Автор Тема: Нужен ли атеизму культ?  (Прочитано 3148 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Alexey75

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 23
  • Репутация: +0/-0
Re: Нужен ли атеизму культ?
« Ответ #20 : 06 Январь, 2011, 16:54:52 pm »
Точные цифры не принципиальны главное что те были атеистами по принуждению,а эти на нашем форуме добровольно.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Antediluvian

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 11 038
  • Репутация: +2/-8
Re: Нужен ли атеизму культ?
« Ответ #21 : 06 Январь, 2011, 20:17:54 pm »
Цитата: "Alexey75"
То что в 1937 году было меньше верующих это следствие искуственного диктаторского воздействия
Да какое там. Если бы действительно была антирелигиозная диктатура, то церковь была бы под запретом, а такого не было. В стране просто были по-другому расставлены приоритеты и велась правильная агитация. Поначалу антирелигиозная пропаганда, конечно, носила шапкозакидательский характер и была примитивна (на что, кстати, обращал внимание ещё Ленин - см. его статью "О пользе воинствующего материализма"). Позже всё более-менее устаканилось и религию попросту стали мягко, но уверенно вытеснять из общественной жизни и, соответственно, из общественного сознания. И вытесняли, конечно же, не культами и лозунгами, а реальными делами. Молодёжь шла в училища, институты, на заводы, в ОСОАВИАХИМ и ещё много куда. А в церковь - не шла, в семинарии - не шла. Если хотите, можете назвать это культом науки, техники и вообще прогресса, но культа атеизма как такового не было. А результаты были.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Снег Север

  • Гость
Re: Нужен ли атеизму культ?
« Ответ #22 : 06 Январь, 2011, 20:41:32 pm »
Цитата: "Alexey75"
Точные цифры не принципиальны главное что те были атеистами по принуждению,а эти на нашем форуме добровольно.
Атеистов по принуждению не существовало никогда и нигде. Это абсурд.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 634
  • Репутация: +13/-0
Re: Нужен ли атеизму культ?
« Ответ #23 : 07 Январь, 2011, 00:28:14 am »
Цитата: "Любопытный"
Психологические, исторические - наверное, да. Как будет дальше - сложно сказать. Гносеологические причины - честно говоря, не понимаю, что это такое. А на счет социальных готов поспорить.
Допустим, что социальные причины уйдут в небытие, однако останутся другие, устранение которых вряд ли возможно. Как же можно соглашаться с утверждением об "отмирании" религии в будущем под влиянием НТП и повышения уровня образования?

Справка.

Гносеологические причины - это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, то есть вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало развитию теоретического познания.

Психологические причины обусловлены зависимостью религиозных верований от эмоционального состояния людей и их настроений, переживаний и т. п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность, страх, чувства горя, скорби, одиночества, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе в религии.

Здесь

Цитата: "Любопытный"
Я имею в виду, что в развитых (экономически и технологически) странах обычно более крепкий и многочисленный средний класс. Кучка супербогатых не является сильным раздражителем для среднего класса...То есть по мере роста, во-первых, абсолютного благосостояния и, во-вторых, относительного равенства в рамках среднего класса социальная напряженность должна сходить на нет...В итоге вопрос остается открытым, но кажется, научно-технический прогресс должен уничножить социальную причину существования религии.
Да, но в тех же США (в которых средний класс очень многочисленен) как раз религия цветет и расцветает. Здесь, на мой взгляд, следует говорить о принципах функционирования капитализма как общественно-экономической формации и соответствующей цивилизации, которая возникает в рамках этой формации. Сама стихия рынка является социальной причиной возникновения мистических, религиозных взглядов, скажем, на тот же источник богатства, прибыли. Таким образом, чтобы уничтожить социальную причину религии, необходимо вернуть общество в первобытный строй, то есть убрать возможность получения прибавочного продукта, а шире, прибавочной стоимости (мы даже не только о капитализме говорим, а вообще об "экономической" (вторичной) формации Маркса).

