Автор Тема: Споры о вере и неверии: нужен ли конфронтационный стиль?  (Прочитано 14999 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дориан Грей

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 446
  • Репутация: +4/-0
(Нет темы)
« Ответ #20 : 27 Май, 2009, 02:42:18 am »
В нашем случае это РПЦ. Ещё чуть помолчать и ваш ребёнок будет одним из обязательных экзаменов сдавать Закон Божий...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Дориан Грей »
\"При входе в рай мне выдали бахилы\". В.Вишневский.

Оффлайн Алeкс

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 564
  • Репутация: +49/-29
(Нет темы)
« Ответ #21 : 27 Май, 2009, 09:25:15 am »
Цитата: "Рендалл"
В нашем случае это РПЦ. Ещё чуть помолчать и ваш ребёнок будет одним из обязательных экзаменов сдавать Закон Божий...
У нас три христианских церкви (РПЦ одна из них, хотя для мимикрии название они сменили), договориться им пока не судьба, так что и влиять они всерьёз пока не могут (пытаются, но безуспешно).
А лично моим детям это уже не грозит, младший - студент...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Алeкс »
На любой вопрос даю любой ответ

Оффлайн Дориан Грей

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 446
  • Репутация: +4/-0
(Нет темы)
« Ответ #22 : 27 Май, 2009, 13:57:58 pm »
Вот так значит? Моя хата скраю. Вот для вас цитируемый выше автор и писал. До Украины эти тенденции тоже дойдут.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Дориан Грей »
\"При входе в рай мне выдали бахилы\". В.Вишневский.

Оффлайн Yuki

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 475
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #23 : 27 Май, 2009, 16:42:44 pm »
Поскольку я не считаю абсолютно всех верующих больными (психически неадекватными), то конфронтация в медицинском смысле, приведенном Nail, кажется мне вполне нормальным стилем поведения. Действительно, если воздействовать на ситуацию на стадии пропаганды (хотя бы в форме демонстрации искажения реальности), вполне можно обнаружить, что окружающее тебя общество превратилось в нечто монструозное.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Yuki »
Ну, и что?

Оффлайн matest

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 22
  • Репутация: +0/-0
Re: Терапия одним, тонус другим.
« Ответ #24 : 07 Декабрь, 2009, 15:58:12 pm »
Nail, Pilum, Dagor Bragollach
Уважаемые коллеги, приношу извинения за задержку ответа, а также за офрмление цитирования по тех. причинам

01.04.09 Nail  пишет:
ЦИТАТА
Вежливо ли высмеивать религиозность верующего человека? …
…Из соображений политкорректности, вежливости, мудрости следует не самого человека критиковать, а указывать на ошибки укладки чемодана: это лишнее, это грязное, это полезное. Человек как бы отдельно от своего багажа. …

… Верующий (среди людей с IQ выше 85) знает, что религия - это заблуждение, навязчивая идея, но поступает вразрез со своим знанием. Это глупость или невежливость? Ему указали, что его чемодан забит хламом, перепакуй. Насмешка служит наставлением, индикатором грязного белья. Но если он опять этого не сделает? Что ж, тогда это человек с неизменным на спине листком "пни меня".


Начну с Вашего второго абзаца (из процитированных). Мне импонирует, что Вы признаете существование высокоинтеллектуальных людей среди верующих (я считаю их существование вполне очевидным фактом).  Вы задали вопрос об их заблуждении «Это глупость или невежливость?». Давайте ответим. Думаю, Вы сами понимаете, что причиной стойкого заблуждения у высокоинтеллектуального человека не может быть глупость.
Что касается невежливости, то кажется сомнительным, честно говоря, чтобы она вообще имела какое-то отношение к выбору человека между религией и атеизмом. Спрашивается, что же является причиной их стойкого заблуждения? На мой взгляд, ключ к решению высказал, в частности, Digger 08.11.2007 в теме «Противоречия в Библии - действуют ли они на веруюющих?»(из раздела «Библия»): «он уверен практически подсознательно, что в библии истина».
Предложу бытовой пример, не претендуя на полноту аналогии. Человеку что-то попало в глаз. Он пришел в травматологический пункт, прижимая руку к глазу. Это прижимание помогает ему держать зрачок в неподвижности, избегая боли. Врач говорит: уберите руку и откройте глаз. Человек понимает, что надо выполнить указание врача, но сопротивляется, боясь боли. Спрашивается, поможет ли делу попытка постороннего человека, вошедшего в кабинет, высмеять пациента, грубо заявив ему, что его поведение абсурдно, глупо, и что так вести себя может только идиот? Думаю, вряд ли. Этот посторонний демонстрирует пациенту, что истинная проблема последнего безразлична «критику», поэтому оскорбления будут восприняты как несправедливые и требующие отпора. В итоге пациент получает дополнительную возможность, ругаясь по-любому с посторонним, отвлечь своё внимание от настоящей проблемы.
Убеждения глубоко верующего человека для него святы. В частности, они отождествляются в его подсознании с понятиями «добро» и «совесть». Грубые наезды на религию, насмешки и оскорбления воспринимаются таким верующим как оскорбления добра, насмешки над совестью, что требует, по его мнению, не разбора, а отпора. Проникновение религии в подсознание, при котором она занимает там позицию, труднодоступную критике, легче всего осуществляется в детстве, поэтому столь остра борьба за школу.
Рассмотрим еще один пример. Допустим, Вы (любой читатель моего текста) идете по улице с родственником или другим дорогим для Вас человеком, которого Вы любите и считаете воплощенной добродетелью. Вдруг появляется незнакомец и начинает в грубой форме предъявлять претензии к Вашему спутнику, называя его обманщиком, жуликом, мошенником и т.д. Более того, незнакомец предлагает и Вам убедиться в его правоте, ознакомившись с имеющимися у него документами и доказательствами.  Думаю, Вашей первой нормальной реакцией скорее будет «каков наглец!» в адрес незнакомца, нежели «надо бы вникнуть в его документы».
Цель этого примера - не обоснование моей позиции, а попытка ее разъяснить.
Теперь о первом процитированном Вашем абзаце. На первый взгляд он выглядит убедительным. Но дело в том, что верование может быть частью личности, а не отдельным «чемоданом». В этом случае мы думаем, что критикуем отдельный от человека чемодан, но для верующего это - критика его личности.
С учетом сказанного я включил бы прямую насмешку (НЕ ТОЛЬКО НАД ЛИЧНОСТЬЮ, НО И НАД ПОЗИЦИЕЙ!) в список приемов полемики с верующими, вредных для атеизма.

07.04.09 Pilum пишет:
ЦИТАТА
Все это чудесно... Толерантность и все такое... Только "спор" этот продолжается уже тысячелетия, а люди - существа эмоциональные таки.

Да, но все же в определении вида сказано «человек разумный», а не «человек эмоциональный». Тем паче не эмоциями в первую очередь пристало руководствоваться тем, кто утверждает неразумность религии. Более или менее на равных (то есть без костров) спор идет не тысячелетия, а столетия. Но соглашусь, что и это долгонько для, казалось бы, очевидных вещей. И, на мой взгляд, именно из-за недостатка толерантности спор длится так долго. Под толерантностью в данном случае понимаю не примиренчество по отношению к религии, а непременно уважительное отношение к оппоненту! Как уже говорилось, помеха для освобождения искренне верующего от заблуждения, как правило, находится в его подсознании. Адекватная позиция атеиста при помехе такого рода – сочувствие. Вывести  искренне верующего из его состояния можно, только терпеливо, медленно и осторожно идя вместе по запутанным узлам его мышления, бережно помогая ему распутывать эти узлы.

01.04.09 Dagor Bragollach пишет
ЦИТАТА
Политкорректность и вежливость уместны в повседневной жизни, в общении с близкими и просто знакомыми людьми. На форум люди приходят, ясно осознавая, что могут столкнуться с жесткой критикой своей позиции.

Жесткая по смыслу критика – да, согласен, и сам готов применять. Но неполиткорректность и невежливость по отношению к верующим, пусть и на форумах, нам-то, атеистам, зачем? Чтобы отвлечь верующих от смысла аргументов и дать возможность огрызаться не по существу, продлевая этот многовековой спор до бесконечности?!

12.05.09 Nail  пишет:
ЦИТАТА
Фрейд уподобил религиозные учения иллюзиям.

Типы вмешательств психотерапевта.

5. Конфронтация.
..


Хочу обратить внимание, что я не выступаю против конфронтации с верующими по существу наших разногласий, а выступаю лишь против конфронтационного стиля обсуждения, который как раз и мешает обсуждению существа дела. Это вполне согласуется с приведенной Вами цитатой из Фрейда. Фрейд ведь не предлагает ругаться с пациентом или высмеивать его, а, напротив, говорит о необходимости в некоторых случаях  даже «усилить эмпатический контакт с пациентом». Эмпатия, как известно, это сочувствие и сопереживание.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от matest »

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #25 : 07 Декабрь, 2009, 17:16:43 pm »
Вообще, прикольно читать как атеист начинает вроде с хороших и правильных рассуждений о правилах и целях ведения дискуссии, а всё одно всё сводится к тому, что верующие в Бога кретины и неучи, а верующие в то, что Бога нет - умники и красавцы!  :lol:  :lol:  :lol:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн БухалычЪ

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 458
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #26 : 08 Декабрь, 2009, 05:23:03 am »
Цитата: "Малыш"
Вообще, прикольно читать как атеист начинает вроде с хороших и правильных рассуждений о правилах и целях ведения дискуссии, а всё одно всё сводится к тому, что верующие в Бога кретины и неучи, а верующие в то, что Бога нет - умники и красавцы!  :lol:  :lol:  :lol:


А что тут поделаешь, если в процессе дискуссии выясняется, что верующие в бога или кретины и неучи, или обманутые, или откровенные подлецы?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от БухалычЪ »
Религий стало ныне три вагона,
Не протолкнуться от "святых" отцов.
Мой бог же - трёхлитровка самогона
И баночка солёных огурцов.

Оффлайн Любопытный

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 291
  • Репутация: +3/-2
(Нет темы)
« Ответ #27 : 08 Декабрь, 2009, 08:40:27 am »
Раздражение вызывают "нечестные" способы ведения дискуссии: прикинуться, что не понял; читать мантры; сыпать ссылками и т.п. Как только это появляется, интерес к разговору пропадает.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Любопытный »
Не верю, потому что абсурдно
Правила форума

Оффлайн Yuki

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 475
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #28 : 08 Декабрь, 2009, 16:57:29 pm »
Ну, так ведь в том и смысл!
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Yuki »
Ну, и что?

Оффлайн Nail

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 240
  • Репутация: +0/-1
Re: Терапия одним, тонус другим.
« Ответ #29 : 18 Декабрь, 2009, 06:01:08 am »
Религиозное заблуждение интеллектуала - это глупость или невежливость?

Цитата: "matest"
Думаю, Вы сами понимаете,....
что причиной стойкого заблуждения высокоинтеллектуального человека не может быть глупость.
Ну почему же, вполне может быть. В народе есть поговорка: "И на старуху бывает проруха". Пример: интеллектуальный фермер попался на игре в наперстки в рассказе О'Генри (см. также фильм "Трест, который лопнул": Куравлева разыграл Адомайтис). Образованность, культура, практичность - взаимодополняющие составляющие мировоззрения. Глупым может оказаться человек неначитанный/непрактичный/недообразованный (Шерлок Холмс романов не читал, его обвела вокруг пальца роковая женщина).

Цитата: "matest"
Что касается невежливости, то кажется сомнительным, честно говоря, чтобы она вообще имела какое-то отношение к выбору человека между религией и атеизмом.
Невежливость имелась в виду по отношению к партнеру по диспуту, не атеизму-религии, конечно.

Цитата: "matest"
Спрашивается, что же является причиной их стойкого заблуждения? На мой взгляд, ..Убеждения глубоко верующего человека для него святы... они отождествляются в его подсознании с понятиями «добро» и «совесть». Грубые наезды на религию, насмешки и оскорбления воспринимаются как оскорбления добра, насмешки над совестью, что требует, по его мнению, не разбора, а отпора.
Ну вот и выясняется, что Ваш интеллект позволяет приватизацию религией моральных понятий добро/совесть, так же как и последующее применение этих характеристик по отношению к окружающему миру.

Цитата: "matest"
В случае, если "верование может быть/является частью личности, а не отдельным «чемоданом», то мы думаем, что критикуем отдельный от человека чемодан, но для верующего это - критика его личности.
Это будет хороший тренинг для насмешек: вроде "Физики смеются" или на "обиженных воду возят". Если такие религиозные/суеверные верования в натуре/личности, то просто грех не посмеяться над "больными людьми"! ("Операция "Ы". Ой, "Кавказская пленница", конечно же, спасибо за поправку, Алекс!). Потому что для такого человека подобные заблуждения - ярмо для личности, существует сонмище изобретательных верований, которые "глубоко" верующий не оценит.

Весьма сомнителен Ваш следующий тезис:
Цитата: "matest"
..помеха для освобождения искренне верующего от заблуждения, как правило, находится в его подсознании. Адекватная позиция атеиста при помехе такого рода – сочувствие. Вывести искренне верующего из его состояния можно, только терпеливо, медленно идя по узлам его мышления, помогая ему распутывать эти узлы." (см. ответ для 07.04.09 Pilum).
Прогулки "по узлам" - медленно, осторожно и терпеливо - клинический/юмористический случай.
И если мы говорим о людях с высоким ИК.. "Физики смеются".

Цитата: "matest"
..я не выступаю против конфронтации с верующими по существу, а выступаю лишь против конфронтационного стиля, который и мешает обсуждению существа дела.
Вы абсолютизируете принцип "конфронтации". Он является одним из, в списке стоит на 5ом месте. Перечитайте еще раз назначение метода. В конфронтации важно развенчивание "стратегии защиты" больного и последующего выявления корней противоречия в субъективной картине мира. Вы допустили в анализе ошибку: для такого пациента применяется не конфронтация, а п.2 (Стимуляция. Побуждение к размышлениям в каком-то определенном направлении, поиску решения определенных задач.)

Цитата: "matest"
Проникновение религии в подсознание, при котором она занимает там позицию, труднодоступную критике, легче всего осуществляется в детстве, поэтому столь остра борьба за школу. (ключ к решению высказал, в частности, Digger 08.11.2007 в теме «Противоречия в Библии - действуют ли они на веруюющих?» из раздела «Библия»: «он уверен практически подсознательно, что в библии истина».)
Это простая констатация факта - церковь навязывает себя обществу "с пеленок".

Вы не ответили на дилемму: при повторном проявлении религиозности человек упирающийся получит очередной пинок (не в виде пинка, а в виде насмешки). Таким образом, проявление религиозности при повторных исходящих предпосылках оказывается невежливостью по отношению к неверующему в те же религиозные убеждения.

Мне хотелось бы также уделить внимание месту общей культуры в мировоззрении.
Современное мировоззрение - научно, оно не допускает в обозреваемом мире нематериальных объектов, но культура вполне приемлет симбиоз материального мира с чертями или привидениями. Поэтому верующий может быть умнейшим человеком в силу его высокой культуры, но с недостаточной культурой суждения. Например, Вы присвоили характеристики «добро» и «совесть» внешнему окружающему миру. Сатира/карикатура изъята Вами из средств культурной полемики или корректировки личности пациента.

Ваши заблуждения привели к инквизиторскому выводу:
Цитата: "matest"
С учетом сказанного я включил бы прямую насмешку (НЕ ТОЛЬКО НАД ЛИЧНОСТЬЮ, НО И НАД ПОЗИЦИЕЙ!) в список приемов полемики с верующими, вредных для атеизма.
"Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи!"
По аналогии с Вашими выкладками:
Церковь - ум, честь и совесть вашей опухоли/личности.

Цитата: "Малыш"
прикольно читать как атеист начинает вроде с хороших и правильных рассуждений о правилах и целях ведения дискуссии, а всё одно всё сводится к тому, что верующие в Бога кретины и неучи..
Прием заключался в подмене слова "человек" диагнозом "шизофреник". При беседах специалиста с нормальным человеком противоречия в картине мира не выявляются, либо выявленные не ведут к поражению/разрушению личности и постановке диагноза. Консультации теряют смысл и прекращаются. В отличии от бесед с "глубоко" верующим. Страдалец включает механизмы защиты, краснеет, бледнеет, оскорбляется, переходит "на личности".. - повод прищуриться и присмотреться внимательнее к частному случаю.
« Последнее редактирование: 18 Декабрь, 2009, 11:44:49 am от Nail »