Автор Тема: Споры о вере и неверии: нужен ли конфронтационный стиль?  (Прочитано 14981 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн notfirstnotlast

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 160
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #10 : 22 Февраль, 2009, 14:53:04 pm »
Так это...
Цели, задачи, побуждения участников спора/дискуссии/обмена мнениями - разные. Потому и подходы разные.

Одни приходят на форум "найти ИСТИНУ" (омг), другие - обсудить конкретные вопросы и проблемы, третьи - поделиться интересным, четвёртые - открыть всем глаза на ИСТИНУ (омг), пятые - поглумиться над тупыми атеистами, шестые - поглумиться над тупыми верунами, седьмые - вырасти в своих глазах за счёт оппонента, восьмые - постебаться над болезненно реагирующими спорщиками, девятые - пообщаться с интеллигентными людьми (у таких часто бывает разрыв шаблона), десятые - от скуки.

Поэтому атмосфера на форуме определяется политикой модерирования и непосредственым участием форумчан.
Форум у нас достаточно либеральный, так что возможны самые различные конфтронтации. В разумных пределах, конечно.

Мораль - не принимать всё близко к сердцу, не пытаться убедить того, кого убедить невозможно, разве что из гносеологического интереса (поиск сильных и слабых мест в логике и мировоззрении оппонента). Ну и использовать все доступные рычаги влияния для оздоровления атмосферы, если вы в этом заинтересованы.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от notfirstnotlast »

Оффлайн Nail

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 240
  • Репутация: +0/-1
Пнуть или не пнуть?
« Ответ #11 : 01 Апрель, 2009, 07:23:31 am »
Урок политкорректности.
Вежливо ли высмеивать религиозность верующего человека? Гуманно ли предъявлять человеку его заблуждения в смешном виде?
Правило вежливости: не говорить о веревке в доме повесившегося. Чтобы не задевать душевную боль живых людей. Это вежливость, не глупость.
Человек приходит в мир ни с чем, социальные правила поведения он приобретает по мере взросления, воспитания. То есть, есть человек, а есть культура, аллегорически багаж, груз знаний. Поп скажет - духовность, свойство духа, который после смерти человека отлетит к праотцам, а духовность вернется в духовную сферу.
Из соображений политкорректности, вежливости, мудрости следует не самого человека критиковать, а указывать на ошибки укладки чемодана: это лишнее, это грязное, это полезное. Человек как бы отдельно от своего багажа. Смеются же не над клоуном в цирке, а над его поступками. Идиот (IQ 20, ICD-F73) не виноват, что ссыт в штаны, таким уродился. Верующий (среди  людей с IQ выше 85) знает, что религия - это заблуждение, навязчивая идея, но поступает вразрез со своим знанием. Это глупость или невежливость? Ему указали, что его чемодан забит хламом, перепакуй. Насмешка служит наставлением, индикатором грязного белья. Но если он опять этого не сделает? Что ж, тогда это человек с неизменным на спине листком "пни меня".
« Последнее редактирование: 01 Апрель, 2009, 08:20:19 am от Nail »

Оффлайн Dagor Bragollach

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 427
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #12 : 01 Апрель, 2009, 07:51:00 am »
Политкорректность и вежливость уместны в повседневной жизни, в общении с близкими и просто знакомыми людьми. На форум люди приходят, ясно осознавая, что могут столкнуться с жесткой критикой своей позиции. То же относится к дискуссиям в реале - всегда есть цивилизованный способ уйти от дискуссии, если она задевает ваши чувства.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Dagor Bragollach »
Je n\'ai pas besoin de cette hypothèse.
/Pierre-Simon Laplace/

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 712
  • Репутация: +3/-44
Цитата: "matest"
Правильный заголовок темы (не поместившийся в поле): Дискуссии между верующими и неверующими: кому и зачем нужен конфронтационный стиль?
Понятно, что из аргументов по существу спора может логически вытекать (или казаться вытекающими) негативная характеристика мировоззрения оппонента, его высказываний или его самого. Однако зачастую негатив выражается в явной форме, ДОПОЛНИТЕЛЬНО к аргументам по существу спора и даже независимо от них. На мой взгляд, эти две ситуации существенно различаются.
В первой ситуации у оппонента в принципе остается возможность попытаться исправить свою прежнюю позицию (вплоть до отказа от нее) или показать, что она не является ущербной. Во второй ситуации на оппонента (или на его позицию) ДО ОКОНЧАНИЯ спора уже навешен ярлык, и остается лишь отругиваться, а разбор аргументов отходит на второй план. Это и есть конфронтационный стиль, который может включать как прямые оскорбления, так и насмешки, упреки, оскорбительные  или уничижительные намеки и т.д., не говоря уж о "приемах" полемики по Чапеку ( Карел Чапек. Двенадцать приемов литературной полемики или Пособие по газетным дискуссиям
- см. например, по http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/BONMOTS/CHAPEK.HTM или http://lib.ru/SOCFANT/CHAPEK/gazeta.txt ).
Я выдвигаю тезис, что каждой из спорящих сторон, если брать их в целом, этот конфронтационный стиль не нужен, даже вреден, является садизмом по отношению к оппоненту и мазохизмом по отношению к себе, а держится лишь на иррациональном индивидуальном удовольствии, подобном тщеславию.
Хотелось бы обсудить доводы сторонников и противников конфронтационного стиля.
Большая просьба ко всем в данной теме особенно сдерживать эмоции.
Кстати, по обсуждаемому вопросу может обнаружиться согласие между некоторыми верующими и неверующими, а также несогласие внутри этих категорий участников. Думаю, ничего страшного в этом нет.



Все это чудесно... Толерантность и все такое... Только "спор" этот продолжается уже тысячелетия, а люди - существа эмоциональные таки.
Иногда - проще жевать. А иногда - проще убить.

А еще есть такая вещь - как пропагандааа...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Pilum »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн matest

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 22
  • Репутация: +0/-0
Re: Dagor Bragollach
« Ответ #14 : 07 Апрель, 2009, 09:42:19 am »
Dagor Bragollach
(ответ на Фев 09, 2009) Добрался, наконец, до Ваших ссылок на дискуссию об эволюции, спасибо. Действительно, интересный пример спора между ученым и невеждой. Еще о нем ниже, а пока:
Вы пишете (шрифт мой):
Цитата: "Dagor Bragollach"
... ученые в спорах с креационистами зачастую слишком мякготелы, уступчивы, не склонны "дожимать" противника...
защита науки должна быть более жесткой и последовательной.
В целом, безусловно, согласен и считаю этот аспект крайне важным. Вообще такие направляющие тезисы очень нужны сейчас, причем их необходимо шлифовать и уточнять область применения.
Если иметь в виду не споры между учеными и невеждами, а споры о вере и неверии, то мне кажется подходящим такой вариант:
ТЕЗИС №1. Атеисты должны быть настойчивыми и последовательными в критике религии, своей аргументацией добиваясь очевидного для всех прекращения защитниками религии попыток логичных рассуждений.
Тут есть пара нюансов.
1) Атеистам нет резона занимать оборонительную (по смыслу) позицию. Пусть верующие пытаются защитить свою религию, претендующую быть мировоззрением.
2) Слово «жесткая» опущено, потому что может быть понято как призыв к жесткости в выражениях, которая, на мой взгляд, вредна для атеизма. Надо побеждать в споре не руганью (сколь бы ни возмущало тупое упрямство оппонента), а аргументами. Оставим ругательства нашим оппонентам, чтобы всем стало ясно: иных аргументов у них нет.

Нередко атеисты до такой степени (пользуюсь Вашим удачным текстом) «мякготелы, уступчивы, не склонны "дожимать" противника», то есть не настойчивы, что призывать их к «большей» настойчивости может оказаться немного смешно (как было бы смешно призывать ноль умножиться на что-нибудь, дабы подрасти). Вот, например, на одном из форумов атеист сообщил, что имеет обоснованную информацию об изменениях, вносившихся в НЗ в течение первых столетий. Далее он занялся обсуждением более «интересных» для него вопросов. Но если это было правдой, то очень важно и необходимо было эту информацию раскрыть.

ЧАВС (ЧАсто Встречающиеся Ситуации)
ЧАВС №1, когда прямо видно, как оппонент атеиста нарушает логику, передергивает и т.д., а атеист ленится вывести его на чистую воду или не считает нужным (НАПРАСНО!) именно "дожать" до упора (я имею в виду ситуации, когда по выраженной силе ума видно, что атеист в состоянии это сделать).
ЧАВС №2: атеист задает сильный вопрос (или опровергает в пух утверждения оппонента), его оппонент не отвечает. И атеист "отстает" от оппонента, переходит к другому вопросу, считая, видимо, что "разобрался" с собеседником. И далее они продолжают как ни в чем не бывало дискутировать. ЭТО НЕПРАВИЛЬНО! Надо как минимум время от времени напоминать всем читателям об отсутствии ответа на вопрос (или на опровержение), чтобы одержаная победа не уходила из поля зрения публики.
ЧАВС №3: атеист говорит оппоненту: я Вам уже на это отвечал тогда-то. СИЛЬНЕЕ все-таки непосредственно извлечь выдержку из того предыдущего ответа атеиста, сопоставить ее с нынешним заявлением оппонента и предложить варианты того, чем объясняется игнор. Варианты могут быть жесткими по смыслу, но не по форме. Кроме того, необходимо предусмотреть вариант "прочие причины", иначе в некоторых случаях можно "попасть" самому.

Теперь несколько слов о дискуссии по поводу эволюции, на которую Вы сослались.
Мне кажется, палеонтологу следовало  сначала добиться фиксации предмета спора в виде конкретных тезисов, а потом уж дискутировать. При этом, поскольку (как видно из дискуссии) он не считал себя специалистом по палеоантропологии (из-за чего, в частности, и отступил), ему следовало в этих тезисах настаивать только на эволюции видов в целом (и тогда отступившим оказался бы креационист). Надо помнить опыт кандидата наук, которого «срезал» (в одноименном рассказе Шукшина) невежда с подвешенным языком, углубившийся в демагогию по вопросам, где к.н. не был специалистом. Правильнее будет, если о происхождении человека с креационистами будут спорить палеоантропологи (при этом, конечно, поддержка ученых других специальностей полезна, но им не стоит пытаться заменять палеоантропологов).

Цитата: "Dagor Bragollach"
Креационисты же, напротив, используют наступательную тактику, не смущаясь опровержением их "разоблачений", тут же высасывают из пальца новые, ставят под сомнение не только научные факты, но и честность всех ученых в целом.
Вот именно, и спор превращается в какую-то кашу, очень удобную для креациониста. Но если бы креационист встретился с тактикой, предложенной выше, то многие его увертки оказались бы изначально заблокированными.

Мне кажется, из нашего разговора вытекает такой вывод.
ТЕЗИС №2: атеисту лучше спорить с верующими по тем вопросам, где атеист чувствует себя несомненно квалифицированным специалистом, который в состоянии доказать свои утверждения.
В религиях такое изобилие слабых мест, что у атеиста, как правило, имеется возможность выбрать удобный для него аспект спора. Но это не значит, что любой аспект будет удобным для каждого атеиста.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от matest »

Оффлайн Алeкс

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 564
  • Репутация: +49/-29
(Нет темы)
« Ответ #15 : 07 Апрель, 2009, 12:05:05 pm »
Споры в интернете подобны Олимпиаде для де6илов. Даже если ты выиграешь, ты всё равно де6ил. (c)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Алeкс »
На любой вопрос даю любой ответ

Оффлайн Dagor Bragollach

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 427
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #16 : 07 Апрель, 2009, 13:21:54 pm »
Цитата: "Алeкс"
Споры в интернете подобны Олимпиаде для де6илов. Даже если ты выиграешь, ты всё равно де6ил. (c)

Не согласен. Люди приходят сюда (и на другие атеистические и религиозные форумы), чтобы испытать своё мировоззрение на прочность и найти его слабые места. Есть, конечно, откровенно дебильные форумы, но тут вы уж сами вольны выбирать.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Dagor Bragollach »
Je n\'ai pas besoin de cette hypothèse.
/Pierre-Simon Laplace/

Оффлайн Nail

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 240
  • Репутация: +0/-1
Терапия одним, тонус другим.
« Ответ #17 : 12 Май, 2009, 06:58:32 am »
Фрейд уподобил религиозные учения иллюзиям.
"..мы называем веру иллюзией, когда к ее мотивировке примешано исполнение желания, и отвлекаемся при этом от ее отношения к действительности, точно так же как и сама иллюзия отказывается от своего подтверждения.
Возвращаясь после этого уточнения к религиозным учениям, мы можем опять же сказать: они все — иллюзии, доказательств им нет, никого нельзя заставить считать их истинными, верить в них. Некоторые из них настолько неправдоподобны, настолько противоречат всему нашему в трудах добытому знанию о реальности мира, что мы вправе — с необходимым учетом психологических различий — сравнить их с бредовыми идеями.
(Фрейд, Будущее одной иллюзии).

Типы вмешательств психотерапевта.

1. Эмоциональная поддержка. Поддержание удовлетворительного терапевтического контакта. Высказывания, отражающие ободрение, сочувствие, сопереживание, готовность эмоционального принятия больного, помощи ему.
2.  Стимуляция. Побуждение к размышлениям в каком-то определенном направлении, поиску решения определенных задач. Максимальная мобилизация самостоятельной осознающей деятельности больного. В работе с шизофрениками, в отличие от невротиков, стимуляция более интенсивна.
3. Совет. Прямое руководство, предложение конкретного варианта поведения.
4. Разъяснение, уточнение. Повышение точности понимания сути получаемого от больного материала, исключение возможных параллельных истолкований смысла, устранение недостаточной смысловой взаимоувязанности структуры сообщаемой информации. Наиболее употребительный вариант уточнения - фокусирование - нащупывание границ, за которыми попытки коррекции наталкиваются на сопротивление больного и требуют других инструментов: конфронтации, объективации, интерпретации.

5. Конфронтация. Выявление противоречивых элементов в социальном взаимодействии, демонстрация больному признаков наличия интрапсихических конфликтов и связанной с ними психич/защиты, искажающей восприятие реальности. Главная цель - возвращение в сознание больного информации, подвергшейся избирательной фильтрации из-за противоречия с субъективной картиной мира, диктуемой стратегией защиты. В конфронтации важно не столько само по себе значение затрагиваемой информации, сколько связанное с ней существенное для больного переживание, в противном случае она плохо интегрируется в сознании.
Конфронтация эффективна в повышении способности больного к объективной оценке реальности, однако если разъяснение и тактичная конфронтация обнаруживают утрату больлным правильной оценки реальности, эти попытки рекомендуется прекратить, одновременно усилив эмпатический контакт с пациентом.
6. Объективация. Перенесение субъективных представлений больного на аналогичные представления врача или группы с целью их дальнейшего сравнения и выявления расхождений.
7. Интерпретация. Важнейшее заключительное и связующее звено с неосознаваемыми компонентами переживаний больного, делающее возможной реализацию достигнутой психол/коррекции в новом, адаптивном рисунке поведения больного. Это разъяснение значения поведения или переживаний больного.
См. "Психотерапия шизофрении" 3-е изд, Вид В.Д. СПб, Питер, 2008

Но зачем конфронтация самому атеисту? Не лучше ли потратить усилия на собственную жизнь, познавательскую деятельность?
Большинству атеистов конфронтация помогает следить за передовыми рубежами науки - на популистком уровне, конечно. Более глубокие интересы требуют профессионального вовлечения и соответствующих трат.
По Марксу религия - одна из форм общественного сознания, одна из форм идеологии.
Атеизм, соответственно, идеология следующего, более продвинутого общества, в котором понятие "класс" размыто. Атеисты - добровольные носители новой общественной идеологии.

Применительно к современной России заметно противоречие между безрелигиозным обществом и властью, поддерживающей религию. Религия для власти не проблема, а задача. Задача идеологии и пропаганды.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail »

Оффлайн Дориан Грей

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 446
  • Репутация: +4/-0
(Нет темы)
« Ответ #18 : 26 Май, 2009, 02:21:18 am »
Добавлю известную цитату:

Цитировать
Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, так как не был коммунистом.
Когда они пришли за евреями, я молчал, так как не был евреем.
Когда они стали уничтожать профсоюзы, я молчал, так как не был членом профсоюза.
Когда они принялись за католиков, я молчал, так как был протестантом.
Когда они пришли за мной, уже некому было сказать слово в мою защиту.
М. Нимюллер (1975 год)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Дориан Грей »
\"При входе в рай мне выдали бахилы\". В.Вишневский.

Оффлайн Алeкс

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 564
  • Репутация: +49/-29
(Нет темы)
« Ответ #19 : 26 Май, 2009, 09:36:20 am »
Цитата: "Рендалл"
Добавлю известную цитату:
Цитировать
Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, так как не был коммунистом.
Когда они пришли за евреями, я молчал, так как не был евреем.
Когда они стали уничтожать профсоюзы, я молчал, так как не был членом профсоюза.
Когда они принялись за католиков, я молчал, так как был протестантом.
Когда они пришли за мной, уже некому было сказать слово в мою защиту.
М. Нимюллер (1975 год)
Неужто есть смысл спорить с нацистами или коммунистами? Эту публику словами не убедить, нужно что-нибудь посущественнее. 8)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Алeкс »
На любой вопрос даю любой ответ