Автор Тема: Рост количества атеистов в Шотландии  (Прочитано 2318 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Надо бы раздел новый создать: что-то вроде количество и качество мира религий.


https://en.wikipedia.org/wiki/Demographics_of_Scotland

Между двумя переписями количество атеистов в Шотландии превысило даже численность адептов "традиционной" кальвинистской Церкви Шотландии.  Впрочем, искать среди верующих Европы фанатиков (вроде Милонова или Чаплина), за исключением импортных исламистов и малого количества местных... упрямцев - назовем их так, чтоб не обюидеть, занятие неблагодарное.

В целом же в XXI веке рост численности атеистов в мире значительно ускорился.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Pantheist

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 083
  • Репутация: +0/-0
Re: Рост количества атеистов в Шотландии
« Ответ #1 : 24 Ноябрь, 2014, 20:43:00 pm »
Интересно, те десять процентов, на которые за десять лет выросли атеисты, -- это те же десять процентов, которых недосчиталась Церковь Шотландии? :mrgreen:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
اثنان أهل الأرض: ذو عقل بلا دين، وآخر ديّن لا عقل له

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Рост количества атеистов в Шотландии
« Ответ #2 : 25 Ноябрь, 2014, 13:18:39 pm »
Да, скорее всего.  У господствующих конфессий есть ужасная манера "твердо держаться" один раз заявленной численности, а адепты конкурирующих культов в свою очередь завышают свою численность, в итоге суммарная численность конфессий нередко превышает население соответствующей страны.  Перепись - другое дело.  Но и она не всегда объективна.  Например, все эти буддисты-мусульмане часто представляют не столько религиозную сколько культурно-национальную общность (типа, все армяне за пределами Армении - грегориане, а все поляки - католики), в реальности отнюдь не все китайцы - буддисты, не все арабы - мусульмане и т.д.

Что касается англиканства, то британская социолог К.Фокс вот что пишет о религиозности англичан:

Цитировать
Я назвала последнюю главу «Обряды изменения гражданского состояния», а не «Религия» потому, что религия как таковая по большому счету сегодня не играет особой роли в жизни англичан, но ритуалы, которые викарии англиканской церкви непочтительно называют «hatchings, matchings and dispatchings» («рождения, свадьбы и смерти»), и другие менее значимые церемонии пока еще не утратили своего значения. Многие честные англиканские священнослужители охотно признают, что обряды бракосочетания, погребения и в меньшей степени рождения — ныне единственное время их соприкосновения с большинством прихожан. Некоторые из нас ходят в церковь на рождественскую службу, еще меньше — на пасхальную, но для большинства англичан посещение церкви ограничивается свадебными и похоронными церемониями и, возможно, крестинами.

РЕЛИГИЯ ПО УМОЛЧАНИЮ

Елизаветинский придворный Джон Лили* утверждал, что англичане — Богом «избранный и особенный народ». Если это так, то, надо признать, со стороны Господа это весьма своеобразный выбор, потому что мы, наверно, самая нерелигиозная нация на свете.

Согласно данным опросов, до 88 % англичан относят себя к той или иной христианской конфессии — в основном к англиканской церкви, — но на практике только 15 % из этих «христиан» регулярно посещают церковь. Большинство бывает только на вышеупомянутых «обрядах изменения гражданского состояния», а многие из нас вступают в контакт с религией только на последнем из этих обрядов — на похоронах. Большинство англичан в наши дни не крестятся, и только около половины венчаются в церкви, но почти всех хоронят по-христиански. Не потому, что смерть вдруг пробуждает в нас религиозность, — это, так сказать, «выбор по умолчанию»: нехристианские похороны требуют определенных усилий, четкого понимания, чего мы хотим вместо этого, и подразумевают массу неприятных хлопот и смущающей суеты.

