Автор Тема: Материализм - это ....  (Прочитано 59735 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Jeremy H Boob PhD

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 276
  • Репутация: +157/-65
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #250 : 13 Февраль, 2023, 20:14:23 pm »
Shiva
Цитировать
И что является носителем атрибута-информации о рынке, investing.com?
Ну да, вернее не .com, а его сервер или на чём они там хранят информацию. А после ознакомления с ней и Ваш мозг. Она же инвариантна носителю, расшаривается на любое их количество.

Цитировать
Вы так это выдаете, как будто привели учебник, в котором бактерии не различают отдельный раздражитель. В вашей цитате из учебника об этом ничего. Повторюсь, выявление динамики явления, без выявления самого явления - задача эпичная.
Хорошо, согласен. Различение раздражителя и реакция на него - разные вещи. Из того же учебника:
 "Хемотаксис начинается с обнаружения химических соединений специфическими хеморецепторами на поверхности клетки. Информация от этих сенсоров передается в систему преобразования, где происходит анализ и интеграция большого числа стимулов. Далее сенсорная преобразующая система посылает сигналы к моторам, приводящим в движение жгутики."
Т.е., реакция (движение жгутиков) происходит только ПОСЛЕ "анализа и интеграции большого числа стимулов". Не следует ли из этого, что единичный стимул не вызывает реакции (движения жгутиков)? В таком движении небыло бы никакой выгоды, т.к. совершенно неопределено, куда бы оно привело - к или от аттрактанта.

Цитировать
А пока припоминаю, что запах гари (и кашель) преследовал еще долго после самой процедуры.
Вы же продолжали дышать, я надеюсь. Хотя, возможны и фантомные ощущения, у человека всё сложнее, чем у инфузории.

Цитировать
И для снятия временнОго различия, рецептор должен обрабатывать как уровень раздражителя, так и его изменение во времени. Т.е. быть таки своим собственным обрабатывающим центром и "сложной управляющей системой"...
Рецептор бактерии это по сути транспортный белок, который заодно выполняет и "узнающую" функцию. Как он может быть ещё и обрабатывающим центром? Он только часть "сложной управляющей системы"...

Цитировать
В этом случае разницу с чем я сниму? И зачем вы ограничили мне способы кинестезии?
В этом случае у Вас не будет градиента сопротивления силе тяжести и ощущения веса соответственно.

Цитировать
Не получилось. Жжет... Но, допустим, я что-то делаю неверно или я сам какой-то неправильный. Но что значит "вскоре", почему "вскоре" и почему не "сразу"?
Потому что сенсорная адаптация процесс не мгновенный. Но еще раз скажу, ощущения человека это сложный психофизиологический комплекс, лучше от бактерии не отклоняться.

Цитировать
речь шла о том, чтобы показать, что мы имеем дело именно со считыванием существующей заранее вне информации, а не с ее формированием в "сложной управляющей системе"... Чего пока не вышло...
Ну уж и не знаю, как еще показать, что сформированное "сложной управляющей системой" направление на аттрактор это то самое существовавшее заранее направление на него же, и что  система воспроизводит его по "реперным точкам", а не синтезирует из белков и ферментов.

mrAVA
Цитировать
Если перевести текст на другой язык, а потом обратно, то получится в итоге 2 разных текста, несущих не тождественную информацию.
т.е., информация изменится в результате ее преобразования/трансляции, а не в результате переноса на другой носитель. При чем тут инвариантность?

Цитировать
Инфузория реагирует на кислоту, такую же реакцию на ИНФОРМАЦИЮ о кислоте вы не получите. Вы не сможете вызвать такую же реакцию ничем, кроме кислоты
Та незначительная концентрация кислоты, от которой бактерия может "убежать" не наносит ей вообще никакого вреда. Единичная реакция молекулы кислоты с белком рецептора тем более. Почему же бактерия "убегает"? Потому что получает сигнал об опасности. Вот эта опасность и ее расположение и есть информация для бактерии, которую несут молекулы кислоты.

Цитировать
кибернетические системы, не имеющие своим элементом человека
Искусственные кибернетические системы, если Вы их имеете в виду, не могут не иметь своим элементом человека.

Vivekkk
Цитировать
говорить о "системе управления" у насекомых не стоит, так как у них явно нет информационного обмене, а есть химический обмен.
...
Способность к обучению, обобщению информации у живых биологических существ известны. Более того, и должны быть.

Цитировать
Спор и перешел в то, что считать информацией и "законно" ли расширять данное понятие "до небес". Я считаю, что нельзя.
Я бы сказал, "законно" ли сужать данное понятие до антропоцентрического?
Я считаю, что нельзя, если уж мы выносим его на философское исследование, требующее наиболее широкого представления.

Цитировать
Философское определение категорий "сознания", "психики" обязано основываться на понятих "сознания", "психики" специальных наук. Это мое убеждение.
Почему же определение категории "информация" должно основываться на статье из БСЭ, а не  на понятии "информация" из специальных наук информатики и кибернетики?

