Автор Тема: "Атеизм есть догмат, а не наука"  (Прочитано 10538 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сакши

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 109
  • Репутация: +3/-26
  • Ни атеист, ни верующий
"Атеизм есть догмат, а не наука"
« : 18 Декабрь, 2009, 18:09:40 pm »
"Атеизм есть догмат, а не наука.
Атеизм есть вид догматического богословия
и является предметом исследования истории религии".

(А. Ф. Лосев, Диалектика мифа).

Не знаю, кто такой этот А. Ф. Лосев, и знать не хочу,
но мне ясно одно: он - большая умница!

Сымаю шляпу!  :D
Которую отродясь не носил.  :lol:
Шляпа на Сакши...  - это седло на корове.  :P

Я случайно наткнулся на эту цитату, и мне очень понравилась её пародоксальность.
А где парадокс - там и Истина.

Робяты!
Мне просто очень хочется, чтобы вы маненько задумались.

Хотя...

"Бесконечны только две вещи -
Вселенная и человеческая глупость.
Впрочем, насчет Вселенной я не уверен."
А. Эйнштейн

Робяты! Неужели Эйнштейн прав?  :cry:  :roll:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Сакши »
“Не следует множить сущности без необходимости.
Самое простое объяснение скорее всего и есть правильное”
У. Оккам

Оффлайн Сакши

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 109
  • Репутация: +3/-26
  • Ни атеист, ни верующий
(Нет темы)
« Ответ #1 : 18 Декабрь, 2009, 18:28:38 pm »
Во, блин!  Опять - двадцать пять!  :D

Исчё одна цитата из той книжки,
которую я сейчас просматриваю.

И которая мне понравилась настолько,
что я опять решил с вами поделиться.

«Волчица говорит своим волчатам: «Кусайте, как я»,
и этого достаточно,
и зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я»,
и этого тоже достаточно,
но человек-то учит детеныша:
«Думай, как я»,
а это уже – преступление»
(А. и Б. Стругацкие. Гадкие лебеди).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Сакши »
“Не следует множить сущности без необходимости.
Самое простое объяснение скорее всего и есть правильное”
У. Оккам

Оффлайн Алeкс

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 564
  • Репутация: +49/-29
(Нет темы)
« Ответ #2 : 18 Декабрь, 2009, 18:28:55 pm »
Эти бойанистые парадоксы тут только на моей памяти постили раз 100.
Отвечу стандартно.
Лысина - это такой вид волос. Ну очень парадоксально. А где парадокс - там и Истина. (с)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Алeкс »
На любой вопрос даю любой ответ

Оффлайн Сакши

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 109
  • Репутация: +3/-26
  • Ни атеист, ни верующий
(Нет темы)
« Ответ #3 : 18 Декабрь, 2009, 18:33:58 pm »
Цитата: "Алeкс"
Эти бойанистые парадоксы тут только на моей памяти постили раз 100.
Отвечу стандартно.
Лысина - это такой вид волос. Ну очень парадоксально. А где парадокс - там и Истина. (с)


Это - не парадокс.
Это - горилка без сала.   :P
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Сакши »
“Не следует множить сущности без необходимости.
Самое простое объяснение скорее всего и есть правильное”
У. Оккам

Оффлайн Любопытный

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 291
  • Репутация: +3/-2
(Нет темы)
« Ответ #4 : 18 Декабрь, 2009, 19:20:42 pm »
Еще один мудритель.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Любопытный »
Не верю, потому что абсурдно
Правила форума

Оффлайн Satch

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 749
  • Репутация: +67/-6
(Нет темы)
« Ответ #5 : 18 Декабрь, 2009, 21:51:10 pm »
Ну если атеизм - религия...  Съездить что ли в европу, на Коллайдер помолиться  :)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Satch »

Оффлайн Коль-амба

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 319
  • Репутация: +0/-0
Re: "Атеизм есть догмат, а не наука"
« Ответ #6 : 18 Декабрь, 2009, 22:11:28 pm »
Цитата: "Сакши"
"Атеизм есть догмат, а не наука.
Атеизм есть вид догматического богословия
и является предметом исследования истории религии".

(А. Ф. Лосев, Диалектика мифа).
Сакши, Лосев, действительно очень умный человек и выдающийся учёный. Однако он атеизм понимал очень узко - как богоотвержение, т.е. как 100%-ую убежденность, что бога/потустороненнего (сверхестественного) нет и быть не может, то, что Кант в своё время назвал "атеизмом первого рода". Однако в отличие от Канта "атеизм второго рода" (т.н. агностицизм, который проповедуют большинство современных атеистов, в т.ч. околачивающихся и на этом форуме) Лосев за атеизм вовсе не считал, хотя сам по большей части его и придерживался.
Так что - если разобраться в терминах - ничего пародоксального в приведённой Вами цитате нету. Адьюс.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Коль-амба »
тео(е)ретик КольАмба

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 621
  • Репутация: +13/-0
(Нет темы)
« Ответ #7 : 23 Декабрь, 2009, 23:44:55 pm »
Понимание "узкое" или "широкое" понятия "атеизм" только запутывает неспециалистов в философии и истории философии. Есть стандартное определение атеизма как отрицание существования бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил и связанное с этим отрицание религии.
http://www.ateism.ru/forum/viewtopic.php?t=5407

Атеизм как философская мировоззренческая установка появился только в XVII-XVIII веке. До этого времени, атеистами называли людей, которые отрицали богов "народных" религий, верований. Так, Сократ был обвинен именно в атеизме, но атеистом не был в нашем, современном, понимании этого термина. Конечно, в истории можно встретить последовательных в своем атеизме людей - Лукреция Кара, философов индийской философской школы чарваки и пр., но это исключения. Древние, античные люди были, скорее, вольнодумцами, чем атеистами. Даже великий Ксенофан, сказавший, что боги созданы по образу и подобию людей (если бы у кошек были боги, то они имели бы хвост и усы), постулировал существование некого Разума, олицетворенного в Космосе.

Рассуждения Канта об атеизме, бесспорно, очень важны для понимания атеизма, но путать атеизм и агностицизм, - простите. Агностицизм относится к гносеологии как части философии. Агностицизм утверждает, что познание (гносис - знание, познание) истины человеком невозможно. Истину вещей познать нельзя, ибо мир есть "вещь-в-себе". Выходит люди постоянно находятся в заблуждении. Данный подход, конечно, неверен.

Агностицизм опровергается, в первую очередь, общественно-исторической практикой. Мир познается человеком, истина в отношении вещей устанавливается, что позволяет человеку выживать на планете Земля, развивать технику, науку, производство, общество в целом. НТП - яркое подтверждение этому тезису, как и по сей день актуальное существование человека как биологического вида (простите, но если кругом только ложь, то как человек может разводить огонь, охотиться, растить урожай и бороться с природной стихией?)  "Вещь-в-себе", по словам Ленина, становится "вещью-для-нас" именно в процессе практической деятельности, работы человеческого сознания, трудовой общественной деятельности.

Агностицизм опровергается, во вторую очередь, логическим анализом своих постулатов. Мир непознаваем, то есть установить адекватное соотношение между идеей и объективной вещью невозможно. Этот постулат выводится из реально существующих проблем в познании окружащего мира. Да, познание - процесс трудный, извилистый и скользский, но это реально существующий путь к истине. Агностицизм, на мой взгляд, допускает ошибку абсолютизации данных проблем, специфики познания мира, тем более, не различая научный уровень познания и обыденный.

Атеизм несовместим с агностицизмом. Агностицизм ближе к субъективному идеализму с его концепцией "Я есть Все". Атеизм основан на позитивном знании, "гностицизме", так сказать. В атеизме есть место скептицизму, но он лишь увеличивает познавательный потенциал атеизма. В атеизме скептицизм основан на положительных знаниях. Атеизм - это не просто отрицание веры в сверхъестественное, но и утвреждение примата, первичности естественно-природного мира.

Атеизм также имеет свои постулаты: постулат о вечности мира, материи, постулат о бесконечности форм материи, постулат о вечности движения материи. В отличие от постулатов агностицизма, постулаты атеизма соответствуют научным знаниям и фактам. Так, постулат бесконечности форм материи и вечности движения выражен в теории синергетики (именно теории как гипотезе, подтвержденной фактами и экспериментами) и т.д.

Таким образом, атеизм как сложное философская концепция имеет две диалектически связанные стороны: "отрицательню", "деструктивную" и "положительную", "конструктивную". Атеизм полноценен, когда включает в себя разработку и анализ двух этих сторон. Атеизм есть идея, которая отрицает существование сверхъестественных, трансцендентальных объектов, вещей, личностей и признает материю единственно существующей субстанцией, реальностью (как объективной, так и субъективной).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Shiva

  • Модератор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 581
  • Репутация: +378/-426
(Нет темы)
« Ответ #8 : 25 Декабрь, 2009, 09:02:51 am »
Цитировать
Чтобы описать свою комнату, я могу перечислить находящиеся в ней предметы: стол, диван, ковёр, шкаф и т.д. К этому описанию можно добавить ещё одно утверждения: «А также здесь находится невидимая фея». Доказать, что её там нет, совершенно невозможно. Но дело вот в чём. Если описание комнаты без упоминания феи оказывается столь же удовлетворительным, как и её описание с упоминанием феи, то, согласно правилу «бритвы Оккама», из двух равноправных объяснений более рационально выбрать то, которое является более простым и содержит меньше сущностей. В нашем случае это описание комнаты без упоминания невидимой феи. Таким образом, может сказать атеист, моё отрицание существования бога подобно отрицанию существования в комнате невидимой феи, ибо является следствием предпочтения более простого и удовлетворительного описания мира.

Отказ от рассмотрения существования как свойства не только оказывается более рациональным, ибо позволяет нам непротиворечиво отрицать существование чего-либо, но также, в случае с вопросом о существовании бога, похоже, опровергает и исходную установку агностика, который в таком случае не может противопоставить себя в равной мере верующему и атеисту. Скорее наоборот, по отношению к атеисту агностик и верующий оказываются в одном лагере (оба принимают существование бога, но агностик при этом отказывается говорить о присущих ему свойствах).

В итоге получается, что если приведённое выше рассуждение верно, то атеизм является позицией, контрадикторно противопоставленной религиозной вере в целом и, следовательно, любому вероисповеданию в частности. Рассматривать же атеизм как религию означает совершать ошибку, которая в логике называется категориальной ошибкой. Как сказала однажды моя подруга-атеистка, утверждение, что атеизм — это такая религия, равнозначно утверждению, что здоровье — это такой вид болезни.

Пётр Куслий
www.atheism.ru
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Shiva »
Всё бы ничего, если б не конечно, а то, не приведи чего зря - вот тебе и пожалуйста.

Оффлайн Antediluvian

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 11 038
  • Репутация: +2/-8
Re: "Атеизм есть догмат, а не наука"
« Ответ #9 : 25 Декабрь, 2009, 09:39:46 am »
Цитата: "Сакши"
"Атеизм есть догмат, а не наука.
Атеизм есть вид догматического богословия
и является предметом исследования истории религии".

(А. Ф. Лосев, Диалектика мифа).

Не знаю, кто такой этот А. Ф. Лосев, и знать не хочу,
но мне ясно одно: он - большая умница!

А я знаю, кто такой этот Лосев и мне ясно, что он - тупица.

Атеизм не догмат, поскольку он, как и любое общеотрицательное утверждение, легко опровергается демонстрацией наличия отрицаемого. Покажите бога в количестве 1 шт. - и Вы похороните атеизм. Так что атеизм, хотя сам по себе и не является наукой, вполне научен.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Antediluvian »