,  что  речь  идёт  именно  об  этом?   :evil:

И,  что,  как  любая  тоталитарная  идея,  Ваша  идея  должна  проводиться  в  жизнь  самыми  что  ни  на  есть  тоталитарными  методами?

Это  не  просто  бесчеловечно  (в  масштабах  идеи  бесчеловечность,  это  мелочь,  не  стоящая  внимания)   :twisted:   ,  это  абиологично.  Природа  действует  проверенным  методом:  она  создаёт  множество  вариантов,  какой-нибудь,  да  выживет.  В  сфере  идеологии/религии  происходит  то  же  самое:  идеологий  масса,  та,  что  наилучшим  образом  помогает  в  деле  выживания,  та  и  имеет  больше  приверженцев.  И  никогда,  НИКОГДА  никакая  идеология/религия  не  была  единой!  Как  только  в  группе  приверженцев  появляется  ЕЩЁ  ОДИН  лидер,  моментально  появляется  очередная  ересь,  или  конфессия,  или  другая  идеология.

И  не  надо  мне  доказывать,  какая  это  хорошая  идея.  Идея  замечательная,  правда,  её  автор  не  Вы.  8)  Она  появилась  задолго  до  того,  как  по  земле  прошёл  на  двух  лапах  первый  рамапитек. Сохранение  вида, к  которому  мы  с  Вами  имеем  честь  (или  несчастье)  принадлежать.  Но  идея,  для  своего  практического  воплощения  требующая  превращения  большей  части  человечества  в  дебилов?...    :roll:   Читали  «Обитаемый  остров»  Стругацких?  Там  стояли  такие  излучатели  ПОДАВЛЯЮЩИЕ  КРИТИЧЕСКОЕ  МЫШЛЕНИЕ.  Вам,  чтобы  достичь  цели,  понадобятся  такие  же.  Или  Вы  никогда  не  достигнете  цели.  Это  Вы  понимаете?  Намерения  Ваши,  конечно,  благие,  кто  бы  спорил….   :twisted:    

И  не  надо  делать  вид,  что  Вы,  читая  мои  «отвлечённые  рассуждения»  не  «догоняете»,  что  этими  рассуждениями  я  подвожу  Вас  к  мысли,  что  идея  Ваша  глубоко  безнравственна,  с  какой  стороны  на  неё  ни  посмотри:  хоть  с  точки  зрения  человека,  хоть  с  точки  зрения  биосферы,  хоть  с  точки  зрения  разума.  

И,  слава  богу,  что  она  невыполнима.  Хотя  Вы  лично  можете  положить  свою  жизнь,  и  жизнь  своих  приверженцев,  буде  они  у  Вас  появятся,  на  алтарь  ея.  Это  Ваша  жизнь,  и  Вы  вольны  делать  с  ней  всё,  что  Вам  угодно.  




 viktor_ch:       Идея о сохранении человеческой цивилизации потребует не выполнения ритуалов, а включения разума.

Который  моментально  спросит:  а  чем  я,  собственно,  занимаюсь  и  ЗАЧЕМ  я  это  делаю?  :twisted:  Что  Вы  на  это  ответите?            

                 

 viktor_ch:        А ещё – включит чувство ответственности. Разум и ответственность – вот на что надо ставить.

Ответственности  ПЕРЕД  КЕМ?  :evil:  Это  тоже  спросит  ВКЛЮЧИВШИЙСЯ  разум.    8)  



  viktor_ch:       Наша задача в  другом: 1) спасти цивилизацию от угроз нашего времени; 2) заложить основы в изменение общественной философии.

1)   Какие  именно  угрозы  Вы  имеете  в  виду?  И  каким  образом  Вы  собираетесь  нас  от  них  спасать?  Подробнее,  пожалуйста,  я  хочу,  например,  прочесть,  каким  образом,  остановив  вырубку  дождевых  лесов  в  бассейне  Амазонки,  Вы  будете  кормить  непрерывно  растущее  население  Бразилии? 8)
2)   Что  именно  Вы  собираетесь  изменять?  Какую  такую  «общественную  философию»?  Вы  что,  все  существующие  на  земле  национальные,  государственные,  религиозные,  местечковые  и  личные  менталитеты  собираетесь  привести  к  общему  знаменателю?