Цитировать
Я не назвал бы себя антропоцентристом, хотя я нахожусь под сильным влиянием данной концепции, но, все-таки, допускаю наличие информации, идеального и у других животных: собак, кошек, дельфинов, птиц.
Антропоцентрическая концепция признает функционирование информации только в социальных системах и если Вы допускаете некоторые антропные свойства у некоторых высших хивотных, Вы за рамки антропоцентризма информации не выходите. Хотя антропоцентрическая концепция является частным случаем функциональной, их принципиальное отличие в том, что полагая информацию функционалным свойством ЛЮБЫХ самоорганизующихся систем мы однозначно признаем ее материальную, а не идеальную природу.
memento mori

Оффлайн pmurov

  • Модератор
  • Афтар
  • *********
  • Сообщений: 586
  • Репутация: +53/-17
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #251 : 13 Февраль, 2023, 20:32:28 pm »
С того, что язык другой языковой группы -- другая культура, другой грамматический строй, другие идиомы

Ничто из выше перечисленного не меняет того, что фундаментально все естественные языки устроены сходно с точки зрения информационно-флуктуационной сложности Шепарда-Бейтса и возможности бесконечной рекурсии.


Клетка обрабатывает-интерпретирует наследственную информацию в процессе трансляции в соответствии с генетическим кодом тринуклеотид-аминокислотного соответствия. Избыточность кода позволяет интерпретировать некоторые триплеты с отличающимся последним нуклеотидом в одну аминокислоту, а смещение рамки считывания в некоторых перекрывающихся генах - интерпретировать один фрагмент геномной последовательности в разные фрагменты пептидных последовательностей. При этом и запуск транскрипции, и процессинг РНК, и паузы и остановки трансляции и посттрансляционные модификации получившихся полипептидов - весьма контекст-зависимые процессы - как от молекулярного окружения, так и самих последовательностей - подобно естественным языкам. Причём у разных видов организмов/клеток - отличающиеся (начало "субъективности"). И потому биоинформатика уже пользуется методами анализа геномов, разработанными исходно для лингвистики и наук о текстах (текстология и т.д.).


Так что да: клеточная молекулярная машинерия способна и интерпретировать и обрабатывать и перерабатывать информацию в функционалистском или атрибутивном понимании этого слова.
Ну, правильно всё же увязывать с языком, а не речью

Это дискуссионный вопрос. Но пусть будет язык, я в данном случае спорить не хочу.

Я согласен, что мышление неразрывно связано с языком и речью

Боюсь, что Вы превратно поняли написанное. Я нигде не увязывал мышление с языком и речью. Я написал, что мышление связано с речью, но это не означает, что мышление невозможно без речи. И даже совсем наоборот: это речь невозможна без мышления. По крайней таковые современные взгляды когнитивистики. См. подробнее книгу Величковского Б.М. "Когнитивная наука. Основы психологии познания", конкретно во втором томе есть глава 8 "Мышление и метапознание", параграф 8.1.2. "Мышление и речь - мышление для речи".
Просто из-за того, что ни у кого другого нет языка и речи

Конкретно человеческой речи и языка нет, а коммуникативные системы, неуступающие по сложности имеются у птиц. А именно таких коммуникативных формальных систем, которые бы допускали бесконечные рекурсивные операции по Черчу (сложноподчиненные предложения, цитирование и т.п.), а если еще включать сюда и арифметику начиная с операций умножения и деления, то это как раз с уровнях высших эусоциальных насекомых.

Каков объём и какова продолжительность памяти у насекомых?

Вы прочитали ссылку на работу про то, что муравьи умеют считать? Там муравьи-разведчики демонстрировали способность запоминать число поворотов в лабиринте и воспроизводили их в течение до суток после, и то ограничение на сутки лишь из-за того, что им надо было передать информацию рабочим муравьям.
Я вот слышал, что у некоторых птиц и рыб долговременная память не превышает нескольких секунд

У каких именно видов, какие виды памяти и в каких экспериментах это установлено?
Ключевое -- способность к обучению.

Нет, не ключевое. А что ключевое, см. у того же самого Величковского. Более сложную литературу пока советовать не буду.

Оффлайн Shiva

  • Модератор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 581
  • Репутация: +378/-426
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #252 : 14 Февраль, 2023, 07:47:39 am »
Цитировать
Ну уж и не знаю, как еще показать, что сформированное "сложной управляющей системой" направление на аттрактор это то самое существовавшее заранее направление на него же, и что  система воспроизводит его по "реперным точкам", а не синтезирует из белков и ферментов.
Вот и я "ну уж и не знаю" как это увидеть. Собс-но в этом и отличие философских консепсий от научных теорий - никаких эмпирических данных и практической ценности, только умозрительные аргументы, внутренняя непротиворечивость и отсутствие прямых противоречий с реальностью. Все последнее в атрибутивизьме есть. И все...
 На остальное, уж извините, промолчу. Ибо прибавления перспектив продолжения разговора не заметил и склоняюсь к его очередному прекращению...
 За исключение одного - посмею-таки поспорить с вашим учебником:
Цитировать
Не следует ли из этого, что единичный стимул не вызывает реакции (движения жгутиков)? В таком движении небыло бы никакой выгоды, т.к. совершенно неопределено, куда бы оно привело - к или от аттрактанта.
Не следует, т.к. совершенно не определено откуда именно пространственно исходит угроза. Ну вот выявил рецептор временной градиент синильной кислоты... Концентрация нарастает! Тревога! Запускаем жгутики! Замечательно! А как он, не сдвигаясь с места выявит пространственный? Куда бежать, вперед, назад, вправо, влево? Какая выгода в выявлении исключительно временного градиента? Разве не очевидно, что "совершенно неопределено, куда бы оно (движение) привело - к или от аттрактанта". Не ответ ли на эту задачу я вам предлагал, когда писал, что выявление градиента - продукт реакции на первичный раздражитель (включающей движение)?

P.S. Не обратил внимания сразу на расположение кавычек. Выходит, спорю я таки с вами, а не с учебником... Если бы был внимательней сразу, опустил бы и это...
« Последнее редактирование: 14 Февраль, 2023, 08:29:50 am от Shiva »
Всё бы ничего, если б не конечно, а то, не приведи чего зря - вот тебе и пожалуйста.

Оффлайн mrAVA

  • НРЕ
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 4 106
  • Репутация: +234/-454
  • НГЕ
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #253 : 14 Февраль, 2023, 09:48:08 am »
mrAVA
Цитировать
Если перевести текст на другой язык, а потом обратно, то получится в итоге 2 разных текста, несущих не тождественную информацию.
т.е., информация изменится в результате ее преобразования/трансляции, а не в результате переноса на другой носитель. При чем тут инвариантность?
При том, что мы можем фото котика перекинуть с камеры на комп, "перевести" в другой формат (растр -> вектор) без потери качества (другой язык), сжать, зашифровать, разрезать получившийся файл на кусочки и отправить эти кусочки на другой комп самыми разными путями, что-то по сети, что-то на дискетке, что-то на флешке и т.д., там собрать, расшифровать и вернуть вектор в растр, получив такую же картинку. Именно это и подразумевается под инвариантностью информации носителю.


В случае перекодирования сообщения на другой человеческий язык, инвариантность нарушается. В случае выбора другого носителя, например, когда текст зачитывается, инвариантность нарушается, поскольку на слух текст воспринимается не так, как на глаз.

Склеено 14 Февраль, 2023, 10:31:08 am
С того, что язык другой языковой группы -- другая культура, другой грамматический строй, другие идиомы
Ничто из выше перечисленного не меняет того, что фундаментально все естественные языки устроены сходно с точки зрения информационно-флуктуационной сложности Шепарда-Бейтса и возможности бесконечной рекурсии.
И? Как это отменяет тот факт, что не все идиомы и игра слов переводимы? Переведите на ангельский "Русским нужен мир, только мир. Желательно, весь." и потеряйте всю соль шутки. Художественный текст тем и отличается от справочника с формулами, что для художественного текста речь автора столь же неотъемлемая часть информационного наполнения, что и остальное, вроде сюжета.[size=78%] [/size]
но это не означает, что мышление невозможно без речи.
Мышление образами и ощущениями? Ну, это возможно, но "примитивно" и малопродуктивно.
Просто из-за того, что ни у кого другого нет языка и речи
Конкретно человеческой речи и языка нет, а коммуникативные системы, неуступающие по сложности имеются у птиц. А именно таких коммуникативных формальных систем, которые бы допускали бесконечные рекурсивные операции по Черчу (сложноподчиненные предложения, цитирование и т.п.), а если еще включать сюда и арифметику начиная с операций умножения и деления, то это как раз с уровнях высших эусоциальных насекомых.
"Система допускает" и "живность использует" -- разные вещи. Одно есть у птиц, другое у насекомых, а надо, чтобы всё у одной популяции. Я не согласен с теми, кто утверждает уникальность человеков среди других животных, говоря о некой принципиальное отличительности от, но и приписывать животным всю совокупность "духовных черт" я бы не стал.
Каков объём и какова продолжительность памяти у насекомых?
Вы прочитали ссылку на работу про то, что муравьи умеют считать? Там муравьи-разведчики демонстрировали способность запоминать число поворотов в лабиринте и воспроизводили их в течение до суток после, и то ограничение на сутки лишь из-за того, что им надо было передать информацию рабочим муравьям.
А потом? Эта информация о лабиринте сохраняется и предаётся другому разведчику, который повторно пойдёт в лабиринт? Человеки хранят информацию десятилетиями, передавая её следующему поколению тысячелетиями, создают абстрактные понятия и т.д. Сдаётся мне, что НЕКОТОРЫЕ операции мышления пытаются выдать за полноценную интеллектуальную деятельность. Никто не спорит, что животные способны к некоторым мыслительным операциям, какие, кроме человеков, причём специально обученных, способен ко всем сразу?
Я вот слышал, что у некоторых птиц и рыб долговременная память не превышает нескольких секунд
У каких именно видов, какие виды памяти и в каких экспериментах это установлено?
Отрубите голову курице на глазах у её товарок и засеките, через сколько времени они опять будут безбоязненно к вам подходить.


Возможность дрессировки, как по мне, так хороший показатель наличия мыслительных способностей. Ведь одна из обязанностей мышления -- установление причинно-следственных связей. Передача полученных в результате дрессуры ЗУН другому представителю вида -- индикатор наличия языка. Есть данные, что "папа"-кобель передал своему щеночку сведения, что если щеночек подойдёт вот к тому человеку, три раза гавкнет, встанет на задние лапы и ещё три раза гавкнет, то получит вкуснящку? Причём не личным примером, а именно языком.


Если уж на то пошло, то отсутствие у тех же муравьёв мышления и языка демонстрируется их способом коллективного перетаскивания тяжестей, когда ну никак не заметно, что они договариваются, в какую сторону её тащить, а бегают вокруг и пытаются тянуть, пока с одной стороны не окажется больше муравьёв.


Так же я когда-то читал, что через танец пчёлы могут передавать инфу лишь о цветах, т.е. когда нужное им место помечали "цветком", то пчела-разведчик передавала инфу о нём, а когда простейшими геометрическими фигурами, вроде треугольника или квадрата, то нет.
« Последнее редактирование: 14 Февраль, 2023, 10:31:08 am от mrAVA »
Твоя религия ничего МНЕ не запрещает. Она запрещает ТЕБЕ. Уясни это.

Оффлайн pmurov

  • Модератор
  • Афтар
  • *********
  • Сообщений: 586
  • Репутация: +53/-17
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #254 : 14 Февраль, 2023, 11:17:32 am »
Как это отменяет тот факт, что не все идиомы и игра слов переводимы?

Переводимы как раз все идиомы и игры слов, но не все они переводимы без потери качества. Разумеется, никакого нарушения инвариантности здесь нет, а есть лишь потеря качества в процессе переноса из одного формата в другой: в данном случае такими форматами выступают разные естественные языки.
"Система допускает" и "живность использует" -- разные вещи

И человек не использует. Вы не приведете ни единого примера, когда бы человеческая речь содержала бесконечную рекурсию. Однако потенциально она её содержать может, также как и системы коммуникаций птиц.
Эта информация о лабиринте сохраняется и предаётся другому разведчику, который повторно пойдёт в лабиринт?

Да, может сохраняться и передаваться. Я так понимаю, что статью про муравьев Вы так и не осилили: там четко и ясно объясняется, что муравьи-разведчики рассказывают о числе и направлениях поворотов в лабиринте с едой как раз для того, чтобы рабочие муравьи знали куда им быстрее идти, чтобы перетаскать еду. А уж друг с другом муравьи-разведчики делятся информацией тем более.
Человеки хранят информацию десятилетиями

О структуре однажды пройденного лабиринта? Какие у Вас, хм, странные представления о человеческой памяти. Человек хранит в памяти важную информацию, обычно приобретаемую в процессе длительного обучения. Если у человека нет эйдетической памяти, то он в жизни не будет помнить такие мелочи, как повороты единожды пройденного лабиринта.


Отрубите голову курице на глазах у её товарок и засеките, через сколько времени они опять будут безбоязненно к вам подходить.

Я спрашивал не это. Мои вопросы Вы предпочли проигнорировать. Таким образом, пока я не увидел никаких доказательств Вашего утверждения "у некоторых птиц и рыб долговременная память не превышает нескольких секунд".

Передача полученных в результате дрессуры ЗУН другому представителю вида -- индикатор наличия языка

Индикатор не языка, а систем коммуникации. И разумеется такие эксперименты по передаче опыта были проведены многократно с представителями разных видов. Вы бы про это почитали бы в Scopus или Google Scholar, что ли.

Возможность дрессировки, как по мне
По той простой причине, что Ваше мнение очевидно является недостаточно компетентным, это не так уж и важно. Вы буквально постом ранее показали, что не владеете базовыми знаниями в области когнитивных наук, но при этом почему-то беретесь рассуждать о тематике, которая Вам неизвестна. Я уж не говорю про то, Вы написали бредни про невозможность дрессировки кошек - весь театр кошек Куклачева на этом моменте смотрит на Вас с удивлением.

Если уж на то пошло, то отсутствие у тех же муравьёв мышления и языка

Я вижу, что Вы тут пишите по принципу "Если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов". В таком случае разговор не имеет никакого смысла.
« Последнее редактирование: 14 Февраль, 2023, 11:39:35 am от pmurov »

Оффлайн mrAVA

  • НРЕ
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 4 106
  • Репутация: +234/-454
  • НГЕ
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #255 : 14 Февраль, 2023, 13:15:53 pm »
Как это отменяет тот факт, что не все идиомы и игра слов переводимы?
Переводимы как раз все идиомы и игры слов, но не все они переводимы без потери качества. Разумеется, никакого нарушения инвариантности здесь нет, а есть лишь потеря качества в процессе переноса из одного формата в другой: в данном случае такими форматами выступают разные естественные языки.
Вы лишь написали, что игра слов непереводима, а потеря качества и есть потеря информации. Иначе уже давно бы существовали машинные переводы, не нуждающиеся в большой человеческой правки. Собственно, отсутствие в том же ангельском категории рода делает неинвариантным перевод со славянских/романских на английский или наоборот.

"Система допускает" и "живность использует" -- разные вещи
И человек не использует. Вы не приведете ни единого примера, когда бы человеческая речь содержала бесконечную рекурсию. Однако потенциально она её содержать может, также как и системы коммуникаций птиц.
Не включайте дурочку. Я не о конкретно рекурсии (пример в человеческом, кстати, есть), а о любой потенциальной возможности использовать все потенциальные возможности.
Эта информация о лабиринте сохраняется и предаётся другому разведчику, который повторно пойдёт в лабиринт?
Да, может сохраняться и передаваться. Я так понимаю, что статью про муравьев Вы так и не осилили: там четко и ясно объясняется, что муравьи-разведчики рассказывают о числе и направлениях поворотов в лабиринте с едой как раз для того, чтобы рабочие муравьи знали куда им быстрее идти, чтобы перетаскать еду. А уж друг с другом муравьи-разведчики делятся информацией тем более.
Вы делаете недопустимое недоказанное предположение о. Муравей-разведчик в течении суток передаёт сведения муравью-рабочему. О большем сроке или о передаче другому разведчику там не сказано. В обзорной статье с Вики указывается на наличие у отдельных особей к приспособлению, что не доказывает наличие у них мышления, хотя бы отдалённо напоминающего человеческое. Иначе нам придётся признавать наличие мышления у компьютерных алгоритмов.


Вообще, описываются там некоторые разные элементы "мышления" у разных видов насекомых. Это ещё очень далеко от "мышления".
Человеки хранят информацию десятилетиями
О структуре однажды пройденного лабиринта?
Некоторые -- да. Всё зависит от.
Человек хранит в памяти важную информацию, обычно приобретаемую в процессе длительного обучения. Если у человека нет эйдетической памяти, то он в жизни не будет помнить такие мелочи, как повороты единожды пройденного лабиринта.
Так же человек помнит ярко эмоционально окрашенное, причём в объёме большем, чем лабиринт. В отличие от муравьёв, человек не живёт в лабиринтах, зато способен навсегда запомнить покусавшую его в детстве собаку и распространить её "общие" признаки агрессивности на всех собачек.
Отрубите голову курице на глазах у её товарок и засеките, через сколько времени они опять будут безбоязненно к вам подходить.
Я спрашивал не это. Мои вопросы Вы предпочли проигнорировать. Таким образом, пока я не увидел никаких доказательств Вашего утверждения "у некоторых птиц и рыб долговременная память не превышает нескольких секунд".
Личный опыт с курицей и её отрубленной головой. Повторённый неоднократно не только мною на протяжении тех тысячелетий, что люди разводят домашних птиц.


Мы тут не кандидатский диссер рецензируем, да. Так что если байки про гуппий и страусов (https://www.factroom.ru/zhivotnye/5-neveroyatno-tupyh-zhivotnyh-nashej-planety-kotoryh-my-schitaem-nyashkami) просто байки, то так и скажите: https://dzen.ru/a/W5_fUr61cwCrPLZO
Передача полученных в результате дрессуры ЗУН другому представителю вида -- индикатор наличия языка
Индикатор не языка, а систем коммуникации. И разумеется такие эксперименты по передаче опыта были проведены многократно с представителями разных видов. Вы бы про это почитали бы в Scopus или Google Scholar, что ли.
Я очень плохо читаю по-английски. Так кто и насколько хорошо передаёт ЗУНы с помощью развитой "системы коммуникации", что коротко можно назвать языком, поскольку язык и есть система коммуникаций, а не именно человеческий язык.
Я уж не говорю про то, Вы написали бредни про невозможность дрессировки кошек - весь театр кошек Куклачева на этом моменте смотрит на Вас с удивлением.
Я разве написал "невозможно"? Я написал "практически не". Т.е. можно, но это очень сложно, потому лишь один общеизвестный театр, тогда как собаки уже тысячелетия являются верными помощниками человека, а на той же Руси кошки стали использоваться для ловли мышей в амбарах вместо куньих не так и давно.


Да и то, Куклачёв выдрессировал кошек или отобрал тех, с которыми он может делать вид, что кошки делают то, что хочет Куклачёв?
Если уж на то пошло, то отсутствие у тех же муравьёв мышления и языка
Я вижу, что Вы тут пишите по принципу "Если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов". В таком случае разговор не имеет никакого смысла.
Я вам привёл ФАКТ, показывающий, что в столь обыденной и частой ситуации, как коллективное перетаскивание, муравьи не демонстрируют никакого мышления или коммуникации. Т.о. мы имеем наличие у муравьёв лишь некоторых "умственных операций", но не "мышления", работающего во всех ситуациях, когда оно требуется. Т.е. муравьи всё же сложные биологические автоматы с набором генетически заложенных шаблонов, часть из которых воспринимается как "мышление", но является мышлением не больше, чем, например, компьютерный алгоритм у браузера, который запоминает, в какую директорию с какого сайта я сохраняю данные, а из какой -- загружаю.


Т.е. необходим диалектический переход от количества умственных операций, доступных всем представителям популяции, в качество, порождающее мышление. Сложность в том, что этот переход не обязан быть "пороговой точкой", а является, скорее, протяжённой линией, когда уже нельзя сказать, что мышления нет, но ещё нельзя с уверенностью утверждать, что оно есть. Ну, как древняя задача по количество камней, которое можно назвать кучей.
Твоя религия ничего МНЕ не запрещает. Она запрещает ТЕБЕ. Уясни это.

Оффлайн pmurov

  • Модератор
  • Афтар
  • *********
  • Сообщений: 586
  • Репутация: +53/-17
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #256 : 14 Февраль, 2023, 13:33:08 pm »
Вы лишь написали, что игра слов непереводима

Ну пока я вижу, что Вы не справились просто с чтением чужого поста: приписываете мне прямо противоположную мысль. Возникает подозрение в Вашем мышлении. Видимо, Вы кошка или рептилия, пробравшаяся на форум.
Не включайте дурочку

Вы, похоже, из состояния дурочки вообще не выходите. Бесконечная рекурсия свойственна не только человеческим языкам, но и целому ряду систем коммуникаций птиц. Наиболее продвинутыми здесь считаются системы коммуникаций врановых, попугаевых и синицевых, хотя потенциальная бесконечная рекурсия найдена и у некоторых видов других семейств птиц.
Вы делаете недопустимое недоказанное предположение

Я прямо ссылаюсь на исследование в области мышления муравьев. В отличие от Вашей пустой болтологии.
Так что я просто в отличие от Вас умею читать внимательно статьи по ссылкам.
Так же человек помнит ярко эмоционально окрашенное
По когнитивным наукам почитайте что-нибудь, и узнаете, что человек как раз обычно не помнит эмоционально окрашенные события. Человек помнит сами эмоции, а события часто как раз запоминаются искаженно.
Так что если байки

С байками Вам надо на форум городских сумасшедших.
Я очень плохо читаю по-английски

Значит Вы в принципе не способны обсуждать современную нам науку, так как основным языком в мире является английский. В ряде областей может помочь немецкий или французский.

что коротко можно назвать языком, поскольку язык и есть система коммуникаций

Для начала разберитесь, что такое "язык" и как это понятие соотносится с "системы коммуникаций". А то несете дикую хрень.
Я разве написал "невозможно"? Я написал "практически не".

Слив засчитан.

Я вам привёл ФАКТ

Пока Вы занимаетесь невежественным троллингом, выдаете за факты собственные бредни. И на этом разговор окончен.

За бред и троллинг, кстати, Вам +20 баллов предупреждения.
« Последнее редактирование: 14 Февраль, 2023, 13:41:52 pm от pmurov »

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 639
  • Репутация: +13/-0
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #257 : 15 Февраль, 2023, 09:15:18 am »
Я бы сказал, "законно" ли сужать данное понятие до антропоцентрического? Я считаю, что нельзя, если уж мы выносим его на философское исследование, требующее наиболее широкого представления.

Конечно, можно вынести понятие "информация" на философское исследование, но, думаю, нельзя заниматься ненаучными размышлениями, отрывая данное понятия от почвы специальных наук.

Что я имею в виду?

Первое, информация как явление - что это такое? Какова природа информации в рамках физики, химии, биологии?

Второе, информация как явление где представлено нам? В какой форме информация дана нам в ощущении, в восприятии, в нашем мышлении?

Мое решение данных двух вопросов связано с научным исследованием самой природы информации: в ней нет ни грана вещественного. Нет никакой атомарно-молекулярной структуры (если рассматривать информацию как объект), нет никакой зависимости от атомарно-молекулярных структур объективного мира (если рассматривать информацию как свойство объектов).

Вы или Ваш единомышленник сравнивали информацию с энергией, но энергия в физике - мера различных форм движения и взаимодействия материи, мерой силы перехода движения материи из одних форм в другие для приведения её в состояние покоя. Это понятно. А информация - это что такое в физике? Зависимость энергии от атомарных объектов ясна и понятна, экспериментально подтверждается, а какая зависимость информации от атомарных объектов? В чем это зависимость? Да и как определить физическое понимание информации? Как разнообразие объектов и свойств? Но как простое наличие множества несходных или неповторяющихся элементов в мире может называться "информацией"? Можно назвать наше субъективное восприятие такого разнообразия информацией, но это уже, опять же, часть субъективной реальности, то есть идеального.

Словом, Вам тогда необходимо доказать, что информация - это реальный физический объект или свойство реального физического объекта. Только в таком случае можно и философски размышлять о природе информации применительно к природе, а не человеку.

Вы спрашиваете: законно ли сужать понятие информации до антропоцентрического? Я Вам отвечаю: не сужать, а исходить как из данности. С информацией мы имеем дело именно как люди, как социальные субъекты, имеющие способности к мышлению, языку, речи, оперированию искусственными знаками и способность к психическому отражению реальных объектов и их свойств в собственном сознании.

Более того, зависимость информации от нашего интеллекта, от силы наших нервов очевидна. Скажем, информации о законах России будет больше у юриста, чем обывателя. Чем, дальше, объяснить такие признаки информации как "полнота", "искаженность", "истинность", "ложность"? Такие признаки не присущи объективным вещам природы, они присущи вещам идеальным. А почему мы получаем информацию, вглядываясь в Черный квадрат Малевича? Откуда она там? В рамках какой теории информации можно объяснить такие признаки, такую природу и такое наличие информации (в частности, "смерть искусства в предмете" Черного квадрата)?

Я смею надеяться, что знаю ответ, не претендуя, впрочем, на абсолютную истину в данном вопросе. А Ваш вариант ответа представляется мне очень спорным, так как я не вижу его научных основ. А философия без науки, - вид шарлатанства, софистика.

Цитировать
Почему же определение категории "информация" должно основываться на статье из БСЭ, а не  на понятии "информация" из специальных наук информатики и кибернетики?

У меня не было аргументов против кибернетики и кибернетического понимания информации,  - пожалуйста. Однако я думаю, что у меня есть аргументы против необоснованного расширения данного понятия до философской категории. В рамках искусственных систем, - не спорю. Кибернетика успешна там, где она объясняет работу искусственных, в том числе компьютерных систем, но не биологических и социальных, а тем более не может претендовать на философское определение информации. Почему? Многие причины этого я привел выше.

Цитировать
Антропоцентрическая концепция признает функционирование информации только в социальных системах и если Вы допускаете некоторые антропные свойства у некоторых высших хивотных, Вы за рамки антропоцентризма информации не выходите. Хотя антропоцентрическая концепция является частным случаем функциональной, их принципиальное отличие в том, что полагая информацию функционалным свойством ЛЮБЫХ самоорганизующихся систем мы однозначно признаем ее материальную, а не идеальную природу.

Функционализм тоже имеет принципиальные границы. Если их нарушить, то Ваша "функционалистская" трактовка информации уже ничем не отличается от "атрибутивистской". По сути, так оно и получается. Какой же Вы функционалист, если считаете, что информация присуща материи как ее функция атрибутивно? Не кажется ли Вам, что противоречите себе, объединяя две противоположные теории информации в одну (а на деле, переходя на позиции атрибутивной теории информации)?

Я исхожу из очевидного: информация есть функция социально организованных систем и биологических систем, находящихся на определенной стадии своего эволюционного развития. Ниже этой стадии ни о какой информации речи вести нельзя. Информация появляется на психической стадии эволюции биологических систем, не ниже. И у меня есть факты, доказывающие эту позицию, не говоря уже, повторюсь, об очевидности данной позиции.

