Автор Тема: О психологии.  (Прочитано 1305 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 617
  • Репутация: +40/-55
О психологии.
« : 28 Сентябрь, 2010, 07:55:22 am »
«Говоришь на меня — переводишь на себя». Эта древняя китайская мудрость получила подтверждение в работе американских учёных.

Дастин Вуд (Университет Уэйк-Фореста), Питер Хармс (Университет Небраски) и Симин Вазир (Университет Вашингтона в Сент-Луисе) показали, что люди склонны воспринимать других так, словно все имеют те же личностные характеристики и мотивы, что и они сами. Соответственно, ваше отношение к другому человеку весьма полно рассказывает о вас же.

Эксперименты показали, что индивиды с положительным восприятием других людей с большей вероятностью удовлетворены своей жизнью и менее подвержены депрессии. Кроме того, участникам исследования, которые любили людей, было легче к ним приспосабливаться. Интересно, что такие «позитивисты» не испытывали особого желания властвовать над другими, а также злоупотреблять властью или быть социально доминантными. Сами себя они обычно считали счастливыми.

Индивиды с негативным восприятием коллег по человечеству с большей вероятностью судят о людях как об экстравертах, менее приятных и менее эмоционально стабильных. Они чаще этих «других» испытывают приступы тоски.

Дальше ещё интереснее. Лица, имеющие более высокие среднюю школьную оценку, академический балл и коэффициент IQ, рассматривают других как людей, менее открытых для жизни и не столь совестливых. «Ботаники», впрочем, более склонны оценивать нас с вами как приятных людей.

Ещё одно наблюдение: женщины в большей степени, чем мужчины, судят о других хорошо, видят в них открытых и совестливых людей.

Конечно же, результаты исследования не вполне подтверждают гипотезу о том, что человек судит о других по себе. Всё может быть намного проще: ты относишься к людям хорошо, они отвечают тем же — и жизнь налаживается, а настроение у тебя улучшается. И наоборот.

(с) http://science.compulenta.ru/564336/?r1=yandex&r2=news
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Yupiter »
Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 617
  • Репутация: +40/-55
Re: О психологии.
« Ответ #1 : 03 Ноябрь, 2010, 06:12:44 am »
Существующий сегодня образ садистского обращения с преступниками в Темные века верен лишь отчасти. Пытки и страшные казни были придуманы не для наказания, а для спасения души осужденного, и всеми воспринимались… нормально.

Преступления жившего в XIV веке маньяка Петера Нирша (Peter Nirsch) представляются людям чудовищными вне зависимости от того, в какой именно исторический период он мог бы их совершить. Когда Нирш путешествовал по южным землям Германии, то развлекался тем, что вскрывал животы беременных женщин и вынимал из их чрева еще нерожденных детей. Нирш убил более 500 человек, пока наконец не был пойман под Нюрнбергом в сентябре 1581 года. Суд не был особо щепетилен при вынесении приговора серийному убийце. Сначала его пытали, затем лили в раны кипящее масло. Потом преступника привязали к дыбе и переломали ему руки и ноги. После всех истязаний убийцу 16 сентября четвертовали.

Почти все преступники, которые, как и Нирш, обвинялись в средневековой Германии в совершении ими тяжелых преступлений, подвергались похожей череде наказаний. Палачи пытали их раскаленными докрасна железными прутьями и заживо бросали в кипящую воду. «Исполнение бесчеловечных приговоров было частью повседневной жизни», — рассказал Вольфганг Шильд (Wolfgang Schild), ученый-правовед с кафедры уголовного права, уголовной истории и философии права Университета Билефельда (Германия).

Описания преувеличивали пытки

Однако в недавно опубликованной книге «Пытка, позорный столб, костер. Юриспруденция в Средние века» («Folter, Pranger, Scheiterhaufen: Rechtsprechung im Mittelalter») Шильд рекомендует пересмотреть привычный взгляд на правосудие Темных веков. Шильд изучил ранее неизвестные историкам и правоведам письма, протоколы, своды законов и памфлеты. И обнаружил, что многие средневековые описания пыток были «искаженными и преувеличенными, чтобы прошлое казалось особенно темным, а настоящее – светлым».

Впрочем, преувеличения есть и в известных работах. Например, итальянский поэт эпохи Проторенессанса Франческо Петрарка (1304−1374) довел домыслы о пытках до крайности. Он придумал такое орудие пытки как «медный бык». По его словам, это был полый металлический предмет, который ставился на огонь. Внутрь «быка» помещался преступник и варился заживо на медленном огне.

Физическая боль открывала дорогу в рай

Преступников в Средние века, конечно, истязали, но не из-за особых садистских наклонностей судей и палачей. Наоборот, для общего блага исполнители приговоров пытались «умиротворить оскорбивших Бога». «Христианские власти подвергали грешников страшным наказаниям для того, чтобы те могли получить право на вечную жизнь», — напомнил Шильд.

В Средние века господствовала точка зрения, согласно которой только после того, как тело грешника подготавливалось, душа освобождалась и была готова к встрече с Богом. Твердая вера в то, что физическая боль очищает человека, в те времена распространилась очень широко. Множество осужденных преступников даже добровольно соглашались на мученическую смерть, чтобы доказать свою честность или чтобы обеспечить себе дорогу в рай.

Средневековое правосудие

В подтверждение своей теории Шильд предоставляет множество примеров из изученных им источников. По так называемому Peinliche Halsgerichtsordnung (Уголовному закону) Карла V, изданному в 1532 году, применение пыток подлежало «усмотрению хороших и рассудительных судий». Палач, который сегодня представляется настоящим воплощением садиста, на самом деле должен был быть сдержанным и здравомыслящим человеком. По словам Шильда, обвинительный приговор требовал наличия надежных улик. Согласно Klagspiegel, древнейшему своду законов Германии, написанному в 1463 году городским клерком Конрадом Хайденом из Швебиш-Халль, в случае появления сомнений в вине обвиняемого должны были быть «предоставлены улики ясные как день».

Правда, когда все улики оказывались косвенными, чего не хватало для вынесения обвинительного приговора даже средневековому суду, судьи пытались добыть правду из уст обвиняемого любыми способами. Например, с помощью дыбы. Средневековые «следователи» также убеждали обвиняемого признаться в содеянном с помощью приемов психологического характера. Например, существовало судебное испытание под названием Bahrprobe: предполагаемого убийцу заставляли поцеловать раны жертвы и «даст Бог, убийца будет раскрыт». Подсудимый должен был столкнуться с результатами своего бесчеловечного деяния и от ужаса от содеянного пасть ниц и во всем сознаться.

Сознание средневекового человека

Однако люди Средневековья, которые постоянно думали о своем загробном существовании, воспринимали смертные приговоры как само собой разумеющееся. «В источниках сохранилось множество указаний на то, что люди, жившие в то время, не осознавали всю жестокость подобных казней. Во всякому случае, не понимали это так, как мы сегодня, так как они постоянно помнили о грешности человека и поэтому были в определенном смысле готовы к истязаниям, земным или адским», — подвел итог правовед.

В то же время пыткам и истязаниям был предел. Казни, в основном, производились публично. И люди, которые приходили на них посмотреть, порой гневно реагировали на действия палача, если тот выполнял свою работу не надлежащим образом и заставлял осужденного страдать больше, чем следовало. Существовали и такие палачи, которые старались облегчить страдания осужденных поддельными истязаниями или ускоряя смерть. Например, когда преступника сжигали, палачи подкладывали в огонь мокрую солому и несчастный скрывался от толпы любопытных за завесой густого дыма. Преступник быстро задыхался от дыма и уже не мучился, когда огонь подбирался к его телу.

В своей книге Шильд сделал поправку на восприятие средневекового человека. Хотя преступники (а, бывало, и невиновные) подвергались страшным пыткам и казням, средневековому человеку это не внушало того ужаса, который испытываем сегодня мы, читая о страшном прошлом — «варварских» Темных веках.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 617
  • Репутация: +40/-55
Re: О психологии.
« Ответ #2 : 03 Ноябрь, 2010, 06:17:29 am »
Пока учёные ищут доказательства существования воды на других планетах и конструируют молекулярные «синхротроны», обыватель продолжает активно верить в привидения и домовых.

Два американских социолога, чрезвычайно заинтересованные этим феноменом, провели немало времени, посещая распродажи амулетов, ночуя в «домах с привидениями», шагая нога в ногу с охотниками на снежного человека и сохраняя серьёзную мину на собраниях обществ анонимных жертв похотливых инопланетян. Кроме того, они дважды организовывали масштабные опросы сограждан.

Свои соображения Кристофер Бэдер и Карсон Менкен из Университета Бэйлора изложили в книге «Паранормальная Америка: встречи с привидениями, наблюдение НЛО, поиски снежного человека и прочие диковины религии и культуры» (Paranormal America: Ghost Encounters, UFO Sightings, Bigfoot Hunts, and Other Curiosities in Religion and Culture).

Главный итог работы состоит в развенчании стереотипного представления о том, что все люди, верящие в паранормальные явления, принадлежат к одному и тому же типу. Оказалось, что среди них встречаются и необразованные нищие, и могущественные бизнесмены, и бездомные бродяги, и успешные нейрохирурги.

Для одних паранормальные явления просто служат средством объяснения мира. Для других это шанс сделать важное открытие, пережить захватывающее приключение и стать знаменитостью. Богатой знаменитостью. «Это своего рода пережиток детских желаний во взрослом состоянии, — поясняет г-н Бэдер. — Одни люди сидят в светлой и тёплой комнате, а другие ощущают себя в доме, переполненном демонами».

Паранормальное определяется исследователями как набор представлений, которые не поддерживаются наукой или религией. Точных данных насчёт степени распространения этих верований у учёных нет, но они указывают на то, что в 1970–80-х годах на телевидении с трудом можно было сыскать парочку передач на эту тему, тогда как сегодня их десятки.

