Автор Тема: Буддизм и атеизм  (Прочитано 73568 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 822
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #10 : 10 Январь, 2006, 12:20:57 pm »
Цитата: "Atmel"
Дословно "атеизм" означает, если не ошибаюсь, отсутствие веры в божественность чего-либо.
Не совсем так. Атеизм – отрицание не «божественности», а веры в бога. ИМХО, разница тут качественная. В первом случае постулируется бытие объекта, которому далее приписывается свойство «божественности», а атеизм это свойство отрицает: «высший разум существует, но он не есть бог». Т.е. первый постулат не подвергается сомнению. Во втором – критикуется сам постулат: «высшего разума не существует».
В более широком понимании атеизм есть отсутствие веры в нечто потустороннее, существующее за пределами материального мира.
Цитата: "Atmel"
Так что буддизм можно смело назвать атеистической религией, потому что в ней нет личностного бога.
Тут получается оксиморон: атеистическая религия. Буддизм (если в его учении есть некие трансцендентные материальному миру компоненты) – это религия, пусть даже не монотеистического толка, но дела это не меняет. В этом отношении он все-таки противостоит атеизму как отрицанию всего потустороннего.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн Руслан

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 406
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #11 : 10 Январь, 2006, 13:25:33 pm »
Атеизм- это научный, рациональный взгляд на жизнь, на мир. А буддизм, хотя и с помощью рациональных методов ищет ответ в иррациональном. Говоря о буддизме я имею ввиду дзен буддизм.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Руслан »
“Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся” х.ф. Мимино

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 822
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #12 : 10 Январь, 2006, 13:30:57 pm »
Руслан, мне кажется, что о том, почему Далай-Лама высказался о себе именно так, стоит спросить у него самого или у какого-то знающего буддиста. Кажется, это единственный путь получить удовлетворительный и адекватный ответ.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн Atmel

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 243
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #13 : 10 Январь, 2006, 13:32:16 pm »
Принимаю уточнение относительно трактовки "божественного".
Но нужно сказать, что в буддизме, ИМХО, нет трансцендентных материальному миру компонентов. Трансцендентность - категория философская, а буддизм, как таковой, философии чурается. Есть множество трактатов, но все они призваны не объяснить окружающий мир, а привести адепта к некоему психическому опыту, опыту лишенному какого-либо внушения и самовнушения, такому переживанию, которое даст тому субъективный ответ на смысл жизни и смерти.
Все знают, что Будда отмалчивался, когда ему задавали философские вопросы, полагая что они излишни и дают только пищу уму, но не удовлетворяют глубокие интуитивные потребности человека. Будда считал, что ум способен построить только умсвенную концепцию, что является внешним достижением, абстрактной конструкцией, а не непосредственно чувственным опытом. Для многих людей это более важно, чем для людей более рациональных.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Atmel »
Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью

Оффлайн Люша

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 147
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #14 : 10 Январь, 2006, 16:06:45 pm »
Если говорить, что буддизм раскрывает смысл жизни, то это разве не философия?
Философия - не обязательно абстрактное рассуждение о субстанции и прочем таком же. Философия как раз и есть поиск смысла. И поэтому буддизм есть философское учение.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Люша »
Люди - смертные боги. Боги - бессмертные люди. (Гераклит)

Оффлайн Руслан

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 406
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #15 : 10 Январь, 2006, 20:42:59 pm »
Nail Lowe, пожалуйста,где это возможно не употребляй сложные филосовские термины, я плохо в них ориентируюсь, Спасибо. И ещё Мир чувств и восприятий –это разве потусторонние вещи?
Atmel, буддизм выводит человека за «узкие рамки атеизма», или идёт в другом направлении?
Люша,философия- это карта, но иметь карту недостаточно, надо дойти до точки назначения. Именно поэтому в буддистских монастырях большая часть времени посвещена медитации.
Нашёл отрывок интервью, вставляю:
А поразило ли вас что-то в Далай-ламе с точки зрения мировоззренческой?
- Однажды на одной из встреч он вдруг сказал: "Я, наверно, самый большой атеист на Земле". "Вы, глава мирового буддизма, религиозные лидер, - и атеист?" - переспросил я. Он ответил, что буддизм не предполагает существования на небе какого-то дядьки с бородой, который правит миром и контролирует его. Буддизм верит в творческое саморазвитие и самосовершенствование человека. Если человек становится светлым - и в мире становится светлей.

- Значит, для Далай-ламы не существует Некто, создавший наш мир - тот, кого мы называем Богом?

- Я пытался впрямую задать этот вопрос, но натыкался на вежливый уход от ответа. "Читайте мои книги", - вежливо говорил Далай-лама. И его лаконизм объясним: есть вещи, которые человек открывает шаг за шагом, постепенно. Эти основополагающие понятия требуют более глубокого знания буддизма и слишком серьезны, чтобы говорить о них всуе.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Руслан »
“Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся” х.ф. Мимино

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 822
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #16 : 10 Январь, 2006, 20:47:43 pm »
Цитата: "Руслан"
Nail Lowe, пожалуйста,где это возможно не употребляй сложные филосовские термины, я плохо в них ориентируюсь, Спасибо. И ещё Мир чувств и восприятий –это разве потусторонние вещи?
Прошу прощения, если высказался непонятно. Если Вам что-то не ясно, прошу Вас, спрашивайе в личных сообщениях - обязательно разъясню.
Мир восприятия и эмоций - это мир сознания. Сознание есть природный феномен, посему потусторонним его назвать нельзя.
А почему Вы спрашиваете?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн Дориан Грей

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 446
  • Репутация: +4/-0
(Нет темы)
« Ответ #17 : 11 Январь, 2006, 01:06:23 am »
Цитата: "Руслан"
Atmel, буддизм выводит человека за «узкие рамки атеизма», или идёт в другом направлении?


Вопрос адерсован не мне, но я отвечу. Буддизм идёт параллельно атеизму.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Дориан Грей »
\"При входе в рай мне выдали бахилы\". В.Вишневский.

Оффлайн Atmel

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 243
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #18 : 11 Январь, 2006, 07:33:52 am »
Согласно официальному определению атеизм есть мировоззрение, отрицающее любую религию. Но мне представляется такое определение слишком расширенным. Если говорить дословно, то атеизм – нечто противопоставленное теизму , а поскольку теизм – воззрение, утверждающее, будто существует некий «бог» (или бог), которые вмешиваются в земную обыденную жизнь, то тогда «а-теизм» – это только мировоззрение, отрицающее наличие таких существ. Сам Далай-лама именно в таком ключе и ответил.
Мне, правда, хочется задать ему другой вопрос – верит ли он в то, что является «реинкарнацией» Будды Шакъямуни? И еще – как он сегодня относится к теократическому государству на основе ламаизма?

Цитировать
Nail Lowe
Мир восприятия и эмоций - это мир сознания.

Вы же знакомы с психоанализом! Эмоции бывают неосознаваемые. Но про неосознаваемое восприятие писал еще Лейбниц: «убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она осознает, является истоником величайших заблуждений». Он писал, что в душе непрестанно происходит незаметная деятельность «малых перцепций», или неосознаваемых восприятий. В тех случаях, когда они осознаются, это становтся возможным благодаря особому психическому акту – апперцепции, включающей внимание и память.

Что же касается буддизма, то он очень неоднороден, что отражает человеческие потребности в мистическом начале и покровительстве. Эти потребности прослеживается даже  в работах буддологов. Русский исследователь буддизма Федор Щербатский описывает возникновение Махаяны в почти трагических выражения:
«Когда мы видим атеистическое, отрицающее существование души философское учение, обеспечивающее личный путь к Окончательному Освобождению, смысл которого состоит в полном упразднении жизни и поклонении перед памятью ее человеческого основателя, когда мы видим, насколько ее превосходит величественная Церковь с верховным Богом в окружении богатого пантеона и множества святых – религия, в основе которой лежит почитание, религия предельно церемониальная и клерикальная, где идеалом является Всеобщее Спасение всех живых существ, Спасение божественной благодатью Будд и Бодхисаттв, причем Спасение не через самоуничтожение, а в вечной жизни – то мы убеждаемся, что история религий почти не сделала никакого разрыва между новым и старым под покровом того, что, тем не менее, продолжает претендовать на единое происхождение от религиозного основателя.

Всех, кто знаком с буддизмом, эти слова известного буддолога должны ввести в изумление – настолько в них прослеживается предубеждение, основанное на влечении к  церемониалу и мистике, что все перемешивается и переиначивается.

Самая известная школа в Махаяне – чань (яп. дзен) – несмотря на влияние специфических китайских философских учений, имеющая самые прочные корни в каноническом буддизме, никак не вписывается в такие характеристики, хотя и имеет одним из отличительных свойств иконоборческие и богоборческие тенденции. Особенно важную роль в формировании чань-буддизма и чаньской психокультуры сыграло то, что отказ от абстрактных спекуляций и объяснения трансцендентных, внеопытных понятий был обусловлен в буддизме стремлением выработать прежде всего практические психопропедевтические рекомендации по преодолению эмоционально-психологической "омраченности", препятствующей непосредственному переживанию вневербальной реальности. Поскольку утверждалось, что слова (и понятия, выраженные ими) не могут адекватно отразить истинную реальность, то для ее постижения рекомендовалось вернуться к целостному, нерасчлененному источнику опыта, который обнаруживается в глубинных слоях психики, не затронутых вербализаций (т.е. понятийно в словах).

Подробнее http://www.svob.narod.ru/abaev/chan.htm

Описывая разнообразие "буддизмов" можно вспомнить и школу "Чистой Земли", суть которой поклонение и воззвание к Будде Сострадания Амитабхе, молитвы которому будто бы помогут молящемуся возродиться в раю, что делает эту школу схожей с христианством.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Atmel »
Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью

Оффлайн Руслан

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 406
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #19 : 11 Январь, 2006, 08:34:48 am »
Я немного помолчу чтобы подумать.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Руслан »
“Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся” х.ф. Мимино