Автор Тема: Фоменко: а вдруг он прав?  (Прочитано 25802 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн sagalex

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 129
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #10 : 29 Январь, 2010, 00:43:32 am »
Уважаемый Любопытный.

Мне, действительно, очень интересно разобраться.

Я предлагаю сначала не затрагивать тему исторических реконструкций. Причины повторяемости истории могут быть и в другом.

Так же, на мой взгляд, не корректно будет использовать аргументы, опирающиеся на традиционную реконструкцию. Традиционная история -- это тоже реконструкция хронологии, основанная на Скалигеровской договорённости XVI-XVII веков. Аргумент, что что-то противоречит античности монет не может применяться в нашем обсуждении, т.к. их античность -- это интерпретация хронологии в традиционном представлении. Этот аргумент снимается простым вопросом, а кто решил, что они именно античные?

Мы с Вами уже убедились, что современная история основана на испорченном телефоне. Встречаются и арифметические ошибки и субъективный выбор описаний, и авторская реконструкция, порою, без указания на это. Делая обзор в Интернете по, затронутом нами вопросу о Римских лагерях, я всё время натыкался на одни и те же фразы, переходящие из работы в работу. Причём, это и студенческие рефераты и учебники, и беллетристика, и научные статьи. Но я то знаю, что всё это дословное цитирование из академического десятитомника «Всемирная истории». Вот он, сейчас, передо мной, впрочем, там тоже нет ссылки на первоисточник, откуда это всё взялось.

В среде историков и археологов нет полного согласия по вопросам хронологии отдельных событий. Вот,скажем, пример обсуждения хронологии К вопросу о хронологии восточного латена
и позднего предримского времени
. Реконструкция событий, тоже вызывает жаркие споры. Вот, скажем, обсуждение метода критики источников на основе практических представлений о реальных возможностях человека в условиях войны немецкого историка Г.Дельбрюка. То есть, для  реконструкции применяются не только данные источников, но и соображения заимствованные из других знаний и, даже, из здравого смысла, как его понимают реконструкторы.

Таким образом, существует большая уверенность, что отдельные даты в истории вполне могут быть недостоверными. Это, как правило, не вызывает возражений ни у историков ни у археологов. Даты со временем уточняются -- это нормально. В то же время стоит отметить, что даже эти первоначально не верные даты имели свою трактовку. В этом и есть смысл истории. Историки пытаются дать событиям хоть какаю то логическую взаимосвязь. Так, зачастую, рождаются мифы истории, из которых впоследствии очень трудно выбраться. Единственная ошибка в датировке события может повлечь за собой целый каскад ошибок, которые опираются на это событие. К моменту прояснения истины, уже построен здоровенный куст логических реконструкций, который служит причиной существования мощнейшего вектора мыслительной инерции.

Если приведённые рассуждения не вызывают сильного неприятия, то далее я буду двигаться по курсу, который уважаемый Любопытный наметил вопросами в заголовке темы.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от sagalex »
С уважением, Александр.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 621
  • Репутация: +13/-0
(Нет темы)
« Ответ #11 : 29 Январь, 2010, 00:43:53 am »
Работы академика-математика А.Т. Фоменко в истории - яркий пример некомпетентности ученых-"естественников" в области гуманитарных наук, а ткже доказательство ложности претензий матетиков, физиков, биологов и пр. на "всенаучность" их дисциплин и методов исследования. Они все не могут понять в чем сущность предмета метода гуманитарных наук, что гуманитарные науки изучают, и почему история, экономика, логика, юриспруденция, социология и пр. - это наука, а не, скажем, искусство.

Считаю, что Фоменко здесь заблуждается, причем даже иногда лжет (то есть заблуждается сознательно). Что о пирамидах Египта ничего не писали Фалес, Геродот? Остальные аргументы? Сатира. Открытое письмо академику Фоменко

