Разум уникален, вселенная уникальна, это и есть причина, по которой нет возможности непосредственно распространять на них законы эволюции. Наука принципиально занимается только воспроизводимыми, повторяющимися явлениями.
Пока нет поводов считать разум и Вселенную уникальными. Если Вселенная бесконечна, к ней неприменимо понятие уникальности, а только единственности. Говорить об уникальности разума можно только при отсутствии знаний об ином, нечеловеческом разуме, поэтому неправомерно.
Впрочем, так же неправомерно и распространение законов эволюции на всю Вселенную (бесконечную или конечную) без остатка. То же касается и воображаемого бога и его "деятельности". Что противоречит идее единого бога-творца и бога-правителя. Если человека не сотворил бог-творец, он не сотворил и Землю, Солнце, галактику Млечный Путь. Может, он не сотворил и Мироздание со всеми его параметрами, и Вселенную в целом? Если он ничего не сотворил и ничем не правит, какой же он бог? Если он сотворил "что-то" и не сотворил другое, как же он един? Сплошные противоречия.
Кстати, в той же вузовской литературе о связи истины с практикой:
... ни чувственное наблюдение, ни самоочевидность, ясность и отчётливость всеобщих положений не могут служить критериями истинности знания. Коренным пороком всех этих концепций является стремление найти критерий истинности знания в самом знании, в каких-либо его особых положениях, которые так или иначе считаются привилегированными по сравнению с другими.
К. Маркс обратил внимание на недостаточность попыток найти критерий истины в рамках субъекта: последовательный материализм сталкивался здесь с явным преувеличением роли субъективного; из этого круга не выводили ни прежний материализм, замыкавшийся в чувственности и оказывавшийся созерцательным, ни идеализм с его рационалистическим активизмом. Встала задача найти такой критерий, который, во-первых, был бы непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие и в то же время сам бы им не являлся; во-вторых, этот критерий должен был соединять в себе всеобщность с непосредственной действительностью.
Таким феноменом оказалась практика. (Алексеев П. В., Панин А. В. / Философия: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 226)
То есть я был не прав, преуменьшая роль практики в познании и заменяя её чувствами-ощущениями.