Здравствуйте.
Такой вот вопрос:
При чтении студентам 4 курса в техническом вузе учебной дисциплины «Основы научных исследований» рассматривается методология научного исследования, моделирование, теория планирования эксперимента, обработка результатов эксперимента и их презентация (доклады на конференциях, отчеты, диссертации).
Надо ли прививать студентам уже с первой вводной лекции материалистическое мировоззрение?
Ведь, рассматривая материальное единство мира, мы прививаем студенту необходимость научного поиска, ибо накопление научных знаний и их философское осмысление позволит ответить на вопросы об эволюции Вселенной и человека. Студент, усвоив, что он живет в мире материи, мире без бога, начинает проявлять интерес к науке как, видимо, единственной возможности постижения реальности. Установка же студента на идеалистическую позицию снижает его мотивацию к научным исследованиям (студент уже не хочет познавать мир научными методами, он уже более склонен принимать на веру ту или иную религиозную доктрину).
При решении вопроса следует учесть, что
1) молодой человек после вуза попадает не в атмосферу Средневековья, где все есть смиренные рабы божьи; а становится строителем нового информационного общества, попадает в современный мир, который рассматривается современной философией как многомерная и многоуровневая материальная открытая система, нелинейно изменяющаяся от хаоса к порядку (см. синергетику), и нет в ней бога;
2) на следующем, 5 курсе, студентам читается дисциплина по выбору – «Основы православной культуры», которую ведет православный священник, а студенты вводятся в заблуждение, когда им говорят, что ходить на эти занятия надо обязательно всем;
3) мировоззрение студента еще не устоялось. Студент как чистый лист, на котором преподаватель записывает свои мысли. Мы «лепим» мировоззрение студента, поэтому надо быть очень осторожным в подаче учебного материала, чтобы, заблуждаясь самому, не ввести в заблуждение и остальных.
Заранее благодарю за ответ.
С уважением к участникам форума.