Насчет классификации религий.
Во-первых, политеизму вовсе не обязательно превращаться в монотеизм. Это произошло, в известной степени, случайно (хотя и никакой сверхъестественной причины в этом нет). Можно считать монотеизм "духовной" реакцией на появление мировых империй (в случае зороастризма это вполне достоверно), но как такового появления мировой империи недостаточно. Все монотеизмы - это мировоззрение борьбы, страдания, неподражаемого садо-мазохизма, который ведом, скорее, угнетенным общностям, чем господствующим. Каждый случай надо рассматривать в отдельности, хотя зороастризм, похоже первичен относительно других. Но индуизм и синтоизм не стали монотеизмами и преспокойно существуют в наше время.
Во-вторых, не учтено такое явление религиозного мышления как гностицизм. Гностицизм (о котором существует обширная литература) - это, на мой взгляд, определенное состояние, в которое вырождается религия, когда она теряет связь с окружающей реальностью и позволяет какому-нибудь особенно духовному деятелю увлечь себя в потусторонний мир. Гностицизм неопровержим, но и недоказуем (однако это неопровержимость/неопровержимость относится не к "магическому реализму" народных верований, а к антиномической зауми "доказательств бытия божия"), поэтому эта "неуязвимость" слишком дорого обходится гностицизму, он окончательно теряет чувство реальности и замыкается в своем "духовном мире". Типичный пример современного гностицизма - талмудический иудаизм (он закрепился в нише национального самосознания евреев и оттуда его ничем не выбить, равно как и количество неевреев-иудаистов априори ничтожно). Ислам - очень сложная структура (ведь там, где европеец видит "одну религию", на самом деле десятки (!) самых разнохарактерных верований, отличающихся не менее, чем католицизм-неотомизм и хлыстовство), но гностические элементы тем сильнее, чем более божество в той или иной мусульманской секте лишается своих свойств.