Друг  мой,  прежде  чем  проделывать  таковую  операцию  надо  всем  человечеством,  разберитесь  сперва  с  одним  его  представителем:  с  самим  собой.  Возьмите  какой-нибудь  объёмный,  но  не  слишком  толстый  роман  («Анна  Каренина»  хорошо  подходит)  и  прочтите  его  с  точки  зрения  разных  героев.  С  точки  зрения  Анны,  Стивы,  Вронского,  Каренина,  Долли,  Кити,  старого  Щербацкого,  Константина  Левина.  Вот,  сколько  главных  героев,  столько  раз  и  прочтите.  Вы  заметите  очень  интересную  штуку:  вот  Вы  один-единственный  Виктор Ч.,  читаете  один  и  тот  же  роман  восемь  раз  в  течение  небольшого  отрезка  времени,  и  КАЖДЫЙ  РАЗ  оцениваете  поступки  героев  по-разному!  Даже  у  Вас,  в  Вашей  единственной  голове  нет  никакой  единой  «общественной  философии»  или  идеи!

Ну,  так  что  на  что  Вы  собрались  менять  в  основах  «общественной  философии»?   8)

//Виктор,  пожалуйста,  постарайтесь  понять,  что  терминология,  используемая  для  манипулирования  массами,  совершенно  непригодна  для  мышления  или  практического  использования  в  прагматических  целях.  Даже  в  целях  того  же  манипулирования.  То  есть,  произносить  такие  слова  в  процессе  манипулирования  Вы  можете,  но  мыслить  должны  совсем  другими  категориями//.        


  viktor_ch:            А теперь представим себе, что наука таки настолько развилась, что возможность переселения на другие планеты стала вполне реальной. И вот в одну галактику уходят звездолёты из, допустим, мусульманского мира, а в другую – из христианского. Там и там освоились и прижились. Ну, а потом, как всегда, экспансия, захватнические войны по причине того, что у одних условия для жизни оказались лучше, чем у других. Вот вам и "звёздные войны"...

А  теперь  представим  себе,  что  в  две  галактики  уходят  звездолёты  от  «объединённого  человечества».  Объединённого  идеей  сохранения  земной  человеческой  цивилизации. Там  и  там  освоились  и  прижились.  Ну,  а  потом,  как  всегда, экспансия, захватнические войны по причине того, что у одних условия для жизни оказались лучше, чем у других. Что  изменилось?  Причину  Вы  указали  верно.  А  повод  может  быть  и  таким:  каждая  из  воюющих  цивилизаций  утверждает,  что  именно  она  является  «наиболее  земной»,  точнее  сохранившей  «заветы  предков».  Повод,  вообще  может  быть  любой,  была  бы  причина.

Кстати,  а  Вы  задумывались  над  тем,  что  нам  для  жизни  нужна  НАША,  земная  биосфера?  То  есть,  нам  подойдёт  не  любая  планета,  а  только  такая,  на  которой  есть  определённый  процент  кислорода,  а,  следовательно,  хлорофилловая  растительность  и  сопутствующая  ей  жизнь.  И  мы  (то  есть  наши  потомки)  должны  будем  эту  жизнь  начисто   уничтожить,  и  заменить  на  привезённые  с  собой  земные  образцы.  Иначе,  уже  через  несколько  поколений,  нам  грозит  если  не  вымирание,  то  утеря  биологической  адекватности.  Мутировать  будем  под  новые  условия,  проще  говоря.  Как  Вам  такой  пассаж?  С  точки зрения  «повышения  нравственности»?  :evil:  

И  зря  Вы  так  обеспокоены  угасанием  Солнца.  Достаточно  сложные  биологические  виды  миллиардами  лет  не  существуют.  Срок  их  существования  значительно  короче.  Почему-то  так….   :roll:    


 

 viktor_ch:            Хотя насчёт "не стесняйтесь" – это, как я вижу, излишне.