Кстати, у нас это уже тревожна тенденция: люди, даже имеющие высшее образование не имеют научных знаний и понятий об истории, о гуманитраных науках. Так, и у нас на форуме ест сои "фоменки":
- Азазель (отрицает теорию общественно-экономических формаций "просто так");
- А.И. Векшин (который "нашел" социализм как формацию в древней Персии и в древней Греции. "Доказал", что илоты в Спарте - это мелкие буржуа, которые владели землей и орудиями труда. Правда, не ясно того, как спартиаты могли делить "чужую" землю на клеры? "Доказал", что рабство в древней Греции (где-то с VIII века до н.э.) и в древнем Риме - миф, а вместо рабов работали наемные свободные лично работники. Спрашивается, что на Лаврийских серебряных рудниках тоже наемные рабочие трудились? А в эргастериях тоже рабов не было? Наверное, и слуг нанимали на рынке труда  :twisted: );
- Снег Север (который "доказал" отсутствие натурального хозяйства как основы поместного хозяйства в ранний период феодализма, и "нашел" крепкое товарно-денежное хозяйство с широким рынком сбыта и развитыми процессами купли-продажи. Правда, не ясно, зачем тогда СС ссылался на слова Блока "о безденежном хозяйстве" того периода, да и наличие продуктовой, отработочной ренты объяснить не мог, а Капитулярии "О поместье" Карла Великого? А феодальная раздробленность, - как она могла произойти в условиях всеобщей крепкой почти буржуазной экономической связи между районами одной страны, скажем, северной Франции в период раннего феодализма (до XII века)?).

Элементарное невежество и социальный идеализм - вот что показывают нам "критики" официальной истории, ученые, специалисты-"естественники". Кажется, что уже прошло столетие, когда в истории прочно установилась научная основа исторического анализа со своими принципами историзма, объективности, всесторонности и пр., находящаяся на не менее прочной основе исторического материализма.

И все же, и снова, и опять: социально-экономический строй, дескать, можно легко изменить хоть в сторону "социализма", хоть феодализма одной только волей людей; законы общества, истории- это миф, все дело в сознании и мыслях людей, дескать, идеи определяеют общественное бытие. Как-будто не было К. Маркса! И пишут здешние "коммунисты"! Волюнтаризм как исторчиеская концепция была похоронена еще в XIX веке, а им все невдомек.

Таким образом, причина популярности идей Фоменко (вспомнил "Письмо к ученому соседу" Чехова) таится в неграмотности нашего населения и наших некоторых специалистов в той или иной области наук, а также, думаю, в неудовлетворительной организации обучения в  школе (начиная с начальной до высшей), недопустимого в науке распространения плюралистического взгляда на научную истину и научное доказательство. Примерами могут служить "возня" о введении креационизма на уроках биологии как "альтернативы" теории эволюции, введения курса ОПК как альтернативы курсу обществознания и истории, издания учебников для школ, содержание которых не соответствует научным критериям отбора и анализа информации и пр.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн sagalex

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 129
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #12 : 29 Январь, 2010, 01:07:46 am »
Цитата: "Vivekkk"
Кажется, что уже прошло столетие, когда в истории прочно установилась научная основа исторического анализа со своими принципами историзма, объективности, всесторонности и пр., находящаяся на не менее прочной основе исторического материализма.


Уважаемый Vivekkk, гипотеза о возможном системной ошибке в хронологии никоим образом не противоречит научной основе и упомянутым вами принципам.

Я, например, считаю, что люди получившие научно-техническое образование, зачастую, много лучше понимают предмет и метод гуманитарных наук, чем сами гуманитарии. Обратная ситуация, когда гуманитарии вообще ничего не понимают ни  в математике ни в физике ни в прочих точных науках, как раз, более присуща гуманитариям. Да это и понятно, на гуманитарные факультеты шли, как раз, люди, которым точные науки ещё со школы давались с трудом.  Вступительные экзамены в технический ВУЗ сдать они не имели шансов.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от sagalex »
С уважением, Александр.

Оффлайн Любопытный

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 291
  • Репутация: +3/-2
(Нет темы)
« Ответ #13 : 29 Январь, 2010, 08:38:46 am »
Цитата: "sagalex"
Мне, действительно, очень интересно разобраться.
Отлично! Надеюсь, это будет интересно не только нам двоим.
Цитата: "sagalex"
Я предлагаю сначала не затрагивать тему исторических реконструкций. Причины повторяемости истории могут быть и в другом.
Согласен. Уточню: мы будем говорить о методе Фоменко (в основном - вы, так как я в математике несилен), а также о применении метода на конкретных примерах (здесь - вместе). Реконструкцию оставим на потом (а может и не придется уже ее разбирать?).
Цитата: "sagalex"
Так же, на мой взгляд, не корректно будет использовать аргументы, опирающиеся на традиционную реконструкцию.
Поправка: на традиционную хронологию, верно? собственно исторический процесс и сам Фоменко не отрицает, он его только "ужал" раза в 1,5-2.
Цитата: "sagalex"
Традиционная история -- это тоже реконструкция хронологии, основанная на Скалигеровской договорённости XVI-XVII веков.
Да забудьте на время про скалигеровскую договоренность - это целиком и полностью изобретение Ф. Впрочем, к методу отношения не имеет.
Цитата: "sagalex"
Аргумент, что что-то противоречит античности монет не может применяться в нашем обсуждении, т.к. их античность -- это интерпретация хронологии в традиционном представлении. Этот аргумент снимается простым вопросом, а кто решил, что они именно античные?
Ну, вообще-то существуют разные способы датировки, о чем я написал выше относительно археологии. Но, опять-таки, сначала - метод.
Цитата: "sagalex"
Мы с Вами уже убедились, что современная история основана на испорченном телефоне.
Ни в коем случае! Мы убедились, что в истории встречались и встречаются ошибки, связанные с изучением источников. Отрицать это глупо. Но на ошибках история не основана.
Цитата: "sagalex"
В среде историков и археологов нет полного согласия по вопросам хронологии отдельных событий.
Все верно. Нет полного согласия, событий - отдельных. Это важные акценты.
Цитата: "sagalex"
В то же время стоит отметить, что даже эти первоначально не верные даты имели свою трактовку. В этом и есть смысл истории. Историки пытаются дать событиям хоть какаю то логическую взаимосвязь. Так, зачастую, рождаются мифы истории, из которых впоследствии очень трудно выбраться.
Как же примитивно вы понимаете смысл истории. Не хочу сейчас в это углубляться, так как это - Тема.
Цитата: "sagalex"
Если приведённые рассуждения не вызывают сильного неприятия, то далее я буду двигаться по курсу, который уважаемый Любопытный наметил вопросами в заголовке темы.

В общем и целом - не вызывают. Я обозначил спорные моменты, которые нам на первом этапе не помешают.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Любопытный »
Не верю, потому что абсурдно
Правила форума

Оффлайн Любопытный

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 291
  • Репутация: +3/-2
(Нет темы)
« Ответ #14 : 29 Январь, 2010, 08:42:03 am »
Vivekkk и sagalex, у меня к вам убедительная просьба: давайте не будем затрагивать спор "физиков и лириков".
"Математический" или "гуманитарный" склады ума ничем не лучше и не хуже. Каждый занимается своим делом, разбирается в нем лучше, но это не исключает возможности освоить совершенно иные сферы науки.

Согласны?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Любопытный »
Не верю, потому что абсурдно
Правила форума

Оффлайн farmazon

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 4 449
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #15 : 29 Январь, 2010, 12:59:45 pm »
Цитата: "sagalex"
Аргумент, что что-то противоречит античности монет не может применяться в нашем обсуждении, т.к. их античность -- это интерпретация хронологии в традиционном представлении. Этот аргумент снимается простым вопросом, а кто решил, что они именно античные?

Думаете современные? :D
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от farmazon »
"Чем мы провинились перед Богом, Аллахом и другими?"(с) Черномырдин В.С.

Оффлайн sagalex

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 129
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #16 : 29 Январь, 2010, 13:32:07 pm »
Цитата: "Любопытный"
Поправка: на традиционную хронологию, верно? собственно исторический процесс и сам Фоменко не отрицает, он его только "ужал" раза в 1,5-2.
...
Да забудьте на время про скалигеровскую договоренность - это целиком и полностью изобретение Ф. Впрочем, к методу отношения не имеет.


Прежде, чем начинать о методе, необходимо понять, что же такое хронология.

Моё понимание такое. Разные люди, в разных странах, на разных языках и с использованием разных календарей, описывали события, свидетелями которых были сами, или записывали с чьих то слов, или переписывали с более древних записей. По мере развития связей между странами, развития торговли и транспорта, возникла насущная необходимость привести эти записи к единому календарю. Что и было сделано в XVII веке.

В соответствии с уровнем знаний того времени каждому источнику приписали дату от рождества Христова. Датированные таким образом события логически увязали между собой, что бы не было явных противоречий с общей историей.

Привязка документов к единому календарю -- это и есть начало традиционной хронологии. Логическая увязка событий, которые по новому календарю стали явно видеться как произошедшие в одно время -- это и есть реконструкция в соответствии с установленной хронологией.

