Автор Тема: Диалектический материализм  (Прочитано 292502 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн VasyaBit

  • БЛАЖЕННЫЙ
  • Афтар
  • *
  • Сообщений: 931
  • Репутация: +65/-150
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1760 : 08 Сентябрь, 2020, 10:25:43 am »
Это Вы брешете. Пора бы поумнеть и признать мысли, психику,память идеальным. Кстати сказать, это идеальное объективно существует, не будете же Вы отрицать наличие мысли в Вашей голове?
Ну а верующий вам точно также  скажет,  что душа объективно существует, не будете же Вы отрицать наличие мысли в Вашей голове? Мысли это результат работы головного мозга, т.е субъекта, т.е они субъективны. Или вы хотите сказать что ваши мысли существуют независимо то вас? Что существует некий мир мыслей, а вас мозг просто наблюдает этот мир мыслей?
ЗЫ: Вульгарные материалисты, вроде Вас, пытаются отрицать идеальность мысли и психики, подменяя её "процессом мышления". Но беспомощно мычат, не в силах объяснить разрыв в том, что подумать индивид может о чём угодно и вообще абстрагироваться от материальных вещей, перенеся фокус мышления на их свойства, а "процесс мышления"( материальный носитель) будет один и тот же. Не можете Вы и объяснить, как эго инициирует процесс мышления и желания подумать о чём -то. Ведь тогда надо признать, что кто -то инициирует обращение к памяти, включение логического и абстрактного мышления и т.п. Так, что Вы , с Вашим вульгарным материализмом "допроцесситесь" до души и боженьки.
Зачем душа, ведь есть материальный мозг, который и осуществят процесс мышления. Это у вас появляется душа, в виде некой новой сущности - идеального.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 633
  • Репутация: +13/-0
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1761 : 08 Сентябрь, 2020, 10:55:34 am »
Т.е к Ленину ,который что-то считал всеобщим свойством материи у вас нет? Но в науке отражение это " физический процесс взаимодействия волн или частиц с поверхностью." Вы же не верите что в зеркале живет ваш двойник?

Вы о чем?

Цитировать
Так в той-же БСЭ написано: " Отражение человеком действительности отличается от отражения её животными как способом, так и предметом отражения, стремлением человека не только удовлетворить свои естественные потребности, но и понять объективные связи вещей сами по себе. Для отражения, свойственного человеку, характерно то, что оно есть нечто идеальное."

И?

Цитировать
Т.е это по сути перенятая из религии идея, что человек якобы отличается от других животных некой добавочной сущностью - душой. Но нейробиология давно опровергла принципиальную исключительность человека и вовсю изучает природу сознание, мышления на крысах, собаках и др животных.

Нет. Никакие мыши, крысы, собаки не могут объяснить наличие субъективной реальности человека. Философия диамата объясняет как продукт высокоорганизованной материи, то есть  социализированных нейронов головного мозга. Религия тут не имеет значения.

Цитировать
Вначали люди думали что якобы существуют две фундаментальные или почти фундаментальные сущность, мертвая материя и живая,  это представления оформилось и в идею двух субстанций мыслящей и протяженной. А так называемый "основной вопрос философии" это просто тасование этих двух сущностный, что из них первичные. В науке никакого подобного вопроса нет, т.к там давно господствует материализм, отвергающий существование некой идеальной сущности.

Так и есть, - не понимаете.

Цитировать
Ну вот духа точно нет, а информация нуждается в материальном носителе.

Какого именно?

Цитировать
Практикум по информатике под редакцией Е. К. Хеннера

Смешно. Вы философские вопросы по практикуму по информатике решаете? Вы отдаете себе отчет в том, что Вы - фрик?

Цитировать
Под информацией здесь пониматься информация, в любом случае в определениях информации нет такого бардака как в случае определений философских понятий отражения и идеального.

Под информацией понимается ... информация? Это - определение такое? Логические правила создания определений Вы не знаете, судя по всему. Определение должно содержать в себе существенные признаки определяемого предмета, то есть такие признаки, без которых предмет не существует.

Что же такое информация? Расскажите. Из чего она состоит? Где находится? Вот, я стою в саду полном деревьев, травы под осенним небом на фоне которого чуть печально склоняет свои желто-красные листья одинокий тополь. Где-то невдалеке журчит ручей, кристальная вода которого весело перебегает от одного порога к другому. Сад полон жизни  -  он шуршит, шевелится.  Но где же в нем информация? Я заглядываю под камень: я не вижу ее. Я поймал жука, разглядываю его, но не вижу в нем информации. Пробую всмотреться в покрашенную в грязно-желто-красный цвет стену из деревьев сада,  - нет информации. Где же она и что она такое? Везде и повсюду странные люди говорят и говорят о наличии информации, которая повсюду и везде, она первична и присуща всему, но я не вижу ее, не ощущаю. И тут я понимаю, что эти люди говорят не о саде, в котором я продолжаю стоять, не о том одиноком тополе, грустящем о расставании с летом, они говорят о себе самих, - о своем продукт познания. Вот где информация! В голове говорящих людей, которые отрывают ее от своего познания, приписывая ее материальным объектам. И для меня говорить то, что информация присуща материи, все равно что говорить то, что материи присуща душа. Это религиозный пережиток, - анимизм. Все остальное информацией не является, несмотря ни на какие "практикумы по информатике".
« Последнее редактирование: 08 Сентябрь, 2020, 11:07:43 am от Vivekkk »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн VasyaBit

  • БЛАЖЕННЫЙ
  • Афтар
  • *
  • Сообщений: 931
  • Репутация: +65/-150
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1762 : 08 Сентябрь, 2020, 11:46:16 am »
Нет. Никакие мыши, крысы, собаки не могут объяснить наличие субъективной реальности человека.
Посмотрите какие именно эксперименты и с кем проводит, к примеру, Анохин в своих исследований сознания.
Философия диамата объясняет как продукт высокоорганизованной материи, то есть  социализированных нейронов головного мозга. Религия тут не имеет значения.
Диамат объясняет так, религия этак, это не важно, т.к важны только результаты научного исследование в этой области.
Смешно. Вы философские вопросы по практикуму по информатике решаете? Вы отдаете себе отчет в том, что Вы - фрик? 
  Без обращения к наукам философия превращается в мисологию. Если вы задаете вопрос о устройстве мира, то без изучения этого мира, т.е науки обойтись не получится.
Под информацией понимается ... информация? Это - определение такое? Логические правила создания определений Вы не знаете, судя по всему. Определение должно содержать в себе существенные признаки определяемого предмета, то есть такие признаки, без которых предмет не существует. 
Я вам уже приводил определения информации.
Я заглядываю под камень: я не вижу ее. 
Камень то вы видите, т.к получаете информацию из окружающего мира. Или вы хотите сказать что окружающий мир создает исключительно ваше сознание.

