Форум атеистического сайта

Научный атеизм => Психология и религия => Тема начата: Дориан Грей от 08 Февраль, 2006, 05:43:27 am

Название: Природа мистических страхов
Отправлено: Дориан Грей от 08 Февраль, 2006, 05:43:27 am
Эта тема в некотором смысле клон темы на другом форуме, поэтому даю ссылку:
http://www.paleo.ru/forum/viewtopic.php ... sc&start=0 (http://www.paleo.ru/forum/viewtopic.php?t=648&postdays=0&postorder=asc&start=0)

В частности очень любопытна последняя страница, где возникает гипотеза о том, что человеки с предрасположеностью к мистике были более живучи, а "атеисты" вымирали.
Название:
Отправлено: Dims от 08 Февраль, 2006, 07:54:03 am
Мистика -- это часть науки в иной форме.

Раньше, когда не было институтов, реферируемых жрналов и прочего, когда СИСТЕМА общественного познания была устроена иначе, мистика выполняла роль теоретической науки сегодня.

Если отвлечься от смысла и послушать, что говорят современные теоретики, то можно убедиться, что их речи наполнены мистическим смыслом.

Человек всегда искал то, что находится за сценой явлений. И продуктом этого поиска являлась мистика.

Например, что такое злой дух, который может вселяться в человека? Это, по современным представлениям, болезнетворный микроорганизм. Мистики совершенно правильно угадали, что этот дух живой, что он вселяется в человека и живёт в нём, а выздоровление -- есть его изгнание. В деталях, они, конечно, ошиблись. А что такое укус вампира, после которого человек становится вампиром? Это -- ни что иное, как обнаруженное мистикой явление заражения одного человека от другого.

Так что в древности "мистик" -- это просто человек, который пытался проникнуть в понимание окружающего мира, а "атеист" -- это просто человек, который "что вижу, то пою".
Название:
Отправлено: Бессмертный от 08 Февраль, 2006, 11:04:00 am
Dims, вижу Вы постоянно занимаетесь провокациями. Сами всё прекрасно понимаете, и только развлекаетесь.
Цитата: "Dims"
Мистика -- это часть науки в иной форме.
Ничего общего она с наукой не имеет, но предположим, что это так.
Цитата: "Dims"
Раньше, когда не было институтов, реферируемых жрналов и прочего, когда СИСТЕМА общественного познания была устроена иначе, мистика выполняла роль теоретической науки сегодня.
Ну вот Вы сами себя и опровергаете. Если она только выполняла роль науки, значит сама наукой не была.
Название:
Отправлено: Дориан Грей от 09 Февраль, 2006, 00:49:47 am
Цитата: "Dims"
Человек всегда искал то, что находится за сценой явлений. И продуктом этого поиска являлась мистика.

Так что в древности "мистик" -- это просто человек, который пытался проникнуть в понимание окружающего мира, а "атеист" -- это просто человек, который "что вижу, то пою".


Знание у "мистиков" было очень недалёким. Современная наука рабоает с большим объёмом причинно-следственных связей.

Кстати, к вам гипотеза о выживании верующих?
Название:
Отправлено: Dims от 09 Февраль, 2006, 13:14:26 pm
Цитата: "Бессмертный"
Ну вот Вы сами себя и опровергаете. Если она только выполняла роль науки, значит сама наукой не была.

Если нечто выглядит, как кошка, пахнет, как кошка, мяукает, как кошка и выполяет роль кошки -- то это и есть кошка.
Название:
Отправлено: Dims от 09 Февраль, 2006, 13:17:11 pm
Цитата: "Рендалл"
Кстати, к вам гипотеза о выживании верующих?

Мне кажется, есть верующие, которых "заносит" и которые хуже выживали бы, и есть атеисты, которых тоже "заносит" и которые тоже хуже выживали бы.

Некоторые подходы, которые я видел здесь, кажутся мне "контрвыживательными". Но что касается самого вопроса о Боге, то он слишком глобален и, если и сказывался на выживании, то незначительно. Скорее, влиял некий подход к жизни, который может у атеиста возникнуть и не от веры.
Название:
Отправлено: Дориан Грей от 09 Февраль, 2006, 15:21:18 pm
Цитата: "Dims"
Мне кажется, есть верующие, которых "заносит" и которые хуже выживали бы, и есть атеисты, которых тоже "заносит" и которые тоже хуже выживали бы.
Догадываетесь Dims о чём хочу вас спросить? Что такое "заносит" в данном контексте?
Название:
Отправлено: Dims от 09 Февраль, 2006, 16:12:21 pm
Есть объективная золотая середина. Неважно, как я её определю, неважно, понимаю ли я, где она. Важно, что она ЕСТЬ. Независимо от моего или чьего-то ещё сознания. Это та степень веры в невидимое непосредственно или неверия в него, которая максимально способствует выживанию и прогрессу.

Относительно этой середины есть отклонения, которые я и назвал заносами.
Название:
Отправлено: Пью Чай Ли от 09 Февраль, 2006, 16:22:45 pm
Цитата: "Dims"
Скорее, влиял некий подход к жизни, который может у атеиста возникнуть и не от веры.

