Вопрос шарообразности Земли. Мухаммад Али с его упорным желанием найти в коране тезисы любой совр. кандидатской и докторской (справедливости ради, ни он один так настроен, мне приходилось встречать у советских и постсоветских ученых аналогичные требования к Геродоту и по спорам вокруг достоверности Влесовой книги) приводит аргумент: "Клянусь Господом востоков и западов! Мы способны" (коран 70:40). Якобы, если "востоков" и "западов" много, то Земля - некий граненый шар. Нет, и это не аргумент. Предположим, Земля - плитка шоколада (или монета с северным полюсом в центре - как рисуют сейчас адепты Общества плоской Земли), но и в этом случае Белоруссия будет востоком для Польши и западом для России, Польша - востоком для Германии и западом для Белоруссии и т.д. Сам же автор отрицает свой аргумент на том основании, что множественное число "востоков" происходит оттого, что Солнце каждый день встает в разных точках горизонта.
В общем, едва ли одно-два утверждения Мухаммада Али о "кораническом чуде науки" (т.е. о предсказании кораном неких научных открытий современности, совершенно не известных людям VI-VII вв.) он сам подтвердил, а еще дюжину сам же и опроверг, либо маркировал как сомнительные - известные еще античным ученым и т.п.
"Третий вопрос: Есть ли живые существа на небесах?"
Здесь Мухаммед Али начинает рассуждать с бодростью гуманиста советских времен (не только в СССР) - Циолковского, Лема, Азимова. Идет в ногу с космическим веком и новейшей уфологией.
Аят про инопланетян такой:
"Среди Его знамений — создание небес и земли, а также тех живых существ (или те живые существа), которых Он расселил на них. Он способен собрать их, когда пожелает"
(коран 42:29).
Однако, если посмотреть на мир глазами не Нила Армстронга и даже не Луи Армстронга - т.е. не людей ХХ века, а людей VI века, то картина несколько изменится. Как сказала Сэнди в фильме "Новые приключения янки при дворе короля Артура" - вы думаете, что у нас все так просто, а у нас все непросто; у нас каждый камень дышит. Да, мифологическое сознание, - а мифология не может не входить в состав любой религии (если вторую "очистить" от первой, получится не то псевдофилософский трактат, не то гностическое учение), - неизбежно населяет окружающий мир "живыми существами". Только это будут не зеленые (невежливые) человечки с антеннами и на летающих тарелках (шаржированный образ масскультуры новогоднего капустника), а джинны, пэри, разные разумные птицы и химеры. Современный мусульманин (и современный атеист с современным христианином тоже) как-то об этом позабыли (значит Карл Шмидт в комментариях к гоббсовскому "Левиафану" прав насчет резкого исчезновения народной (мифологической) религиозности в XVI веке?)
Если третий вопрос все-таки оставляет приподнятое настроение, то чевертый: "Когда и как с точки зрения Корана наступит конец света?" зачинается с целого букета аятов, тянущих на хороший голливудский (или болливудский - в Болливуде ведь работает много индомусульман; прибавьте сюда песни и танцы живота) фильм-катастрофу, типа "2012":
1. Когда солнце будет свернуто (или потеряет свое сияние, или будет выброшено),
2. когда падут звезды,
3. когда горы будут сдвинуты с мест (или приведены в движение),
4. когда верблюдицы на десятом месяце беременности останутся без присмотра,
5. когда дикие звери будут собраны,
6. когда моря запылают (или переполнятся; или опустеют; или перемешаются; или станут красными),
7. когда души объединятся (праведники объединятся с праведниками, а грешники — с грешниками; или праведники соединятся с райскими гуриями, а неверующие — с дьяволами; или души соединятся с телами),
8. когда зарытую живьем спросят,
9. за какой грех ее убили,
10. когда свитки с деяниями рабов будут развернуты,
11. когда небо будет сдернуто,
12. когда Ад будет разожжен с новой силой,
сура "Скручивание" - 81-я.
Здесь больше всего ужасает аят насчет беременности верблюдиц, ведь для бедуина верблюд - это все (корабль жизни! то есть пустыни), и здесь проблемы покардинальней, чем падение звезд с неба; также как для путиноидного чиновника лишение льгот и привилегий страшнее, чем ядерная война с Америкой.
Еще:
Приблизился Час, и раскололся месяц.
коран 54:1
1. Когда небо расколется,
2. когда тела небесные осыплются,
3. когда моря перельются и смешаются (или высохнут),
4. когда могилы перевернутся,
коран 82
6. Он спрашивает, когда же наступит День воскресения?
7. Когда взор будет ошеломлен,
8. луна затмится,
9. а солнце и луна сойдутся.
10. В тот день человек скажет: «Куда бежать?».
11. О нет! Не будет убежища!
коран 75
А как же большой русский самолет, который перелетел от Лас-Вегаса в Китай? :mrgreen: :mrgreen:
Когда горы станут [мягкими], словно расчесанная шерсть
коран 101:5
Попытки сопоставить этот блокбастер с современными научными данными о тепловой смерти Вселенной, либо с судьбой солнца в ближайшие 5000000000 лет (долгонько же ждать придется мусульманам - это у христиан какая-то спешка) ничего, кроме иронии не вызывают - вплоть до цитаты из Жолио-Кюри о том, что "пустое пространство" в атоме сожмется - какая-то устарелая концепция: читаешь Мухаммеда Али, и он кажется каким-то капитаном Немо, которому глубоко безразлично, устарелую концепцию он цитирует или новейшую - для него современные астрофизики ничуть не лучше Резерфорда или даже Орфея (считать ли это "особенностью мусульманского мироощущения"?)
А насчет раскола месяца, то это не деление календаря из 12 месяцев на календарь из 24 (как можно подумать, анализируя коран филологически-семантическими - их Льюис Кэрролл любил - методами), а реальная космическая катастрофа, которая, с т.з. Мухаммеда Али, наступит по мере спирального приближения (!) Луны к Земле. И причем здесь, спрашивается, теория Горбигера 1925 года, которая так полюбилась в Германии 1930-х? Луна ведь на самом деле спирально удаляется от Земли.
В общем, снять хороший блокбастер о мусульманском конце света, это еще не значит войти в храм науки. Режиссеру "2012" тоже от ученых регулярно доставалось за антинаучность. Увы...
Следующий раздел о математических знаниях в коране я пропустил (ибо не специалист), но он короткий и малосодержательный. Весь посвящен проблематике повторяемости слов и эпитетов в тексте корана.