А что есть у Вас?
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 639
  • Репутация: +13/-0
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #258 : 15 Февраль, 2023, 10:09:24 am »
Основание всё тоже, гносеологическое понимание "мышления" в более широком, философском понимании, чем понимание, сложившееся в психологии, когнитивных науках, нейронауках.

Однако, простите, тогда такое философское понимание становится ненаучным, то есть софизмом. Может, это моя мировоззренческая позиция, но я бы не отрывал философию от науки, выводил бы философию из науки (естествознания, словами Ф. Энгельса), отсекая в философии всё то, что противоречит научным данным.

Цитировать
Во-первых, это определение сразу же антропоцентрично, т.к. указывает только на человеческое познание. То есть априорно предполагается, что мышление это свойство развития только человеческой психики.

Да, это так, но это очевидность. Мы обязаны исходить из очевидных вещей. Если К. убил Б., то К, скорее всего, сядет в колонию на основании ст. 105 УК РФ, - это мышление. Где еще нам дано в животном мире такое мышление? Даже среди высших приматов только отдельные индивиды шимпанзе, горилл (та же Коко) могут овладеть "жестовым" мышлением, отражать в жесте как знаке идеальные объекты, то есть могут мыслить. Ведь мышление - это и есть оперирование идеальными объектами.

Цитировать
Во-вторых, это определение скорее философское, чем биологическое, и не просто философское, а характерно для классического диамата. Даже современные материалистические течения философии сознания с ним согласятся лишь частично.

Хорошо, что же современные материалистические течения могут возразить диамату? Мне, правда, интересно. Расскажите.

И да, оно философское, но основанное на научных данных, в частности, на данных научной психологии (работы Выготского, Леонтьева и др.). Я и вывожу философию из науки. Если мышление не оперирование идеальными объектами и не высший уровень психического отражения, то содержание понятия "мышление" исчезает, сливаясь с другими, а значит, теряет свои существенные признаки. Это нигилизация уже логического определения понятия мышления.

Цитировать
Я исхожу из понимания "мышления" в когнитивных науках. Мышление - форма познавательной деятельности субъекта, определяющая внутренние связи между другими субъектами, предметами и явлениями, тесно связанная с памятью, речью, способностью к анализу и синтезу, обобщению накопленных ранее знаний и вновь приобретенной информации.

Хорошо. Хотя под формой познавательной деятельности в России понимают такие формы: обыденное познание, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. А под мышлением традиционно понимают способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Психолог Немов в своем классическом учебнике отмечает, что мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не-образ, а некоторая мысль, идея.

https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov1/05.php

Как мы видим, мышление есть движение идей, то есть способность оперировать идеальными объектами. Такова традиционная точка зрения на мышление в России.

У Вас правильно, на мой взгляд, отмечено, что мышление схватывает связи между явлениями, - это, действительно, существенный признак мышления, а, вот, остальные признаки присущи и иным формам психической деятельности, а значит, определять природу только мышления не могут. А нам важна природа мышления, его существенные признаки, то есть такие свойства, без которых мышление как форма психической деятельности не существует и не может существовать.

И здесь, такой признак как оперирование идеальными объектами - существенный признак именно мышления.

Что это значит в применении к нашему спору? То, что если Вы предполагаете у муравьев мышление, значит, обязаны предположить у них наличие идеального, субъективной реальности, что, согласитесь, очень смахивает на антинаучную фантастику. Мы видим полное отсутствие фактов наличия у муравьев идеальной активности. То, что они учатся, передают особые химические молекулы друг другу, используя их по аналогии с информацией на уровне психической стадии развития, не означает, что химический способ общения и обучения тождественен информационным процессам и мышлению.

Ученые-биологи поставили блестящие опыты, прекрасные наблюдения (которые, правда, были известны еще и древнегреческим философам) за муравьями, но выводы о наличии у них мышления, - это субъективные выводы этих ученых, из субъективная трактовка полученных результатов, а не экспериментальный факт! А что такое субъективная трактовка? Это допущение, основанное на багаже знаний конкретного ученого. Отсюда, я сомневаюсь, что ученые-биологи достаточно полно знали позиции психологии, философии насчет мышления и информационного обмена. А значит, они могут ошибаться в своих трактовках.

Цитировать
Такое понимание используется в современных когнитивных науках и накопленный эмпирический материал не позволяет сомневаться в наличие мышления примерно с уровня развития психики высших (истинных) эусоциальных насекомых.

На основании вышеизложенного, я имею определенные сомнения в правильного подобного определения мышления. Буквально: путаница мышления как формы психической деятельности и формы познавательной активности, приписывание мышлению признаков, которые присущи и иным формам психической деятельности. Все это вкупе делает данное определение негодным, на мой взгляд.

Ни в коем случае не отрицая высокую организованность муравейника, я, все-таки, думаю, что основа муравейника и ролевого распределения в нем муравьев - химическая, а не идеальная, то есть играют роли химические молекулы, а не идеи, созданные мышлением. А "социальность" муравьев является химическо-биологическим профилем того или иного муравья, возникшего эволюционно.

Цитировать
Первое. Второе - это понимание философии и ряда социальных общественно-политических доктрин, но точно не биологических и психологических наук.

Ну, мнение психолога Немова я уже привел. Значит, психологические науки, по крайней мере в России, за "второе" понимание мышления. А этого достаточно, чтобы выработать и философский концепт мышления как способности к оперированию идеальными объектами.

Цитировать
Мне близок трансдисциплинарный подход. Это предмет как естественных наук (биология), так и социально-гуманитарных наук (психология), а также и абстрактных наук (философия).

Вы правы. Нечего сказать.

Цитировать
Сознание в современных когнитивных науках понимается многозначно, но в ином ключе.
Сознание - это сложный феномен, который включает в себя:
1) феноменальное сознание, т.е. способность испытывать возможные субъективные переживания;
2) целостную репрезентацию окружающего мира и самих себя в субъективную реальность;
3) режим работы организма, а вернее ЦНС, в котором имеется способность реагировать на внешнюю стимуляцию вне рамок примитивной реактивности организма;
4) бодрствование организма вне сновидений;
5) высшую психическую функцию по осуществлению доступа к выходным системам сбора информации организма, контролю над поведением и поведенческим взаимодействием с окружающим миром.

Ну, ряд пунктов явно не могут являться существенным признаком сознания, а значит, не относятся к понятию "сознание". Например, "бодрствование вне сновидений". Увы, но клиническая практика знает болезненные состояния людей, у которых бодрствование не связано с наличием сознания. 1) и 3) - туда же, и тоже согласно научно-медицинским фактам.

Сознание... . Сложное явление. Однако мне ближе: целостная репрезентация окружающего мира и самих себя в субъективной реальности и высшая психическая функция по осуществлению доступа к выходным системам сбора информации организма, контролю над поведением и поведенческим взаимодействием с окружающим миром. А значит, формируем философский концепт: сознание является высшим рефлексирующим уровнем отражения действительности, присущего высокоорганизованной биологической материи.

Тот же Немов пишет, что:

1) Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
2) Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания.
3) Третья характеристика человеческого сознания — это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Здесь он подчеркивает, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

С учетом сказанного, сознание имеет свои особенные признаки, которые его и делают, собственно, сознанием, и как мы видим, сознание вряд ли присуще организмам не имеющим: самоощущения, мысленным представлением себя и речи.

Цитировать
В отношении самосознания меня устраивает понимание, данное Антти Ревонсуо в его "Психология сознания",

О, да. Знаком. Ревонсуо, кстати, разделяет позиции эмерджентного материализма в философии сознания, что, по моему мнению, очень близко к диалектико-материалистическому пониманию сознания как высшей функции высокоорганизованной биологической материи.

Цитировать
Нужно разделять философию на академическую и неакадемическую, а в академической выделять научную академическую и ненаучную академическую. В этом плане панпсихизм - это академическая философия, но скорее ненаучная академическая философия, крайне далекая от мейнстрима научной философии.

Согласен.

Цитировать
Да, в том числе. Сейчас виднейший сторонник как раз Пенроуз. При этом математический неоплатонизм это идеалистическая концепция, но вполне себе атеистическая, не предполагающая чего-либо сверхъестественного в религиозном понимании.

И все же. Представление о том, что математические объекты имеют онтологический статус, как мне кажется, спорно с академической философско-материалистической точки зрения.

Цитировать
Он не отрицает, а понимает его расширительно.

 ;D

Цитировать
Мне кажется важным отметить, что марксистская философия в классическом понимании 19-начала 20 веков это в принципе очень антропоцентричная философия, как и многие философские течения того времени. А в вопросах информации это просто одно из проявлений.

Да, скорее всего, так и есть.

Цитировать
Мне ближе именно точка зрения Дубровского. Собственно говоря, я не скрывал, что являюсь функционалистом.

В России Дубровский - это почти монополист в философии идеального (Васильев, вряд ли, равен Дубровскому), но это не значит, что Дубровский прав. В последнее время, в его взглядах наметился синтез с позицией своего "противника", - Ильенкова. Посмотрим на эволюцию его взглядов.

Отмечу, что Ильенков тоже, скорее всего, функционалист в вопросе природы информации. Борьба позиций Ильенкова и Дубровского шире борьбы между теорией функционализма и атрибутивной теорией, но отражается и в них: у Дубровского позиция может квалифицироваться и как атрибутивная теория, но сам Дубровский не делает таких выводов, избегая решения данного вопроса, просто допуская такие возможности. Его предмет, - идеальное, субъективная реальность, сознание, а не информация.

Думаю, истина, как обычно, по середине.  ;)
« Последнее редактирование: 15 Февраль, 2023, 10:21:33 am от Vivekkk »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн mrAVA

  • НРЕ
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 4 106
  • Репутация: +234/-454
  • НГЕ
Re: Материализм это бла бла ни о чем
« Ответ #259 : 15 Февраль, 2023, 16:57:55 pm »
Вы лишь написали, что игра слов непереводима
Ну пока я вижу, что Вы не справились просто с чтением чужого поста: приписываете мне прямо противоположную мысль. Возникает подозрение в Вашем мышлении. Видимо, Вы кошка или рептилия, пробравшаяся на форум.
Читаем: ///Переводимы как раз все идиомы и игры слов, но не все они переводимы без потери качества.


Что означает "потеря качества"? Это и означает потерю информации при переводе.
За бред и троллинг, кстати, Вам +20 баллов предупреждения.
Да, мы все знаем, что вы обладаете широчайшей эрудицией во всех областях человеческого знания, от экономических теорий через генетику и эволюционную биологию к современной космологии и астрофизики, во всех которых существуют лишь 2 мнения, то, которое разделяете вы, и неправильное.
Твоя религия ничего МНЕ не запрещает. Она запрещает ТЕБЕ. Уясни это.