Оффлайн Jeremy H Boob PhD

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 272
  • Репутация: +157/-64
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1763 : 08 Сентябрь, 2020, 14:39:56 pm »
Vivekkk
Цитировать
Я Вам повторю, что Ваша позиция по отношению к информации, идеальному -  идеалистична. Я привел цитаты авторитетного источника и свои личные размышления по этому поводу. Опровергнуть ни первое, ни второе у Вас не получилось.
Информация стоит отдельного разговора, мы ее сейчас трогать не будем. Что касается идеального ... Опровергать первое я и не собирался, потому что полностью согласен с Вашим авторитетным источником. Ваши же личные размышления я опровергнуть не могу, потому что они  безосновательны и, стало быть, неопровержимы. Кроме того, они противоречат Вашему авторитетному источнику. Или, может, я неправильно Вас понял?
Авторитетный источник: "... В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов, как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм) ..." Т.е., вариации только в пределах двух форм и определяются тем, как понимается духовное первоначало. Ваши личные размышления: "Идеализм как принцип первичности духовного проявляется в разных формах и видах. И то, что основный смысл данного принципа таков, не исключает иные его вариации в различных тезисах." Т.е., у Вас вариации не исключаются и в других тезисах, не имеющих отношения к первичности духовного? Или всё-таки первичность должна присутствовать в любых вариациях идеализма?
Цитировать
Вам сказали, что идеализм как философия проявляется во многих ракурсах и имеет множество подвидов. Например, рационалистический панлогизм. Вы ничего не говоря о нем, снова как как заговоренный повторяете, что идеализм - учение о первичности духа.
А что, рационалистический панлогизм это не о первичности духа? Строго в соответствии с авторитетным источником - вариация идеализма, в которой духовное первоначало понимается как мировой разум.
Цитировать
Рассуждайте дальше. Панлогизм, - идеалистическое учение или нет? Он есть у Спинозы или нет? Ваша позиция по приписываю информации, идеального неживым объектам природы - это не тот же панлогизм? Рассуждайте.
Рассуждаю: панлогизм - идеалистическое учение, т.к. полагает первоначалом мировой разум.
Есть ли он у Спинозы? Нет, т.к. Спиноза полагает первоначалом субстанцию, а разум у него всего лишь модус атрибута этой субстанции, мышления.  Да? Даже не сам атрибут, т.е. то, через что существует субстанция, а всего лишь зависимое от другого состояние (Substantiae affectio). А как же сам атрибут, скажете Вы, мышление? Во-первых, этот атрибут никак не первоначало других атрибутов (коих бесконечное множество), определяющих для нас объективную реальность - протяженность, телесность и т.п.: "Природа субстанции такова, что каждый из ее атрибутов представляется сам через себя, так как все атрибуты, которые она имеет, всегда существовали в ней вместе, и ни один из них не мог быть произведен другим, но каждый выражает реальность или бытие субстанции." Во-вторых атрибут мышления у Спинозы ничего общего с человеческим мышлением, а значит и с логикой, не имеет, а только является его причиной: "так как ум бога есть причина и существования и сущности нашего ума, то он, поскольку представляется составляющим божественную сущность, различается от нашего ума как по своему существованию, так и по своей сущности и не может иметь сходства с ним, как мы и хотели показать, ни в чем, кроме названия."
Теперь скажите - где здесь духовное первоначало всего?
"Ваша позиция по приписываю информации, идеального неживым объектам природы - это не тот же панлогизм?" Нет, не тот же. Идеальное, присущее неживому объекту, не имеет никакого отношения ни к всеобщему разуму, ни к первопричине этого объекта.
Цитировать
Философы-материалисты однозначно говорят, что мышление - вторично, производно, является следствием, не существует без природы, а вот идеалисты, - наоборот, либо утверждают первичность мышления или закулисно протаскивают его в природу в отрыве от человека, постулируя его атрибутивность, имманентность и субстанциональность. Именно это сделал Спиноза, и именно это сделали и Вы.
Я согласен с Вами, концепции подобные спинозизму действительно трудно строго квалифицировать. Поэтому и такое разночтение о нем в словарях и учебниках. У Энгельса нет третьего варианта, когда идеальное не первично и не вторично, а имманентно бытию.
Лично я не считаю спинозизм верным в его оригинальном виде, я говорил об этом. Я считаю идеальное модусом субстанции, тем состоянием ее, которое появляется в разделённом едином и обуславливает отношения между его частями (вещами). Организация этих отношений развивается на своих высших уровнях в феномен мышления.
Цитировать
А что такое разум, если не совокупность нейронов, идеального, информации? Вот и получается, что те, кто философски приписывает информацию всем материальным объектам, сам того не понимая, постулирует наличие у них разума, идеального. И что это? На материализм не похоже.
Ну, разум это, конечно, не просто совокупность нейронов, идеального, информации. Но допустим. Допустим даже, что кто-то постулирует наличие у всех материальных объектов разума. Чем же это не похоже на материализм? Тем, что разум присущ не только высокоорганизованным объектам, но и низко организованным? Т.е., критерий материализма по-вашему это не первичность материи по отношению к мышлению, а то, на каком уровне организации это мышление появляется?
Цитировать
Цитировать
Словарь и не должен ничего утверждать, это справочное издание,  сборник сведений на различные темы.
Только в рамках позитивисткого подхода, и только. Не надо ошибочно обобщать.
А, ну да. В рамках диалектического подхода словарь это как бы одновременно и не словарь.
Цитировать
Цитировать
Говорить о противоположности сторон можно только если они уже находятся в отношении противоречия, как иначе Вы определяете их противоположность?
То есть Вы по следствию определяете причину, и только так?
Я не считаю противоречие следствием, а Вы не ответили на вопрос - как Вы определяете, что стороны противоположны?
Цитировать
Цитировать
Догматизм - это Ваша теория движения материи.
Не моя, это стандартный постулат диамата в советский период.

"Как только диалектике пытались, как в советские времена, придать теоретический вид, она превращалась в систему, комбинирующую банальности
с совершенно неясными положениями. Изложить такую систему можно было
на половине страницы." Ивин. Диалектика. Зарождение, триумф и крах.
Не понимаю, зачем Вы рекомендовали мне эту книжку. Ивин камня на камне не оставил от ортодоксальной советской диалектики, а саму диалектику свел к стилю мышления, в чём я с ним несколько согласен, я ,если помните, всегда считал ее способом мышления. Хотя это, конечно, не одно и то же.
Никаких других "современных подходов к диалектике" в книжке не обнаружилось.
Цитировать
Да Вы сами смысл сказанного Ильенковым не поняли. Он и имеет в виду, - социальную форму материи ... Всеобщая форма - и есть форма социальная.
Вы за Ильенкова не додумывайте. Не надо искать скрытые подтексты, это не Библия. В приведенной цитате он четко и ясно даёт понять, что материализм должен понимать под идеальным. Особое отношение между двумя (по крайней мере) материальными объектами. Всё. И социальную форму движения материи тоже. Но как частный случай.
"Всеобщая природа этого объекта, всеобщая форма и закономерность этого другого объекта" это о том объекте, который представлен в отражающем объекте. Вот эта всеобщая форма и закономерность любого объекта и есть то нематериальное (идеальное), что представляется (отражается) в отражающем объекте, не изменяя всеобщей формы и закономерности его самого.
Цитировать
Цитировать
... это субстанциональный материализм.
Который постулирует бога  и мышление как отдельную субстанцию природы? Надо отдельно об этом поговорить.
Вы знаете, Ваши заявления о Спинозе одно другого круче. В прошлый раз субстанция была трансцендентна, теперь она просто отдельна от природы. Это у Вас фигура речи такая или Вы действительно не понимаете, что такое субстанция у Спинозы?
memento mori

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 633
  • Репутация: +13/-0
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1764 : 08 Сентябрь, 2020, 20:48:30 pm »
Посмотрите какие именно эксперименты и с кем проводит, к примеру, Анохин в своих исследований сознания.
Анохин пока выдвинул гипотезу когнитона, но до теории у него не дошло. Не надо приписывать Анохину того, чего у него нет. Проблема идеального у него никак не связана с экспериментами на животных. В них он изучал механизмы памяти.

Цитировать
Диамат объясняет так, религия этак, это не важно, т.к важны только результаты научного исследование в этой области.

Ошибаетесь: диамат к религии никакого отношения не имеет.

Цитировать
Без обращения к наукам философия превращается в мисологию. Если вы задаете вопрос о устройстве мира, то без изучения этого мира, т.е науки обойтись не получится.

Поэтому, изучая философские вопросы Вы обращаетесь к практикуму по информатике?

Цитировать
Я вам уже приводил определения информации.

Да: информация - это информация. Блестяще.

Цитировать
Камень то вы видите, т.к получаете информацию из окружающего мира. Или вы хотите сказать что окружающий мир создает исключительно ваше сознание.

Я хочу сказать, что никакой информации в мире нет. Информация - продукт вашего сознания, вашего познания. Это слово, которым обозначают знаки, связь нейронов, образовавшихся в процессе познания, ощущения мира, - в вашей голове. Вы смотрите на камень, и у вас образуется информация о камне, но сама информация о камне и камень - это разные явления. Информация о камне - это суждение о камне, слово о камне, представление о камне, которые могут быть неверными и ошибочными. Информация возникает в процессе познания уже в самом человеке, в его психических процессах отражения реальности, как продукт такого отражения. Приписывать это свойство психического отражения самой материи, - ошибка, когнитивное искажение.
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 633
  • Репутация: +13/-0
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1765 : 08 Сентябрь, 2020, 21:14:05 pm »
А что, рационалистический панлогизм это не о первичности духа?
О чем я Вам и толкую, и с чем Вы не согласны.
Цитировать
Есть ли он у Спинозы? Нет, т.к. Спиноза полагает первоначалом субстанцию, а разум у него всего лишь модус атрибута этой субстанции, мышления.
Разум у Спинозы присущ, имманентен субстанции, черт подери. Что это тогда с точки зрения философии за учение?
Цитировать
Теперь скажите - где здесь духовное первоначало всего?
Конечно! Разум, мышление имманентны субстанции - это не духовное первоначало! Очуметь.
Цитировать
Я согласен с Вами, концепции подобные спинозизму действительно трудно строго квалифицировать. Поэтому и такое разночтение о нем в словарях и учебниках. У Энгельса нет третьего варианта, когда идеальное не первично и не вторично, а имманентно бытию.
Значит, рассуждайте сами. Философия - это свобода мышления. Никто Вас по голове не ударит. Разночтение, разность концепций, подходов, - в философии никогда и не было единого учения обо всем. И вопросы философии до сих пор далеки до окончательного разрешения, потому что почти все имеющиеся у нас ответы на них, - неудовлетворительны.
Я имею свою мнение об учении Спинозы, основанное на конкретных фактах науки, философском багаже знаний и моем понимании.
Цитировать
Лично я не считаю спинозизм верным в его оригинальном виде, я говорил об этом. Я считаю идеальное модусом субстанции, тем состоянием ее, которое появляется в разделённом едином и обуславливает отношения между его частями (вещами). Организация этих отношений развивается на своих высших уровнях в феномен мышления.
Да как хотите. Вы считаете, что бытие есть субстанция, - что за субстанция вам самому неизвестно, но, как бы она есть. И она проявляется в "разделенном едином" - что это такое за художественное рассуждение? Наши сциентисты просто изобьют вас за такой язык.
Цитировать
Ну, разум это, конечно, не просто совокупность нейронов, идеального, информации.
А что это тогда? Если убрать нейроны - разума не будет. Если убрать информацию - разума не будет тоже. Без идеального о разуме мы ничего не можем узнать. Дети маугли имеют разум? Так что же такое разум по-вашему? Не нейроны, не информация, а что? Только не заливайте про способность рассуждать и пр, - это все те же нейроны и информация в них. У вас самого-то есть четкое определение разума? Без художественных вывертов?
Цитировать
А, ну да. В рамках диалектического подхода словарь это как бы одновременно и не словарь.
Просто позитивисткие словари специально пишутся и писались без обобщений, без объяснений причин. Только факты без установления связей. Это общеизвестно. Не знаю, что вы тут так удивляетесь.
Цитировать
Я не считаю противоречие следствием, а Вы не ответили на вопрос - как Вы определяете, что стороны противоположны?
Важно что есть на самом деле. Противоположные явления, взаимодействуя, порождают противоречащие друг другу явления, - это можно описать в рамках детерминизма, считаете вы так или нет. По наличие противоречий можно установить наличие противоположностей, то есть противоречия  - следствия противоположностей.
Цитировать
"Как только диалектике пытались, как в советские времена, придать теоретический вид, она превращалась в систему, комбинирующую банальности
с совершенно неясными положениями. Изложить такую систему можно было
на половине страницы." Ивин. Диалектика. Зарождение, триумф и крах.
Продолжайте.
Цитировать
Вы за Ильенкова не додумывайте.
Читайте споры с Дубровским и критику Дубровского тезисов Ильенкова.
Цитировать
Вы знаете, Ваши заявления о Спинозе одно другого круче. В прошлый раз субстанция была трансцендентна, теперь она просто отдельна от природы. Это у Вас фигура речи такая или Вы действительно не понимаете, что такое субстанция у Спинозы?
Трансцендетность субстанции и есть ее отделение от природы. Однако, Спиноза - пантеист, и я говорю об этом постоянно. И я хочу подчеркнуть, что у Спинозы две субстанции объединены в одну, поэтому я так и выразился. Потому что для меня не может быть такой единой субстанции, - это бред. Считать, что есть материя и есть в ней бог,  - это смешивать две разные сущности, две субстанции в одно. Это главное противоречие пантеизма. Он никогда не мог примирить бога и материю. Поэтому марксисты правы, говоря, что пантеизм - это стеснительный атеизм. Таким образом, я рассказываю вам о своей оценке учения Спинозы, а не пересказываю его учение, - вы, что, не в состоянии отличить это?
« Последнее редактирование: 10 Сентябрь, 2020, 02:15:15 am от Vivekkk »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Jeremy H Boob PhD

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 272
  • Репутация: +157/-64
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1766 : 10 Сентябрь, 2020, 12:20:48 pm »
Vivekkk
Цитировать
О чем я Вам и толкую, и с чем Вы не согласны.
Вы толкуете о том, что слово "идеализм" можно использовать не только в отношении концепций, основанных на первичности духа, идеального, но и в отношении неких "вариаций", таковой первичности не содержащих. В пример приводите рационалистический панлогизм. На что я замечаю, что рационалистический панлогизм несомненно предполагает первичность идеального, и не может быть примером Вашему утверждению.
Цитировать
Разум у Спинозы присущ, имманентен субстанции, черт подери. Что это тогда с точки зрения философии за учение?
Вам ешё раз привести цитаты из "Этики", или соизволите перечитать сами? Зачем Вы приписываете Спинозе то, чего он не говорил?
"Под разумом (умом) — само собой ясно — мы понимаем не абсолютное мышление, но только известный модус его, отличный от других таких же модусов, как, например, желания, любви и т.д."
В свою очередь абсолютное мышление, модусом которого является разум, это не мышление подобно человеческому, а только его возможность, так же как любой другой атрибут субстанции.
Цитировать
Цитировать
Теперь скажите - где здесь духовное первоначало всего?
Конечно! Разум, мышление имманентны субстанции - это не духовное первоначало! Очуметь.
Ещё раз. Извините, что приходится разжёвывать, Вы с первого и со второго раза не понимаете: абсолютное мышление это один из атрибутов субстанции, одним из модусов которого является разум.
К другим модусам других атрибутов, таким как всё, что мы называем объективной реальностью или материей (по версии Ленина), абсолютное мышление отношения не имеет и первоначалом их НЕ является. Не является оно, естественно, и первоначалом самой субстанции (это так, на всякий случай, если вдруг Вы так подумаете)
Цитировать
Да как хотите. Вы считаете, что бытие есть субстанция, - что за субстанция вам самому неизвестно, но, как бы она есть. И она проявляется в "разделенном едином" - что это такое за художественное рассуждение?
Ну, не бытие есть субстанция, а есть бытие субстанции. Субстанция едина: "Субстанция абсолютно бесконечная неделима.
Если бы она была делима, то части, на которые она разделилась бы, или удержат природу абсолютно бесконечной субстанции, или нет. В первом случае будет несколько субстанций одной и той же природы, что (по т. 5) невозможно. Если предположить второе, то (как и выше) абсолютно бесконечная субстанция будет иметь возможность перестать существовать, что (по т. 11) также нелепо." Этика. Б.Спиноза.

Однако бытие субстанции проявляется в форме разделения единого на вещи и отношения между ними.
Цитировать
Просто позитивисткие словари специально пишутся и писались без обобщений, без объяснений причин.
Что за позитивистские словари?  :o
Цитировать
Противоположные явления, взаимодействуя, порождают противоречащие друг другу явления, - это можно описать в рамках детерминизма, считаете вы так или нет. По наличие противоречий можно установить наличие противоположностей, то есть противоречия  - следствия противоположностей.
Отлично! Т.е., противоположности могут существовать без противоречия, но мы не можем знать о том, что они противоположности, пока они не породят противоречие. Такое вот спекулятивное знание о противоположностях.
Цитировать
Цитировать
Никаких других "современных подходов к диалектике" в книжке не обнаружилось.
Вам пока трудно это. Ничего. Продолжайте.
Трудно что? Поясните, пожалуйста. Кроме диалектики  как стиля коллективистского мышления в книжке Ивина никаких других "современных подходов" нет. Я конечно понимаю, не смотря на то, что диалектики в Вашем понимании там нет, но Ивин так увлекательно рассказывает о коллективистском и индивидуалистском стиле мышления, что Вам, как историку (Вы ведь историк, я не ошибаюсь? или социолог?) просто бальзам на душу. Но диалектику жалко(с).
Цитировать
Я никогда за других не выдумываю, в отличие от вас. Читайте споры с Дубровским и критику Дубровского тезисов Ильенкова.
Причём тут Дубровский? Спор Дубровского с Ильенковым это спор позитивиста с диалектиком, он не имеет формального разрешения. Я прекрасно знаю позитивистскую критику, зачем она мне?
Я привёл Вам Ильенковское определение идеального, с коим согласен. Вы - нет. В рамках этого определения что-то можете прокомментировать? Нет? Ну и прекрасно,  я Вас услышал.
Цитировать
И я хочу подчеркнуть, что у Спинозы две субстанции объединены в одну, поэтому я так и выразился. Потому что для меня не может быть такой единой субстанции, - это бред. Считать, что есть материя и есть в ней бог,  - это смешивать две разные сущности, две субстанции в одно. Это главное противоречие пантеизма. Он никогда не мог примирить бога и материю. Поэтому марксисты правы, говоря, что пантеизм - это стеснительный атеизм. Таким образом, я рассказываю вам о своей оценке учения Спинозы, а не пересказываю его учение, - вы, что, не в состоянии отличить это?
Да, мы видим, что Вы пытаетесь обсуждать субстанцию Спинозы имея в виду свое собственное понимание субстанции и подменяя эти понимания. Так не годится. Вы вбили себе в голову, что субстанцию можно понимать только натурфилософски, как первоматерию или первомышление, в зависимости от того, как решать ОВФ, т.е. наделяя ее признаком материи или мышления, соответственно и сама субстанция у вас получается или материальная или духовная. Чем же она тогда отлична от материальной вещи или идеи?
Спиноза предлагает субстанцию как  то, что
"существует в себе и представляется само по себе", т.е. не нуждается в представлении о материальности или идеальности, материальное или идеальное это модусы ее атрибутов, которые хотя и составляют существо субстанции но при этом различны:
"хотя и могут быть представлены два атрибута, реально различные, т. е. один без помощи другого, однако из этого мы не можем заключить, что они составляют два существа или две различные субстанции. Ибо природе субстанции свойственно, чтобы каждый из ее атрибутов представлялся сам по себе, так как все атрибуты, которые она имеет, всегда вместе были в ней, и один из них не мог быть произведен другим; но каждый из них выражает реальность или бытие субстанции."
Однако, слава Богу, Вы наконец согласились, что спинозизм это "вариация" атеизма. Только Гинзбург говорил "стыдливый" а не "стеснительный".

Об информации.
Цитировать
Я хочу сказать, что никакой информации в мире нет. Информация - продукт вашего сознания, вашего познания.
Вы же сами приводили цитату из авторитетного источника (БСЭ), в которой говорится, что понятие информация не имеет пока единого определения. Однако там же говорится, что первоначальное ее понимание как "сведений, передаваемых одними людьми другим людям" давно (с 50х годов прошлого века) устарело и есть некоторое количество новых определений, которые толкуют информацию более расширено. Вы же хватаетесь за первоначальное определение, закрывая глаза на те колоссальные сдвиги в этом вопросе, что произошли за последние десятилетия, не принимая во внимание то, что философское переосмысление информации произошло строго на основе новых научных достижений в области специальных наук. Это догматизм и лысенковищина, уж извините, будем называть вещи своими именами. Философия стремительно отдаляется от советского прошлого, и Вам, застрявшему в нем кажется, что это не Вы стоите на месте а она разрушает то, чему Вас учили многие годы.
memento mori

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 633
  • Репутация: +13/-0
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1767 : 10 Сентябрь, 2020, 21:42:42 pm »
...Философия стремительно отдаляется от советского прошлого, и Вам, застрявшему в нем кажется, что это не Вы стоите на месте а она разрушает то, чему Вас учили многие годы.

Надо же. Кто же дал у нас критику советского прошлого? Кроме понятных претензий к идеологической мифологии советского государства. Я, вот, смотрю, но никак не вижу именно критики, - обоснованного опровержения тезисов диалектического материализма, опровержения теории общественно-экономических формаций. Мне кажется, что современная наука, в том числе и философия, просто "забыла" о том, что ранее существовала советская наука и советская философия, - закрыли глаза. И нет их. На словах же, вся "критика" сводится к лагерям, к тоталитарному режиму, расстрелам, репрессиям (что, конечно, очень плохо сказалось на развитии науки в СССР).

Знаете, мне все равно, я не догматик. Если новая теория, новый тезис обоснованнее и логически правильнее описывает, объясняет, то я без сомнения его приму, отвергнув свои былые убеждения. У меня нет сверхценных идей. Я не держусь их. Так, если бог выглянул с неба, я бы отверг атеизм и стал верующим. Мои принципы - адекватность отражения практике, разумность, аргументированность позиции.

Однако когда мне говорят, что сегодня вдруг открылись новые истины, а все предыдущее - ложь, даже не заслуживающая критики, то я не верю. Я не верю в сам такой подход. Когда Чубарьян пишет, что, дескать, мы тут историю теперь понимаем как движение цивилизации с элементами теории факторов Ключевского (мы же патриоты, хотя причем тут идеология патриотизма и наука не ясно), но и не отказываемся от некоторых положений теории исторического материализма, то мне смешно. Заказ Правительства РФ ясен: оболванивание и защита интересов крупного капитала (в самом Правительстве этот класс и представлен, как и в ГосДуме), что понятно и закономерно в силу победы буржуазной революции в России 1993 года. Однако причем тут наука? Причем тут истина?

В философии та же история: материализм вообще у нас просто отрицается как априори неверное учение, реликт прошлого. Подняли на щит русских идеалистов типа Бердяева. Религиозная философия возродилась. Появились различные нематериалистические позиции типа информационности материи, отрицание самой материи, правомерности основного вопроса, заданного Ф. Энгельсом, модным стало выражаться в терминах постпозитивизма, эклектизма, волюнтаризма, плюрализма, конечным итогом которых является тезис: объективной истины нет. Все есть лишь мнение. А "истина" - это лишь продукт соглашения. Вот так. Ловко и старо как мир. Подобные учения уже были в той же Древней Греции.

Я, конечно, не обобщаю. За всех не говорю. Но подобные тезисы мне часто встречались. И да, мне кажется, что они разрушают то, чему меня учили. Но разрушают обоснованно ли? Или снова у нас политика во главе?
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 633
  • Репутация: +13/-0
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1768 : 11 Сентябрь, 2020, 08:03:19 am »
Вы толкуете о том, что слово "идеализм" можно использовать не только в отношении концепций, основанных на первичности духа, идеального, но и в отношении неких "вариаций", таковой первичности не содержащих.
О чем нам говорит цитируемый источник. Более того, те господа, которые пытаются материальное, в том числе общественное материальное объяснять через идеальное/духовное/субъективное/ информационное, - идеалисты. Так, пытаясь объяснить причину революции желанием или волей людей, - идеализм (исторический идеализм).
Цитировать
Вам ешё раз привести цитаты из "Этики", или соизволите перечитать сами? Зачем Вы приписываете Спинозе то, чего он не говорил?
Включите мозги, - и сделайте выводы из всей совокупности тезисов Спинозы.
Цитировать
Ещё раз. Извините, что приходится разжёвывать, Вы с первого и со второго раза не понимаете:
Сдается мне, что это Вы уже на протяжении длительного времени никак не можете понять что вам говорят.
Цитировать
абсолютное мышление это один из атрибутов субстанции, одним из модусов которого является разум.
Это уже бред. Причем бред идеалистический, что и требовалось доказать.
Вы глупости просто пишите. Давно доказано, что учение Спинозы идеалистично, а сам он пантеист. Что вы пытаетесь сказать против, - совершенно бессмысленно. Мне даже лень об этом писать. Термином «мышление» Спиноза обозначает бесконечную вещь, являющуюся причиной (Природа Создающая) всего содержания и процессов сознания (Природа Созданная), как в самой себе: ощущения, эмоции, собственно разум и т. п. Субстанцию в целом как вещь мыслящую характеризует «модус бесконечного разума». А так как мышление является атрибутом субстанции, то и любая единичная вещь, то есть любая модификация субстанции, обладает им (сознаёт не только человек, и даже не только «живое»!): все вещи «хотя и в различных степенях, однако же, все одушевлены» (Э:II, сх. к т.13). При этом конкретную модификацию атрибута мышления Спиноза называет идеей. И это и есть идеалистический подход, так как мы имеем объяснение бытия через мышление. О чем я и писал.
Цитировать
К другим модусам других атрибутов, таким как всё, что мы называем объективной реальностью или материей (по версии Ленина), абсолютное мышление отношения не имеет и первоначалом их НЕ является.
Вы сами-то читали Спинозу? А если читали, что поняли-то?
Да и главное, вы поняли хотя бы о чем я говорю? В чем предмет спора? Вы не осознаете, что у вас мысль растекается как грязь по дороге во все стороны?
Цитировать
Ну, не бытие есть субстанция, а есть бытие субстанции. Субстанция едина: "Субстанция абсолютно бесконечная неделима.
Еще раз: что есть субстанция? Где она находится? Понятно, что в мыслях Спинозы, но где конкретно мы ее можем наблюдать? Из чего она состоит, кроме глупостей типа "протяженности и мышления"? В чем проявляется бытие субстанции? В каких формах, видах? Как эта субстанция дана нам в опыте? Имеются ли доказательства ее существования? Материя - субстанция или, все же, категория, которая кое-что может обозначить? 
Цитировать
Если бы она была делима, то части, на которые она разделилась бы, или удержат природу абсолютно бесконечной субстанции, или нет. В первом случае будет несколько субстанций одной и той же природы, что (по т. 5) невозможно. Если предположить второе, то (как и выше) абсолютно бесконечная субстанция будет иметь возможность перестать существовать, что (по т. 11) также нелепо." Этика. Б.Спиноза.[/i]
Это общеизвестное понимание субстанции Спинозой. Можете не цитировать.
Цитировать
Что за позитивистские словари?  :o
Если вы не в курсе, то о чем говорить?
Цитировать
...но мы не можем знать о том, что они противоположности, пока они не породят противоречие. Такое вот спекулятивное знание о противоположностях.
Это ваше утверждение - спекулятивно. Противоположности - это всегда явления, обладающие противоположными признаками. Например, процессы ассоциации и диссоциации. Я дам вам пример, потому что, как я понял, вы не понимаете абстрактные рассуждения. Представьте себе шахматную доску, на которой стоят черные и белые фигуры. Игра еще не началась, но противоположные фигуры уже есть. Начало игры, - и начнутся противоречия, в результате которых какие-то фигуры погибнут, а какие-то победят. Пример дан в статике, поэтому не обессудьте.
Цитировать
Причём тут Дубровский?
Именно их спор и раскрыл суть проблемы идеального в советской философии идеального. Без Дубровского не было бы в чем-то и Ильенкова. Почитайте оценку Дубровского идей Ильенкова об идеальном. Станет понятнее о чем я говорю.
Цитировать
...зачем она мне?
Без ее знания, вы не поймете суть разговора и смысл аргументов.
Цитировать
...я Вас услышал.
Прекрасно. Сейчас так модно говорить.
Цитировать
Да, мы видим, что Вы пытаетесь обсуждать субстанцию Спинозы имея в виду свое собственное понимание субстанции и подменяя эти понимания.
Нет. Я оцениваю учения философов прошлого и современного, исходя из теории диалектического материализма. Моего собственного тут нет. Есть четкое понимание, что любая "субстанциональность" - это деградация философии к натурфилософии. И что мы не можем ничего сказать о бытии, кроме того, что оно существует. Единственное что мы можем утверждать, это как мы относимся к бытию, и как бытие относится к нам. Где материальное, а где идеальное, что существует действительно, а что иллюзорно. И Спиноза - мыслитель сложный, но его нельзя назвать атеистом и диалектическим материалистом. Он написал идеалистическую, пантеистическую, механистическую картину мироздания, которая просто неверна.
Цитировать
Вы вбили себе в голову, что субстанцию можно понимать только натурфилософски, как первоматерию или первомышление, в зависимости от того, как решать ОВФ, т.е. наделяя ее признаком материи или мышления, соответственно и сама субстанция у вас получается или материальная или духовная. Чем же она тогда отлична от материальной вещи или идеи?
Мне это вбили грамотные советские профессора философии, которым я по-прежнему храню доверие. Субстанция - это всегда "что-то". У Фалеса - вода, у Гераклита - огонь, у Спинозы  - протяженность и мышление. У нас, диалектических материалистов, материя - это философская категория, которую мы придумали, чтобы обозначать существование объективной реальности, которая существует независимо от нас, наших желаний, нашего познания, нашего идеального, нашей информации о ней, и которая дается нам в ощущении, влияет на нас, меняет нас, и над которой у нас нет никакой власти. Дальше мы ничего не утверждаем.

Что есть объективная реальность? Мы не знаем, но точно знаем, что это не боги, не рай и ад, не наши фантазии, не наши мысли, не наши желания. Мы видим, что в этой реальности есть вселенная, звезды, элементарные частицы, деревья, ДНК, животные, другие люди и то, что мы можем создать сами, - социальные институты, дома, книжки, - мы тоже часть этой реальности, но что она такое, в чем "субстанция" нам неизвестно, да и есть ли какая-то "субстанция"? Панин с Алексеевым начали говорить о субстанциональном определении материи как третьем этапе понимания материи, но ничего лучше Спинозы они не сказали. Материя причина самой себя потому что она субстанция? Она вечна и ей не обязательно быть субстанцией. Можно, конечно, взять у Спинозы все описывающие признаки субстанции и применить их к категории материи, но что изменится? Разве диаматовцы не говорили об этом и раньше? Однако именно Энгельс, Ленин четко описали для нас что такое материя и как ее понимать, -  противоположности мышлению, духу, сознанию, при всей условности этой противоположности.
Цитировать
Спиноза предлагает субстанцию как  то, что "существует в себе и представляется само по себе", т.е. не нуждается в представлении о материальности или идеальности,
Это общеизвестно. Только логически неверно. Закольцевать субстанцию на саму себя и выдать это как решение онтологического вопроса? Мы не можем утверждать что субстанция-то существует. А тем более, что она не нуждается в материальности и идеальности. Вы никак не понимаете, что такое материя для диаматовца. Материя - это лишь слово, в реальности материи как явления не существует. Это у физиков материя - вещество, а у нас - нет. Это слово, придуманное понятие при помощи которого мы отделили то, что существует реально, а что как иллюзия. Материя - это все то, что существует независимо от нас и дано в наших ощущениях. Это все и называет объективной реальностью. Все то, что зависит от нас и не дано в ощущении, - нереально, иллюзия. И никакой субстанции в этом рассуждении нет места.
Цитировать
Однако, слава Богу, Вы наконец согласились, что спинозизм это "вариация" атеизма. Только Гинзбург говорил "стыдливый" а не "стеснительный".
Нет. Пантеизм - это компромисс, но не атеизм. Нет никакого принципиального различия между субстанцией Спинозы, абсолютной реальностью духа Гегеля,  абсолютной волей Шеллинга. Пантеизм - это теизм, признание бога. Если бы хорошо знали историю философии, то понимали бы что спинозовское мышление отзывается эхом стоического Логоса, пронизывающего весь мир.
Для Спинозы субстанция и есть Бог как causa sui (причина всего), существующая «в себе и для себя». Бог не творит мир (в иудео-христианском смысле). Он имманентная причина мира, вещи не творятся, но исходят, отсюда знаменитое — Deus sive nature (Бог или природа). Спиноза проводит различие между активной, порождающей природой — natura naturans и природой пассивной, порожденной — natura naturata. Тем самым мир предстает как необходимое следствие Бога, состоящее из модусов. Поэтому учение Спинозы никакой не атеизм.
Цитировать
Вы же сами приводили цитату из авторитетного источника (БСЭ), в которой говорится, что понятие информация не имеет пока единого определения.
БСЭ пыталась усвоить иные трактовки информации в свое время. Сегодня стало ясно, что все эти трактовки информации - идеализм. Информация - это продукт работы сознания. Называть информацией ДНК, обмен веществ, функционирование белков, - бессмыслица. Информация всегда - о чем. Она вторична и является продуктом человеческого познания. Постулирование первичности информации по отношению к познанию, мышлению человека, - тонкий идеализм, который скрывает в себе обычный теизм.
« Последнее редактирование: 11 Сентябрь, 2020, 09:59:10 am от Vivekkk »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Jeremy H Boob PhD

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 272
  • Репутация: +157/-64
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1769 : 14 Сентябрь, 2020, 21:26:49 pm »
Vivekkk
Цитировать
О чем нам говорит цитируемый источник.
Не выдумывайте:
"Наличие двух главных форм идеализма не исчерпывает многообразия различных версий идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало" БСЭ
Все вариации это вариации духовного первоначала. Нет духовного первоначала - нет никаких вариаций.
Цитировать
Термином «мышление» Спиноза обозначает бесконечную вещь, являющуюся причиной (Природа  Создающая) всего содержания и процессов сознания (Природа Созданная), как в самой себе: ощущения, эмоции, собственно разум и т. п. Субстанцию в целом как вещь мыслящую характеризует «модус бесконечного разума».
А так как мышление является атрибутом субстанции, то и любая единичная вещь, то есть любая модификация субстанции, обладает им (сознаёт не только человек, и даже не только «живое»!): все вещи «хотя и в различных степенях, однако же, все одушевлены» (Э:II, сх. к т.13). При этом конкретную модификацию атрибута мышления Спиноза называет идеей. И это и есть идеалистический подход, так как мы имеем объяснение бытия через мышление. О чем я и писал.
А теперь закройте Википедию и откройте Спинозу.  Какая, к чёрту, "вещь"?
Ну да Бог с Вами. Википедия так Википедия.  Итак, «мышление» у Спинозы это причина одушевления "всего". Но ведь не причина же  самого этого "всего"! Для него (этого всего) есть другая причина - протяженность.
Так что ни разу не идеализм, т.к. "мышление" это первопричина только сознания (духа, разума, ощущений, эмоций и т.п.), того, что Спиноза называет идеей, но никак не бытия и тем более того, что Вы называете материей.
Идея у Спинозы это natura naturata, а Вы увидели знакомое слово и бросились на него как бык на красную тряпку.
Цитировать
Еще раз: что есть субстанция? Где она находится? Понятно, что в мыслях Спинозы, но где конкретно мы ее можем наблюдать? Из чего она состоит, кроме глупостей типа "протяженности и мышления"? В чем проявляется бытие субстанции? В каких формах, видах? Как эта субстанция дана нам в опыте? Имеются ли доказательства ее существования?
Где находится? Из чего состоит? Википедии начитались? Это Вам не вещь, что бы её наблюдать. Задавая такие вопросы Вы обнаруживаете полное непонимание существа субстанции.
Цитировать
Материя - субстанция или, все же, категория, которая кое-что может обозначить?
А это как Вам больше нравится. Материей называют много чего ещё: вещество, предмет речи, ткань для трусов.
Цитировать
Цитировать
Что за позитивистские словари?  :o
Если вы не в курсе, то о чем говорить?
Просто спрашиваю.  Любопытно.
Цитировать
Противоположности - это всегда явления, обладающие противоположными признаками.
Тавтология. Что такое противоположные признаки? Обратимся к авторитетному источнику (БСЭ):
"ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ, один из двух "борющихся" моментов конкретного единства, к-рые являются сторонами противоречия." Как противоречие может быть следствием противоположностей, которые являются его сторонами? Сторонами собственного следствия?
Ваш пример:
Цитировать
Игра еще не началась, но противоположные фигуры уже есть.
Что же в них противоположно? Если рассматривать их безотносительно игры, когда они лежат вперемешку в коробке, они никакие не противоположности, просто фигурки разного цвета . Разные ещё не значит противоположные. Но как только Вы мысленно примените к ним правила игры,
они, даже не будучи расставленными на доску,  станут противоположностями со всеми своими противоречиями.
Т.е., именно игра, как форма Вашей мыслительной активности объединяет их и придает им противоположное значение.
Другое дело диссоциация - ассоциация, эти процессы не зависят от нашего мышления (если Вы о химии, конечно). Однако, если мы рассматриваем два никак не связанных друг с другом процесса, один ассоциации, другой диссоциации, то они не противоположны друг другу, т.к. между ними нет никакого противоречия. Т.е., абстрактное (формальное) противоречие есть, конкретного (диалектического) нет.  Конкретное противоречие и единство - условие существования диалектических противоположностей.
Цитировать
Почитайте оценку Дубровского идей Ильенкова об идеальном. Станет понятнее о чем я говорю.
Да понятно о чём Вы говорите.  Если Ильенкову не удалось переубедить Дубровского, я не льщу себя надеждой переубедить Вас. Просто у Ильенкова есть конкретное определение идеального безотносительно к любым формам его проявления, а у Дубровского нет. Дубровский  определяет идеальное  как субъективную реальность, которая сама определяется как противоположность объективной, т.е. как идеальное.

Цитировать
Я оцениваю учения философов прошлого и современного, исходя из теории диалектического материализма. Моего собственного тут нет. Есть четкое понимание, что любая "субстанциональность" - это деградация философии к натурфилософии.
Конечно, не Ваше собственное. До собственного Вы пока не додумались. Ваше понимание субстанции - натурфилософское.
Цитировать
Вы никак не понимаете, что такое материя для диаматовца. Материя - это лишь слово, в реальности материи как явления не существует. ...
Материя - это все то, что существует независимо от нас и дано в наших ощущениях. Это все и называет объективной реальностью. ...
И никакой субстанции в этом рассуждении нет места.
Да, нам трудно понять вашу диаматовость:
"в реальности материи не существует", "это лишь слово", которое "существует независимо от нас и называется обьективной реальностью".  :o
В этом рассуждении пожалуй, действительно нет места никакой субстанции.
Цитировать
Пантеизм - это компромисс, но не атеизм. Нет никакого принципиального различия между субстанцией Спинозы, абсолютной реальностью духа Гегеля,  абсолютной волей Шеллинга.
Вы, когда цитируете философский словарь, делайте всё-таки сноски, хотя бы из уважения к читающим.
Пантеизм тоже имеет множество "вариаций", в предельных случаях склоняясь либо к материализму (Бог в природе) или идеализму (природа в Боге). Пантеизм Спинозы отличается от этих "вариаций" тем, что его субстанция не Бог в природе, а тождество Бога и природы. Поэтому материалисты, озабоченные поиском идеологических противников всегда смогут найти в ней Бога и объявить Спинозу теистом, те же, для кого слово Бог не более чем слово, видят в ней только природу и считают Спинозу атеистом.
У Гегеля идея это natura naturans, поэтому он идеалист.

Склеено 15 Сентябрь, 2020, 09:14:43 am
Цитировать
БСЭ пыталась усвоить иные трактовки информации в свое время. Сегодня стало ясно, что все эти трактовки информации - идеализм.
Кому стало ясно? Вам? У Вас-то всё идеализм, что имеет отношение к идее, это мы уже поняли. Но если не развешивать ярлыки, современное прочтение термина "информация" несомненно гораздо шире, чем только продукт человеческого познания. Достаточно открыть любой СОВРЕМЕННЫЙ словарь или учебник, не говоря о научных публикациях. Смешно отрицать это.
Информация всегда - о чем. Информация об одной материальной системе может быть представлена в другой материальной системе независимо от того, физические это системы, биологические или социальные. В этом суть фундаментального свойства отражения, которое в социальных системах принимает форму человеческого сознания.
« Последнее редактирование: 15 Сентябрь, 2020, 09:14:43 am от Jeremy H Boob PhD »
memento mori