Кроме проблемы одиночества, есть еще проблема смерти, неопределенности будущего и просоциальная адаптация. Одиночество имеет отношение только к последнему аспекту религии. К сожалению, тут абы каким обществом по интересом обойтись не удастся. Объединение должно быть не просто мотивировано, оно еще должно предусматривать некие сложные (и по возможности – публичные) ритуалы, отсеивающие «халявщиков и ленивцев».
http://elementy.ru/news/430894Именно фан-клубы и молодежные течения с элементами фанатизма в большей степени удовлетворяют эту человеческую потребность, а они, по вашему же определению, сближаются с религиозными сектами.
Нужно не просто комическое общество, а форма совместной деятельности, требующая известного усилия, не поддающаяся симуляции и общественно ободряемая (что ни говори, а общество пока склонно одобрять религиозность, как «меньшее зло»). Если подумать, то измыслить такое объединение не менее сложно, чем придумать новую идеологию России. Множество видов деятельности (начиная от правозащитников, гринписовцев и борцов за культурное наследие) либо дискредитированы, либо противоречат интересам части общества, либо не имеют внутренней мотивации (если религия еще как-то мотивируется культурным бэкграундом, то любовь к косовороткам точно нет). А религия – она очень удобна тем, что (в своей мягкой форме) направлена не несуществующее существо (пардон за тавтологию) и потому вроде бы никому не мешает. Этому почти невозможно противостоять, даже в США общество скатилось к религиозности. Комфорт этого состояния так велик, что проблема вообще осознается только тогда, когда оказывается что религии ДВЕ и они не совместимы, или когда попы начинают вторгаться в области, отличные от несуществующих.
С некоторых пор я размышлял над этой проблемой, и пришел к выводу, что выход, собственно, один. Дети! Осознание того, что ни школа, ни телевизор не обеспечит жизнеспособность твоего потомства, и отдельно взятая семья с этим тоже не справится. Необходимы условия для созревания личности, которые может обеспечить только большой, разумно организованный коллектив. Тут и публичность, и полезная, одобряемая обществом деятельность, и усилия, и творчество, шквал эмоций и наглядный результат.
К сожалению, на пути реализации этого подхода стоят два препятствия: А) не разработанность методов воспитания, несмотря на исключительную важность этого вопроса. Обществом эксплуатируются всякие доморощенные «теории», а по сути все отдано на откуп «естественному порядку вещей». Несмотря на то, что этот «естественный порядок» в городских условиях просто не работает. Б) экстремально высокий уровень экономической эксплуатации городского населения. Фактически, у человека не хватает времени ни на что, кроме имитации общественной деятельности в форме коллективного питья пива, расклеивания одинаковых постеров, экстрима (сугубо во время отпуска или по выходным) или декларации своей религиозности. У этой «имитации бурной деятельности» преимущество в том, что ее объем в любой момент можно сократить, без вреда для имиджа.
Так что приходится констатировать, что наблюдаемая ситуация полностью соответствует уровню общества потребления. Немного фан-клубов, немного правозащитников, немного экстремалов, церкви/мечети/синагоги и много-много людей, мающихся перед телевизором от какой-то сложной неудовлетворенной потребности.