Если  человек  приходит  на  атеистический  сайт  и  затевает  дискуссию  с  надеждой,  что  с  ним  и  его  идеями  будут  обращаться  как  с  хрустальной  вазой,  это,  знаете  ли  -  его  проблемы!    :twisted:  



  viktor_ch:            Когда я говорил о вашей полемике с Rebellion, я имел в виду, что так ли уж это интересно сводить весь разговор к толковищу о "терминах"?

Если  люди  хотят  понять  друг  друга,  уточнение  терминологии – одна  из  первых  задач,  которую  им  предстоит  решить.              


 viktor_ch:            Главное – добиваться того, чтобы ложь и лицемерие воспринимались как что-то неприличное, как, извините, испражняться в присутственных местах на виду у прочей публики.
Понятно, что понимание лжи и лицемерия - вещь очень растяжимая. Но есть ложь, которая кроме как ложью определена быть не может - это религия. В первую очередь именно религия в общественной философии и должна быть определена как ложь.

                  У Никиты Михалкова свой храм – приусадебный. ogoniok.com
                 _________________

Ложь,  лицемерие,  нравственность….  Знаете,  чем  дольше  я  живу,  и  чем  больше  накапливаю  наблюдений,  тем  больше  убеждаюсь,  что  древние  были  совершенно  правы,  говоря,  что  истина,  ни  в  устах  говорящего,  а  в  ушах  слушающего.  И,  что  в  устах  одного  -  ложь,  то  в  ушах  другого  может  быть  истиной,  а  что  в  устах  одного  -  истина,  то  в  ушах  другого  -  ложь.  И  да  сомкнёт  мудрость  уста  твои….   По  крайней  мере  -  на  публике.        
Тот  же  Михалков,  он  не  лицемер,  он  лицедей.  И  давно  уже  не  отличает  собственного  лица  от  маски.  Для  него  это  -  одно  и  то  же.  Личность,  как  средство  воздействия  на  окружающих.  Не  как  средство  контакта,  а  именно  средство  воздействия.  Ну,  что  ж,  это  его  проблемы.  Я  лично  ему  не  завидую.  Знаете,  человек,  который  стал  публичной  персоной  до  того,  как  превратился  в  сложившуюся  зрелую  личность,  это  раб.  Сначала  -  «широкой  публики»,  а  потом – истеблишмента.  (Или  наоборот).  Тяжелее  всего  тем,  у  кого  хватает  мозгов  осознать,  что  они  -  рабы….   Так  что,  не  торопитесь  обвинять.  Что  он,  собственно,  может  изменить  в  своей  жизни,  не  перечеркнув  себя  как  личность?  Ну,  разве  что  любовницу….    Да  и  то  -  только  на  аналогичную  модель.      

Гм,  а  почему  испражняться  в  присутственных  местах  -  неприлично?  :roll:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Steen »
Религия  - как пенис.  
Ничего плохого нет в том,  что он у вас есть.  
Ничего нетстранного,  что вы им гордитесь.  Но не надо тыкать мне им в лицо.    И даже не пытайтесь подсунуть его моим детям!

Оффлайн Steen

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 707
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #63 : 29 Декабрь, 2008, 21:41:28 pm »
  Rebellion:     Говорят, что в споре рождается истина, но в нашем случае спор служит для убеждения каждой стороны в своей правоте.
Обратитесь к авторитетным источникам или хотя бы прочитайте 2 поста Бессмертного и поймите же наконец, что МОРАЛЬ ОДНА, А НРАВСТВЕННОСТЬ У КАЖДОГО СВОЯ!!


Разве  могут  в  таких  интимных вопросах  вообще  существовать  авторитеты?  :P

Кстати,  как  Вы  думаете,  если  фразу  «МОРАЛЬ ОДНА, А НРАВСТВЕННОСТЬ У КАЖДОГО СВОЯ»  напечатать  красным  цветом,  самым  большим  шрифтом  двадцать  три  раза  подряд  -  я  лучше  пойму?   :roll:
Докажите,  чего  орать-то.  :evil:  Аргументы,  пожалуйста,  факты,  логические  связи,  примеры….  А  то  у  Вас  выходит,  что  у  профессиональных  воров  и  устроителей  собачьих  приютов  -  ОДНА  МОРАЛЬ,  и  я  должна  в  это  поверить?   :shock:    Или  Вы  вкладываете  в  термины  совсем  другой  смысл?    

