А.П.ЛЕВИЧ. "ПОЧЕМУ СКРОМНЫ УСПЕХИ В ИЗУЧЕНИИ ВРЕМЕНИ?". Время – исходное и неопре-деляемое понятие в современном знании. Его использование опирается на интуицию исследователя, на его неотрефлексированный профессиональный опыт, на элементы вненаучных, часто подсознательных представлений о Мире. Не оправдана надежда и на воз-можность инструментального введения единых представлений о времени: часы для его измерения могут быть совершенно различны-ми по своей природе и по порождаемым ими свойствам времени. Чтобы время стало предметом содержательного изучения, необхо-димо вывести его из неопределяемых представлений логического базиса науки. Для этого в понятийном фундаменте знания образ времени следует заменить какими-либо иными базовыми представлениями. Тогда свойства времени из "аксиом" превратятся в "тео-ремы". Другими словами – станет возможным научное обсуждение понятия времени. В нынешнем знании представления о времени тесно переплетены с иными исходными понятиями, например, с представлениями о пространстве, материи, зарядах, взаимодействиях, энергии, развитии, жизни, сознании и с многими другими. Поэтому невозможна замена "кирпичиков времени" изолированно от дру-гих элементов понятийного фундамента естествознания – переделыванию подлежит его весьма обширная область. Фактически речь идет о построении новой "картины Мира", на которой будут базироваться новые динамические теории. Создание картины Мира ста-новится для теоретика естествознания необходимым этапом профессиональной деятельности по согласованию исходных понятий теории. Замечу, что любая динамическая теория, кроме своего основного ядра – закона изменчивости объектов теории, или "уравне-ния движения" этих объектов, содержит компоненты, вводящие элементарные объекты теории и допустимые способы их преобразо-ваний. Ньюэл и Саймон назвали эти компоненты "структурными принципами" наук. Примерами структурных принципов могут слу-жить атомистическое учение о строении вещества, планетарная модель атома, гео- или гелиоцентрическая системы устройства ближ-него космоса, космология расширяющейся вселенной, клеточная теория строения организмов, бактериальная природа инфекционных болезней, тектоника плит в строении Земли, классовая структура общества… Структурные принципы на многие годы определяют рамки, в которых функционируют целые науки. Структурные принципы представляют "само собой разумеющуюся", часто не осозна-ваемую альтернативной, неотрефлексированную, но обязательную и внутренне присущую любому знанию его часть. Пытаться объ-яснить время без перестройки понятийного фундамента знания бессмысленно, поскольку любое объяснение будет опираться на этот фундамент, в котором уже есть "кирпичики времени". По-видимому, чтобы понять природу времени нам не хватает каких-то новых сущностей, которые должны заменить время в понятийном базисе науки. Существующие методологические трудности постижения времени связаны с отсутствием структурных принципов, пригодных для моделирования изменчивости Мира. Любая попытка концеп-туального осмысливания понятия времени должна начинаться с введения в научный обиход подходящих структурных принципов или, что то же – определенного фрагмента картины Мира. Эти принципы могут отражать совершенно различные подходы к решению за-гадки времени. Важно лишь, что этапы "измышления гипотез" и формулировки картины Мира обязательны и неизбежны.