Автор Тема: Полярные вольнодумцы  (Прочитано 3192 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 810
  • Репутация: +243/-183
Полярные вольнодумцы
« : 21 Сентябрь, 2014, 16:18:55 pm »
К. Ельницкий. Инородцы Сибири и Среднеазиатских владений России. Спб., 1908.
Самоеды (ненцы) делают своих истуканов и относятся к ним как к живым существам, понимающим их. При нужде они обращаются к ним с мольбой, но если не получают по своей просьбе, то бранят, бьют и разбрасывают их, чтобы затем снова собрать их в одно место и опять просить о помощи.
Остяки (ханты, кеты, юги, селькупы) имеют некоторое понятие о верховном божестве, живущем на небе. Его называют Торым (добрый бог, властитель вселенной) и думают, что никто из людей не имеет права утуждать его просьбами.
Возвратившись с удачного промысла, остяк благодарит своего идола за оказанную им помощь и приносит ему в жертву кусок мяса; если улов не слишком удачен, ограничивается тем, что что мажет салом или кровью его губы; когда, наконец, улов был плохой, он сечет своего идола.
Кут, по мнению камчадалов, при создании земли наделал много промахов, поэтому не только не поклонялись ему, но даже бранили его. К чему на земле столько гор, утесов, пропастей, бурных потоков и рек, так часты дожди, так сильны бури и грозы.

В.И. Немирович-Данченко. ОЧЕРК III. Мезенская тундра.
О ненцах (самоедах): Хег (идол) напоминает куклу. Его одевают в меха и суконные кафтаны, мажут губы жиром и кровью оленей. Это если промыслы удачны; в противном случае бога, не исполнившего своей обязанности, жестоко секут оленьими ремнями, ломают, выбрасывают, лишая одежды и украшений. Одною степенью выше хегов - сядеи, большие идолы, которых ставят на очень высоких горах. Они тоже должны покровительствовать промыслам. Их столь же исправно дерут, как и хегов, и столь же щедро в случае удачи приносят жертвы.

Иславин Вл. Самоеды в домашнем и общественном быту. Спб, 1847.
Сядеи - др. идолы. При неудаче промысла наказывают розгами; бывает, что привяжут сядея к деревянному волку и поставят в стадо стеречь, и если волк задерет оленя, божок получает побои.
Поклонов им не делают и молитв не имеют.

Вот особенно показательная вещь:
И.Н. Смирнов. Пермяки. Историко-этнографический очерк. Казань, 1891.
(Автор пишет, что коми-пермяки хоть и стали православными, но святых почитают как отдельных богов)
В некоторых случаях пермяк пытается наказать карающего "бога" (т.е. святого). Духовенству иногда приходится видеть на божнице пермяка икону поставленою вниз головой. На вопрос, почему так стоит икона, пермяк отвечает на стесняясь, что в доме случилась беда и он наказывает допустившего её "бога".

Н.В. Слюнин Охотско-камчатский  край. т.1, Спб, 1900.
Ительмены признавали высшее существо, бога Кутху, которого, хотя и почитали, но в несчастных случаях поносили и злословили, подобно тому как коряки по словам Куэлского старосты, бьют своего идола ремнями, если он их обманывает.
« Последнее редактирование: 02 Февраль, 2016, 08:16:36 am от Rufus »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 810
  • Репутация: +243/-183
Re: Полярные вольнодумцы
« Ответ #1 : 02 Февраль, 2016, 08:31:49 am »
Др.и.н. М.Ф. Косарев в своей книге «Основы языческого миропонимания: по сибирским этнографо-археологическим материалам» пишет, что языческие религии отличаются от христианства вовсе не многобожием, поскольку "...такая, казалось бы, "неязыческая" религия, как христианство, буквально насыщена политеизмом". Он выделяет несколько пунктов оличия язычества от христианства и "монотеизма" вообще. В частности, пункт 2:
2. Юридическая равноправность в сибирском язычестве человека и богочтимого духа, что, пожалуй, более всего поражало и даже шокировало ревнителей христианской веры. Отношения между человеком и духом у сибирских язычников строились по принципу обоюдной выгоды и носили во многом договорной характер: я (человек) приношу тебе жертву, сопровождаемую определенной просьбой, за что ты (божество, дух) обязан оградить меня от напастей и обеспечить хороший промысел. Или наоборот: я (божество, дух) ниспосылаю тебе (человеку) те или иные блага, каковые ты должен оплатить мне жертвенными дарами, словесными благодарностями и восхвалениями. Нарушение этой договоренности той или иной стороной воспринималось как бесчестный поступок, заслуживающий осуждения или даже физического наказания.
По наблюдениям А.И.Андреева, прожившего несколько лет среди туруханских самоедов (вторая половина XVIII в.), последние, отправляясь на промысел, в жертву своим «болванам... колют оленей, прыщут рыбным жиром в огонь и над дымом держат тех болванчиков, мажут горячей кровью убитого оленя, одевают снятою с оленя кожею и возят на особых санках; и когда промысел бывает хорош, то и более украшают, одевая разного рода звериными кожами; а когда неудачен, то привязав за шею веревку, таскают по полю за санками, бросают в огонь или в воду, а потом заводят других»
(Андреев А.И., 1947. С.90).
У остяков, замечает К.Ф.Карьялайнен, «если дух высказывает упрямство, небрежно и равнодушно относится к делам своего хозяина, тот может его наказать: оставить голодным, не угощая его то или иное время, наказать физически или даже изгнать вообще» (Kaijalainen K.F., 1921. S.21—22). При спорности наказания обиженный божок мог обратиться с жалобой к божеству более высокого ранга, которое решало, прав обидчик или нет. Если не прав, то вышестоящий дух мог наслать на него болезнь или даже смерть.
Былинный остяцкий богатырь Сонгхуш разрубил надвое и сжег на костре главного своего идола за то, что тот, несмотря на многие приношения и постройку нескольких жертвенных амбаров, изобилующих пушниной и другими ценностями, не дал бездетному дарителю наследника, которого он просил (Patkanov S., 1900. S.39).
Вогульский князь Сатика, когда у него, несмотря на многие жертвы божествам, умерли два любимых сына, «прыем секеру и сокрушы многия идолы; приближыся же сам с вышше устроенным намирением к первоначальному своему кумиру и егда хотще сокрушить, от народа молим бысть и, неким мздовоздаянием утолим, остави сего» (Новицкий ГР., 1941. С.82).
Таежные западносибирские аборигены, к ужасу православных священников, распространили этот языческий правеж на христианские иконы и иные святыни. Известно, например, что вогул Кирилл Калишин из Махтыльских юрт стрелял из ружья в Георгиевскую часовню, осерчав на великомученика Георгия за то, что этот святой будто бы умертвил его сына-младенца. Вогулка Акилина Дунайкина, обидевшись за что-то на «русского бога», бросила с бранными словами образ Спасителя на землю и растоптала ногами (Павловский В., 1907. С.217). Подобных случаев в Сибири было великое множество. Православные служители церкви зачастую старались их попросту не замечать, потому что толку от репрессивных воздействий не было никакого. Аборигены просто не понимали, в чем, собственно, состоит их вина.
« Последнее редактирование: 02 Февраль, 2016, 08:37:03 am от Rufus »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 810
  • Репутация: +243/-183
Re: Полярные вольнодумцы
« Ответ #2 : 05 Февраль, 2016, 10:02:10 am »
Но были и боги-жулики, втч и православные. И люди, естественно, на них обижались. Например, когда марийцы в 1920-е годы отказались от православных богов и вернулись к язычеству, они признали лишь Николая-чудотворца, объяснив это следующим образом: "Другие святые мошенник большой... А этот старик немножко правильный".
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн RaW

  • Аметист
  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 301
  • Репутация: +171/-24
  • Секулярный либерал-гедонист
Re: Полярные вольнодумцы
« Ответ #3 : 05 Февраль, 2016, 10:27:43 am »
Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации. «Микола-бурхан» был включён в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков.

Другой буддийский народ России — буряты — отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.

«Все без исключения тункинские монголо-буряты, как шаманисты, так и ламаисты, питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: „батюша Михола“, или же по-монгольски „Саган-Убукгун“».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Чудотворец
Уверую в вашего бога. Расчёт по предоплате.

Оффлайн Kochegar

  • с потонувшего парохода
  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 278
  • Репутация: +384/-487
  • верующий в русалок
Re: Полярные вольнодумцы
« Ответ #4 : 19 Март, 2016, 17:30:04 pm »
Иконы наказывали не только на Севере но и у нас на Урале. Вот что писал на этот счет журнал "Нива" номер 30 за 1871 год:

Почему на церквях и на церковных облачениях кресты? Только потому что Христа распяли а не повесили