В  споре  рождается  неприязнь,  а  истина  рождается  в  дискуссии.  Чтобы  дискутировать,  нужно  определить  предмет  дискуссии  и  терминологию,  которой  будут  пользоваться  участники.  Сами  по  себе  термины  -  это  обложка,  бумажка  от  конфеты.  Давайте  договоримся  об  их  содержимом.    
           

История  вопроса.

Первым  в  данной  дискуссии  тему  нравственности  затронул  топикстартер  viktor_ch:  «Я положительно отнесусь к идее, которая "реально поднимет нравственность общества».  Значение  термина здесь  не  разъясняется,  то  есть  автор  не  уточняет,  что  именно  он  собирается  реально  поднимать.

Далее  в  разговор  вступает  Бессмертный.  Именно  он  первым  даёт  определение: «мораль (тоже) - социальная "идея"».  То  есть,  связывает  понятие  «мораль»  с  понятием  «социум»,  общество.

Коль-амбу  интересует  «можно ли увеличить уровень нравственности без лжи»?Он  тоже  не  оговаривает  значение  термина,  то  есть  увеличивает  уровень  «чего-то  такого,  вроде  этого».

viktor_ch  надеется,  что  «возможно принятие какого-то, условно говоря, "духовного учения", которое может как-то помочь в повышении уровня исполнения членами общества норм морали».То  есть,  он  уверен,  что  «нормы  морали»  -  это  реально  существующие  в  обществе  нормы,  и  что  каждый  член  общества  по  мере  сил  стремится  (или  должен)  эти  нормы  исполнять.    

То  есть,  до  определённого  момента  речь  идёт  просто  о  морали  и  нравственности,  без  точных  определений,  на  таком  интуитивном  уровне  понимания  этих  явлений.  Но  у  большинства  участников  есть  чёткое  понимание,  что  это  явление,  которое  называется  то  словом  «мораль»,  то  словом  «нравственность»,  имеет  отношение  к  человеку  и  обществу, в   котором  этот  человек  живёт.  

Я  пытаюсь  как-то  разделить  эти  понятия:  «Знаете, нравственность – явление природное, идущее от того факта, что человек - социальное, стадное животное. Безнравственно то, что может нанести вред членам моей стаи и самой стае. Нравственно то, что приносит пользу. Остальное - нейтрально.

А мораль – искусственное образование, аморально то, что ОСУЖДАЕТСЯ членами моей стаи, независимо от того, наносит оно им реальный вред или нет.

Например: порнография признана аморальной, но безнравственной не является, так как никому не наносит реального вреда».


То есть,  понятие  «нравственность»  связываю  с  инстинктивными,  унаследованными  от  предков  «законами  стаи»,  подвергшимися  затем  осмыслению  отдельным  человеком.  

А  понятие  «мораль» - с  теми  же  законами,  но  действующими  в  обществе.  Ныне  действующими.  Они  могут  быть  осмысленны,  осознаны,  а  могут  быть  просто  внушены  в  процессе  воспитания.  В  нашей  стае   ходить  голым – аморально.   В  стае  папуасов  -  отнюдь.

Ещё  раз:  нравственность  -  это  свойство  человека,  мораль – свойство  общества,  социума,  стаи.

Вопрос  не  в  том  ПРАВИЛЬНО  или  НЕПРАВИЛЬНО  я  употребляю  термины.  Можете  заменить  их  на  любые  другие,  если  Вам  так  нравится.  Вопрос  в  самом  содержании  понятий.  Вы  согласны,  что  поведение  отдельного  человека  и  его  (поведения)  реальные  результаты  для  его  общества  (стаи,   референтной  группы)  -  это  одно,  а  реакция  этой  самой  группы  на  его  поведение  -  совсем  другое?  То  и  другое  имеет  отношение  к  обсуждаемому  вопросу,  но  всё-таки  это  разные  вещи.
Думаю,  что  согласны:  «Мораль - один из основных способов нормативной регуляции действий человека».  Да,  регуляция  действий  человека.  Общество  регулирует,  управляет  действиями  своих  членов  путём  внушения  им  определённых  правил,  норм,  ПРИНЯТЫХ  В  ДАННОМ  ОБЩЕСТВЕ.

А  вот  дальше,  Вы  же:  «Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо».  Здесь  Вы  тоже  относите  нравственность  -  к  личности,  а  мораль  -  к  обществу,  социуму,  стае:  «В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида…»


До  этого  момента  у  нас  с  Вами  никаких  разногласий  не  наблюдается.

Но  в  понятии  «общество»  я  не  вижу  некоего  монолита,  серой  аморфной  массы,  предъявляющей  к  своим  членам  одинаковые требования  во  всех  точках  планеты.  Такого  общества  нет.  Любое  общество  имеет  структуру.  Эта  структура  по  разному  выглядит  с  разных  точек  зрения,  но  грубо  обобщая  впечатления,  можно сказать,  что  структура  эта  корпускулярная,  состоящая  из  множества  подгрупп,  иногда  пересекающихся  между  собой.

К  примеру,  если  человек  учится  в  школе,  он  является  членом  нескольких  групп:  семьи,  класса,  дворовой  шайки  балбесов,  хоккейной  команды,  или  танцевальной  студии.  Rebellion,  вот  скажите,  положа  руку  на  сердце:  когда  Вы  учились  в  школе,  Вы  отчётливо  понимали,  что  «классные»  и  «крутые»  с  точки зрения  Ваших  одноклассников  поступки,  могут  вызвать  резкую  негативную  реакцию   учителей?  А  то,  что  одобряется  родителями,  часто  вызывает  насмешки  приятелей  с  Вашего  двора?  Было  такое?  То  есть,  учась  в  школе,  Вы  на  собственной  шкуре  убедились,  что  «сколько  стай  -  столько  моралей».  А  теперь,  почему-то  Вы  свой  собственный,  на  собственной  шкуре  заработанный  опыт  оспариваете.  Вот  об  этом  я  пишу,  когда  утверждаю,  что  моралей  много.

А  нравственность  -  это  Ваши  установки.  Только  если  они  -  Ваши,  наработаны  и  осмыслены  Вами  лично,  а  не  внушены  Вам  одной  из  Ваших  стай.  А  нарабатывается  в  процессе  жизни  у  разных  людей,  как  ни  странно,  одно  и  то  же.  Поэтому  большинство  мудрецов  и  прописных  истин  говорят  нам  одно  и  то  же.  Жаль,  что  мы  к  этим  прописным  истинам  продираемся  всё  больше  окольными  путями,  оставляя  на  шипах  и  колючках  дикорастущих  моралей  клочья   собственной  шкуры….   :evil:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Steen »
Религия  - как пенис.  
Ничего плохого нет в том,  что он у вас есть.  
Ничего нетстранного,  что вы им гордитесь.  Но не надо тыкать мне им в лицо.    И даже не пытайтесь подсунуть его моим детям!

Оффлайн Алeкс

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 564
  • Репутация: +49/-29
(Нет темы)
« Ответ #64 : 29 Декабрь, 2008, 23:12:47 pm »
Steen, не сходится что-то в Ваших определениях морали и нравственности. Исходя из них, легко определить понятия "высокоморальный" и "аморальный человек". Например, по степени совпадения моральных и нравственных установок, либо по соответствию его поведения нормам морали. Но термины "высоконравственный" и "безнравственный", при условии, что "нравственность - это Ваши установки", имхо совершенно теряют смысл. Да и (опять же имхо) противоречит это условие тому, что "нравственно то, что приносит пользу". По крайней мере, иногда противоречит.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Алeкс »
На любой вопрос даю любой ответ

Оффлайн Steen

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 707
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #65 : 30 Декабрь, 2008, 11:49:30 am »
Цитата: "Алeкс"
Steen, не сходится что-то в Ваших определениях морали и нравственности. Исходя из них, легко определить понятия "высокоморальный" и "аморальный человек". Например, по степени совпадения моральных и нравственных установок, либо по соответствию его поведения нормам морали. Но термины "высоконравственный" и "безнравственный", при условии, что "нравственность - это Ваши установки", имхо совершенно теряют смысл. Да и (опять же имхо) противоречит это условие тому, что "нравственно то, что приносит пользу". По крайней мере, иногда противоречит.


Алекс,  я изложила  свой  взгляд  на  явление.  Терминология  взята  произвольно.  То  есть, я  не  несу  ответственности  за  то,  что  люди  употребляют  слова   "высокоморальный"  и  "высоконравственный"  (а  также  "безнравственный"  и  "аморальный",  как  полные  синонимы.  Люди,  кстати,  имеют  полное  право  так  употреблять  эти  слова.
 
Что  касается  употребления  данных  терминов  с  учётом  моей  трактовки  их  содержания,  то  почему  же  они  теряют  смысл?

Только  давайте  договоримся,  что  человек  не  может  быть  аморальным  и  безнравственным,  равно  как  и  высоконравственным  (высокоморальным).  Таковым  может  быть  поступок.  Только  поступок.  (Или  поведение).  
Итак:  безнравственный  поступок  -  поступок  реально  наносящий  вред  близким  (стае)  человека,  совершившего  этот  поступок.  Независимо  от  того,  как  сами  близкие  на  этот  поступок  реагируют.  Или  могущий  нанести  такой  вред  с  большой  долей  вероятности.

К  примеру:  жрать  что  попало  в  неограниченных  количествах  -  безнравственно,  Алекс!  (Хотя  и  совершенно  не-аморально).  Просто  потому,  что  можно  нанести  серьёзный  вред  своему  здоровью,  и  тогда  близкие  люди,  вместо  того,  чтобы  заниматься  своей  жизнью  и  получать  от  неё  удовольствие,  вынуждены  будут  возиться  с  твоим  больным  организмом.  То  есть,  мы  ставим  под  угрозу  часть  жизни  наших  близких.  Жизнь  ведь  состоит  из  времени  (и  нервов).  А  именно  это  люди  будут  вынуждены  тратить  на  больного.

С  "моральным-аморальным",  думаю,  всё  ясно.  Именно  соответствие  формальным  установкам,  принятым  в  данном  обществе.

Кстати,  при  таком  подходе  очень  ясно  становится  чисто  формальная  суть  всех  на  свете  моральных  кодексов.  От  коммунистических  до  религиозных.  И  очень  часто  видно,  как  один  и  тот  же  поступок  может  быть  одновременно  высокоморальным  и  безнравственным,  или  наоборот.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Steen »
Религия  - как пенис.  
Ничего плохого нет в том,  что он у вас есть.  
Ничего нетстранного,  что вы им гордитесь.  Но не надо тыкать мне им в лицо.    И даже не пытайтесь подсунуть его моим детям!

Оффлайн Rebellion

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 26
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #66 : 30 Декабрь, 2008, 12:27:10 pm »
Steen:Кстати, как Вы думаете, если фразу «МОРАЛЬ ОДНА, А НРАВСТВЕННОСТЬ У КАЖДОГО СВОЯ» напечатать красным цветом, самым большим шрифтом двадцать три раза подряд - я лучше пойму?

Я очень на это надеюсь, поскольку других способов убедить вас я не знаю

Steen:А то у Вас выходит, что у профессиональных воров и устроителей собачьих приютов - ОДНА МОРАЛЬ, и я должна в это поверить?  Или Вы вкладываете в термины совсем другой смысл?

Хм, а Вы вообще можете принять то, что у профессиональных воров есть какая-то мораль, не оценивая их действия как моральные или аморальные?
Лично я под моралью понимаю несколько идеализированное понятие, подразумевающее наиболее благоприятные условия для самоконтроля, уверенности в себе и дисциплинированного поведения
Любая отличная от нее мораль. уже не мораль, она аморальна и представляет собой всего лишь моральные нормы принятые в данном социуме.
Для "дворовой шайки балбесов" мораль чужда еще больше, чем моральные нормы, и у них есть всего лишь правила поведения. Разумеется аморальные.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Rebellion »
Мне чужого не надо, но свое я возьму, чье бы оно ни было