Точнее, не от религиозной веры. Верить можно и в светлое будущее, и в прогресс, и в возможность и необходимость творческой самореализации личности и т.д. Позвольте цитату задвинуть:

Цитировать
Мы все существа, ищущие смысл жизни, которые испытывают беспокойство оттого, что их закинули в бессмысленную вселенную. Чтобы избежать нигилизма, мы должны поставить перед собой двойную задачу. Во-первых, изобрести проект смысла жизни, достаточно убедительный для поддержания жизни. Следующий шаг - забыть о факте изобретения и убедить самих себя, что мы просто открыли смысл жизни, то есть у него независимое происхождение.
(Ирвин Ялом "Мамочка и смысл жизни")

Люди, способные успешно решить эту двойную задачу, пожалуй, более живучи.
Название:
Отправлено: KWAKS от 09 Февраль, 2006, 16:29:42 pm
Цитата: "Пью Чай Ли"
Люди, способные успешно решить эту двойную задачу, пожалуй, более живучи.


И верующие - пример такой живучести.
ВОПРЕКИ жизненным невзгодам - они ВЕРУЮТ.

Значит это они - "Люди, способные успешно решить эту двойную задачу" ?
Название:
Отправлено: Пью Чай Ли от 09 Февраль, 2006, 16:45:49 pm
Цитата: "KWAKS"
И верующие - пример такой живучести.
ВОПРЕКИ жизненным невзгодам - они ВЕРУЮТ.

Значит это они - "Люди, способные успешно решить эту двойную задачу" ?


Именно так. Если конечно их, по выражению Dims-а, не "заносит" :)
Название:
Отправлено: KWAKS от 09 Февраль, 2006, 17:04:11 pm
Цитата: "Пью Чай Ли"
Если конечно их, по выражению Dims-а, не "заносит" :)

Как метко подметил Dims,"заносчивые" бывают и верующие,и атеисты,..  
Цитировать
которых тоже "заносит"


Но в целом : это очень древняя истина,
что ч-ку труднее искать опору в себе,
чем "за пределами" себя.
Название:
Отправлено: Dims от 09 Февраль, 2006, 18:53:12 pm
Цитата: "Пью Чай Ли"
Цитировать
Мы все существа, ищущие смысл жизни, которые испытывают беспокойство оттого, что их закинули в бессмысленную вселенную. Чтобы избежать нигилизма, мы должны поставить перед собой двойную задачу. Во-первых, изобрести проект смысла жизни, достаточно убедительный для поддержания жизни. Следующий шаг - забыть о факте изобретения и убедить самих себя, что мы просто открыли смысл жизни, то есть у него независимое происхождение.
(Ирвин Ялом "Мамочка и смысл жизни")

У меня лично другая теория. Я это увидел где-то тут у вас на атеистическом ФАКе и сам раньше тоже так думал.

Смысл -- это, по определению, такая штука, которую могут создать только разумные существа. Поэтому, поскольку я разумное существо и я свободное существо, то смысл моей жизни заключается в том, чем я сам её наделил. И проблема не в том, чтобы загипнотизировать себя в том, что смысл и раньше был, а я его просто открыл, а в том, чтобы дать себе полномочия назначать смысл целой жизни!

Иными словами, в чём проблема, если ты будешь помнить, что смысл создан тобой самим? Только в том, что ты, якобы, ничтожен и не имел права назначать смысл. И тут два варианта: либо остаться ничтожным, но убедить себя, что смысл был изначально, либо перестать быть ничтожным.
Название:
Отправлено: Дориан Грей от 09 Февраль, 2006, 23:06:27 pm
Цитата: "Dims"
У меня лично другая теория. Я это увидел где-то тут у вас на атеистическом ФАКе и сам раньше тоже так думал.
Ваша тоерия сама по себе интересна, так как чувствуется, что вы над ней размышляли. Но, у меня как всегда есть НО.

Цитировать
Смысл -- это, по определению, такая штука, которую могут создать только разумные существа....
В основном согласен. Смысл - это удел разумных, так как они могут его придумать или найти.

Цитировать
Иными словами, в чём проблема, если ты будешь помнить, что смысл создан тобой самим? Только в том, что ты, якобы, ничтожен и не имел права назначать смысл. И тут два варианта: либо остаться ничтожным, но убедить себя, что смысл был изначально, либо перестать быть ничтожным.


По второму пути и идёт атеизм.
Название:
Отправлено: Карлсон от 10 Февраль, 2006, 07:39:23 am
Цитата: "Dims"
Цитата: "Бессмертный"
Ну вот Вы сами себя и опровергаете. Если она только выполняла роль науки, значит сама наукой не была.
Если нечто выглядит, как кошка, пахнет, как кошка, мяукает, как кошка и выполяет роль кошки -- то это и есть кошка.

А если выглядит, как собака, лает, как собака, пахнет, как собака, но мышей гоняет почти как кошка - то это не кошка, а всежтаки собака.
Общего у мистики и науки только в желании объяснить неопонятное - все остальное относится к категории различий.
Название:
Отправлено: Dims от 10 Февраль, 2006, 08:02:46 am
Цитата: "Карлсон"
Общего у мистики и науки только в желании объяснить неопонятное - все остальное относится к категории различий.

Я же уже привёл пример, когда мистика попала в точку! Какие ещё различия есть, я не понимаю.
Название:
Отправлено: Карлсон от 10 Февраль, 2006, 08:54:41 am
Цитата: "Dims"
Цитата: "Карлсон"
Общего у мистики и науки только в желании объяснить неопонятное - все остальное относится к категории различий.
Я же уже привёл пример, когда мистика попала в точку! Какие ещё различия есть, я не понимаю.


Ну это не примеры "попадания в точку", скорее примеры, когда высосанное из пальца мистическое объяснение явления с большими усилиями может быть за уши притянуто к правильному объяснению происходящего.
Различия же очевидны - наука при оценке явления устанавливает факты, анализирует их и выявляет взаимосвязь между ними. Мистика берет явление и пытается его объяснить без дополнительного сбора информации и анализа, поскольку таковое не требуется для мистического объяснения явлений - любая чушь сойдет.
Название:
Отправлено: Dims от 10 Февраль, 2006, 10:21:05 am
Цитата: "Карлсон"
Различия же очевидны - наука при оценке явления устанавливает факты, анализирует их и выявляет взаимосвязь между ними.
При этом она изобретает сущности, такие, как "атом", "элементарная частица", "фундаментальное взаимодействие", "экзопланета" и тому подобное, которые ненаблюдаемы ни невооружённым, ни вооружённым глазом, а проявляются только косвенно.

Цитировать
Мистика берет явление и пытается его объяснить без дополнительного сбора информации и анализа

Я не согласен. Мистика точно так же собирает информацию. Без подтверждений с нескольких точек зрения мистика была бы неинтересна.
Название:
Отправлено: KWAKS от 10 Февраль, 2006, 11:25:59 am
Цитата: "Dims"
наука изобретает сущности, такие, как "атом", "элементарная частица", "фундаментальное взаимодействие", "экзопланета" и тому подобное, которые ненаблюдаемы ни невооружённым, ни вооружённым глазом, а проявляются только косвенно.


А не слишком ли "круто режете",уважаемый Dims ?

"атом" - наблюдАем глазом,вооружённым електронным микроскопом.
"элементарная частица" ", "фундаментальное взаимодействие",
"экзопланета" и тому подобное- пока ненаблюдаемЫ,но..

если ЧТО-ТО пахнет как лук и выглядит как лук -
то чЕм же ему быть,если не луком ?

Существуют ведь ХОРОШО ВЕРИФИЦИРОВАНЫ процедуры,с помощью которых
косвенность проявлений адекватно отображается в наблюдаемые процессы.
Название:
Отправлено: Карлсон от 10 Февраль, 2006, 11:29:58 am
Цитата: "Dims"
Цитата: "Карлсон"
Различия же очевидны - наука при оценке явления устанавливает факты, анализирует их и выявляет взаимосвязь между ними.
При этом она изобретает сущности, такие, как "атом", "элементарная частица", "фундаментальное взаимодействие", "экзопланета" и тому подобное, которые ненаблюдаемы ни невооружённым, ни вооружённым глазом, а проявляются только косвенно.

Угу, действительно на основе анализа информации, собранной о явлении, можно сделать определенные выводы. В том числе о тех объектах, которые проявляют себя косвенно.
Было бы странно, если все было иначе.

Цитата: "Dims"
Цитата: "Карлсон"
Мистика берет явление и пытается его объяснить без дополнительного сбора информации и анализа
Я не согласен. Мистика точно так же собирает информацию. Без подтверждений с нескольких точек зрения мистика была бы неинтересна.


Много смеялся :)
Спасибо, получил удовольствие.
Название:
Отправлено: KWAKS от 10 Февраль, 2006, 12:02:13 pm
Цитата: "Dims"
Мистика -- это часть науки в иной форме.

Раньше, когда не было институтов, реферируемых жрналов и прочего, когда СИСТЕМА общественного познания была устроена иначе, мистика выполняла роль теоретической науки сегодня...


КАК Вы правы,ув.Dims !

На атеистов,словно ослепление какое-то снизошло :
Ну НИКАК не хотят увидеть,что Поиск Истины - не ими изобретён.

И все нынешние достижения не возникли Вдруг,Сейчас..Из ниоткуда.
А надёжно лежат в архивах монастырей , ашрамов и пр. -
на протяжении тысячелетий ...
Название:
Отправлено: KWAKS от 10 Февраль, 2006, 12:13:38 pm
Цитата: "Рендалл"
Цитата: "Dims"
И тут два варианта: либо остаться ничтожным, но убедить себя, что смысл был изначально, либо перестать быть ничтожным.

По второму пути и идёт атеизм.


Но при этом пытается навязать обществу мнение,
что лишь он(атеизм) владеет монополией на истину..
а остальные люди - так и остались ничтожными.

В опасные игры играете,тавварыши-атеисты ! ! !
Название:
Отправлено: Пью Чай Ли от 10 Февраль, 2006, 13:07:12 pm
Цитата: "Dims"
Иными словами, в чём проблема, если ты будешь помнить, что смысл создан тобой самим? Только в том, что ты, якобы, ничтожен и не имел права назначать смысл.


Не в этом дело. Экзистенциальная тревога - это, по определению, такая штука, корни которой выходят за рамки личности. Очень неуютно жить в пустом мире, в мире абсолютно безразличном к человеческим судьбам. В мире, которому совершенно наплевать, считает себя человек свободным или ничтожным, пытается понять мир и себя или не пытается. Человек может сколько угодно назначать смысл своей жизни, искать свободы, знания и понимания, - прийдет в свое время старуха с косой и перечеркнет всё одним махом.

Как тут бороться с такой напастью? "Только ниньзя может победить ниньзя" - так было сказано в одном голливудском боевике про ниньзей, не помню в каком. Только такой проект смысла жизни можно противопоставить экзистенциальной тревоге, который сам выходит за рамки личности. Наиболее простой и доступный большинству людей способ - верить или хотя бы просто питать некую смутную надежду на то, что не так все плохо, что есть, может быть, в мире некие таинственные силы, которые, пусть не вмешиваются пока, но наблюдают и в итоге не дадут пропасть сиротинушке.

Собственно, я хотел сказать, что склонность к такого рода вере и надежде с одной стороны способствует сохранению душевного равновесия и выживаемости, а с другой - стимулирует придумывание религиозных и мистических доктрин и разных там идеологий. А ещё она заставляет некоторых людей насиловать логику в попытках построить "доказательство существования" разумного создателя вселенной. :wink:
Название:
Отправлено: KWAKS от 10 Февраль, 2006, 13:39:50 pm
Цитата: "Пью Чай Ли"
Человек может сколько угодно назначать смысл своей жизни, искать свободы, знания и понимания, - прийдет в свое время старуха с косой и перечеркнет всё одним махом. :wink:


Ну не скажите ! В зависимости от "назначенного смысла" -
человек перед лицом "старухи с косой" встанет ПО ДРУГОМУ.
Название:
Отправлено: Дориан Грей от 11 Февраль, 2006, 15:42:20 pm
Всегда есть выбор: или искать истину либо верить и надеяться, что твои фантази  это реальность.
Название:
Отправлено: KWAKS от 11 Февраль, 2006, 17:59:45 pm
Цитата: "Рендалл"
Всегда есть выбор: или искать истину либо верить и надеяться, что твои фантази  это реальность.


а не окажется блин "фантази" - выбор: будто искать истину легко и просто ?
Название:
Отправлено: Дориан Грей от 12 Февраль, 2006, 12:13:32 pm
Цитата: "KWAKS"
а не окажется блин "фантази" - выбор: будто искать истину легко и просто ?
Я какой раз говорю, что я нигде не подразумеваю простые и лёгкие пути. Да, эта работа над собой, а ваши замечания абсолютно ни к месту.
Название:
Отправлено: Dims от 12 Февраль, 2006, 15:05:10 pm
Цитата: "Пью Чай Ли"
Очень неуютно жить в пустом мире, в мире абсолютно безразличном к человеческим судьбам. В мире, которому совершенно наплевать
Ребёнку неуютно: никто не заботится. А взрослому -- наоборот, уютно. То, что миру на тебя наплевать -- означает одно -- мир не будет тебе мешать. Все дороги перед тобой открыты, что хочешь, то и получишь! Чем хочешь, тем его и наполнишь!

Цитировать
Человек может сколько угодно назначать смысл своей жизни, искать свободы, знания и понимания, - прийдет в свое время старуха с косой и перечеркнет всё одним махом.

Не перечеркнёт, если человек что-нибудь СОЗДАСТ.
Название:
Отправлено: KWAKS от 12 Февраль, 2006, 19:58:23 pm
Цитата: "Рендалл"
а ваши замечания абсолютно ни к месту.


Не впадайте в иллюзию,будто у Вас монопольные права на Истину.
Название:
Отправлено: notfirstnotlast от 12 Февраль, 2006, 21:57:30 pm
To Dims:
Цитировать
Все дороги перед тобой открыты, что хочешь, то и получишь!

А вы получили все, что хотели?
Название:
Отправлено: Мария от 23 Февраль, 2006, 20:04:02 pm
Рендалл, прошу прощения, но очень хочется спросить:

Цитировать
Атеисты наоборот относятся к окружающему миру со скепсисом.


скепсис - это то же самое, что и скептицизм?

"Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности."

"Скептицизм
(франц. scepticisme, от греч. skeptikos, буквально - рассматривающий, исследующий), философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины. Крайняя форма С., основанная на утверждении, что в наших знаниях нет ничего соответствующего действительности и достоверное знание в принципе недостижимо, есть агностицизм.
Акцентируя относительность человеческого познания, С. сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма и постановке ряда проблем диалектики познания, хотя оказался не в состоянии разрешить их. Вскрывая неполноту и несовершенство наших знаний, их связь с историческими условиями процесса познания, С. абсолютизирует эту относительность и приходит в итоге к сомнению в возможности достоверного объективного знания вообще." БСЭ

Просто часто бросается в глаза, что атеисты скептически относятся к одним вещам, а в другие - свято верят. Но ведь скептик должен подвергать сомнению ВСЁ и всегда помнить, что даже научные знания могут оказаться несоответствующими действительности.  
Это имхо.  :wink:
Название:
Отправлено: notfirstnotlast от 24 Февраль, 2006, 04:27:33 am
Повторяю, не надо путать атеизм со скептицизмом.
Название:
Отправлено: Мария от 24 Февраль, 2006, 05:26:12 am
notfirstnotlast, я не путаю. Просто что тогда, по-вашему, означает фраза "атеисты относятся к окружающему миру со скепсисом"?
Название:
Отправлено: notfirstnotlast от 24 Февраль, 2006, 06:29:06 am
Означает то, что означает.
Но она не верна.
Название:
Отправлено: Пью Чай Ли от 24 Февраль, 2006, 12:12:32 pm
Цитата: "Мария"
Просто часто бросается в глаза, что атеисты скептически относятся к одним вещам, а в другие - свято верят.

Наверное, Вы хотите сказать, что кроме религиозной, может быть еще вера в разум, прогресс, светлое будущее и т.д. Но вот мне немного про другое вспомнилось, - в спорах атеистов с верующими последние часто заявляют, что любое мировоззрение так или иначе основано на вере в что-либо, - атеисты, например, верят в "отсутствие богов". Причем, по моим наблюдениям верующие довольно-таки отчетливо делятся на две (неравные) группы - одни активно муссируют "аргументы" такого типа, а другие не используют их вовсе.

Меня это наводит на мысль, что отношение людей к собственной вере (не важно, - религиозной или нет), может быть различным. Есть верующие, бессознательно воспринимающие собственную веру как нечто неестественное, неправильное, как нечто такое, за что нужно оправдываться. Методы оправдания могут быть разными, - скажем, отрицание самого факта иррациональной веры - "я не слепо верю, я убежден" и далее следуют разные философские спекуляции и псевдологические "доказательства" предмета веры. Или оправдываются методом "встречного обвинения" - "так ведь все ж верят" (пьют, воруют, взятки берут, - нужное подчеркнуть :) ). На мой взгляд, именно такие верующие - нуждающиеся в оправдании собственной веры, испытывают потребность навязать публике свою религию или идеологию, и именно они являются наиболее активными участниками споров на религиозные темы, что создает, ИМХО, неадекватное представление о верующих "в целом".

Однако, есть и верующие, так сказать, "другого типа", - те, которые осознано "позволяют себе" верить и не испытывают потребности в оправданиях. Дискуссии с такими верующими обычно просто не получается, - когда разговор касается предметов веры, то на вопрос неверующего: "И что же заставляет Вас думать, что так оно всё и есть?", они отвечают: "Да я просто верю в это, вот и всё. Вера придает цель и смысл моей жизни, без нее мне было бы очень трудно жить." Такие верующие, как правило, никому ничего не навязывают и по большей части люди вполне нормальные и здравомыслящие.

Так что, на мой взгляд, дело не в том, верит в что-либо человек или не верит, а в том, насколько "осознано" он верит, насколько он отдает себе отчет в том, что предмет его веры является именно предметом его индивидуальной веры, а не какой-то там "очевидной" и обязательной для всех "абсолютной истиной".
Название:
Отправлено: Мария от 24 Февраль, 2006, 19:20:01 pm
Пью Чай Ли, полностью с вами согласна.

1) Да, я имела в виду именно веру атеистов в объективность разума, в науку и т.д.

2) Я очень уважаю верующих "второго типа" именно за то, что очень редко их встречаю. Редко бывает, что человек искренне говорит - я в это верю, потому что мне нравится в это верить. И, к сожалению, у атеистов больше оснований говорить о том, что их взгляд на мир объективен, поэтому с ними тяжелее спорить.
Название:
Отправлено: Пью Чай Ли от 25 Февраль, 2006, 04:54:18 am
Цитата: "Мария"
И, к сожалению, у атеистов больше оснований говорить о том, что их взгляд на мир объективен...

Почему же "к сожалению"?
Название:
Отправлено: Мария от 25 Февраль, 2006, 14:26:44 pm
Пью Чай Ли, потому что их трудно разубедить в том, что они абсолютно правы.
Название:
Отправлено: KWAKS от 25 Февраль, 2006, 17:10:16 pm
Цитата: "Пью Чай Ли"
На мой взгляд, именно такие верующие - нуждающиеся в оправдании собственной веры, испытывают потребность навязать публике свою религию или идеологию, и именно они являются наиболее активными участниками споров на религиозные темы, что создает, ИМХО, неадекватное представление о верующих "в целом".


А у меня создаётся впечатление,уважаемый Пью Чай Ли,
что скорее НЕ "нужда в оправдании" движет такими верующими,
а обычная "здрючность" характера,которая и "заставляет" их
"являться наиболее активными участниками споров" ...
и не только на религиозные,..но НА ЛЮБЫЕ темы !

Таких и вовсе НЕ корми - дай подискутировать(хоть об очередном футбольном матче,..
хоть об *зелёных человечках* с *красной* Планеты).
Название:
Отправлено: KWAKS от 25 Февраль, 2006, 19:23:32 pm
Цитата: "Мария"
я имела в виду именно веру атеистов в объективность разума, в науку и т.д.
И, к сожалению, у атеистов больше оснований говорить о том, что их взгляд на мир объективен, поэтому с ними тяжелее спорить.


Вы совершенно правы,Мария !
Именно "вера атеистов в объективность разума,науки" -
и делает их столь нетерпимыми к "инакомыслящим ! ! !
Название:
Отправлено: notfirstnotlast от 25 Февраль, 2006, 19:34:23 pm
To KWAKS:
Цитировать
Таких и вовсе НЕ корми - дай подискутировать(хоть об очередном футбольном матче,..
хоть об *зелёных человечках* с *красной* Планеты).
Без обид, но симптомы напоминают ваши...
Цитировать
Именно "вера атеистов в объективность разума,науки" -
и делает их столь нетерпимыми к "инакомыслящим ! ! !
Где с моей стороны вы наблюдали нетерпимость?
Название:
Отправлено: KWAKS от 25 Февраль, 2006, 19:42:34 pm
Цитата: "notfirstnotlast"
симптомы напоминают ваши....

но я же не верующий ...


Цитата: "notfirstnotlast"
Где с моей стороны вы наблюдали нетерпимость?


Исключение лишь подтверждает Правило.
Название:
Отправлено: notfirstnotlast от 25 Февраль, 2006, 19:47:56 pm
Цитировать
но я же не верующий ...
Цитировать
Исключение лишь подтверждает Правило.
:)
А если серьезно - каким это образом оно подтверждает?
Никогда не понимал этой абсурдной фразы...
Название:
Отправлено: KWAKS от 25 Февраль, 2006, 19:55:55 pm
Цитата: "notfirstnotlast"
Никогда не понимал этой абсурдной фразы...


"Один в поле не воин","Одна ласточка весну не приносит" и т.д.
Название:
Отправлено: notfirstnotlast от 25 Февраль, 2006, 20:00:49 pm
Таки все равно не понял.
Объясните бронелобому...
Почему ПОДТВЕРЖДАЕТ?
Название:
Отправлено: KWAKS от 25 Февраль, 2006, 20:11:54 pm
Цитата: "notfirstnotlast"
Почему ПОДТВЕРЖДАЕТ?


В объектном мире - от Однаго Исключения НИ ЧЕ ГО НЕ меняется.
Название:
Отправлено: notfirstnotlast от 25 Февраль, 2006, 20:15:28 pm
Вот именно.
Тогда
1) Почему ПОДТВЕРЖДАЕТ?
2) А исключением-то оно быть не перестает. Значит правило не верно.
Название:
Отправлено: Дориан Грей от 28 Февраль, 2006, 01:22:53 am
Для Марии:
Скепсис это не скептицизм, а скорее сомнение. Так что я в принципе согласен в вашим утверждением и считаю, что и определённые научные знания могут быть признаны несостоятельными в какой-либо области. Постпозитивизм рулит!

Кроме того, следует отметить, что атеизм это определённое мировоззрение. То есть можно верить, то есть расписаться в собственном бессилии, а можно исследовать окружающий мир, не имея принципиальных ограничений.
Название:
Отправлено: Мракурс от 24 Март, 2006, 09:28:19 am
Цитата: "Мария"
Просто часто бросается в глаза, что атеисты скептически относятся к одним вещам, а в другие - свято верят.
    Прошу не высказываться за всех атеистов.
     Хотя квантора всеобщности в этом высказывании не содержится, но на всякий случай предупреждаю. 8)
     
Цитата: "notfirstnotlast"
Повторяю, не надо путать атеизм со скептицизмом.
    Вообще-то говоря, атеизм и скептицизм - поля пересекающиеся. Атеист может и не быть скептиком, но любой скептик обязан быть атеистом. Поскольку любой скептик верит - если это вообще можно назвать верой - лишь в собственные ощущения, а этим способом доказательство существования Бога получить невозможно. Как и доказательство существования объективной реальности, впрочем.
     Для любителей передёргиваний уточню: скептик верит - если это можно назвать верой - в ощущения, но не ощущениям. Если скептик видит воду, значит ли это, что он верит в её существование? Нет, он всего лишь испытывает некоторое зрительное ощущение.
     Солипсизм? Нет. Солипсисты верят, что нет мира за пределами их ощущений, а скептик не может верить и в это.
     Упрощённо говоря, скептик живёт в мире вероятностных потенциалов, где абсолютная убеждённость в чём-либо у него отсутствует. Вместо "да/нет" - проценты вероятностей. И эти проценты не существуют объективно, но скептик лишь использует их в качестве инструмента. Как и логику. Как и ощущения. Как и собственный разум.
     
