Научный атеизм > Проблемы и "белые пятна" науки

Различия в памяти, интеллекте между людьми

(1/44) > >>

Vivekkk:

--- Цитата: mrAVA от 22 Май, 2021, 13:52:03 pm ---Т.е. вы игнорируете существование людей с памятью разной силы? Людей, с феноменальной памятью? С эйдической памятью? Людей, не способных запомнить номер телефона с 5-й попытки? Людей, не способных выучить стихотворение из 6-ти четверостиший за 3 часа?
--- Конец цитаты ---

Я не отрицаю ни факта различия в интеллекте, ни фенотипических различий. Я написал, что принципиальных различий в физиологии у людей нет. Физиология и память, физиология и психика, физиология и социализация (культурно-образовательная) среды - это, согласитесь, разные понятия.

Вместе с тем, я хочу отметить, что формирование интеллекта, памяти - это не только психический процесс или процесс созревания нейронных структур, но и социализация мозга, т.е. его обучение и воспитание, причем на ранних этапах онтогенеза человека. Без социально-культурного фактора, как правило, ни язык, ни речь, ни абстрактное мышление не формируются, как и сильная память. Нужны тренировки, использование нейронных структур, "вызов среды", так сказать.

И да, я осознаю, что социально-культурный фактор не абсолютен и даже не первичен, он не сможет преодолеть врожденную умственную отсталость, а вызванные им изменения без постоянных тренировок и использования со временем деградируют к исходному состоянию. И, конечно, сам по себе он не создаст талант или гений, хотя и поможет ему реализовать себя в обществе.


--- Цитировать ---Как учитель, работавший с ОВЗ-шными детьми, могу сказать, что увы, но физиологические различия между учениками есть и они существенно влияют на способность к обучению. Пластичность мозга не безгранична, а ту же механическую память невозможно подменить логической и ассоциативной.
--- Конец цитаты ---

Наверное, не физиологические, а психические, социально-культурные. Познавательная активность изначальна инстинктивна, присуща и обезьянам, но получает целенаправленное направление только в обучении и воспитании. Если упустить критически важный возраст обучения, но потом уже не догнать или для этого понадобятся гигантские усилия. Это как с изучением языков: чем раньше начинается обучение, тем лучше усваивается язык.

И да, бывают дети с психическими отклонениями, болезнями, врожденной отсталостью. В нашей стране реально никто ими не занимается так, как требует XXI век (пока только на бумаге). С такими детьми работать по общем программе неэффективно.

Таким образом, надо различать детей с педагогической запущенностью и с врожденными умственными отклонениями. И дело не в физиологии, а в психике, социально-культурном статусе. Различие в интеллекте, уровне познавательной активности - факт педагогики. Один класс и один уровень подачи учебного материала, а успеваемость различная. Однако это не снимает вопросов к методике преподавания, так как психика детей неустойчивая и асинхронно развивается, поэтому, чаще всего, требуется дифференцированный подход к обучению, и тогда успеваемость выравнивается. Это труд учителя - большой труд, который тоже требует таланта, которого, увы, в современных школах крайне мало в силу политики нашего государства.


--- Цитировать ---Для обычных учащихся картина ровно такая же. Более того, имеются и статистические различия в освоении учебного материала между девочками и мальчиками. Т.е. конкретная девочка может "рубить" в физике, а конкретный мальчик в литературе, но статистически мальчики более "физики", а девочки "лирики".
--- Конец цитаты ---

Это все мелочи, обыкновенная асинхронность психического развития и направленность социально-культурного обучения в конкретном обществе. В древней Греции мы крайне мало знаем женщин, занимающихся философией, наукой, политикой, но это было связано с социально-экономическим, правовым статусом женщины. У нас физико-математическая, техническая направленность раннего обучения мальчиков очевидна. Поэтому основания упирать на различие в половой физиологии как на фактор различия в интеллекта или познавательном интересе я не вижу, хотя соглашусь с тем, что материнство влияет на жизненные ценности и социальную активность женщин.


--- Цитировать ---Я здесь даже не про "честные оценки", а о времени и усилиях, затрачиваемых на овладение ЗУНами в одинаковом объёме.
--- Конец цитаты ---

А если дело в методике обучения? Существует изменчивость, и это нормально. Методика обучения давно не успевает за этой изменчивостью. В России давно не появлялось гениальных педагогов, снова увы.

mrAVA:

--- Цитата: Vivekkk от 23 Май, 2021, 21:27:21 pm ---Я не отрицаю ни факта различия в интеллекте, ни фенотипических различий. Я написал, что принципиальных различий в физиологии у людей нет.
--- Конец цитаты ---
Естественно, что принципиальных различий в физиологии представителей одного биологического вида нет. Но я про то, что обычные физиологические различия между организмами одного вида очень сильно влияют на способность к обучению.

--- Цитата: Vivekkk от 23 Май, 2021, 21:27:21 pm ---И да, я осознаю, что социально-культурный фактор не абсолютен и даже не первичен, он не сможет преодолеть врожденную умственную отсталость,
--- Конец цитаты ---

Стоп! Ни о какой умственной отсталости, т.о. об органическом поражении мозга, речь не идёт. Речь о том, что физиология у всех таки индивидуальна. И это индивидуальные особенности могут очень сильно усложнить или облегчить обучение.

--- Цитата: Vivekkk от 23 Май, 2021, 21:27:21 pm ---Наверное, не физиологические, а психические, социально-культурные.
--- Конец цитаты ---
Вы, похоже, не понимаете терминологию. ОВЗ -- это то, что раньше именовалось "инвалид". Это, например, выбитый глаз. Или рак. Ребёнок, у которого в 16-ть появился рак, до этого был как все. А потом химиотерапия и пошли когнитивные нарушения.

--- Цитата: Vivekkk от 23 Май, 2021, 21:27:21 pm ---И да, бывают дети с психическими отклонениями, болезнями, врожденной отсталостью. В нашей стране реально никто ими не занимается так, как требует XXI век (пока только на бумаге). С такими детьми работать по общем программе неэффективно.
--- Конец цитаты ---
Как далеки вы от педагогики... До недавнего времени "таких" детей учили по специальным программам по специально созданных под них учебникам специально обученные для этого педагоги в специально созданных школах. Педагоги-дефектологи работали в школах IV, V, VI, VII и VIII типа в класса от 15 до 5 человек. 8 тип -- это олигофрения.

Это недавно пошла тупая бодяга про "инклюзивное обучение" всех по одним программам в общеобразовательных школах обычными учителями.

--- Цитата: Vivekkk от 23 Май, 2021, 21:27:21 pm ---
--- Цитировать ---Я здесь даже не про "честные оценки", а о времени и усилиях, затрачиваемых на овладение ЗУНами в одинаковом объёме.
--- Конец цитаты ---
А если дело в методике обучения? Существует изменчивость, и это нормально. Методика обучения давно не успевает за этой изменчивостью.
--- Конец цитаты ---
Вы даже не представляете, сколько методик обучения мне известно. Вот только при любой методике таблицу умножения и день рождения всех Александров Сергеевичей необходимо тупо запомнить. Если у ученика слабая механическая память, ему будет это сложно сделать. Ему будет тяжело считать в уме, заучивать стихи и т.д.

Тогда как чел с крепкой механической памятью чисто за её счёт не будет иметь никаких проблем с 4/5 школьной программы.

Вы в курсе о существовании визуалов, аудиалов и кенестетиков? Положим, у них одинаковая механическая память. Но для того чтобы запомнить некий текст визуалу достаточно его прочесть, аудиалу -- прослушать, а кинестетику -- ПЕРЕПИСАТЬ или рассказать. Вы догадываетесь, кто будет иметь преимущество? А кто будет тратить в 3 раза больше времени на запоминание?

Kochegar:

--- Цитировать ---Один класс и один уровень подачи учебного материала, а успеваемость различная.
--- Конец цитаты ---


Сплошь и рядом можно наблюдать следующее: этот хорошо учится по одному предмету и плохо по другому, а  другой - наоборот, хорошо по тому  и плохо по этому. Именно про это девиз ГТО: "Сила есть - ума не надо!" так как обычно те кто получают отлично по физкультуре имеют затруднения с обучением по предметам отличающимся от перетягивания каната.

mrAVA:

--- Цитата: Kochegar от 25 Май, 2021, 15:04:18 pm ---
--- Цитировать ---Один класс и один уровень подачи учебного материала, а успеваемость различная.
--- Конец цитаты ---
Сплошь и рядом можно наблюдать следующее: этот хорошо учится по одному предмету и плохо по другому, а  другой - наоборот, хорошо по тому  и плохо по этому. Именно про это девиз ГТО: "Сила есть - ума не надо!" так как обычно те кто получают отлично по физкультуре имеют затруднения с обучением по предметам отличающимся от перетягивания каната.
--- Конец цитаты ---
Возражаю. Данное различение вытекает обычно из фактора "время -- ограниченный ресурс". Если человек тренируется по 8 часов в день, а в Вс вообще 12-ть, то учиться ему просто некогда. Поэтому в СССР существовали художественные и спортивные школы, выпускники которых сдавали специальные отдельные экзамены.

Vivekkk:

--- Цитата: mrAVA от 24 Май, 2021, 19:43:13 pm ---Естественно, что принципиальных различий в физиологии представителей одного биологического вида нет. Но я про то, что обычные физиологические различия между организмами одного вида очень сильно влияют на способность к обучению.
--- Конец цитаты ---

Какие конкретно физиологические различия очень сильно влияют на способность к обучению?


--- Цитировать ---Стоп! Ни о какой умственной отсталости, т.о. об органическом поражении мозга, речь не идёт. Речь о том, что физиология у всех таки индивидуальна. И это индивидуальные особенности могут очень сильно усложнить или облегчить обучение.
--- Конец цитаты ---

Органическое поражение мозга  - это не умственная отсталость. Более того, умственная отсталость у детей вызывается не только органическими поражениями мозга. Причиной олигофрении может стать и мутация (генная, хромосомная), и эндокринные заболевания родителей, и т.д.

Снова вопрос: какие индивидуальные различия в физиологии у детей влияют на их способность к обучению?


--- Цитировать ---Вы, похоже, не понимаете терминологию. ОВЗ -- это то, что раньше именовалось "инвалид". Это, например, выбитый глаз. Или рак. Ребёнок, у которого в 16-ть появился рак, до этого был как все. А потом химиотерапия и пошли когнитивные нарушения.
--- Конец цитаты ---

Прекращайте флеймить.
ОВЗ - это ограниченные возможности здоровья, к которым относят не только инвалидов детства или детей с выбитым глазом. Вы сами-то понимаете терминологию?
ОВЗ учитываются в разработке и применении адаптивных образовательных программ в школах по категориям:
глухие,
слабослышащие,
слепые,
слабовидящие,
с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА),
с задержкой психического развития (ЗПР),
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР),
с расстройствами аутического спектра (РАС),
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


--- Цитировать ---Это недавно пошла тупая бодяга про "инклюзивное обучение" всех по одним программам в общеобразовательных школах обычными учителями.
--- Конец цитаты ---

Инклюзивное образование до сих пор - тренд, усиленно развивается в средних школах. Родители тоже решают как их особый ребёнок будет получать образование: в обычной группе или классе, в коррекционной группе или классе, или инклюзивно в комбинированных группах и классах.

Это лучше, чем ничего.


--- Цитировать ---Тогда как чел с крепкой механической памятью чисто за её счёт не будет иметь никаких проблем с 4/5 школьной программы.
--- Конец цитаты ---

Насчёт памяти, то есть специальные исследования, но чаще всего, память можно "воспитать" постоянным упражнением. Культурно-социальные факторы роста личности и интеллект преобладающие.


--- Цитировать ---Вы в курсе о существовании визуалов, аудиалов и кенестетиков?
--- Конец цитаты ---

Ну, а Вы в курсе, что помимо перечисленных, имеются еще и дигитальный тип восприятия (дигиталы) или еще вербалы? И данное различие никак не сказывается на общем результате обучения и успеваемости. В школе используются различные методы обучения для разных типов восприятия. Так называемый VARK-тест.

Более того, на текущий момент нет ни одного научного доказательства того, что VARK/VAK подходы действительно работают и могут помочь лучше учиться. Большая часть исследований, которые пытаются доказать пользу стилей обучения в зависимости от того, относятся студенты к аудиалам, визуалам или кинестетикам, не удовлетворяют основным критериям научной достоверности. Вот, обратите внимание на это исследование:
https://anatomypubs.onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/ase.1777
Есть серьёзные сомнения в научности VARK.


--- Цитировать --- Положим, у них одинаковая механическая память. Но для того чтобы запомнить некий текст визуалу достаточно его прочесть, аудиалу -- прослушать, а кинестетику -- ПЕРЕПИСАТЬ или рассказать. Вы догадываетесь, кто будет иметь преимущество? А кто будет тратить в 3 раза больше времени на запоминание?
--- Конец цитаты ---

Не думаю, что это правда. У Вас совершенно неживая схема. Мозг пластичен, что означает, непосредственную изменчивость и способность людей овладевать различными способами познания. В реальности люди используют все типы восприятия информации.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии