В большой, огромной коранической суре Корова (мне она всегда представлялась разлегшейся огромной буренкой - на пол-корана) аллах велит:
О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему.
(коран 2:172)
Оказывается, недозволенная пища бывает двух сортов: недозволеной и украденой (а если чиновник берет взятки?.. то его надо заморить голодом - вот это правильно!
)
И здесь Мухаммед Али начинает нудить по крупному. Меня всегда удивлял пафос корана или еврейских книжек на тему почему-то именно гигиены. Как сейчас помню, в ответ на утверждение, что обрезание введено как гигиенический прием, ибо между головкой полового члена и крайней плотью скапливаются вредные вещества, загнивают... у меня родился простой и естественный вопрос: а мыться не пробовали??? :mrgreen: Но, быть может, я требую слишком многого от людей, у которых Вода - первая после аллаха? В таком случае всплывает очень неприятный для коранистов тезис - требовать от всего человечества соблюдать обычаи арабских бедуинов - это черезчур.
Мухаммед Али ("на основе вышеизложенных айатов" - а мы помним, что на их основе можно хоть лысого черта...) приводит 13 пищевых норм:
1. Не дозволено употребление в пищу скверных вещей, к которым природа человека питает отвращение
2. Не дозволено употребление нечистот
3. Не дозволено употребление мокрот из носу
4. Не дозволено употребление мокрот при харканье
5. Не дозволено употребление глины (правда, есть какие-то исключения)
6. Не доволено есть отраву
7. Не дозволено есть вредные продукты
8. Не дозволено употребление мяса и молока ритуально нечистых животных
9. Не дозволено есть кровь, гениталии, мочевой пузырь и т.д.
10-13. Не дозволено есть кровь, мертвечину, свинину, вино.
Читаю это, и сомневаюсь - а о том ли человечестве пишет автор, которое я имею в виду? Мне очень трудно представить человека, который бы специально питался соплями (и тем был бы сыт), а если проникновение мокрот в желудок происходит естественным путем, то морализировать (а там дальше будет очень много морализирования; все эти номинации на нобелевские премии по физике, химии или биологии далеки от специальности автора, но уж мораль - его конек) здесь не над чем.
Особо отмечу формулировку "к которым природа человека питает отвращение". Именно сюда Мухаммед Али относит казус свинины. Со свининой у ислама вообще больные отношения. Вместо того, чтобы честно признаться: в пустынных условиях свиноводство малопродуктивно и почти бессмысленно, в отличие от овцеводства, так уж исторически сложилось (например, славяне тоже исторически не едят конину, но никто - даже самые верующие русские - не считают татар, любящих бастурму, богохульниками), мусульманские богословы такого рака за камень заводят, что диву даешься. Свинина - неудобоваримая пища (и что? грибы - тоже трудно перевариваются), свинина кишит яйцами паразитов (а баранина - не кишит?), от употребления свинины случается желтуха и дизентерия, но самый оргинальный довод придумал Ахмад Ихтиман: "Свинье неведомы честь и ревность (в отличие от петуха). Самец у этих животных поступает как рогоносец и сводник. Он предоставляет свою пару для использования другому самцу, и вместо того, чтобы ревновать, наоборот испытывает наслаждение. Подобные качества и особенности оказывают воздействие и на мясо животного. Поэтому люди, питающиеся его мясом, приобретают такие же низкие качества. А чувство чести и достоинства..."
У меня тоже есть чувство юмора - иначе оценить такой пассаж я не смог бы (улем, подглядывающий за половой жизнью свиней - смешно? по-моему, не очень), хотя никогда не рассматривал гастрономию через призму матримониальных отношений между съеденным и съеденным. При упоминании петуха тут же вспомнил фрагмент из "Ну, погоди!" - под аккомпанимент известной азербайджанской песенки о цыплятах* ревнивый петух здорово отделал Волка, который (и такие случаи бывают!) чудом остался жив, упавши с самолета на крышу курятника. Но если "качества и особенности оказывают воздействие и на мясо животного", то я серьезно опасаюсь за умственные данные человека, поевшего баранины.
* - вот здесь можно прослушать или скачать -
http://muzofon.com/search/%D0%90%D0%B7% ... 1%82%D0%B0 и даже в современной оранжировке
На самом деле никаких "естественных отвращений" к свинине у людей нет. Иначе бы ее не пришлось специально запрещать. В Древнем Египте и Индии свиноводство тоже как-то не привилось, но и не было никак запрещено (законы Ману на сей счет молчат, хотя подробно описывают "естественное отвращение" "дваждырожденного" к употреблению в пищу говядины). С тезисом о нечистоплотности свиней спорит Питер Добель, отмечая высокий уровень свиноводства в Китае XIX века: «разводят свиней в большом количестве, потому что свинина и поросята составляют обыкновенную лакомую пищу городских жителей… Кроме варёного риса и воды, свиней ничем не кормят (я говорю о назначаемых на убой): их держат в стойлах, моют ежедневно, даже и по два раза в день, и выскребают начисто; сим сохраняются они в здоровье и скоро жиреют». С ним полностью согласен И.Бичурин.
Что же касается "мертвечины", то любое умершвленное животное (растение, кстати, тоже) становится мертвечиной. Остается брать пример с древнекитайских эстестов и поедать мозг живой обезьянки (это, кажется, единственный способ соблюсти этот коранический запрет).
Запрет на употребление в пищу крови имеет смысл только в тех религиях, которые считают (вроде иудаизма или иеговизма) кровь - вместилищем души (они же запрещают, хотя иудаизм не весь, ее переливать по той же причине). Ислам к таковым не относится. А Мухаммед Али, перечислив как всегда дюжину доводов, вдруг перечеркивает все утверждением, что даже из убитого по всем мусульманским канонам животного вся кровь не выходит, и та, которая не вышла, считается дозволенной...
В общем, весь раздел посвящен (по сути) глубокому недоверию аллаха и пророка его к человечеству. Иначе они не стали бы подглядывать, как человек сморкается. И не писали бы чушь о том, что кровавая или свинная пища делает из человека преступника. По уровню убийств Пакистан превосходит Швецию в 8 раз, а уж швед и поросенок - близнецы братья (у норвежцев есть немало анекдотов об анекдотической любви шведов к свинине).
Запрет алкоголя в исламе некоторые европейские исламоведы прошлого пытались объяснять индивидуальной непеносимостью пророка Мухаммеда к спиртному. Однако, и здесь все не так просто: чистый спирт впервые был получен именно в мусульманских странах ("аль-кохоль"), правда, первоначально, в качестве лекарственного средства. И, наверное, ни одна другая цивилизация не славится таким азартным описанием процесса винопития и всех эмоций по этому поводу:
Не пора ль в руинах магов погрузиться в радость?
Хватит ложь и лицемерье принимать за святость.
Лучше сбыть виноторговцу коврик для намаза,
Чем за шелк чалмы притворства получать алмазы.
Пьяный падает, однако смех едва ль уместен,
Ибо пьяный прямодушен, спотыкаясь, честен.
Сражено любовью тело. Так хмелейте, братья,
И роняйте слезный жемчуг наземь в харабате!
Свято должен чтить Каабу каждый мусульманин,
Я ж кумиру поклоняюсь, красотою ранен.
Шах души моей плутует. Загляделся малость
Я на шаха — боже правый! — пешек не осталось.
Пью вино, и чистым сердцем отмеряю снова.
Благочестие нисходит на душу Хосрова.
Амир Хосров Дехлеви - персо-индийский поэт XIII века.