Nail LoweЛадно-ладно, не буду у Вас время отнимать - однако поговорить, как я вижу ("жжот") Вы любите:).
И все же замечу кое-что:
WOW! Да ну! А как же «любая власть от Бога»? А как же поддержка церкви монархией?
Я не просто Вас ткнул в 18 век - полистайте учебничек. Кто у нас реформы секуляризации проводил? Уж не Петр I, не Екатерина II? А что революция была что ли? Нет.
Вот видите, сколько клише еще в нашей школьной истории! Союз церкви и государства - факт, но факт времени раннего феодализма иил развитого, но уже в позднем, а затем в нарождающемся капиталистическом обществе возникают трения между ними.
Чтобы не отвлекать Ваше просвещенное и раскрепощенное внимание, я упомину что-нибудь только из истории России-матушки, скажем, церковный раскол или "бунт Никона", когда со собой остротой встал старый-престарый вопрос: что выше власть духовная или светская? Папа римский как Вы знаете из курса истории решил однозначно - именно он должен был распоряжаться "коронами", а вот наш патриарх - увы, слаб оказался. Государство у нас деспотическое было.
Однако это не столь важно, главное, что процесс секуляризации был вызван экономическими и политическими противоречиями между государством и церквью. Что такое секуляризация? Это отнимание у церкви земель, крепостных, политических прав и т.д., то есть уничтожения противника - все надоело продолжать, думаю этого хватит, чтобы Вы согласились со мной:).
А народ простой никогда не думал против церкви идти (хотя бунтовать - бывало, но не против основ святой церкви) ребеночка окрестить, брак освятить, мертвого отпеть, да и молиться всен шли все равно уторм и вечером (читайте хотя бы художетсвенную литературу - Островского, например, в ней это описано хорошо).
Ну и последнее - боюсь совсем Вас уморил:)
Свобода существовала всегда. Но ее степень так ли уж не зависит от секуляризации?
Свобода, как мне кажется, зависит от экономический независимости, в первую очередь. Процесс обмирщения, скажем, косвенно связан с ростом свободы, определяется ей.
Однако когда началась секуляризация? Как раз, когда возникали те самые антагонистические противоречия между активными производительными силами (орудия труда, средства и, главное, человек) и пассивными производственными отношениями (система форм собственности, распределения благ и пр.), то есть возникало новое общество, в данном случае, буржуазное. Именно поэтому, экономическая самостоятельность, свобода новых "буржуа" породила тенденции к секуляризации. Итсорическим фактом является утверждение, что рост и развитие городов (города) - причина падения власти церкви и религии над умами людей. "городской воздух делает свободным" - пословица средневековья (хотя смысл ее - 1 год и 3 дня побудешь в городе - станешь свободным от крепостного состоятния).
Ой, извините, прошу прощения - опят Ваше время украл, что же я такой воришка-то:)?