О рабстве детей от самого рождения вообще речи не было.
21:3 …
21:4 …
То есть, речь, как видим, все-таки была, но вести её Вы почему-то стеснялись.
Да что вы? Читать не умеете?
Где хоть слово о том, что эти дети - рабы?
Настаиваете теперь, что дети раба и рабыни остаются у господина в качестве почетных гостей?
Ни в коем случае. Они остаются у него в качестве
детей.
Он их приемный отец, по крайней мере, таков смысл Закона.
Разве такие дети в Законе называются рабами?
Ну, Друг Божий, и как же в Законе Моисеевом называются такие дети?
Только детьми, и больше никак!
В случае разрыва семьи преимущество за матерью. Так же точно, как и в нашем законодательстве.
Ну, Друг Божий, и как же в вашем и Моисеевом законодательствах прописана такая норма? Если Вы всё о тех же ст.3-4, то где Вы в них увидели «разрыв семьи»? А если о вообще, то где в Торе параграф или прецедент, по которому дети в случае развода свободных родителей остаются с матерью?
Увидел в этих же стихах Исх.21:3-4 - это как раз и есть параграф в Торе.
Обычно дети остаются с мужем, если он выгоняет жену.
Но в данном случае ситуация особая. Мужчина не является надежным.
Он еще лишь должен доказать, что способен заботиться о детях.
Разрыв этой семьи зависит от того, планировал ли муж
выйти на волю, бросив детей и жену.
Хочет ли его жена выйти с ним на волю - это большой вопрос.
Это вообще не вопрос. Во всяком случае – не тот вопрос, который задается жёнам. Если настаиваете, что жену в подобных случаях спрашивали, чего она хочет – укажите норму или хотя бы прецедент из Торы.
Вот почему Бог и указал, как следует поступить в данном случае.
Полагаю, в реалиях древнего Израиля женщине было лучше остаться
в доме богатого хозяина, чем оказаться на улице без средств к существованию.
То есть, у Вас нет готового ответа на вопрос, зачем человеку, имеющему такую возможность, семь лет жить супружеской жизнью.
Готового ответа нет, потому что все люди разные и ситуации тоже.
Однако, оставим в стороне чисто физиологические аспекты такого дела. Напомню-ка я Вам лучше самое первое указание из числа данных Богом человечеству: «плодитесь и размножайтесь!»
Обратите внимание, акценты не на занятиях сексом, но на рождении детей.
О которых, естественно, надо заботиться и думать заранее.
Сравните со ст.10-11 той же гл.21.: рабовладелец обязан обеспечить еврейскую рабыню «супружеским сожитием» - тем самым необходимым и достаточным условием для деторождения. Выражаясь современным языком, интересы нации ставятся здесь выше права частной собственности. Но – интересы Нации. А не идеалы гуманизма, как Вы пытаетесь это преподнести. Потому что на иноплеменных рабынь эта норма не распространяется: Нацию их судьба не интересует.
Опять глупости. Перед нами не Конституция, а Слово Божье.
И кто вам сказал, что Бога не интересовали иноплеменники?
Уже говорил, что Закон обязывал относиться ко всем ближним
с любовью, не хуже, чем к себе.
В том числе и к рабам, какой бы нации они не были.
Однако, нас в этой теме продолжают интересовать экономико-правовые аспекты рабства в Др. Египете. И вот что лично я наблюдаю с этой колокольни:
1. В Египте есть рабы. Они чьи? Кто конкретно (согласно книге «Исход») являлся номинальными рабовладельцами? Непосредственно фараон для всех евреев? или неограниченно-широкий круг лиц коптской национальности по отношению ко всем лицам еврейской национальности в целом?
Не знаю. Возможно и второй вариант.
Но все же, скорее всего первый.
2. В Египте есть рабы. Их много. Много рабов – это хорошо для рабовладельца/ев? Рабы (все как один) изготавливают кирпичи – на большее фантазии у рабовладельцев и/или у автора Исхода не хватило, но пусть так и будет: пирамиды в Египете большие, кирпичей на них надо много. Больше рабов – больше кирпичей, не так ли?