Цитата: "Пью Чай Ли"
Наверное, Вы хотите сказать, что кроме религиозной, может быть еще вера в разум, прогресс, светлое будущее и т.д.
    Является ли предметом веры то, что я сейчас пойду на кухню за сигаретами?
     Я хочу курить.
     Я знаю, что во Вселенной не существует известных мне закономерностей, которые воспрепятствовали бы мне пойти на кухню за сигаретами.
     Это знание делает мою жизнь на ближайшие пять минут очень осмысленной.
     Аналогично - вера в Светлое Будущее.
     Адепты этой веры знают, чего они хотят от мира, и не видят причин, по которым их желание не могло бы сбыться.
     Они допускают возможность своей неправоты - иначе не боролись бы так рьяно с угрозой атомной войны, терроризма и тому подобных явлений. Отсюда следует, что вера в Светлое Будущее - вовсе не вера, а разновидность мечты.
     
Цитата: "Мария"
Да, я имела в виду именно веру атеистов в объективность разума, в науку и т.д.

     Верит ли телевизор в изображение на экране? :roll:
     Определённые вещи не могут быть объектом веры или сомнения, поскольку к ним вообще неприменима дихотомия "вера/сомнение". В числе таких вещей - Ваше существование. Вы верите в него или сомневаетесь в нём? 8)
     Или Ваши ощущения. Вы верите, что чувствуете запах цветов, или сомневаетесь в этом? Я имею в виду не объективное существование цветов, а лишь само ощущение запаха.
     Ощущение запаха или себя - факт, являющийся сам себе доказательством.
     Разум, не считающий себя объективным, попросту нелогичен. Поскольку любые его понятия об объективности или необъективности являются частью его самого. Подобное направление мыслей бесперспективно.
     Наука - понятие абстрактное. И, даже если брать её в социальном понимании, то вера в неё скорее похожа на веру в Светлое Будущее. Иными словами - это мечта, а не вера. Мечта, подкреплённая косвенными факторами.

     Кстати, насчёт скептицизма, раз уж он так интересует кое-кого, можно подробней узнать здесь (http://skeptik.dp.ua). И здесь (http://warrax.net/85/scepsis.html)[/url]. По первой ссылке - материал более-менее беллетризованный, приспособленный для читательского восприятия и поэтому имеющий некоторые неточности. По второй ссылке - материал более детальный, но и более трудночитаемый, где помимо всего прочего критикуются и упомянутые "неточности".
Название:
Отправлено: Мария от 24 Март, 2006, 20:05:03 pm
Мракурс под "объективностью разума" имелось в виду не наличие разума, а объективность выводов к которым он приходит. Да, мы не можем сомневаться в наличии разума. Но усомниться в правильности наших умозаключений мы можем - это показывает история науки.
Название:
Отправлено: Пью Чай Ли от 29 Март, 2006, 14:03:50 pm
Цитата: "Мракурс"
Аналогично - вера в Светлое Будущее.

Не аналогично. Вы ведь на основании прошлого опыта полагаете, что нет принципиальных препятствий для перекура, а даже если засомневались - можно сразу же и проверить. А наступление светлого будущего вне эмпирической проверки, как и любая вера. То обстоятельство, что за приближение этого будущего нужно бороться, ну так, "вера без дел мертва".

А что касается допущения возможности неправоты, - полагаю, что верующий вполне может чисто умозрительно допустить такую возможность - "А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша." (1 Кор. 15:14). Все же, вера предполагает не просто признание истинными неких недоказуемых вещей, но и эмоциональную значимость этих вещей.
Название:
Отправлено: Мракурс от 31 Март, 2006, 06:09:43 am
Цитата: "Пью Чай Ли"
Не аналогично. Вы ведь на основании прошлого опыта полагаете, что нет принципиальных препятствий для перекура, а даже если засомневались - можно сразу же и проверить.
    Я полагаю, что если произойдёт всемирная атомная война, то человечество погибнет.
     Основания?
     Ведь этого никогда ранее не происходило, да и проверять неохота.
     Пусть верой в строгом смысле слова это не является, но на мои реальные действия влияет, да и эмоциональную значимость несёт.
     
Цитата: "Пью Чай Ли"
Все же, вера предполагает не просто признание истинными неких недоказуемых вещей, но и эмоциональную значимость этих вещей.

     На мой взгляд, первого пункта вполне достаточно, но допустим...
     Вы только что доказали, что идея Светлого Будущего объектом веры не является.
     Поскольку в данном случае наличествует лишь второй пункт, но не первый.
Название:
Отправлено: Dara от 17 Май, 2006, 22:24:01 pm
Все страхи происходят от одного предка - страха смерти. Я атеистка, и смерти не боюсь. Совершенно. И вообще, смерти должны скорее бояться верующие - ведь они думают, что, если плохо себя поведут здесь, на том свете их будут черти варить в котлах... ха-ха-ха-ха!
Название:
Отправлено: Бессмертный от 18 Май, 2006, 05:41:59 am
А как вот такое мнение? Страха смерти не существует. Все другие страхи бывают, кроме страха смерти. Иногда может показаться, что он есть, но это лишь видимость.
Цитата: "Dara"
Я атеистка, и смерти не боюсь. Совершенно.
Вот и подтверждение.
Название:
Отправлено: Anonymous от 18 Май, 2006, 08:01:41 am
Цитата: "Dara"
Все страхи происходят от одного предка - страха смерти. Я атеистка, и смерти не боюсь. Совершенно. И вообще, смерти должны скорее бояться верующие - ведь они думают, что, если плохо себя поведут здесь, на том свете их будут черти варить в котлах... ха-ха-ха-ха!

Смерти никто не боиться. Боятся связанных с этим страданий. Смерть - это всего лишь миг. Относительно верующих у Вас совершенно дремучие представления.
Название:
Отправлено: Dig386 от 24 Май, 2006, 21:37:35 pm
Цитата: "Мракурс"
Атеист может и не быть скептиком, но любой скептик обязан быть атеистом.
Не обязан, так как он усомнится и в в самом атеизме, ведь есть ещё и деизм, и пантеизм. Скорее он будет ближе к агностику.
Название:
Отправлено: Мракурс от 16 Июнь, 2006, 22:07:21 pm
Только если понимать атеизм как веру в отсутствие Бога.
Я же привык рассматривать атеизм более либерально, как невведение Бога в своё мировоззрение. Атеизм и агностицизм для меня - поля пересекающиеся. Атеист отличается от агностика тем, что агностик может на всякий случай возносить молитвы к небу, а атеист - нет.
Название:
Отправлено: Коль-амба от 17 Июнь, 2006, 00:57:48 am
Цитата: "Мракурс"
Атеист отличается от агностика тем, что агностик может на всякий случай возносить молитвы к небу, а атеист - нет.
Вношу поправку: агностицизм бывает двоякий - религиозного (теистического) толка (как раз когда "на всякий случай" свечки ставят, крестятся и т.п.; именно к такому роду агностиков следует отнести, скажем, Тертуллиана) и атеистического (когда ни на что подобное не замарачиваются, но существование потустороннего полностью не исключают; "вот даст бог знать о себе мне непосредственно, тогда и рассмотрим идею о его существовании более серьезным и обстоятельным образом").
Название:
Отправлено: дарго магомед от 19 Июнь, 2006, 10:55:30 am
Цитата: "Мракурс"
Только если понимать атеизм как веру в отсутствие Бога.
Я же привык рассматривать атеизм более либерально, как невведение Бога в своё мировоззрение. Атеизм и агностицизм для меня - поля пересекающиеся. Атеист отличается от агностика тем, что агностик может на всякий случай возносить молитвы к небу, а атеист - нет.
Чем отличается атеизм от нигилизма?
Название:
Отправлено: Микротон от 02 Август, 2006, 21:29:04 pm
Хотелось бы все таки послушать психологов о причине мистических страхов. Ведь даже рационально мыслящий человек способен "накачать" себя страхами. Как мистическими так и реалистическими, но мнимыми. Самовнушение? Или есть еще более глубинные механизмы?
Как пример: детские сборища в сумерках и рассказы об ужасах. Хоть и знаешь, что все брехня, но мурашки по спине ползают.
Или второй пример: Просмотр фильмов- ужасов. Вроде взрослые люди, вроде все понимают, что происходит всего лишь пляска теней на белой простыне (или на экране кинескопа) но ведь смотрят.
Название:
Отправлено: Vivekkk от 02 Август, 2006, 23:25:45 pm
Коль-амба
Цитировать
Вношу поправку: агностицизм бывает двоякий - религиозного (теистического) толка (как раз когда "на всякий случай" свечки ставят, крестятся и т.п.; именно к такому роду агностиков следует отнести, скажем, Тертуллиана)

А разве Тертуллиан уже считается агностиком? Кажется, он был неистово верующим в Христа, представляя позицию иррационального христианства, позиция антиинтеллектуализма.
Название:
Отправлено: Vivekkk от 02 Август, 2006, 23:28:18 pm
dargo
Цитировать
Чем отличается атеизм от нигилизма?

Читали Тургенева? Нигилизм есть отрицания, в первую очередь, традиций, культурных ценностей, моральных и правовых норм, а только потом отрицание бога, дьявола. Ко всему прочему, нигилизм отрицает и атеизм, так как не признает ничего умопостигаемого, нигилизм эмпиричен.  В этом-то его и порок, причина разложения. Ибо еще Зенон, Парменид в древней Греции доказали, что опираться только на чувства нельзя, так как ведет к непониманию развития мира. Надо еще и теоретизировать, философствовать, чтобы выделить главное, существенное и сделать прогноз, открытие. А помогает здесь не только мысль, но и эмоция, воля и пр.

Атеизм же – это такая оценка явления материального мира, которая отрицает существование сверхъестественного и, значит, его вмешательство в развитие материи. Атеизм не содержит в себе нигилизма по отношению к общественным ценностям, традициям и т.д.

Таким образом, атеизм и нигилизм являются различными явлениями культуры, и не могут быть тождественными.