Как эти римляне могли такое допустить? Они, убившие Цезаря? Как стал возможен Калигула с его конем-сенатором? А после убийства Калигулы, - возможен Нерон? Что там было в мозгах этих римлян?
Может офтоп, но хочу защитить римлян. Эти ужасы были ужасами только для римлян. Во всем цивилизованном мире в это время и еще долго после этого Нероны-Калигулы считались в своем праве. В Китае многое более возмутительное с точки зрения грека-римлянина считалось вещью вполне естественной. Да вот хоть история героя войны с чжурчженями - Юэ Фэя.
Не все приказы императора надо выполнять.
Отправляя полководца в поход император опустился нам колено и поцеловал колесо колесницы полководца. Это означало, что теперь полководец сам будет решать, какие из приказов императора ему надлежит выполнять, а какие нет.
Далеко уйдет войско. Если полководец увидит, что выполнение приказа во вред армии или безопасности страны, он имеет право не выполнить приказ императора. Не может император все знать и все предусмотреть из столицы.
Один из вассалов опоздал со своим войском на поле боя, и полководец отдал приказ о казни. Провинившийся был хорошо знаком императору и решил просить его об отмене казни. Император внял просьбе и послал гонца в лагерь полководца с приказом отменить казнь. Но пока гонец скакал, провинившийся был уже казнен.
Полководец стоял возле своей палатки вместе с одним из офицеров, когда подскакал гонец и,остановив лошадь перед полководцем, протянул ему приказ. Полководец развернул, прочитал, свернул, протянул обратно гонцу и произнес:
- Не все приказы императора надо выполнять!
Затем обернулся к офицеру:
- А что у нас полагается тому, кто скачет на лошади по лагерю во весь опор?!
- Смертная казнь! - ответил офицер,- По лагерю на лошади можно передвигаться только шагом. Во избежание паники.
Гонец обеспокоился и стал объяснять, что он очень торопился, что император просил его поспешить, что речь идет о жизни человека.
- Хорошо. - сказал полководец, - мы тебя не казним. Не все приказы императора надо выполнять, но уважать императора надо! Мы вместо тебя казним ребенка!
И ребенок был казнен.
Мы не знаем, какой именно ребенок был казнен. Но это и не важно. Именно потому неважно, что ребенок. То есть невиновный. За вину гонца можно было казнить только невиновного.
Цитирую по кн Вл Тарасова "Книга для героев"
Что в ней интересно - это то, что многие вещи , вполне логичные для восточной деспотии, не работают при демократии, и даже наоборот, то, что укрепляет демократию, деспотию разрушает.
Вот написал, и вижу, что банальность.
Но изучая рекомендации Сунь-цзы или Артхашастры, иногда поражаешься, как США ХХ в или Англия ХIХ в действуют совершенно наоборот, и именно поэтому побеждают.