Почему я считаю это важным. Потому, что часто звучит аргумент о невозможности всемирного заговора и массовой подделке разными историками и историографами из разных стран и времён исторических дат. Речь не идёт о заговоре. Речь идёт о том, что при датировании источников легко можно было ошибиться и привязать его к не верной дате по новому календарю. Такой документ, сам в последствии становился точкой привязки для других документов, увлекая за собой целую цепочку связанных с ним описаний и находок.

Дальнейшие рассуждения о методе можно вести, если Вы признаёте возможность такой ошибки. Если же, априори,  нет, то и обсуждение заходит в тупик.

PS. С уважаемым Vivekkk, мы, действительно, лучше обсудим гуманитариев потом, как нибудь.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от sagalex »
С уважением, Александр.

Оффлайн Любопытный

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 291
  • Репутация: +3/-2
(Нет темы)
« Ответ #17 : 29 Январь, 2010, 15:18:37 pm »
Цитата: "sagalex"
Прежде, чем начинать о методе, необходимо понять, что же такое хронология.
Справедливо. Далее все нормально, вплоть до пункта:
Цитата: "sagalex"
Что и было сделано в XVII веке.
Это упрощенное понимание, на которое напирает Фоменко. По его представлениям, когда-то в XVII веке кто-то там сел за стол и сказал: елы, а давай-ка я возьму все летописи и сведу их в одну большую, чтобы "от Адама до Потсдама". Историки, как ни странно, и античное время и в средние века были в курсе работ своих предшественников. И та самая датировка, о которой вы пишете, происходила постоянно.
Цитата: "sagalex"
В соответствии с уровнем знаний того времени каждому источнику приписали дату от рождества Христова. Датированные таким образом события логически увязали между собой, что бы не было явных противоречий с общей историей.
То есть. Как это "увязывали"?
Цитата: "sagalex"
Привязка документов к единому календарю -- это и есть начало традиционной хронологии. Логическая увязка событий, которые по новому календарю стали явно видеться как произошедшие в одно время -- это и есть реконструкция в соответствии с установленной хронологией.
Примерно да.
Цитата: "sagalex"
Почему я считаю это важным. Потому, что часто звучит аргумент о невозможности всемирного заговора... Речь идёт о том, что при датировании источников легко можно было ошибиться и привязать его к не верной дате по новому календарю. Такой документ, сам в последствии становился точкой привязки для других документов, увлекая за собой целую цепочку связанных с ним описаний и находок.
sagalex, как вы себе это представляете??? Если бы на всей планете был один-единственный Историк, который по наследству передавал свою должность - тогда да. Кто-то ошибся из цепочки - пиши пропало. Но объясните мне, как могут ошибаться все историки из разных стран и разных эпох? Как может одновременно неправильную дату поставить Павел Диакон ("История Лангобардов"), анонимный русский летописец (ПВЛ), византийский хроникер и проч.? Ф. дурит голову, представляя процесс летописания слишком примитивно. Я назвал три независимых источника. Они перекрывают друг-друга в каком-то времени и каком-то месте (византийские события). Да, они могут не сходиться на год-два... ладно, на 10 лет, но не на 1000 лет! Они могут перепутать императора-отца и императора-внука с одним именем, но не могут они перепутать Ю.Цезаря, Д. Донского, Батыя и Рамзеса!
Цитата: "sagalex"
Дальнейшие рассуждения о методе можно вести, если Вы признаёте возможность такой ошибки. Если же, априори,  нет, то и обсуждение заходит в тупик.

Никуда оно не заходит. Метод - методом. Володихин, кажется (из приведенных мною ссылкок) разбирает как раз метод, не касаясь реконструкций вообще. Он ставит чистый эксперимент. Формулы, расчеты. По методике Фоменко. Априори он его не обвиняет. Но приходит к поразительным результатам. Прокомментируйте это.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Любопытный »
Не верю, потому что абсурдно
Правила форума

Оффлайн sagalex

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 129
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #18 : 30 Январь, 2010, 07:12:47 am »
Судя по Вашим ответам, Вы, таки, путаете датировку и хронологию. Да к тому же отрицаете развитие общества.

Датировка событий, действительно, может быть перепутана плюс-минус несколько лет. Это видно из того, что разные историки называют разные даты, которые черпают из разных первичных источников. Это естественные ошибки относительной датировки, которые постепенно исправляются.

Сравнивать возможности контактов между древними летописцами и контакты  между современными историками или, даже, средневековыми -- это, по меньшей мере смешно. Летописи древних велись им самостоятельно без всяких согласований с «соседями». Велись на своём языке, исходя из собственного понимания устройства мира и привязывались к календарю, действующему в стране и времени проживания летописца.

В силу слабого развития письменности и отсутствия книгопечатания многие первоисточники не выдерживали времени. Их переписывали последующие поколения историков с оригиналов или копий, а то и передавали изустно. При этом возникали те же проблемы согласования дат из разных источников, дабы обеспечить логическую взаимосвязь.

По мере развития общества, торговли, мореплавания, и проч. возникала всё большая и большая необходимость к переводу исторических документов с одного языка на другой. Это также требовало перевода системы мер, дат календаря, согласования имён. Зачастую, единицы измерений, названия календарных дат и имена (прозвища) исторических персонажей относились к делам давно минувших дней, от которых не осталось ни очевидцев ни первичных письменных документов. Для такого согласования требовалась интерпретация, то есть сведения из других отраслей знаний, которые помогали сопоставить описания и сделать заключение о том, что разные документы описывают события одного и того же периода в одной и той же местности. Это давало возможность поставить в соответствие разные имена одному конкретному физическому лицу.

Вы правы, это происходило не одномоментно, а постепенно в процессе развития общества. К XVII веку такое согласование в основном произошло, было признанно всеобщим и с тех пор более существенно не менялось. В XVII веке были устранены последние разночтения. То есть, часть результатов была принята такой, какой её согласовали предыдущие поколения, часть досогласовали современники. Точно также основывая свои выводы на представлениях, существовавших в то время.

Никаких точных, в современном понимании слова, методов определения соответствия событий определённым датам тогда не существовало. Использовалась, в основном, логика, религиозные представления и научный уровень того века.

Таким образом, на лицо два процесса.
Первый -- это датировка событий современниками по собственному календарю и на собственном языке, а так же дублирование данных их последователями, в соответствии с пониманием последних.
Второй -- интерпретация исторических событий описываемых разными документами разных эпох и стран с привязкой их к тем или иным реальным событиям.

Последнее делалось с преодолением огромных трудностей:
  • перевода с иностранных письменных языков, тем более забытых, содержащих умолчания, понятные лишь современникам,
  • перевода единиц измерения, для чего надо было ещё понять в каких единицах выражены числа в оригинале,
  • перевода по разному устроенных названий календарных дат и точек отсчёта начала летосчисления,
  • особую трудность составляла привязка прозвищ исторических персонажей между собой.


Вы утверждаете, что результаты второго процесса абсолютно точны. Что ошибок быть не могло. Что это религиозная догма, на которую нельзя покушаться.

Упомянутые Вами историки из разных стран и разных эпох, возможно, не сильно ошибались каждый сам по себе. Их даты внутри их собственных изложений согласованы между собой в соответствии с их добросовестностью. Но дело в том, что у каждого из них даты представлены в соответствии со своим календарным счислением, а сами документы написаны на своём родном языке. То есть, внутри сочинений одного и того же летописца соблюдена единая хронология. Совсем иначе происходит тогда, когда историк вставляет в собственные тексты данные из других документов, созданных в другой местности и/или в другое время. Тут без перевода и согласования хронологий никак не обойтись.  Такое согласование хронологий и делалось постоянно на протяжении веков многими историками в полном соответствии с представлениями своего времени. К XVII веку и дошли все эти «согласованные» версии, отнюдь, не первичные и, даже, не вторичные.

Как можно считать, что при таком сложном историческом процессе, всё обошлось без ошибок, мне не вдомёк. Думаю, что это Вы слишком упрощаете исторический процесс.


Цитировать
Метод - методом. Володихин, кажется (из приведенных мною ссылкок) разбирает как раз метод, не касаясь реконструкций вообще. Он ставит чистый эксперимент. Формулы, расчеты. По методике Фоменко. Априори он его не обвиняет. Но приходит к поразительным результатам. Прокомментируйте это.


Мы договорились не отвлекаться на посторонние вопросы. Тем не менее. У Володихина нет никакого разбора метода. Те пару мест, где он упоминает математику, явно показывают, что он ничего не понял в существе метода. Графики, которые он приводит как пример не соответствия, на мой взгляд, обладают высокой степенью конгруэнтности. Просто, Володихин, наверное, никогда не работал с большим количеством экспериментального материала, выраженном в виде графиков. Впрочем, это не важно, так как часто бывает, что на вид абсолютно различные графики, являются системно подобными.  Простой пример -- запись двух фраз, произнесённых разными голосами. По виду графиков, Вы никогда не скажете на сколько эти фразы одинаковые, однако, на слух, определите сразу.

Уважаемый Любопытный, если Вы априори не признаёте возможности ошибки в определении точки отсчёта локальных хронологий, то разобраться Вы не сможете. Методика основана на предположении, что такой сдвиг возможен. Вы должны отнестись к самой методике и к данным, которые она использует, как к математике, как к обычным числам. Все интерпретации надо оставить на потом. Никакие ссылки на Цезаря и Донского тут не уместны. Это просто Имя1 и Имя2 из разных хроник, которым в соответствие поставлено некое число.


PS. Давайте всё-таки оставим в стороне критиков и интерпретации. Вы готовы признать фальсифицируемость традиционной хронологии или остаётесь на принципах религиозного догматизма?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от sagalex »
С уважением, Александр.

Оффлайн Любопытный

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 291
  • Репутация: +3/-2
(Нет темы)
« Ответ #19 : 31 Январь, 2010, 15:01:32 pm »
Цитата: "sagalex"
Судя по Вашим ответам, Вы, таки, путаете датировку и хронологию. Да к тому же отрицаете развитие общества.
Интересно знать, где именно я путаю и где именно отрицаю.
Цитата: "sagalex"
Датировка событий, действительно, может быть перепутана плюс-минус несколько лет. Это видно из того, что разные историки называют разные даты, которые черпают из разных первичных источников. Это естественные ошибки относительной датировки, которые постепенно исправляются.
Согласен полностью.
Цитата: "sagalex"
Сравнивать возможности контактов между древними летописцами и контакты  между современными историками или, даже, средневековыми -- это, по меньшей мере смешно.
А я что, где-то утверждал, что древние летописцы, работавшие в одно время, контактировали друг с другом? Нигде. Наоборот, я знаю примеры, когда авторы пишут об одном времени и об одних событиях, но явно не подозревают о существовании друг друга.
Цитата: "sagalex"
Летописи древних велись им самостоятельно без всяких согласований с «соседями». Велись на своём языке, исходя из собственного понимания устройства мира и привязывались к календарю, действующему в стране и времени проживания летописца.
Здесь нужно сделать несколько замечаний: 1. В целом – да, хотя были и исключения. 2. На своем языке (или на лингва-франка). 3. Ситуация, когда в каждой стране (или даже области) было свое летоисчисление, которое в добавок менялось с воцарением новых правителей, - такая ситуация характерна скорее для античного мира до расцвета Римской империи. Уже в Римской империи летоисчисление разных провинций унифицировалось и мало-помалу входило в привычку. В Ср. века в Европе – летоисчисление от Р.Х. практически повсеместно. На Руси летописи продолжали долго датировать от «сотворения мира» - но это скорее дань традиции. Таком образом, написанное вами относительно календаря – в целом верно, а в частности – не очень.
Цитата: "sagalex"
В силу слабого развития письменности и отсутствия книгопечатания многие первоисточники не выдерживали времени. Их переписывали последующие поколения историков с оригиналов или копий, а то и передавали изустно. При этом возникали те же проблемы согласования дат из разных источников, дабы обеспечить логическую взаимосвязь.
Еще раз. Какие проблемы возникали? ПВЛ переписывали много раз в нескольких местах. Какие проблемы согласования? Если какой-то иной пример имеется в виду – то какой именно?
Цитата: "sagalex"
По мере развития общества, торговли, мореплавания, и проч. возникала всё большая и большая необходимость к переводу исторических документов с одного языка на другой. Это также требовало перевода системы мер, дат календаря, согласования имён.
С языка на язык, возможно, переводы и были… Хотя, если честно, западноевропейская традиция тяготела к латыни. Это был язык международного общения, не требовавший переводов. Системы мер и валюту – да, иногда автор делает поясняющие ремарки… Календарь – в средневековой Европе один и тот же. В античном мире – разный, но я не знаю сколько-нибудь масштабных переводов.

Цитата: "sagalex"
Зачастую, единицы измерений, названия календарных дат и имена (прозвища) исторических персонажей относились к делам давно минувших дней, от которых не осталось ни очевидцев ни первичных письменных документов. Для такого согласования требовалась интерпретация, то есть сведения из других отраслей знаний, которые помогали сопоставить описания и сделать заключение о том, что разные документы описывают события одного и того же периода в одной и той же местности. Это давало возможность поставить в соответствие разные имена одному конкретному физическому лицу.
Согласен.
Цитата: "sagalex"
Вы правы, это происходило не одномоментно, а постепенно в процессе развития общества. К XVII веку такое согласование в основном произошло, было признанно всеобщим и с тех пор более существенно не менялось. В XVII веке были устранены последние разночтения. То есть, часть результатов была принята такой, какой её согласовали предыдущие поколения, часть досогласовали современники. Точно также основывая свои выводы на представлениях, существовавших в то время.
Примерно так.
Цитата: "sagalex"
Никаких точных, в современном понимании слова, методов определения соответствия событий определённым датам тогда не существовало. Использовалась, в основном, логика, религиозные представления и научный уровень того века.
А вот здесь давайте остановимся поподробнее. До этого момента мы с вами рассуждаем в общем в одном ключе. Я, скорее, придираюсь к не очень (с моей точки зрения) точным формулировкам. Но в понимании процесса «определения соответствия событий» у нас, кажется, принципиальное разногласие. Я вот что предлагаю. Раз уж вы считаете этот момент очень важным, попробуйте описать, как, по вашему, происходило это «согласование», при которой «использовалась, в основном, логика, религиозные представления и научный уровень того века».
Цитата: "sagalex"
Таким образом, на лицо два процесса.
Первый -- это датировка событий современниками по собственному календарю и на собственном языке, а так же дублирование данных их последователями, в соответствии с пониманием последних.
Да.
Цитата: "sagalex"
Второй -- интерпретация исторических событий описываемых разными документами разных эпох и стран с привязкой их к тем или иным реальным событиям.
Да, но. Я бы не сказал «интерпретация». Собственно, автор не переделывал, а чаще всего компилировал те части текстов, которые его интересовали.
Цитата: "sagalex"
Последнее делалось с преодолением огромных трудностей:
[1]перевода с иностранных письменных языков, тем более забытых, содержащих умолчания, понятные лишь современникам,
Такое могло быть, но не настолько часто, чтобы заявлять о проблеме! Sagalex, большая часть источников античности – на греческом и на латыни, которые органично стали языками учености средневековой. Еще в Средние века повышается роль арабского. Конечно, имели место и национальные языки. В любом случае – это языки не забытые. Вы, вообще-то говоря, какие языки имеете в виду?
Цитата: "sagalex"
[2]перевода единиц измерения, для чего надо было ещё понять в каких единицах выражены числа в оригинале,
Допустим, да.
Цитата: "sagalex"
[3]перевода по разному устроенных названий календарных дат и точек отсчёта начала летосчисления,
И в чем же сложность-то? Хронология восстанавливается по «маркерам». Если их нет, то и не восстанавливается вообще (летописи не соотносятся никак друг с другом).
Цитата: "sagalex"
[4]особую трудность составляла привязка прозвищ исторических персонажей между собой.
Поясните на примере. Я не вижу особой трудности.
Цитата: "sagalex"
Вы утверждаете, что результаты второго процесса абсолютно точны. Что ошибок быть не могло. Что это религиозная догма, на которую нельзя покушаться.
Еще раз, sagalex, прошу вас не приписывать мне того, чего я не говорил. Мне никогда не приходило в голову утверждать, что результаты второго процесса – абсолютно точны. Это ваша додумка. А вот что я ответственно заявляю: ошибки, допускаемые во втором процессе, не были ни ключевыми, ни фатальными. И не могли быть таковыми.
Цитата: "sagalex"
Упомянутые Вами историки из разных стран и разных эпох, возможно, не сильно ошибались каждый сам по себе. Их даты внутри их собственных изложений согласованы между собой в соответствии с их добросовестностью. Но дело в том, что у каждого из них даты представлены в соответствии со своим календарным счислением, а сами документы написаны на своём родном языке. То есть, внутри сочинений одного и того же летописца соблюдена единая хронология. Совсем иначе происходит тогда, когда историк вставляет в собственные тексты данные из других документов, созданных в другой местности и/или в другое время. Тут без перевода и согласования хронологий никак не обойтись.  Такое согласование хронологий и делалось постоянно на протяжении веков многими историками в полном соответствии с представлениями своего времени. К XVII веку и дошли все эти «согласованные» версии, отнюдь, не первичные и, даже, не вторичные.
