Автор Тема: Атеистическая этика  (Прочитано 143015 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 288
  • Репутация: 1
Re: Атеистическая этика
« Ответ #30 : 10 Апрель, 2013, 10:25:14 am »
Цитата: "Rufus для modus"
Именно понятие о чести, а не христианская мораль определяло поведение всяких там дАртаньянов, гардемаринов и прочих "эскадронов гусар летучих". За что мы их и любим, читаем книжки и смотрим фильмы.
Разумеется, все они считали себя христианами и церковь посещали, но в поведении руководствовались отнюдь не Евангелием.
Лучше бы они руководствовались Евангелием... Столько людей положили зря. Для того родители заколотых юношей выращивали своих сыновей, чтобы их убили на дуэли из-за какой-нибудь мелочи?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 288
  • Репутация: 1
Re: Атеистическая этика
« Ответ #31 : 10 Апрель, 2013, 11:45:42 am »
Цитата: "Rufus для modus"
Мораль определяется им следующим образом: это «такие правила для руководства человеку в его поступках, через соблюдение которых доставляется всему человечеству существование, наиболее свободное от страданий и наивозможно богатое наслаждениями».
Счастье или прогресс: что лучше?
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Sorok2/28.php
Критерий прогресса:
Цитировать
Итак, в общий, универсальный критерий прогресса включаются следующие признаки: увеличение степени дифференцированности (разнообразия) системы, сопряжённое с интегрированностью её частей, компонентов; усиление мобильности, эффективности и надёжности материальных систем, увеличение их способности преодолевать противоречия; воспроизведение в расширяющихся масштабах основных функций системы; рост автономности системы по отношению к внешним условиям; усиление степени организации, степени целостности системы. Все эти признаки, объединяемые одним понятием – «системный» (или «системно-структурный»). Если все отмеченные признаки системного критерия прогресса, а к ним могут быть добавлены некоторые другие, связать с понятием «высший», то прогресс можно определить как развитие системы от низшего к высшему. Противоположное направление развития – регресс – в таком случае будет изменением системы от высшего к низшему. (Алексеев П. В., Панин А. В. / Философия: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 577.)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 288
  • Репутация: 1
Re: Атеистическая этика
« Ответ #32 : 10 Апрель, 2013, 16:08:45 pm »
Впрочем, прогресс и нравственность – понятия, лежащие в разных плоскостях. Не имеют смысла утверждения «Прогрессивно то, что нравственно» или «Нравственно то, что прогрессивно». Прогресс как таковой можно рассматривать как разновидность блага, но этического значения он иметь не будет.

Кое-что об универсализме и партикуляризме в этической мысли:
http://anthropology.ru/ru/texts/seredkina/univers.html
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн Rufus

  • Модератор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 3 713
  • Репутация: 50
Re: Атеистическая этика
« Ответ #33 : 10 Апрель, 2013, 16:52:37 pm »
Цитата: "Molodcov Yuriy"
Цитата: "Rufus для modus"
Именно понятие о чести, а не христианская мораль определяло поведение всяких там дАртаньянов, гардемаринов и прочих "эскадронов гусар летучих". За что мы их и любим, читаем книжки и смотрим фильмы.
Лучше бы они руководствовались Евангелием... Столько людей положили зря. Для того родители заколотых юношей выращивали своих сыновей, чтобы их убили на дуэли из-за какой-нибудь мелочи?

Знаете, не так уж и много...
Если вы о дуэлях, то вам стоит почитать начало мемуаров Яна Дуклана Охотского о Польше 18 века. О знаменитом шляхетском гоноре.

А вообще о чести...
Люди реально стыдились соврать. Убить сдавшегося - в обморок падали (см. мемуары Патрика Гордона). Помните фильм "Титаник", эпизод когда в результате паники к шлюпкам прорываются с нижних палуб, и один из офицеров убивает того, кто отталкивает женщин и детей. И из-за того, что убил гражданского стреляется сам. Отдав честь. Помните?
Да, это было.
Не спорю, были и негодяи, рабство, истребление туземцев и все такое... Этика чести не всегда срабатывала.
Но я люблю  Девятнадцатый век за то, что понятия чести и благородства не были пустым звуком, как в следующем столетии.
Из-за преступлений, вызванных избыточной верой.
Т.е. из-за ИДЕОЛОГИИ.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Димагог

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 689
  • Репутация: 20
Re: Атеистическая этика
« Ответ #34 : 11 Апрель, 2013, 05:19:10 am »
Цитата: "modus"
...Как вы  вообще представляете себе  "безрелигиозную этику"?..
Примерно так.
 "Золотое правило нравственности" народа йоруба (Нигерия):
Тот, кто собирается взять заостренную палочку и (про)ткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно.

Вот и вся этика в одном предложении!
Догадаться можно и без участия богов.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Krakodil

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 865
  • Репутация: 1
Re: Атеистическая этика
« Ответ #35 : 11 Апрель, 2013, 06:47:58 am »
Цитата: "modus"
Как вы  вообще представляете себе  "безрелигиозную этику"?
Странный вопрос. Вы никогда не слышали о золотом правиле?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Rufus

  • Модератор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 3 713
  • Репутация: 50
Re: Атеистическая этика
« Ответ #36 : 11 Апрель, 2013, 07:50:07 am »
Хорошим примером безрелигиозной этики является конфуцианская этика (особенно ранняя). Определяла поведение жителей Китая, Вьетнама, Кореи и Японии. Основана на сыновней почтительности и преданности государству, принципах ли и жэнь. Дети жертвовали жизнью ради родителей, честные чиновники в лицо обличали тирана и шли на казнь (не хуже христианских мучеников), "храбрецы" карали притеснителей народа не потому, что желали обрести благосклонность какого-нибудь Господя, а потому, что считали это своим ДОЛГОМ прежде всего перед самими собой.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 288
  • Репутация: 1
Re: Атеистическая этика
« Ответ #37 : 11 Апрель, 2013, 12:00:54 pm »
Цитата: "Rufus"
Мораль определяется им следующим образом: это «такие правила для руководства человеку в его поступках, через соблюдение которых доставляется всему человечеству существование, наиболее свободное от страданий и наивозможно богатое наслаждениями».
Т.е. общей целью правил, по Дж. Миллю, является повышение содержания эндорфинов в головах наибольшего числа людей? А поскольку счастье и наслаждение у каждого своё и конкретные предпочтения сильно зависят от индивидуального нрава, то и поле для релятивирования в системе Дж. Милля остаётся довольно широким. Оно ограничивается лишь ориентацией на сходство текущих нравов наибольшего числа людей и недопустимостью счастья и наслаждения за счёт других.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 288
  • Репутация: 1
Re: Атеистическая этика
« Ответ #38 : 12 Апрель, 2013, 19:58:34 pm »
modus

А вот простое заключение Сократа, показывающее связь блага и правила "золотой середины" (в третьем случае).
Цитировать
... и люди, и все прочие вещи, расположенные на грани неких двух [начал] и причастные к ним обоим, когда находятся посредине между благом и злом, оказываются хуже блага и лучше зла; те, что слагаются из двух разнородных благ, хуже каждого из них в том, в отношении чего каждое из них хорошо; и лишь те, что слагаются из двух разнородных зол и расположены посредине между ними, лучше каждого из двух зол, к которым они причастны. (Платон "Евтидем")
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 288
  • Репутация: 1
Re: Атеистическая этика
« Ответ #39 : 16 Апрель, 2013, 12:18:29 pm »
Цитата: "Rufus"
Знаете, не так уж и много...
Как-то некорректно сравнение Пол-Пота с "шестёркой" ОПГ по количеству жертв.
Цитата: "Rufus"
Если вы о дуэлях, то вам стоит почитать начало мемуаров Яна Дуклана Охотского о Польше 18 века. О знаменитом шляхетском гоноре.
Это очень редкая литература. Не нашёл в Интернете текст книги, доступный для свободного чтения. Прочитаю, если встретится в местных библиотеках.
Цитата: "Rufus"
А вообще о чести...
Люди реально стыдились соврать. Убить сдавшегося - в обморок падали (см. мемуары Патрика Гордона). Помните фильм "Титаник", эпизод когда в результате паники к шлюпкам прорываются с нижних палуб, и один из офицеров убивает того, кто отталкивает женщин и детей. И из-за того, что убил гражданского стреляется сам. Отдав честь. Помните?
Да, это было.
Смотрел очень давно, почти всё забыл. Поступки офицера кажутся мне странными и противоречивыми. Не мог не убить наглого эгоиста и в то же время не смог жить убийцей в душе? Или не осознал вовремя то, что честному офицеру нельзя убивать гражданских?
Цитата: "Rufus"
Но я люблю  Девятнадцатый век за то, что понятия чести и благородства не были пустым звуком, как в следующем столетии.
Из-за преступлений, вызванных избыточной верой.
Т.е. из-за ИДЕОЛОГИИ.
В истории идеологий были и тягчайшие преступления, и величайшие достижения, и созидание, и разрушение, и блестящий ум, и невероятная глупость, и оптимистическая вера в светлое будущее, дорогу к которому прокладываем мы сами, и мучительные сомнения в способности масс не спутать в очередной раз падение с восхождением.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

 

.