Автор Исхода не подразумевал, что рабы
занимались лишь изготовлением кирпичей.
А количество рабов в древнем мире было эквивалентно состоянию.
3. В Египте есть рабы. Их слишком много. Настолько много, что один из рабовладельцев решает принять меры по снижению их числа. Он сам себе злобный Буратино? Ему не надо больше кирпичей? Что мешает ему послать рабов на другую работу – ну, хотя бы в Асуанские каменоломни, долбить гранит? И гранита не надо? Пусть долбят известняк. Долбить не умеют, учиться не хотят? Что мешает таких - совершенно лишних, невостребованных в народном хозяйстве, да еще и социально опасных рабов - продать? Уж не очередное ли отсутствие фантазии у автора Исхода? Рабы же! Законная собственность хозяина. Не покупают на внутреннем рынке – продать или на худой конец подарить за границу, дружественному царю.
Еврейские рабы в какой-то момент показались опасными фараону.
Они сохраняли свое единство, продолжали оставаться нацией.
Много столетий позже точно такая же причина была царю Персии
издать указ об уничтожении всех евреев. Об этом - в книге Есфирь.
Я полагаю, фараон попытался уменьшить число мужчин, чтобы
женщины выходили замуж за египтян и народ растворился.
Насчет продажи... Кому, по вашему, должен был продать их фараон?
И как это представить? "Я боюсь, что они нападут на меня"?
Почему-то и царь Персии тоже не думал о таком варианте.
А где гарантия, что проданные рабы не будут призваны
на войну против империи?
4. В Египте есть рабы. Их много и все они – собственность рабовладельца, который никакими моральными или юридическими нормами не скован (сами ж пишете: «беспредел»). Зачем ему в таком случае прибегать к тайным козням с какими-то невнятными повитухами, когда он в полном праве ЗАТРЕБОВАТЬ любое количество рабов любого возраста и семейного положения и РАСПОРЯДИТЬСЯ ими так, как ему заблагорассудится?
Позже он так и сделал - издал указ просто бросать в реку младенцев.
Но сначала он пытался это сделать тайно. Логика в этом есть.
Зачем заранее возбуждать лишнее недовольство среди
потенциально опасных евреев? Лучше сначала ослабить народ...
5. В Египте есть рабы. Их по-прежнему много, а кирпичи по-прежнему надо: чуть погодя фараон даже поднимает рабам сменную норму. Вернее, так: норму выработки кирпичей оставляет прежнюю, но поручает тем же рабам заготавливать еще и солому (наполнитель для кирпича) А… стесняюсь спросить, кто её заготавливал раньше??? Рабы другой национальности? – они куда делись? Они теперь (после этого приказа) – заготавливают что?
Евреям просто подняли дневную выработку,
а сырье предложили искать самостоятельно.
Вероятно, солому заготавливал кто-то другой.
А может быть, отдельная группа тех же евреев.
В чем проблема?
6. В Египте нет рабов. Все ушли, а рабовладельческий строй остался. Столько бедствий в осуждение рабства – и никакой реакции в обществе. Десять раз объясняли, что рабство это плохо – где результат? Где иероглифы «свобода» «равенство» и «братство» в демотическом письме? Или Яхве объяснял неразумным Египтянцам немного НЕ ЭТО?
Действия Бога были направлены на вывод конкретной группы из рабства.
Тех, кто мог бы быть Его орудием по спасению всего мира.
А насчет «свобода» «равенство» и «братство» - это мы уже проходили.
Слов много, но рабство и по сей день не изжито даже в цивилизованных
странах. На самом деле, оно будет до тех пор, пока будет грех на земле.
У меня нет библейских оснований считать, что у других
народов было ограничение рабства по сроку, как у евреев.
А библейские основания считать, что такого ограничения не было - у Вас разве есть? Вами было заявлено:
В те времена рабство везде вокруг Израиля было пожизненным и бесправным.
Я уже приводил вам библейские и даже исторические примеры.
Есть и многие другие примеры рабства у разных народов.
Можете ли указать хотя бы один народ, где имелось
бы как в Израиле, ограничение по сроку рабства?
Если нет, то есть серьезные основания сделать вывод
общего характера - примеров очень много.