Sagalex, вы почему-то думаете, что у каждой страны свое летоисчисление, своя система мер и проч., свой язык. И из-за этого древние историки имели много проблем… Да уж, тяжело. Ладно историки, а остальные-то как жили? Как общались? Торговали? Впрочем, на счет хронологии я уже сказал выше. Ваше утверждение нельзя назвать ложным. Оно верно в общих чертах, но требует уточнения, которое существенно, как мне кажется, меняет картину.
Цитата: "sagalex"
Как можно считать, что при таком сложном историческом процессе, всё обошлось без ошибок, мне не вдомёк. Думаю, что это Вы слишком упрощаете исторический процесс.
«Без ошибок» вообще – не обошлось. Но они были не существенны. На Руси писали все на одном и том же языке. А когда летописцу попадал источник на др. языке – тот его переводил. Мог ошибиться. Кстати, иногда это и обнаруживается. Что поделать? – люди есть люди. Но при чем здесь хронологические сдвиги?
Ладно, вы думаете, что я слишком «упрощаю». Я думаю, что вы слишком «усложняете». Так давайте перестанем додумывать, и перейдем к фактам. Итак, возьмите, пожалуйста, ПВЛ и укажите, где там, по вашему мнению, ошибки 1-4. Если этот источник вас не устраивает, то укажите, по какой именно причине. И предложите другой источник.
Цитата: "sagalex"
Мы договорились не отвлекаться на посторонние вопросы. Тем не менее. У Володихина нет никакого разбора метода. Те пару мест, где он упоминает математику, явно показывают, что он ничего не понял в существе метода. Графики, которые он приводит как пример не соответствия, на мой взгляд, обладают высокой степенью конгруэнтности. Просто, Володихин, наверное, никогда не работал с большим количеством экспериментального материала, выраженном в виде графиков. Впрочем, это не важно, так как часто бывает, что на вид абсолютно различные графики, являются системно подобными.  Простой пример -- запись двух фраз, произнесённых разными голосами. По виду графиков, Вы никогда не скажете на сколько эти фразы одинаковые, однако, на слух, определите сразу.
Подождите. Как это метод – «посторонний вопрос»? Это как раз тот самый вопрос, где вы можете проявить себя. Это тот самый вопрос, где я не могу ничего сказать наверняка. Что проще? Возьмите конкретные формулы Володихина, пройдитесь по его аргументации по шагам (благо, там не очень много) – и вуаля! Покажите, в чем он ошибся. А пока что, извините, ваши заявления «он ничего не понял в существе метода» - пустой звук. Я не говорю, что это быстро и легко. Не торопитесь, возьмите столько времени, сколько нужно. Если что, я попробую (хоть и не обещаю) связаться с Володихиным. Или с Бородкиным. Или еще с кем-то на кафедре.
Конечно, если вам действительно интересно. И если вам действительно есть что сказать.
Цитата: "sagalex"
Уважаемый Любопытный, если Вы априори не признаёте возможности ошибки в определении точки отсчёта локальных хронологий, то разобраться Вы не сможете. Методика основана на предположении, что такой сдвиг возможен. Вы должны отнестись к самой методике и к данным, которые она использует, как к математике, как к обычным числам. Все интерпретации надо оставить на потом. Никакие ссылки на Цезаря и Донского тут не уместны. Это просто Имя1 и Имя2 из разных хроник, которым в соответствие поставлено некое число.
Без проблем. Именно об этом я и сказал. Именно так и поступил Володихин. Да, я просто не понимаю, как могла даже теоретически появиться ошибка, приводящая к таким фоменковским хронологическим сдвигам. С моей точки зрения – это фантастика и абсурд. Но я не хочу заранее «давить» этими аргументами. С самого начала я вам предложил: давайте разберем метод. Согласны?
Цитата: "sagalex"
PS. Давайте всё-таки оставим в стороне критиков и интерпретации. Вы готовы признать фальсифицируемость традиционной хронологии или остаётесь на принципах религиозного догматизма?

Ну и вопрос. Просто классика: вы перестали пить по утрам коньяк или нет? С вашего позволения, я выбираю третий вариант ответа. Т.к. я не признаю «фальсифицируемость традиционной хронологии», и в то же время я не придерживаюсь принципов религиозного догматизма (он вообще мне чужд категорически)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Любопытный »
Не верю, потому что абсурдно
Правила форума