В те дни было так тяжело думать одно, а учить другому, что я готов был
встретить любую бурю, только бы она принесла мне покой. Шел четырнадцатый
год моей работы профессором ленинградских духовных школ...
Я стал искать конкретного выхода из тупика. И решился...
Несколько дней отняли у меня обдумывание "Письма в редакцию" и
"Известительного послания" ректору, ученому совету, студентам, учащимся и
служащим ленинградских духовных академии и семинарии. В последнем я написал:
"Настоящим сообщаю всем вам, с кем вместе работал и кого обучал свыше
тринадцати лет, что я, будучи в здравой памяти и при трезвом уме,
сознательно ухожу из ленинградских духовных школ, из православной церкви, из
христианства и из религии вообще.
Не обида и не личные чувства или соображения побуждают меня к этому
шагу. Я был у вас и в чести, и в любви.
Я ухожу по соображениям исключительно идеологическим и научным, по
мотивам мировоззренческим и притом не под влиянием момента, а после
многолетних исканий, размышлений, научных проверок каждого достигнутого
результата.
Каковы же выводы, взгляды и итоги моих исследований, к которым я пришел
и которые довели меня до решения уйти из мира религии и стать на путь борьбы
с тем, что я некогда признавал истиной и источником блага на земле и в
человеческом роде.
Первое. Изучая критически Библию, я пришел к научно обоснованному
выводу, что религия древних евреев, а также и выводимая из нее христианская
религия не может быть признана богооткровенной, исключительной, а
развивалась по тем же законам и этапам, как и все религии мира, родственна
им, является естественным порождением исторических путей развития
человеческого рода.
Второе. Изучая историю религий, я пришел к сознанию, что любая религия,
существующая или существовавшая в роде человеческом, является искаженным
отражением в "небесах" реальных человеческих отношений с природой и между
людьми, отражением классовых столкновений и классовой идеологии, всегда
несет в себе множество остаточных суеверий, порожденных человеческим
сознанием на предшествовавших ступенях развития человечества, в ходе
развития, взаимной борьбы и смены различных общественно-экономических
формаций, в ходе развития производительных сил и зависящих от уровня их
развития общественных строев.
Третье. Сравнительное изучение множества религий показало мне, что
каждая из них мнит себя единственно правильной и "православной", то есть
правильно славящей бога. Каждая опирается на свои "чудеса" и "пророчества".
Каждая объявляет чужие чудеса и пророчества лживыми и выдуманными. А на деле
доказательства каждой - это перепевы одних и тех же тезисов, только
"перелицованных" соответственно особенностям и потребностям данной религии и
породивших ее общественно-экономических отношений и соответствующего их
уровню строя.
Четвертое. Научные исследования и личный опыт и наблюдения над жизнью
верующих людей и влиянием на нее религии и так называемой "церкви" показали
мне, что в условиях капиталистического общества религия, давая людям
временное утешение или даже материальное вспомоществование, отвлекает их в
то же время от решительной борьбы за преобразование мира и избавление его от
сил угнетения и эксплуатации, а в условиях социалистического общества не
позволяет верующим людям полностью включиться в борьбу за будущее,
поддерживая в них многие отживающие понятия, как-то: собственничество,
неравенство, приниженность, неверие в человеческие силы и возможности - и не
давая людям во всей полноте принять и усвоить те достижения, которые
предлагает современная наука.
Пятое. Те же научные исследования показали мне, что религия на
соответствующих этапах развития человеческого общества имела и некоторые
положительные стороны, когда, являясь идеологическим выражением сменившей
отжившую формацию новой, более прогрессивной (относительно к старому,
отжившему) формацией проповедовала и проводила идеи этой новой, более
прогрессивной формации. Но то, что было полезным и прогрессивным для данного
этапа, не могло сохранить того же значения в последующем. Нелепо было бы в
наши дни отказываться от трактора на том основании, что когда-то изобретение
сохи, сменившей мотыгу и заостренную палку в сельском хозяйстве, явилось
прогрессом и было очень полезно для человечества. А ведь в религии так
именно и делается: сыграли на Руси свою положительную роль некоторые
монастыри в прошлом, так считается, что они прогрессивны и необходимы и
всегда. Да и вся церковь не является ли организацией, неустанно утверждающей
свое право на существование во имя прошлых действительных и мнимых заслуг?!
Шестое. Знакомство с марксистской философией и внимательное изучение
исторических путей развития человеческого общества показали мне, каким
неоправданным растрачиванием сил и способностей человеческих является
служение религии, служение поддержанию в людях иллюзорных и искаженных
представлений о мире и его существе. Я почувствовал властную необходимость
отдать все имеющиеся у меня силы и знания реальной созидательной, хотя бы и
самой небольшой, но обязательно созидательной, работе.
Таковы вкратце мотивы моего ухода. И я хочу, чтобы они были доведены до
сведения всех тех, кто имел со мной служебные и учебные отношения, чтобы все
было до конца ясно и честно выяснено. Если администрация духовных школ этого
не найдет возможным сделать (мне безразлично; это ваше дело, какие будут к
моему "посланию" присоединены комментарии), я оставляю за собой право
добиваться ознакомления с настоящим документом учащихся, учащих и служащих
ленинградских духовных школ любыми другими средствами, какие найду".
Далее следовало обращение к моим бывшим коллегам. Оно, как мне стало
позже известно, было вместе со всем текстом "послания" зачитано на ученом
совете, и потому повторять его здесь нет надобности. От учащихся текст
"послания" был скрыт, от служащих тоже. Поэтому я его здесь и публикую...
Кончалось "послание" так:
"И к вам, учащиеся, слово мое! Простите мне, что долго собирался я
сделать то, что делаю ныне. Оглянитесь на себя, на сомнения, какие вас,
знаю, посещают, и вы поймете, как сложен и труден путь переоценки и
коренного поворота в такой области, как идеология. Будьте пытливее, смелее,
не бойтесь ставить вопросы, и, я верю в это, мы еще встретимся... Не как
противники, а как соратники и вновь друзья... Но, помните, я не собираюсь
вас уговаривать или "соблазнять", - думайте сами! Такие вещи человек должен
решать без подсказки, ему только следует показать в истинном свете пути, по
которым он может идти... Выбор же он должен сделать сам! И только сам! Нет,
я не "соблазняю" вас, просто я вас очень люблю...
На этом я и кончаю! Прощайте!"
...На душе у меня хорошо. Мучительный путь исканий позади. Я начинаю,
хотя и поздно, свою новую творческую жизнь. Жизнь с людьми, а не в облачных
замках религиозных иллюзий. И верю. Да, да, вот в это я верю, что люди,
которых я обрел, наконец помогут мне, чтобы жизнь эта была прямой, полезной
и светлой.
А опыт жизни постараюсь посвятить тому, чтобы другим не приходилось
блуждать так долго и тяжко в поисках пути к реальной жизни из тумана
суеверий и религиозного дурмана, как это случилось со мной.
Путь к духовной свободе. М.. 1960.