Что такое "средний класс"? В данном понятии, получается, "класс" используется в социологическом смысле, а не в социально-экономическом. Любая структура общества выражается в социально-классовых характеристиках, но класс - это большая группа людей, имеющая определенное отношение к сресдствам производства, орудиям труда, распределению прибавочного продукта. Вам не кажется, что под "средним классом" западная наука понимает среднее и мелкое предпринимательство? Таким образом, средний класс - это то же класс буржуазии, класс предпринимателей. Продавец МакДональса - это не "средний класс", как и ученый в университете.

А класс буржуазии всегда будет поддерживать социальные причины религии, питать их рост и существование как по идеологическим соображениям, так и по объективным экономическим.

НТП вряд ли сможет уничтожить социальную причину религии. Гносеологическую - возможно, что да, но не социальную, а тем более не психологическую, не историческую. Посмотрите на опыт тех же США - богатая и сытая страна, но процент верующих крайне высок. В этом отношении особого различия между США и Африкой я не вижу  :twisted:

Цитата: "Любопытный"
Секунду. "Религия оставалась, церковь работала" - это факт, ничего не говорящий. А вот если мы скажем, что в 1937 году в СССР количество верующих было около 55%, а в 1897 году - 97% (данные, конечно, примерные, нам сейчас важен порядок цифр), тогда будет более понятно, как влияет образование и государственная политика на религию.
Почему "ничего не говорящий"? Факт существования религии и церквей при  "социализме" разве не показатель? Разве он не противоречит теории научного коммунизма?

С другой стороны, я согласен с Вами, что уровень образования имеет большое значение в борьбе с религиозными иллюзиями, но я не склонен переоценивать этот фактор. В СССР повсеместно: да, сдаем "научный атеизм", да, ругаем попов, но вечером, тайно крестим своих детей. Двойственность совесткой жизни видна почти во всем.

Государственной политикой в этом вопросе мало что решишь. Разве раннее христианство не подверглось гонениям и государственным репрессиям? Разве оно не выжило и не победило?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Antediluvian

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 11 038
  • Репутация: +2/-8
Re: Нужен ли атеизму культ?
« Ответ #24 : 07 Январь, 2011, 00:56:53 am »
Цитата: "Vivekkk"
Почему "ничего не говорящий"? Факт существования религии и церквей при  "социализме" разве не показатель? Разве он не противоречит теории научного коммунизма?
Нет. При социализме же, а не при коммунизме.

Религия должна быть объявлена частным делом — этими словами принято выражать обыкновенно отношение социалистов к религии. Но значение этих слов надо точно определить, чтобы они не могли вызывать никаких недоразумений. Мы требуем, чтобы религия была частным делом по отношению к государству, но мы никак не можем считать религию частным делом по отношению к нашей собственной партии. Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т.е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно не допустимы. Всякие даже упоминания о том или ином вероисповедании граждан в официальных документах должны быть безусловно уничтожены. Не должно быть никакой выдачи государственной церкви, никакой выдачи государственных сумм церковным и религиозным обществам, которые должны стать совершенно свободными, независимыми от власти союзами граждан-единомышленников. Только выполнение до конца этих требований может покончить с тем позорным и проклятым прошлым, когда церковь была в крепостной зависимости от государства, а русские граждане были в крепостной зависимости у государственной церкви, когда существовали и применялись средневековые, инквизиторские законы (по ею пору остающиеся в наших уголовных уложениях и уставах), преследовавшие за веру или за неверие, насиловавшие совесть человека, связывавшие казенные местечки и казенные доходы с раздачей той или иной государственно-церковной сивухи. Полное отделение церкви от государства — вот то требование, которое предъявляет социалистический пролетариат к современному государству и современной церкви. (В.И. Ленин, "Социализм и религия").

Что тут скажешь - не в бровь, а в пах. Церковь - паразит, и попы прекрасно понимают, что при отделении от организма-хозяина (государства) паразит может жить только очень плохо и очень недолго.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »