Автор Тема: ROMA AETERNA. Рим. Первый. Он же и единственный  (Прочитано 1814 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар жжот
  • *****
  • Сообщений: 2 756
  • Репутация: +162/-61
Я люблю Рим.
Нет ни второго, ни третьего Рима.
ЕСТЬ ТОЛЬКО ПЕРВЫЙ!

Он же и единственный.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар жжот
  • *****
  • Сообщений: 2 756
  • Репутация: +162/-61
Религия для римлян была своего рода договором с богами. Do ut des - "даю, чтобы ты дал". Я тебе петуха - ты мне удачное плавание.
Вот что пишет П. Гиро (Частная и общественная жизнь римлян. Гл. X. РЕЛИГИЯ 3. Особенности   римской   религии):
У римлян были весьма своеобразные представления об отношениях между человеком и божеством. Если кому-нибудь казалось, что один из богов разгневался на него, он смиренно просил у него мира, и можно думать, что между ними тогда заключался своего рода договор или сделка, одинаково обязательная для обеих сторон. Человек должен купить покровительство небес молитвами и жертвами; но со стороны бога было бы в высшей степени неловко, если бы он, приняв жертву благосклонно, не даровал просимой милости. ...Если обнаружится, что боги не исполнили всех условий договора, на них сердятся и с ними начинают дурно обращаться. Иногда возникает спор насчет подробностей договора, и тогда обе стороны, как ловкие сутяги, стараются поддеть друг друга. Раз договор заключен, справедливость требует, чтобы его условия соблюдались свято и ненарушимо: нужно отдать богам то, что было им обещано, это — священный долг, но не следует ничего преувеличивать. Все, что превышает установленное правилами религии, — грех, который называется «superstitio»; и истый римлянин к подобному «суеверию» отнесется с таким же ужасом, как и к нечестию. Он ведет аккуратно свои счеты с богами: он не хочет оставаться их должником, но и не желает также давать им больше, чем следует.
Римская   религия  не только не поощряет истинной набожности, но, наоборот, относится к ней даже с недоверием. Римляне — народ, созданный для того, чтобы действовать. Мечтательность, мистическое созерцание чужды им и возбуждают в них подозрения. Они прежде всего любят спокойствие, порядок, правильность; все, что волнует душу, им не нравится. Их религия тщательно избегает всего, что может вызвать возбуждение, и в противоположность другим культам старается скорее успокаивать душевные волнения, чем вызывать их.
Римские богословы... установили как правило, что не следует с первого раза верить тому, что кажется проявлением воли богов: нужно ждать, чтобы знамение повторилось несколько раз. Кроме того необходимо, чтобы оно было замечено непосредственно тем, к кому относится; таким образом, стоит только сидеть дома и уметь вовремя закрывать глаза, и боги будут лишены возможности сообщить нам свою волю. Когда Марцелл * решительно задумывал какое-нибудь предприятие, то он выходил из дому не иначе, как в закрытых носилках, чтобы не смущаться никакими предзнаменованиями. Таким знамением, которого не просили у богов, можно было пренебречь: тот, кто случайно заметил его, имеет право не обратить на него внимания.
В 325 г. до н.э. консул Луций Папирий Курсор выбрал удобный момент для сражения с врагом. Воины рвались в бой, и пулларий [полковой гадатель], который, по-видимому, поддался общему настроению, заявил полководцу, что священные цыплята дали самые лучшие знамения. Но в тот самый момент, когда битва готова была начаться, Папирию сообщают, что цыплята упорно отказывались от предлагаемой им пищи и что пулларий солгал. «Это его дело, — отвечал консул, — если он солгал, то и понесет за это наказание. Что до меня, то мне было доложено, что знамения были благоприятны, и я их считаю благоприятными». И в самом деле, пулларий был убит в самом начале схватки, а Папирий одержал победу.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар жжот
  • *****
  • Сообщений: 2 756
  • Репутация: +162/-61
Обсуждение вопросов, не связанных с культурой Древнего Рима, перенесено в тему "Москва - Третий Рим" в Избе-Дебатне.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Le Demon de Laplace

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 057
  • Репутация: +1/-0
Читаю сейчас изумительную книгу. Автор - Колин Маккалоу, современная австралийская писательница, наиболее известная своим романом "Поющие в терновнике". Но оказывается она еще и такой большой знаток истории Древнего Рима! А по образованию - нейропсихолог! Поразительно, какая разносторонне образованная тетечка (уже бабушка, 1937 года рождения).

Серия "Владыки Рима" из 7 книг, связанных последовательно неразрывным сюжетом. Книги - художественные, но на мой взгляд, с предельно возможной для жанра "исторический роман" достоверностью событий. Описываются события поздней республики, ее кризис и гибель. Начинается повествование со 110г до н. э. со становления политических карьер выдающегося полководца Гая Мария и его поначалу друга и соратника, а затем лютого врага - Луция Корнелия Суллы. Главной фигурой книг 3-6, естественно, становится самый известный римлянин всех времен -  Гай Юлий Цезарь. И заканчивается, судя по названию последней книги, смертью Марка Антония и Клеопатры и провозглашением Октавиана императором в 27 г до н. э.

Ничего более потрясающего на тему античной истории не попадалось, безумно интересно. Всем любителям истории настоятельно рекомендую. Есть в сети.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
Свинья под дубом

Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар жжот
  • *****
  • Сообщений: 2 756
  • Репутация: +162/-61
Я, к сожалению, не имею времени читать художественные книги по истории, и посоветовать тут ничего не могу. Но вот из научных - прекрасная книга Г. Ферреро "Величие и падение Рима". Читается как художественная. Много интересных наблюдений, которые будут полезны людям, работающим в сфере гос. управления, а также политикам, особенно оппозиционным. Автор жил в эпоху рождения и развития фашизма, был министром у Муссолини, а затем стал антифашистом и либералом. Умер в 1942г. Т.е. опыт у него богатейший, сквозь который он и пишет об эпохе Рима.
Вообще, история античности - очень полезная вещь для самообразования чиновника. Надо только читать ИСТОЧНИКИ. По греческой и римской истории. Обращать внимание на речи персонажей, и некоторые даже прочитывать по многу раз. Важность риторики для руководителя еще никто не отменял. Кстати, читать советские книги по истории бесполезно и даже вредно.

Один из историков-античников высказал интересную мысль, что если правда то, что история развивается по спирали, то современная цивилизация находится как раз в точке над античной цивилизацией.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн А.И. Векшин

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 4 074
  • Репутация: +0/-27
Цитата: "Rufus"
Я люблю Рим.
 

Но ведь в нем был достаточно широко распространен гомосексуализм.
Или и гомосексуализм вы любите?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды чистый лик увидел.
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел.

А.С. Пушкин о либералах.

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар жжот
  • *****
  • Сообщений: 2 756
  • Репутация: +162/-61
Больше всего я не люблю троллей.  :evil:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Почётный Оратор Форума
  • *********
  • Сообщений: 16 718
  • Репутация: +171/-39
Да ну его!  Кто о чем, а вшивый о бане.

Я тоже люблю Рим.  Первая серьезная книжка, которую прочел на эту тему - "Жизнь двенадцати цезарей" Светония.  Прекрасный слог!  Классический античный отчет - многие фразы начинаются с такого слова, которое позднее Маяковский любил ставить во главу строфы и любой ценой искать к нему рифму.

Последнее, что приобрел - "Пестрые рассказы" Элиана.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар жжот
  • *****
  • Сообщений: 2 756
  • Репутация: +162/-61
Я начал с Лукиана ("Любитель лжи", "Александр или Лжепророк", "О философах на жаловании" - мои любимые), Апулея и Диогена Лаэртского.
Политику стоит почитать Тита Ливия - образец того, как эффективно воюет и строит сильное государство Республика и Демократия. Это ответ нашим "имперцам", которые считают, что великую страну может создать только диктатура, игнорируя не только историю США и Британии, но и историю Греции и Рима.

Ну и, конечно, Плутарх, "Сравнительные жизнеописания". Эта работа была задумана не столько как историческая, сколько как сборник примеров для подражания или избегания, и даже сейчас оказывает влияние на самых разных людей.
Вот например некий Луис Ферранте, который вырос в бандитском районе Нью Йорка и стал мафиозо в клане Джона Готти. В 22 года, находясь в тюрьме, он прочел книгу Плутарха "Параллельные жизнеописания", украл её, почувствовал себя плохо из-за кражи, положил книгу обратно и начал читать другие жизнеописания великих исторических деятелей. Он говорит, чтение биографий побудило его изменить свой образ жизни, отказался от преступлений, стал писателем и борцом за грамотность среди заключенных тюрем.
Источник - How people use Plutarch's philosophy today Кстати, неплохой сайт сам по себе, почитайте.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар жжот
  • *****
  • Сообщений: 2 756
  • Репутация: +162/-61
Вот еще один человек, которому наследие Греции и Рима помогло выжить и не сломаться в экстремальной ситуации:

ДЖЕЙМС БОНД СТОКДЕЙЛ.
Родился   23 декабря 1923 Абингдона, штат Иллинойс
Умер   5 июля 2005 (81 год) Коронадо, Калифорния

Парадный портрет со всеми регалиями.

Учился в Морской академии США в Аннаполисе. После её окончания некоторое время служил на эсминце, затем прошёл лётную подготовку. Работал лётчиком-испытателем, учился в Стэнфордском университете и получил степень магистра международных отношений. Но Стокдейл предпочел жизнь летчика-истребителя науке и дипломатии. В университете он познакомился с проф. Ф.Райнлендером, который познакомил его с философией стоиков и подарил книгу Эпиктета "Руководство" ("Как военному человеку вам будет это интересно. Фридрих Великий никогда не отправлялся в поход без этой книги"). Которую Джеймс выучил наизусть.

В августе 1964 года Стокдэйл в качестве командира эскадрилии и принимал участие в обоих Тонкинских инцидентах, ставших прологом ко вступлению США во Вьетнамскую войну.
На следующее утро после второго Тонкинского "инцидента", 5 августа 1964 года президент Джонсон приказал бомбардировки Северного Вьетнама военные цели которой он объявил были отместку за предполагаемый инцидент 4 августа. Когда Stockdale был разбужен рано утром и ему сказали, что он должен был привести эти нападения он ответил: "возмездие за что?" и заявил, что не видел никаких вьетнамских катеров.  Позже, в плену, он был обеспокоен тем, что возможно будет вынужден открыть эту тайну о войне во Вьетнаме.
В 1965 году он был командиром 16-го авианосного крыла (авианосец «Орискани») на раннем этапе бомбардировок Северного Вьетнама. Выполнил около 200 боевых вылетов.
9 сентября 1965 года его штурмовик A-4 «Скайхок» был сбит зенитным огнём. Стокдэйл катапультировался. "После катапультирования у меня было около тридцати секунд, чтобы произнести свои последние слова на свободе до того, как я приземлюсь на главной улице маленького села прямо впереди. И я прошептал про себя: "Пять лет там [в плену], по крайней мере. Я ухожу из мира технологии и вхожу в мир Эпиктета" ( Стокдейл , 1995, p. 189)  Он был избит толпой северовьетнамских крестьян (мотыгами ему сломали ногу и повредили позвоночник; вывихи плечевых суставов. Впоследствии Стокдейл с иронией вспоминал это сходство с судьбой раба Эпиктета, который тоже был хром.) и взят в плен.

Его поместили в тюрьму Хоа Ло, где содержали вместе со вьетнамскими уголовниками, регулярно избивали, отказывали в медицинской помощи. Пытали, по разным данным 15 или 20 раз.
Провёл в плену семь с половиной лет; из них четыре года — в одиночной камере 1х3 метра с лампочкой, горящей круглосуточно, был заперт в кандалах каждую ночь, неоднократно подвергался пыткам. В одиночку его (и других 10 активистов) посадили за организацию сопротивления и протесты. Будучи самым старшим по званию офицером ВМС, взятым в плен, он стал одним из лидеров американских военнопленных в Северном Вьетнаме.  
Когда Стокдейл был обнаружен с информацией, которая может выдать его друзей, он перерезал себе вены, чтобы показать администрации тюрьмы, что готов идти до конца, чтобы вьетнамцы не могли пытать его и заставить назвать фамилии.
Когда Стокдэйлу дали лезвие, чтобы побриться перед пропагандистской съёмкой, он сделал себе обратный ирокез, при этом порезав кожу, а когда ему надели на голову шляпу, разбил лицо о деревянную табуретку до такой степени, что его невозможно было узнать. Вьетнамцам так и не удалось использовать его в пропагандистских целях как доказательство хорошего содержания военнопленных.
Тем временем его жена Сибил создала Лигу семей американских военнопленных и пропавших без вести, приложившую много усилий, чтобы предать гласности факты плохого обращения с военнослужащими в северовьетнамском плену.
Стокдейл и в плену оставался командиром - укреплял дух других военнопленных, учил как надо переносить пытки (например, "сдавать" малозначущую информацию "маленькими кусочками" через равные промежутки времени - так легче переносить боль и ориентироваться в информации - чтобы не выдать важного), оказывал врачебную помощь.
Для передачи сведений они разработали азбуку перестукиваний (алфавит представлялся в виде таблицы; первая серия стуков - строка, вторая - столбец). Однажды, когда должна была царить тишина, заключенные заполнили центральный барак стуком, отбивая «Мы любим тебя» Стокдейлу и отмечая так третью годовщину того дня, когда он был сбит.
 
за неделю перед последним вылетом, сентябрь 1965 г.
 
возвращение 1973г. Встреча с женой и 3 сыновьями.

В своей книге «Отвага под огнем: тестирование доктрин Эпиктета в лаборатории человеческого поведения» (Courage under Fire: Testing Epictetus's Doctrines in a Laboratory of Human Behavior, 1993), Стокдейл выражает признательность и отдает должное неоценимой помощи философии Эпиктета, которая помогла пленному пилоту выдержать семь с половиной лет тюремного заключения в Северном Вьетнаме (включая пытки и четыре года одиночного заключения).

Стокдэйла освободили в феврале 1973 года вместе с остальными пленными. Из-за полученных увечий он едва мог ходить не смог вернуться к полётам. В 1976 году был награждён Медалью Почёта за «выдающуюся отвагу и неустрашимость, проявленную перед лицом смертельной опасности, и превышающую границы возможного». В знак уважения к его предыдущей службе, руководство ВМФ держало его на действительной военной службе, неуклонно повышало его в звании в течение ближайших нескольких лет до того, как он вышел в отставку в чине вице-адмирала. Он завершил свою карьеру президентом Naval War College (с 1977 по 1979 год), после чего ушёл в отставку. Также он был президентом «Цитадели», военного колледжа в Южной Каролине. Написал несколько книг. На президентских выборах 1992 года он баллотировался в вице-президенты в паре с Россом Перо (независимый кандидат).

Написал несколько книг и много статей, читал лекции офицерам, пропогандируя стоицизм как средство для укрепления духа воина. (например, The stoic Warrior Triad - "Триада воина-стоика: Спокойствие, Бесстрашие и Свобода" лекция 18.04.2005.)

Цитировать
Беседа Дж. Стокдейла с Джимом Коллинзом:

- Я никогда не терял веры, - ответил он на мой вопрос. - Я никогда не сомневался не только в том, что выйду, но и в том, что останусь победителем, и то, что я пережил - это опыт, определивший всю мою дальнейшую жизнь, и я ни на что бы его не променял.

Некоторое время мы молчали, продолжая медленно идти по направлению к факультетскому клубу, Стокдейл прихрамывал и волочил ногу, которая так полностью и не зажила после пыток. Когда мы прошли около 100 метров, я спросил:

- А кто не выживал?

- О, это простой вопрос, - ответил он. - Оптимисты.

- Оптимисты? Не понимаю.

- Оптимисты. Это те, кто говорил: «Мы выйдем отсюда к Рождеству». Рождество приходило и уходило. Тогда они говорили: «Мы выйдем отсюда к Пасхе». И Пасха приходила и уходила. Затем День Благодарения и снова Рождество. И они умирали. Не выдерживали.

Мы продолжали идти молча. Затем он повернулся ко мне и сказал:

- Вот один очень важный урок: никогда не путайте веру в то, что вы победите (а вы не можете позволить себе потерять эту веру) с суровой необходимостью трезво смотреть фактам в лицо, как бы ужасны они ни были.

По сей день я храню в памяти образ Стокдейла, убеждающего оптимистов: «Имейте в виду, мы не выйдем отсюда к Рождеству».
Этот разговор с адмиралом Стокдейлом запомнился мне и на самом деле оказал огромное влияние на мое собственное развитие. Жизнь несправедлива, мы то теряем, то выигрываем. Мы все испытываем разочарования, переживаем трагедии, неудачи, для которых нет объективной причины и некого винить. Это может быть болезнь, травма, потеря близкого человека, потеря места в результате политических перестановок, это может быть сбитый над Вьетнамом самолет и восемь лет в лагере для военнопленных. Отличает людей не то, сталкиваются ли они с трудностями, а то, как они справляются с неизбежными трудностями, уготованными им судьбой. В борьбе с невзгодами «парадокс Стокдейла» (сохраняйте веру и в конце вы победите, но также смотрите в глаза самой суровой правде жизни) является действенным принципом, который позволит выйти из борьбы более сильным. Я думаю, это урок не только для меня, но для всех, кто примет и будет использовать этот принцип.
 
Navy File Photo: Washington, D.C. (March 4, 1976)
Президент США Джеральд Форд (спиной к камере) вручает Почётную медаль Конгресса контр-адмиралу Джеймсу Стокдейлу (James B. Stockdale), на церемонии в Белом доме. Контр-адмирал Стокдейл получил высшую награду за качества, проявленные в годы вьетнамского плена (с 9 сентября 1965 по 12 февраля 1973).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Roland

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 10 898
  • Репутация: +43/-290
Re: ROMA AETERNA. Рим. Первый. Он же и единственный
« Ответ #10 : 11 Сентябрь, 2015, 11:01:25 am »
Цитата: "А.И. Векшин"
Но ведь в нем был достаточно широко распространен гомосексуализм.
Или и гомосексуализм вы любите?

 Странно слушать такое от человека, мило болтавшего с гомосексуалами на каком-то педерастическом форуме.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
Аша — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро. Друдж — это антитеза Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.

Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло).

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар жжот
  • *****
  • Сообщений: 2 756
  • Репутация: +162/-61
Б.Г. Деревенский. Представление о христианах в античном обществе

Общепринятое устойчивое обозначение христианства у римских авторов, а также в официальных документах эпохи гонений: «суеверие» (superstitio, superstitionis). Тацит называет христианство «зловредным суеверием» (Анналы, XV, 44, 3), Плиний – «низким, грубым суеверием» (Письма, X, 96, 8 ), Светоний – «новым и вредным суеверием» (Нерон, 16, 2). В передаче Тертуллиана христианство называется «чудовищным суеверием» (К народам, I, 11), в передаче Минуция Феликса – «пустым и бессмысленным суеверием» (Октавий, 9)[2].
Суеверие существует за счет людского легковерия (Ливий, IV, 30, 9). Носителями суеверия обычно представлялись люди невежественные, низменные, с отсутствием интеллекта. «Сколь губительно неверие в богов и презрение к ним, – отмечал Плутарх, – столь же губительно и суеверие, которое подобно воде, всегда стекающей в низменные места» (Александр, 75). Суеверие губительно и для самого носителя его, и для общающихся с ним людей. Особенно губительно суеверие толпы, которая под его влиянием становится неуправляемой и агрессивной.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Guest »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

 

.