1.Безотчетное чувство вины возникает очень рано – когда ребенка ругают, например, а он толком не понимает за что, он просто видит, что его «не любят», что он «плохой» и начинает испытывать дискомфорт. Чувство вины эволюционно призвано обеспечивать обратную связь, корректировку поведения индивида и окружения.
2. «Вот только вопрос, чья культура окажется живучее? Скорее всего более примитивная, которая подойдёт большинству.» Во-первых, повторяю, процесс идет достаточно медленно. На наш век и на век наших детей и внуков национальных культур ещё хватит. Во-второых и сейчас в нашей культуре БОЛЬШИНСТВО населения –некультурные, ограниченные люди, которым наплевать на культурные ценности. Истинная же культура «меньшинства» - постоянно взаимодействует на интернациональном уровне, при этом сохраняя свою самобытность но взаимообогащаясь.
3. Психологическая конституция человека (человеческой популяции) возникает благодаря совокупности генетичесеки определенных факторов, благодаря особенностям человеческой расы, как вида, а реализуется в конкретных культурных и геополитических условиях. Моя мысль была в том, что в любой нации есть некий «спектр» человеческих архитипов, просто, чем более развито общество – тем полнее соотвествие этих типов конкретным вариантам веры. Другими словами, если каким-то чудесным образом в страны ислама «внедрить» другой подход к допустимости свободы совести, «внедрить» демократические принципы жизни, то и там неизбежно начнут –как грибы после дождя возникать всевозможные секты, секточки и конфессии, т.к. в психологическом смысле набор типов людей в каждом обществе примерно одинаков.
4. «Не стоит ограничивать себя, боясь попасть в лапы религии. Самосовершенствование человека находится далеко в стороне от подобных опасений. Не стоит принимать в штыки слово вера, в некотором смысле (допущение) вера присутствует и в науке. Человек не может сразу получить системное мировоззрение, а следовательно некоторое время интуитивно принимает аксиомы, а уже потом понимает их (после изучения смежных вопросов).»
Попасть в лапы религии я, кстати, давно уже не боюсь. В процессе формирования, естественно, человек вынужден пользоваться интуицией, памятью, доверять аксиомам и т.д. Но мы-то с вами, надеюсь, прошли эти стадии взросления сознания. Не надо путать интуитивное познание мира и веру. Вот тут как раз и происходит подмена понятий. Допущение не есть вера. Вы же предлагаете мне сделать некое временное допущение – да так в нем навсегда и остаться, сделав следующее. Буддизм, насколько я знаю, видоизмененный индуизм и то, что там есть разветвленная система практик достижения неких психических состояний - лишь подтверждает иррациональную природу и религиозную этиологию этого учения.
Самосовершенствование же – опять же красивый лозунг, прикрывающий часто как раз отказ от анализа и ведущий к упрощенной картине мира. А, собственно, в чем смысл самосовершенствования. Для буддистов – это в итоге поиск гармонического СОСТОЯНИЯ, основанного на отказе от желаний. Отказ от желаний неизбежно приводит от отказа основополагающего человеческого желания – мыслить, анализировать. Для мыслящего человека – самосовершенствование –это процесс совершенствования это прежде всего процесс поиска истины, который, кстати, не всегда ведет к комфортному состоянию. В строгом смысле самосовершенствование самого человека – процесс пока что маловероятный, на мой взгляд в процессе жизни конкретного человека резкое повышение его творческих способностей, его интеллекта, памяти и т.д. может колебаться в достаточно узких пределах и никакая религия, никакая практика или психологический тренинг не может совершать чудеса, возможна только коррекции уже имеющегося. А вот изучать окружающий мир, заниматься творчеством, совершенствовать мировоззрение свое человек может бесконечно.