Философия, в отличие от науки, не ограничивается познанием того, что есть. Философское мировоззрение охватывает и вопросы должного, ценности. В зависимости от ответа на вопрос: «Возможны ли правильные мнения в этой области?» философы разделяются, прежде всего, на два крупных направления – абсолютизм и релятивизм.
Представители ценностного релятивизма отстаивают точку зрения, что все ценности совершенно равноправны, и с непредвзятой колокольни было бы всё равно, будет ли планета Земля продолжать существование или она расколется на куски при реализации чьего-нибудь доброго желания. Доля истины в этом утверждении есть: мышление в принципе не способно дать обоснованный ответ на вопрос «Зачем?», «С какой целью?», поиски Л. Н. Толстого на этом поприще были тщетны. Однако, при дальнейшем разборе выясняется, что некоторые релятивисты скованы механистическим материализмом, демонстрируют отсутствие системного мышления, а в ряде случаев отличаются ещё и личной «заинтересованностью», придерживаются весьма спорной философии элиминативизма, отрицают существование эмерджентности. Естественно, все указанные особенности благоприятствуют релятивированию, в рассуждениях упор на вариабельности различных фактов предпочитается выявлению общих черт и закономерностей, оппозиционные понятийные пары нивелируются, будучи поставленными в зависимость от произвольного желания. Впрочем, релятивисты могут как признавать устоявшуюся терминологию, так и отрицать её без особого ущерба для своей доктрины.
По признаку сферы поисков опоры, абсолютизм бывает религиозным и рационалистическим. Религиозные абсолютисты формально апеллируют к мнению творца, которое имеет примат перед мнением творений. На деле же они апеллируют к мнению тех, кто декларировал заповеди, приписанные богу. «Небо молчит – за него говорят люди» (японская пословица). Так осуществляется одна из функций религии – сакрализация, «религиозное освящение», ценностей, в числе которых есть немало социально конструктивных.
Абсолютисты-рационалисты ищут точку опоры в познании и мышлении. Древняя ветвь рационалистического абсолютизма, изложенная ещё в платоновском диалоге «Горгий», основана на принятии в качестве аксиомы суждения «Людям свойственно стремиться к благу». Дальнейшие построения, приводящие к обоснованию целесообразности альтруизма и пр., базируются на указанном допущении. Другие абсолютисты, копая на уровне субъектов, обнаруживают уязвимость утверждения релятивистов о принципиальной равнозначности всех биологических алгоритмов и основанных на них систем ценностей, мотивирующих поведение человека. Чувства и инстинкты, как ни цинично звучит, способны «ошибаться», а распознавание этих «ошибок» – дело мышления.