allexander, thnx
, все хорошо и остроумно, я только не совсем понял, кто тут "тигр" и кто "З.П." :wink:
Но есть одно "но"... И даже не одно... :?
Во-первых, не преувеличивайте значения иудейских моральных заповедей, унаследованных позже христианами, для современного мира. Например, заповедь "не убий" у иудеев и христиан имеет вовсе не тот же смысл, что в современном светском гуманизме. Нельзя убивать соплеменников и единоверцев, чтущих моисеев закон, а к прочим эта заповедь не относится. Инородцев убивай сколько хочешь, это богоугодно. Ветхий завет переполнен сюжетами, которые в наше время иначе как "военными преступлениями" не назовешь. Если соплеменник ведет себя не по-иудейски (например, посмел молиться иному богу или не чтит день субботний) - с ним тоже церемониться незачем. А современные православные фашисты опустились до того, что атеистов вообще за людей не считают, сами знаете, какие тут, к зеленой бабушке, заповеди. Надо ли объяснять, что никакой гуманистической "терпимостью" и "мирным сосуществованием" здесь и не пахнет. Далее, заповедь "не прелюбодействуй" у иудеев тоже своеобразна, например, иметь наложниц - это не прелюбодеяние, имей сколько хочешь (или сколько сможешь
). Можно продолжать и далее в том же духе.
Во-вторых, я не спорю с тем, что законы выживания общества (например, 10 заповедей) сперва были "освящены" религией, и лишь позже получили философское осмысление. ИМХО, это абсолютно нормально. Объяснение феномена "грома и молний" тем, что это "Илья-пророк чорта по небу гоняет" тоже предшествовало идее атмосферного электричества.
В-третьих, я не уверен, что идея "единого бога" принадлежит иудеям, а не была повзаимствована ими из вавилонской или египетской традиции. Но тут я ничего определенного утверждать не буду, ибо в этом вопросе совсем не специалист.
На этом пока откланиваюсь, позже попытаюсь сказать еще что-нибудь. :wink: