Автор Тема: Чем отличается атеист Ставрогин (Бесы, Достоевского) от религиозного фанатика?  (Прочитано 10395 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн FatCat

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 759
  • Репутация: +156/-1418
Гоните его! Не верьте ему!
Он врет! Он не знает - как надо!
Именно эти слова приходят на ум, когда слышишь очередные обещания Навального: "Да я лично приеду и всех разгоню!" :mosking
И тут пришел Кот...

Оффлайн Sheri

  • Миру-мир!
  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 995
  • Репутация: +151/-104
"А бояться-то надо только того,
Кто скажет: "Я знаю, как надо!"
Гоните его! Не верьте ему!
Он врет! Он не знает - как надо!"
Тоже согласна на все 100500! :)
Только непонятно какое это имеет отношение к Vivekkk'у? :) Очевидно же, что он знает...
Жизнь не плохая и не хорошая. Она просто есть.

Оффлайн pmurov

  • Модератор
  • Афтар
  • *********
  • Сообщений: 584
  • Репутация: +53/-17
Хм, а Бердяев считает иначе

Ну а вот Набоков, который был профессиональным литературоведом, считает чуточку по-другому. Позволю себе немного поцитировать его "Лекции по русской литературе":
Цитировать
Безвкусица Достоевского, его бесконечное копание в  душах людей с префрейдовскими комплексами, упоение трагедией  растоптанного человеческого достоинства — всем этим восхищаться нелегко.  Мне претит, как его герои «через грех приходят ко Христу», или, по  выражению Бунина, эта манера Достоевского «совать Христа где надо и не  надо».
 ...

Я порылся в медицинских справочниках и составил список психических заболеваний, которыми страдают герои Достоевского:

...
3) Кириллов — этот козел отпущения в «Бесах» —  страдает падучей в начальной стадии. Мягкий благородный умный человек и  все же явный эпилептик. Он точно описывает первые признаки  надвигающегося приступа. Его заболевание осложняется манией  самоубийства.
...
Психопатов среди главных героев романов множество: Ставрогин — случай нравственной неполноценности, Рогожин — жертва эротомании, Раскольников — случай временного помутнения рассудка, Иван Карамазов — еще один ненормальный. Все это случаи, свидетельствующие о распаде личности. И есть еще множество других примеров, включая нескольких совершенно безумных персонажей.
Между прочим, ученые опровергают утверждения  некоторых критиков о том, будто бы Достоевский — предшественник Фрейда и  Юнга. Зато можно убедительно доказать, что Достоевский многократно использовал сочинение немецкого врача Ц. -Г. Каруса «Психиатрия», опубликованное в 1846 г. Предположение, что Достоевский — предтеча Фрейда, основано на том, что терминология и гипотезы в книге Каруса сходны с фрейдовскими, но основные концепции — разные, в одну и ту же терминологию авторы вкладывали разные идеи.
Сомнительно, можно ли всерьез говорить о «реализме»  или «человеческом опыте» писателя, создавшего целую галерею  неврастеников и душевнобольных. Кроме всего прочего, у героев  Достоевского есть еще одна удивительная черта: на протяжении всей книги  они не меняются. В самом начале повествования мы встречаемся с  совершенно сложившимися характерами, такими они и остаются, без особых  перемен, как бы ни менялись обстоятельства.
Про "Бесы" там есть отдельный отрывок, но, думаю, желающие ознакомятся с ним сами.
 

Источник: http://nabokov-lit.ru/nabokov/kritika-nabokova/lekcii-po-russkoj-literature/dostoevskij.htm

Оффлайн Sheri

  • Миру-мир!
  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 995
  • Репутация: +151/-104
Позвольте, пожалуйста! :) Но уже приведенная Вами фраза про "копание в  душах людей с префрейдовскими комплексами" подтверждает в нем гения! Нет? Фрейда гением признают однозначно. А раз ФМ с префрейдовскими был, то гений тем более.  :pardon Но он куда шире смотрел, чем Фрейд, конечно..

Склеено 06 Декабрь, 2018, 20:05:11 pm
Кроме всего прочего, у героев  Достоевского есть еще одна удивительная черта: на протяжении всей книги  они не меняются. В самом начале повествования мы встречаемся с  совершенно сложившимися характерами, такими они и остаются, без особых  перемен, как бы ни менялись обстоятельства.
И Вы не считаете это реалистичным? Да ладно! :) Это как раз лишний раз подтверждает мое мнение об отсутствии нравоучительства и проповеди христианства.  :pardon
Жизнь не плохая и не хорошая. Она просто есть.

Оффлайн Born

  • Moderator
  • Оратор форума
  • *****
  • Сообщений: 10 335
  • Репутация: +508/-461
(Born’у даже и не предлагаю )
Прочёл. Дыму - то напустил, для маскировки того факта, что у Феди с головой не всё в порядке было. И, соответственно, и с сексуальными пристрастиями.
Ваша свобода заканчивается там,где начинается моя.

Оффлайн Sheri

  • Миру-мир!
  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 995
  • Репутация: +151/-104
Ну там вроде не про голову вопрос был. :) Но допустим.
Подтверждения хоть единичного факта педофилии нет. Опровергнуть это тоже невозможно. Но факт, что он не был развратником трахающим все что движется, тем более несовершеннолетнее. Этого мало? :)
Жизнь не плохая и не хорошая. Она просто есть.

Оффлайн pmurov

  • Модератор
  • Афтар
  • *********
  • Сообщений: 584
  • Репутация: +53/-17
Нет?
Нет.

Фрейда гением признают однозначно.

До Фрейда Достоевскому как до Луны. Если Вы внимательно прочитали цитату, то как раз должны были понять, что Достоевский не предтеча Фрейда, так как он просто использовал идеи психологов и психиатров, работавших в свое время.

И Вы не считаете это реалистичным?

Это считает Набоков. Но я с ним согласен.

Это как раз лишний раз подтверждает мое мнение об отсутствии нравоучительства и проповеди христианства.

Нет, это всего лишь подтверждает, что у Достоевского были крайне извращенные представления не только об атеизме, но и о христианстве, что совершенно справедливо отмечает Набоков:
Цитировать
Поскольку Достоевский умеет мастерски закрутить сюжет и с помощью недоговоренностей и намеков держать читателя в напряжении, русские школьники и школьницы упиваются его книгами наравне с Фенимором Купером, Виктором Гюго, Диккенсом и Тургеневым. Мне было двенадцать лет, когда сорок пять лет тому назад я впервые прочел «Преступление и наказание» и решил, что это могучая и волнующая книга. Я перечитал ее, когда мне было 19, в кошмарные годы Гражданской войны в России, и понял, что она затянута, нестерпимо сентиментальна и дурно написана. В 28 лет я вновь взялся за нее, так как писал тогда книгу, где упоминался Достоевский. Я перечитал ее в четвертый раз, готовясь к лекциям в американских университетах. И лишь совсем недавно я, наконец, понял, что меня так коробит в ней. Изъян, трещина, из-за которой, по-моему, все сооружение этически и эстетически разваливается, находится в 10-й главе четвертой части. В начале сцены покаяния убийца Раскольников открывает для себя благодаря Соне Новый Завет. Она читает ему о воскрешении Лазаря. Что ж, пока неплохо. Но затем следует фраза, не имеющая себе равных по глупости во всей мировой литературе:  «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». «Убийца и блудница»  и  «вечная книга»  — какой треугольник! Это ключевая фраза романа и типично достоевский риторический выверт. Отчего она так режет слух? Отчего она так груба и безвкусна?
Я полагаю, что ни великий художник, ни великий моралист, ни истинный христианин, ни настоящий философ, ни поэт, ни социолог не свели бы воедино, соединив в одном порыве фальшивого красноречия, убийцу — с кем же? — с несчастной проституткой, склонив их столь разные головы над священной книгой. Христианский Бог, как его понимают те, кто верует в христианского Бога, простил блудницу девятнадцать столетий назад. Убийцу же следовало бы прежде всего показать врачу. Их невозможно сравнивать. Жестокое и бессмысленное преступление Раскольникова и отдаленно не походит на участь девушки, которая, торгуя своим телом, теряет честь. Убийца и блудница за чтением Священного Писания — что за вздор! Здесь нет никакой художественно оправданной связи. Есть лишь случайная связь, как в романах ужасов и сентиментальных романах. Это низкопробный литературный трюк, а не шедевр высокой патетики и набожности. Более того, посмотрите на отсутствие художественной соразмерности. Преступление Раскольникова описано во всех гнусных подробностях, и автор приводит с десяток различных его объяснений. Что же касается Сони, мы ни разу не видим, как она занимается своим ремеслом. Перед нами типичный штамп. Мы должны поверить автору на слово. Но настоящий художник не допустит, чтобы ему верили на слово.
...
Почему Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру? Очевидно, чтобы избавить свою семью от бедности, спасти сестру, которая собирается выйти замуж за богатого негодяя, желая помочь ему закончить университет. Но он совершает это убийство еще и для того, чтобы доказать себе, что он не обыкновенный человек, подчиняющийся неизвестно кем выдуманным нравственным законам, а личность, способная создать свой собственный закон, выдержать всю тяжесть моральной ответственности, муки совести и во имя благой цели (помощь семье, собственное образование, которое позволит ему облагодетельствовать человечество) избирающая злодейские средства (убийство) без ущерба для душевного равновесия и достойной жизни.
Он убивает еще и потому, что, согласно излюбленной идее Достоевского, распространение материалистических идей нравственно опустошает человека и может сделать убийцей даже положительного юношу, так что он легко пойдет на преступление при неудачном стечении обстоятельств. Обратите внимание на фашистские идеи, которые развивает Раскольников в своей «статье»: человечество состоит из двух частей, толпы и сверхчеловека, большинство должно повиноваться установленным нравственным законам, но одиночкам, вставшим над толпой, должна быть дана свобода устанавливать свои законы. Сначала Раскольников заявляет, что Ньютону и другим великим ученым следовало бы принести в жертву сотни человеческих жизней, окажись эти человеческие жизни помехой на пути к их открытиям. Позже он почему-то забывает об этих благодетелях рода человеческого, сосредоточив свое внимание на совершенно ином идеале. Все его тщеславные устремления сосредоточены на Наполеоне, в котором он видит сильную личность, правящую толпой, посмевшую «подобрать» власть, только и ждущую того, кто «посмеет». Так незаметно происходит скачок от честолюбивого благодетеля человечества к честолюбивому тирану-властолюбцу. Перемена, достойная более тщательного психологического анализа, чем мог предпринять вечно торопившийся Достоевский.
Еще одна излюбленная идея нашего автора заключается в том, что преступление доводит преступника до душевного ада, неизбежного удела всех злодеев. Одинокие внутренние страдания, однако, к искуплению не ведут. Искупление приходит лишь через страдание на людях, вынесенное на суд общества, через намеренное самоуничижение и позор на глазах у ближних — только они могут принести страдальцу прощение, искупление, новую жизнь и тому подобное. Таков путь, который должен пройти Раскольников, но вернется ли он к преступлениям — неведомо. Вспомните его идею о свободной воле, о преступлении, совершаемом во имя самого преступления, о праве самому создавать для себя нравственные законы. Удалось ли Достоевскому внушить ко всему этому доверие? Сомневаюсь. Прежде всего, Раскольников — неврастеник, а искаженное восприятие любой философской идеи не может ее дискредитировать. Достоевский скорее бы преуспел, сделав Раскольникова крепким, уравновешенным, серьезным юношей, сбитым с толку слишком буквально понятыми материалистическими идеями. Но Достоевский прекрасно понимал, что из этого ничего не получится, что если бы даже подобный уравновешенный молодой человек проникся нелепыми идеями, перед которыми не устояла слабая психика Раскольникова, здоровая человеческая природа удержала бы его от умышленного убийства. Ибо отнюдь не случайность, что все преступники у Достоевского (Смердяков в «Братьях Карамазовых», Федька в «Бесах», Рогожин в «Идиоте») не в своем уме.[13]

Оффлайн Sheri

  • Миру-мир!
  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 995
  • Репутация: +151/-104
так как он просто использовал идеи психологов и психиатров, работавших в свое время.
А ниче, что они работали немного позже? :)

Склеено 06 Декабрь, 2018, 20:29:57 pm
у Достоевского были крайне извращенные представления не только об атеизме, но и о христианстве
Так и я о том же!! Христианство у Достоевского это лишь дань времени и не более. Никакого отношения к христианству как к религии он не имеет! :)
Жизнь не плохая и не хорошая. Она просто есть.

Оффлайн pmurov

  • Модератор
  • Афтар
  • *********
  • Сообщений: 584
  • Репутация: +53/-17
А ниче, что они работали немного позже? :)

Ничего, что Вы почему-то не можете просто прочитать простую цитату, где прямо Набоков говорит о том, что Достоевский использовал работу Каруса.
Христианство у Достоевского это лишь дань времени и не более.

Нет, это не дань времени, это дань представлениям Достоевского о христианстве.

Оффлайн Sheri

  • Миру-мир!
  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 995
  • Репутация: +151/-104
Набоков года жизни: 1899- 1977.
Карус это кто вообще? :) Google не находит..
Фрейд года жизни: 1856- 1939.
Жизнь не плохая и не хорошая. Она просто есть.