Оффлайн Алeкс

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 564
  • Репутация: +49/-29
(Нет темы)
« Ответ #67 : 30 Декабрь, 2008, 14:36:54 pm »
Цитата: "Steen"
Итак:  безнравственный  поступок  -  поступок  реально  наносящий  вред  близким  (стае)  человека,  совершившего  этот  поступок.  Независимо  от  того,  как  сами  близкие  на  этот  поступок  реагируют.  Или  могущий  нанести  такой  вред  с  большой  долей  вероятности.
О, нет! Поступок является безнравственным или нет в зависимости от вероятных последствий? Так, глядишь, и защищать супругу от хулиганов окажется безнравственно (хотя, без сомнения, может оказаться безрезультатно)? Нет уж, к чёрту последствия! Делай что должно, и будь что будет! А что должно, мы все интуитивно и так знаем, вот только делаем далеко не всегда. :D
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Алeкс »
На любой вопрос даю любой ответ

Оффлайн Коль-амба

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 319
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #68 : 31 Декабрь, 2008, 04:05:52 am »
Цитата: "Rebellion"
Лично я под моралью понимаю несколько идеализированное понятие, подразумевающее наиболее благоприятные условия для самоконтроля, уверенности в себе и дисциплинированного поведения...
Для "дворовой шайки балбесов" мораль чужда еще больше, чем моральные нормы, и у них есть всего лишь правила поведения. Разумеется аморальные.
У Вас очень искаженное представление о морали. Мораль есть у каждой группы людей, объединенных относительно постоянными взаимоотношениями. И, скажем, в понятии "воровские законы", слово "законы" подразумевает именно МОРАЛЬНЫЕ нормы поведения. "Моральные" - в смысле "правильные", "справедливые" (в рамках существующей у этих людей системы ценностей, конечно).
Вообще же мораль - понятие относительное (хотя и общественное). Моральные нормы являются общими лишь для сравнительно небольшой группы людей.
Нравственность же, на мой взгляд, это понятие сугубо индивидуальное. Это то, что лично я почитаю правильным и справедливым в каждой конкретной ситуации. Стыд перед собой за некрасивый поступок есть проявление нравственности (даже если про этот поступок никто кроме тебя и не знает). В этом смысле, человек, скажем, предавший кого-то, а потом закончивший жизнь самоубийством, совершая акт суицида, руководствовался именно нравственностью.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Коль-амба »
тео(е)ретик КольАмба

Оффлайн Rebellion

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 26
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #69 : 31 Декабрь, 2008, 08:40:46 am »
Цитата: "Коль-амба"
Цитата: "Rebellion"
Лично я под моралью понимаю несколько идеализированное понятие, подразумевающее наиболее благоприятные условия для самоконтроля, уверенности в себе и дисциплинированного поведения...
Для "дворовой шайки балбесов" мораль чужда еще больше, чем моральные нормы, и у них есть всего лишь правила поведения. Разумеется аморальные.
У Вас очень искаженное представление о морали. Мораль есть у каждой группы людей, объединенных относительно постоянными взаимоотношениями. И, скажем, в понятии "воровские законы", слово "законы" подразумевает именно МОРАЛЬНЫЕ нормы поведения. "Моральные" - в смысле "правильные", "справедливые" (в рамках существующей у этих людей системы ценностей, конечно).
Вообще же мораль - понятие относительное (хотя и общественное). Моральные нормы являются общими лишь для сравнительно небольшой группы людей.
Нравственность же, на мой взгляд, это понятие сугубо индивидуальное. Это то, что лично я почитаю правильным и справедливым в каждой конкретной ситуации. Стыд перед собой за некрасивый поступок есть проявление нравственности (даже если про этот поступок никто кроме тебя и не знает). В этом смысле, человек, скажем, предавший кого-то, а потом закончивший жизнь самоубийством, совершая акт суицида, руководствовался именно нравственностью.


Серьезно?

МОРАЛЬ
(Morality; Moral) - термин, используемый в отношении индивида  или группы и обозначающий условия, при которых осуществляются самоконтроль,  уверенность в себе  и дисциплинированное поведение.
http://vocabulary.ru/dictionary/11/word ... %C0%CB%DC/
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Rebellion »
Мне чужого не надо, но свое я возьму, чье бы оно ни было