Все-таки начал собирать материалы к своему эссе-неэссе ДЕСЯТИЛЕТИЕ: мир человека конца XVII века.
Валютчики на Руси.
Я дивлюсь и всегда дивился славянофилам. Они так искренне хотели видеть в своем золотом веке - XVII - то, чего там не было и в принципе быть не могло. XVII век русской истории весьма колоритен, но ценен и интересен он вовсе не тем, что так хочется славянофилам. Например, они хотят, чтобы в XVII веке было некое "морально-политическое единство", извращенное впоследствии Петром, но именно XVII век - век ожесточенно идейной и религиозной борьбы (да, о церковном расколе, который никак не связан с антирусской деятельностью Петра, славянофилы как-то позабыли). Далее им хочется видеть в той эпохе социальный идеал: единство аристократии и демоса, семью-государство во главе с царем-батюшкой, однако именно на XVII век приходятся самые мощные восстания в дооктябрьской России (термин! забыли уже, что настоящие коммунисты (Зюган не счет) делили историю России на дооктябрьскую и советскую, причем, первая была лишь предисловием; сейчас какое-то послесловие...), а вместо добродетельных поселян в стиле пошловатого водевильчика времен Кукольника и Загоскина по России XVII века бродили целые племена "гулящих людей", казаки не были теми монархически-ряжеными обезьянами, как сейчас, а Стенька Разин... да что говорить! Славянофильство по степени фальсификации русской истории (причем, сознательной фальсификации, в соответствии с канонами псевдоромантической немецкой философии) дает фору любому идеологу советских времен.
И со степенью суверенитета допетровской России не все так уж однозначно. В экономическом отношении его почти не было. "Понеже аглицкие немцы своего короля Каролуса до смерти убили..." - это в каком году? 1649. А до того были у них существенные привилегии. Голландцы этих привилегий и не лишались. А ведь Голландия в XVII веке была торговой супердержавой, зависимость от которой в России чувствовали буквально на каждом шагу. Все мы помним, что во времена Киевской Руси люди хранили накопления в дирхемах (тоже инвалюта), особенно в т.н. "безмонетный период" - археологи находят уйму заначек, чьи владельцы не смогли воспользоваться запасами. Но в XV веке положение былых дирхемов заняли венгерские дукаты. В итоге словом «угорский» (то есть «венгерский») стали называть любую золотую монету с весом дуката, даже если она чеканилась в самой России.
В то время на Русь приходили золотые монеты немногих западноевропейских государств, имевших регулярную золотую чеканку. Более тяжелые английские розенобли (и подражательные розенобли нидерландской чеканки) по находившемуся на них изображению назывались «корабельниками» («корабельными»), а дукаты, то есть монеты весом около 3,5 г, называли «веницейскими», «цесарскими», «угорскими» и т. д.
И.Г.Спасский. «Русская монетная система»

Угорский дукат Ивана III, 1477-78
Только лишь в 1701 году Петр выпустил первую русскую золотую монету, впрочем, скорее, наградную, чем обиходную.
Знаменитый голландский "ефимок" также был популярен в России. Представьте такую ситуацию: правительство России всячески поощряет приток в страну долларов (например, взымает таможенные пошлины исключительно в "баксах") и, накопив достаточно валюты, пускает ее в оборот, снабдив штемпелем Госбанка. Эти "надчеканенные" доллары принимаются во всех торговых учреждениях страны. Именно такую финансовую реформу Алексей МИхайлович провел в 1654 году. Однако , практика привлечения в экономику "ефимков" началась еще за сто лет до того:
Словом «ефимок» обозначались все талеровые монеты высокой пробы весом от 28 до 32 граммов, однако для отдельных их типов бытовали специальные названия. Например, талеры города Любека и сходные с ними назывались «любскими ефимками», голландские рейксдальдеры назывались по аналогии «новыми любскими ефимками»; нидерландские патагоны с бургундским крестом — «крыжовыми» или «рьяльскими»; шведские далеры, на некоторых из которых изображался король с непокрытой головой, назывались «плешивцами», датские далеры с фигурой короля во весь рост и одной ногой, прикрытой гербовым щитом, назывались «единоногами»
Википедия.

"русский доллар" 1655 года - надчеканенный брабантский серебрянный талер 1637 года.
Неутешительный для славянофилов вывод: до Петра российская экономика была в куда большей зависимости от Запада, чем после него.