Любопытный, я поняла, в чём вы увидели противоречие. Постараюсь кратко, как могу. Надеюсь, в этот раз объясню всё более последовательно и не будет противоречий.
Догорая Алла, вот видите, не зря мы ведем такие беседы. Наступает все-таки прояснение.
1) Что обозначает слово "ДОМ", когда идет речь об Израиле? Это обозначает не территорию, но НАРОД, НАЦИЮ. Конкретно - народ Божий. ПРИНАДЛЕЖНОСТь к народу Божьему.
Это яснее ясного. Хотя я бы так запросто не отбрасывал территорию, так как в мировоззрении древних евреев она имела большое (даже символическое) значение. Тем не менее, спору нет.
2)Что такое ДОМ Иуды? Это ПРИНАДЛЕЖНОСТь к КОЛЕНУ Иуды, НАРОД, НАЦИЯ.
Ок.
Что такое ДОМ ЕФРЕМА? Это ПРИНАДЛЕЖНОСТь к КОЛЕНУ Иосифа, отца Ефрема.
Вы хотели сказать, что это принадлежность к коленам Ефрема и Манассии – это так же принадлежность к колену Иосифа? – очевидно. Впрочем, это маленькая поправка.
…Но так случилось, что дом Израиля был разделен на дом Ефрема и на дом Иуды.
Стоп. Ошибка, alla. Ничего подобного не случилось. «Случилось так», что первое Израильское царство распалось на два: южную Иудею, где жили колена Иуды и Веньямина, и северный Израиль, где жили все остальные племена, в том числе «дом Ефрема». Зачем вы наводите тень на плетень, пытаясь 10 колен записать в «дом Ефрема»? Ну запишите их в «дом Завулона» на том же основании.
Тем более странно, что колено Ефрема «смешалось с народами, Ефрем стал, как неповороченный хлеб», - это Осия написал о времени, весьма недалеком после разделения на два царства. От Ефрема после ассирийцев, извините, почти ничего не осталось, ровно так же, как и от других северных племен.
И так как дом Ефрема - БОЛьШИНСТВО/10 колен, то за ним оставили название дом Израиля, а дом Иуды называли домом Иуды(2 колена/МЕНьШЕНСТВО).
Правильнее так: «И так как в северном царстве проживало большинство/10 колен, то за ним оставили название дом Израиля, а дом Иуды…»
Т.е. легко запутаться, что же такое дом Израиля, 12 колен или 10?
Я вижу, что вам легко запутаться. Я-то пока еще держусь, хоть и трудно мне после того, как вплывают Ефремы и прочая.
2) кого имеет в виду Иисус в указанной выше фразе («я послан только…» - прим.)
Только тех, кто были 10-ю потерянными коленами дома Израиля, погибшими овцами (т.е. не весь «дом Израиля»).
Ответ. Фраза "ДОМ ИЗРАИЛЯ" используется для обозначения либо всех 12-ти колен, либо для обозначения 10 колен(ЕФРЕМА) [далее я уже не буду исправлять Ефрема, но здесь, alla, обратите внимание на то, как постепенно эволюционировала ваша ошибочка, теперь Ефрем уже открыто приравнивается к 10-ти коленам; как тут не запутаться?]. И только В КОНТЕКСТЕ можно понимать о чем идет речь, либо обо ВСЕМ доме, либо только о десяти коленах-Ефреме [ sic!]… Когда в Писании говорится о доме Израиля, но дом Иуды НЕ упоминается, тогда речь идет обо ВСЕХ 12-ти коленах, обо ВСЁМ доме Израиля.
Итак, мы (вы) пришли к выводу, что в фразе «я послан только…» под «домом Израиля» имеется в виду все 12 колен, т.е. весь еврейский народ? Да или нет? Поймите же, я не против того, что под «Израилем» могут упоминаться и 10, и все 12 колен, в зависимости от контекста. Я против того, что вы применительно к одной и той же фразе попеременно используете то 10, то 12 колен. Итак, вам на выбор два варианта:
А) Иисус сказал: «Я послан только… (10 коленам, без колен Иуды и Вениамина); или
Б) Иисус сказал: «Я послан только… (12 коленам, включая колена Иуды и Вениамина).
Вы поймете, почему это так важно.
3) Кто же может быть частью ВСЕГО дома Израиля? Кто же может быть ОВЦОЙ дома Израиля. ЛЮБОЙ человек, который верит в Бога Яхве, который заключил с Ним завет и у которого ПОСЛУШНОЕ СЕРДЦЕ И СМИРЕННЫЙ ДУХ.
Ну, про «послушное сердце и смиренный дух» - это вы от себя добавили, впрочем неважно. Это точка зрения Иоанна. Обращаю ваше внимание, что вы демагогически смешали два понятия: «быть частью дома Израиля» и «быть овцой Яхве». В том-то и соль, что, по Иоанну, разделение «своих» и «чужих» происходит по признаку «веры в Иисуса», безотносительно принадлежности к «дому». А вот по Матфею, разделение «своих» и «чужих» происходит по признаку принадлежности к «дому», а вопрос веры он вообще в данном контексте не затрагивает, но надо думать, что она не является условием, так как «овцы дома Израиля» называются «погибшими», и Иисус, как повествует Матфей, как раз и явился для того, чтобы спасти «овец дома Израиля».
4)ПОЭТОМУ дом Израиля - это оливковое дерево, у которого есть природные ветви(ЕВРЕИ/ПОТОМКИ Иакова/12 колен) и ПРИВИТЫЕ ветви(ВСЕ остальные народы), но которые заключили с Богом Яхве завет, как это сделали евреи.
Опять-таки, так считает Иоанн. Он был выразителем бывших язычников в малоазийских общинах (преимущественно эллинизированных), потому для него, как и для Павла, была важна сама возможность «прививки». Но тогда Иисус в изложении Матфея – это вранье. Иначе как объяснить притчу с самаритянкой?
5)Если я - еврейка, и я вступила в завет с Богом Яхве и живу по законам завета, я - овца, часть дома Израиля. Если я отступила от Бога Яхве, я Ему больше не овца, а козлиха. Я Ему больше не дочь, но Дьявол - мой отец. Я ПОТЕРЯЛА ПРИВИЛЕИЮ.
6)Если я - нееврейка и не вступала с Богом в завет, я всё ещё козлиха. Но если я вступила в завет с Богом Яхве, я стала частью ДОМА Израиля, я - овца Бога Яхве. Если после этого я отступила от завета, я - опять козлиха. А была бы я еврейка, я по крови всё ещё была бы израилетянкой, но ПО ДУХУ, больше я не была бы частью народа Бога.
Как видим, самаритянке завет с Яхве не помог. Добрый Иисус указал ей на место, объяснив, что его «дети» - обрезанные, а все остальные – «псы». И только настойчивые мольбы отчаявшейся матери и ее унижение смягчили Иисуса, и он дал ей «крохи со стола».
7)Когда Иисус говорил о других овцах дома Израиля, то любой еврей понимал, что Он говорит не о территории, но о НАРОДЕ. О народе, кто В ЗАВЕТЕ с Богом Яхве, овцы Бога Яхве, как и сами иудеи.
См. выше про Иоанна и Матфея.
Теперь вопросы к Вам, Любопытный:
а)Какой народ кроме иудеев в первом веке был в завете с Богом Яхве, служил Богу Яхве?
Именно
народ – никакой, и это понятно. Дело в том, что религия Яхве была племенной, действовали драконовские законы против смешения, - это с исторической точки зрения. А с точки зрения Библии это объясняется по-другому и просто: сам-то Яхве ни с кем более заветов не заключал, так откуда же взяться еще какому-то народу?
б)Какие ОВЦЫ кроме иудеев исповедывали ИУДАИЗМ, как иудеи?
До разрушения храма едва ли могли быть иные овцы, так как сама религия строго предписывала ряд ритуалов, которые могли быть исполнены только людьми, живущими поблизости от Иерусалима. Впрочем, и тогда была масса «овец» из палестинских племен, которые переходили в иудаизм. (Кстати, добрый Яхве мог бы ясно дать указание «привить» их к своему «дому», заключить с ними заветы, но он предпочел дать приказ на уничтожение этих «овец».)
Но со времен диаспоры ситуация стала меняться. Ко времени Ирода адептов иудаизма было довольно много среди разных народов по всей Ойкумене.
Ведь, если бы Иисус имел в виду тех, кто о Боге Яхве не знали и заветов с Ним НЕ заключали, то разве не логичнее, если бы Он сказал:"есть другие народы, которые Я навещу и СДЕЛАЮ Их Своими овцами, потому что они поверят в Меня?"
Да ведь, по Иоанну, он именно так и сказал. В общем, Алла, снова дилемма:
А) Иисус пришел ко всем народам без исключения, выделяя «своих» по принципу «уверовавших» (Иоанн); или
Б) Иисус пришел к евреям (10 или 12 колен), выделяя «своих» по принципу национальности (Матфей).