Как бы то ни было, англиканская церковь — наименее религиозная церковь в мире. Церковь с расплывчатым кредо, терпимая к пороку и недостаткам и поразительно нетребовательная. Мы не задумываясь указываем в анкете или заявлении, что мы по вероисповеданию англиканцы, «С of Е»* (мы предпочитаем по возможности употреблять именно эту формулу, как в речи, так и на письме, поскольку слово «church» («церковь») пронизано религиозностью, a «England» («Англия») звучит несколько патриотично), потому что это не подразумевает ни соблюдения религиозных предписаний, ни веры во что бы то ни было — даже в существование Бога. Алан Беннетт** однажды заметил, в речи к Обществу молитвенника***, что в англиканской церкви «вопрос о вере в Бога как-то всегда обходят стороной. Задавать его неприлично. Кто-то сказал, что англиканская церковь так устроена, что ее члены, по сути, могут верить во что угодно, но, разумеется, почти никто ни во что не верит».

 вспоминаю один разговор, который подслушала, когда сидела в ожидании своей очереди в приемной терапевта. Школьница 12–13 лет с помощью матери заполняла какую-то медицинскую форму. Дочь спросила: «Вероисповедание? Какое у меня вероисповедание? Разве мы исповедуем какую-то религию?» — «Нет, — ответила ей мать. — Просто напиши „С of Е"». — «Что значит „С of Е"?» — поинтересовалась девочка. «Church of England». — «А это религия?» — «Да, в некотором роде. Ну, не совсем… Просто мы всегда так пишем». Как и похороны по христианскому обряду, «С of Е» — это «выбор по умолчанию», нечто вроде варианта ответа «все равно» в вопроснике — апатичная, бесстрастная, умеренная религия для духовно «нейтральных» людей.

Трудно найти кого-то, кто относился бы серьезно к англиканской церкви — даже среди ее верных служителей. В 1991 г. тогдашний архиепископ Кентерберийский, доктор Джордж Кэри, сказал: «В моем представлении это пожилая женщина, которая сидит в уголке и что-то тихо бормочет себе под нос, старушка, которую почти никто никогда не замечает». И эта реплика в духе ослика Иа-Иа прозвучала в интервью, которое он дал сразу же после того, как его назначили на самый высокий пост в англиканской церкви. Если уж архиепископ Кентерберийский сравнивает свою церковь с дряхлой, забытой всеми старухой, стоит ли удивляться тому, что и все мы без стеснения игнорируем ее?

БЛАГОДУШНОЕ БЕЗРАЗЛИЧИЕ

Ключевое слово в его стенаниях — «негласный». Мы — не нация твердых открытых атеистов. И мы не агностики. И то, и другое подразумевает некий интерес к вопросу о том, есть ли Бог, существование которого мы отвергаем либо ставим под сомнение. Большинство же англичан просто не задумываются на эту тему.

Согласно данным общественного опроса, около 60 % населения нашей страны на вопрос «Верители вы в Бога?»61 отвечают положительно, но доктор Кэри прав, что не принимает такой ответ за чистую монету. Сама я, задавая тот же вопрос, пришла к выводу, что многие отвечают «да», потому что они:

– не особенно религиозны, но, в общем-то, верят в то, что над нами есть Кто-то;

– в принципе готовы признать существование Бога, поэтому ответ «нет» прозвучал бы несколько категорично;

– хотели бы думать, что Бог есть, хотя это маловероятно;

– не знают, есть ли Бог, но готовы принять Его на веру;

– честно говоря, никогда не задумывались об этом, но, да, конечно, что-то есть.

Одна женщина объяснила так: «Ну, на первой странице я написала, что я христианка, в том смысле, что я не мусульманка и не индуска, поэтому подумала, что и на вопрос о существовании Бога тоже нужно ответить „да", иначе с моей стороны это выглядело бы непоследовательно».

Умные исследователи «Мори» недавно придумали форму опросов, более соответствующую расплывчатым, ни к чему не обязывающим религиозным убеждениям англичан. Теперь они предлагают следующие варианты.

«Я — активный верующий»: только 18 % англичан поставили галочку в данной графе, в том числе все мусульмане, индусы, сикхи и т. д., исповедующие религию в полном смысле этого слова.

«Я — неактивный верующий»: имеются в виду те, кто автоматически ставит галочку против графы «С оґ Е» (англиканство); таковых набралось 25 %.

«В душе я верующий, но фактически не принадлежу ни к какой религии»: довольно расплывчатая формулировка, на которую откликнулись 24 % англичан, в их числе предположительно 31 % верящих в астрологию, 38 % — в привидения, 42 % — в телепатию, 40% — в ангелов-хранителей и т. д.

«Я — агностик (не уверен, что Бог существует):, требует большой работы ума; всего 14 %.

«Я — атеист (убежден, что Бога нет)»: тоже требует большой работы ума, к тому же слишком определенное заявление; всего 12 %.

«Не отношусь ни к одной из вышеозначенных категорий»: охвачены все возможные варианты; всего 7 %.

«Не знаю»- если предложено столько двойственных, уклончивых вариантов, неприлично не выбрать из них один; лишь 1 %.

Итак, хотя только 12 % англичан в конечном итоге решились назваться атеистами, думаю, замечание бывшего архиепископа о том, что в Англии «негласный атеизм празднует победу», абсолютно верно. Если бы мы были настоящими атеистами, ему и его церкви было бы с кем спорить и бороться. Ситуация же такова, что нам все равно.

Мы не просто безразличны. Ужасно то (с точки зрения англиканской церкви), что мы вежливо безразличны, толерантно безразличны, благодушно безразличны. В общем-то, мы ничего не имеем против Бога. Если на нас надавить, мы даже признаем, что Бог существует, — ну, если и не Бог, то какое-то Высшее существо, которое можно назвать и Богом, хотя бы ради мира и покоя. Бог так Бог — прекрасно. Главное, что Он на своем месте, то есть в церкви. Приходя в Его дом — на свадьбы и похороны, — мы ведем себя так же вежливо, как в гостях, хотя нелепая выспренность нашего поведения нас самих немного смущает. А за пределами церкви Бог крайне редко затрагивает наше существование и присутствует в наших мыслях. Те, кто хочет поклоняться Ему, пусть поклоняются — мы живем в свободной стране, — но это сугубо личное дело, и негоже навязывать свои взгляды другим или смущать и беспокоить остальных своей набожностью. (Все показное англичане ненавидят больше всего на свете.)

Наше благодушное безразличие остается благодушным до тех пор, пока верующие, к какой бы религии они ни принадлежали, не досаждают духовно нейтральному большинству своим религиозным рвением. Религиозный фанатизм вызывает у нас подозрительность и раздражение.
http://www.e-reading.by/bookreader.php/ ... anami.html

И это отлично ложится на современный англосаксонский либеральный атеизм, принявший эстафету от советского коммунистического атеизма.  Если же в этой массе встречаются истинно верующие, они выглядят столь же смешно и нелепо, как какие-нибудь сектанты в СССР.  И так было почти всегда (и во времена Шерлока Холмса, и ранее).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Алeкс

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 564
  • Репутация: +49/-29
Re: Рост количества атеистов в Шотландии
« Ответ #3 : 25 Ноябрь, 2014, 14:20:01 pm »
Цитата: "Владимир Владимирович"
И так было почти всегда (и во времена Шерлока Холмса, и ранее).
Таки да, ни у Дойла, ни у Уэллса, ни у Кристи бог и церковь роли не играют, хотя персонажи-церковники присутствуют, и не в единичном числе.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
На любой вопрос даю любой ответ

Оффлайн Max_542

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 748
  • Репутация: +0/-1
Re: Рост количества атеистов в Шотландии
« Ответ #4 : 25 Ноябрь, 2014, 14:30:43 pm »
Цитата: "Алeкс"
Цитата: "Владимир Владимирович"
И так было почти всегда (и во времена Шерлока Холмса, и ранее).
Таки да, ни у Дойла, ни у Уэллса, ни у Кристи бог и церковь роли не играют, хотя персонажи-церковники присутствуют, и не в единичном числе.
Англичане в этом не одиноки, и французы и голландцы...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Если вам дали хорошее образование, это ещё не значит, что вы его получили.

Оффлайн Алeкс

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 564
  • Репутация: +49/-29
Re: Рост количества атеистов в Шотландии
« Ответ #5 : 25 Ноябрь, 2014, 14:44:53 pm »
Цитата: "Max_542"
Цитата: "Алeкс"
Таки да, ни у Дойла, ни у Уэллса, ни у Кристи бог и церковь роли не играют, хотя персонажи-церковники присутствуют, и не в единичном числе.
Англичане в этом не одиноки, и французы и голландцы...
Насчёт голландцев ничего не могу сказать, а у некоторых французских писателей религиозные темы очень даже присутствуют.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
На любой вопрос даю любой ответ

Оффлайн Max_542

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 748
  • Репутация: +0/-1
Re: Рост количества атеистов в Шотландии
« Ответ #6 : 25 Ноябрь, 2014, 14:53:05 pm »
Цитата: "Алeкс"
Цитата: "Max_542"
Цитата: "Алeкс"
Таки да, ни у Дойла, ни у Уэллса, ни у Кристи бог и церковь роли не играют, хотя персонажи-церковники присутствуют, и не в единичном числе.
Англичане в этом не одиноки, и французы и голландцы...
Насчёт голландцев ничего не могу сказать, а у некоторых французских писателей религиозные темы очень даже присутствуют.
Я не про писателей я про массово перепрофилируемые церквы из-за полного отсутствия прихожан.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Если вам дали хорошее образование, это ещё не значит, что вы его получили.

Оффлайн Pantheist

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 083
  • Репутация: +0/-0
Re: Рост количества атеистов в Шотландии
« Ответ #7 : 25 Ноябрь, 2014, 15:20:14 pm »
Цитировать
ритуалы, которые викарии англиканской церкви непочтительно называют «hatchings, matchings and dispatchings» («рождения, свадьбы и смерти»)
Интересная статья. Процитированное действительно трудно перевести так же рифмованно, да ещё показать, чего здесь непочтительного. Дословно, приблизительно, "вылупления, спаривания и отправки".
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
اثنان أهل الأرض: ذو عقل بلا دين، وآخر ديّن لا عقل له

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Рост количества атеистов в Шотландии
« Ответ #8 : 25 Ноябрь, 2014, 19:12:08 pm »
Это целая книжка



весьма познавательная.  Меня, как социолога, больше всего заинтересовало четкое деление даже современных англичан на классы: два высших, три средних, три низших.  Чтоб это себе наглядно представить: семья Гарри Поттера - средний средний класс, а родители Рона со старенькой машинкой - верхний низший.  Причем, каждый класс имеет свое классовое самолюбие: например, средний класс весьма критически смотрит на высшие классы - еще сохранившуюся английскую аристократию и крупную буржуазию (Форсайты), низшие же классы чувствуют себя эдакими атлантами, на которых все держится.  Различаются даже по языку (есть семь слов - т.н. "семь смертных грехов", которые не употребляет высший класс). Когда же англичане смотрят на французов, их поражает, что там обходятся без классов: фратернитэ, эгалитэ...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Рост количества атеистов в Шотландии
« Ответ #9 : 25 Ноябрь, 2014, 19:24:39 pm »
Цитата: "Алeкс"
Цитата: "Владимир Владимирович"
И так было почти всегда (и во времена Шерлока Холмса, и ранее).
Таки да, ни у Дойла, ни у Уэллса, ни у Кристи бог и церковь роли не играют, хотя персонажи-церковники присутствуют, и не в единичном числе.
Поскольку англиканская церковь была скорее организацией, чем вероисповеданием, это было просто доходное место, которое некоторые ученые и просветители использовали как синекуру (писатель и политический деятель Дж.Свифт, или химик Пристли; Дарвин тоже чуть было священником не стал, причем, если б это произошло, это никак не повлияло бы на его теорию).  В Великобритании и не могло быть (в отличии от Франции) девиза "раздавить гадину!"

Интересно, что и в РПЦ попадались ученые.  Например Иакинф (Бичурин) - замечательный китаист, вроде даже друг Пушкина.  Вряд ли он обратил в православие хоть одного китайца, но совр. китаистика создана во многом им.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!