Опросы, в которых в общей сложности приняли участие более трёх тысяч американцев, показали, что чаще всего любителями паранормального становятся люди с религиозностью средней интенсивности. Они довольно открытые, чтобы поверить в непознанное, и в то же время не настолько преданные своей религии, чтобы отсечь всё, что к ней не относится.

Разные виды паранормальных верований связаны с разными демографическими группами. В привидения больше верят женщины. Выпускники колледжей чаще выходят за пределы физического тела, а неженатые белые мужчины более благосклонно относятся к россказням об НЛО.

Наиболее удивительной группой оказались люди, одержимые снежным человеком. Они опровергли все стереотипы. Это очень серьёзные, ужасно консервативные граждане, достигающие зачастую высот профессионального мастерства в избранной специальности. Вера в существование йети настолько противоречит их образу жизни и социальному окружению, что любая попытка поделиться своим интересом не вызывает у родственников и коллег ничего, кроме раздражения. В результате они уходят в себя и ещё сильнее хотят доказать всем свою правоту.

Авторы приводят типичный пример такого охотника, который уверен, что в один прекрасный день снежный человек перешёл ему дорогу в лесу. «Представьте себе: вам что-то почудилось — и вы испытали огромный стресс, — говорит г-н Бэдер. — Всю жизнь вы считали себя нормальным, неглупым парнем, и вот видите перед собой огромную обезьяну. Вам как-то надо примирить это со своей повседневной жизнью. Иными словами, эти люди не стараются доказать существование чего-то странного. Они пытаются доказать, что в них самих нет ничего странного».

Майкл Шермер, исполнительный директор Общества скептиков и основатель журнала Skeptic, объясняет существование суеверий самим устройством нашего мозга, который во всём хочет увидеть систему и готов любое придуманное им самим явление считать реально существующим, будь то скрипы в старом доме или совершенно случайное расположение точек на экране компьютера.

(с) http://science.compulenta.ru/573547/?r1=yandex&r2=news
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 617
  • Репутация: +40/-55
Re: О психологии.
« Ответ #3 : 13 Ноябрь, 2010, 05:12:31 am »
Оказывается, люди, слишком часто отвлекающиеся на приятные мечты, менее счастливы по сравнению с теми, кто сосредоточен на своём основном занятии.

«Мы часто думаем, что погоня за счастьем заключается в выборе правильного вида деятельности и внешних событиях, — говорит автор исследования Мэтью Киллингсуорт из Гарвардского университета (США). — Но выяснилось, что намного важнее этого то, насколько часто вы живёте настоящим и что думаете по поводу своих занятий. Если вы способны сосредоточиться на том, что происходит здесь и сейчас, и не терять концентрацию, вы получите из происходящего намного больше удовольствия, чем если бы отвлеклись на что-то, показавшееся вам более приятным».

Способность к грёзам очень полезна для человека: она открывает перед ним мир огромных возможностей. Когда мы обдумываем прошлое или мечтаем о будущем, воображая себе вещи, которые никогда с нами не случались и не случатся, наша жизнь становится богаче. Расцветают творческие способности. Рождаются новые идеи. Но делает ли это нас счастливыми?

Для ответа на этот вопрос г-н Киллингсуорт и его коллеги разработали приложение для коммуникатора iPhone и выложили его на сайт TrackYourHappiness.org. Добровольцы (в их число мог войти любой желающий), установившие программу, время от времени получали запрос, чем они сейчас занимаются (прилагался список из 22 видов деятельности). Кроме того, приложение интересовалось, думают ли участники эксперимента о чём-то, не связанном с этим занятием; насколько приятны, нейтральны или неприятны эти мысли и насколько в данный момент счастлив пользователь.

Результаты опроса, в котором приняли участие 2 250 человек, показали, что люди отвлекаются от основного занятия 47% времени. Чаще всего это происходит, когда мы занимаемся повседневной гигиенической рутиной — чистим зубы или принимаем душ. Наименее часто — во время секса — всего 10% времени. (Вы не волнуйтесь, никто не требовал от пользователей бросаться отвечать на запрос в ту же секунду.) Для всех прочих видов деятельности средний показатель отвлечённости был выше 30%.

Отвлечённые люди оценивали свой уровень счастья в среднем на 9 пунктов ниже по 100-балльной шкале, чем сосредоточенные. Сильнее всего удовольствие от жизни падало, когда участников смущали неприятные и нейтральные мысли. Но и приятные не слишком осчастливливали.

Не принимавший участия в исследовании психолог Джонатан Шулер из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (США) напоминает, что беспокоиться на самом деле не стоит: от нас и не требуется всё время быть счастливыми. Напротив, для решения трудной задачи даже полезно какое-то время побыть недовольным, и тогда в долгосрочной перспективе (если задача решена) всё будет хорошо. Соответственно, отвлечение не всегда зло: возможно, мозг просто ищет ответ на какой-то важный для текущего занятия вопрос.

Вместе с тем известно, что люди, находящиеся в депрессии, имеют проблемы с фокусировкой. Так что отвлекаться лучше «с умом».

(c) http://science.compulenta.ru/575686/?r1=yandex&r2=news
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума