Если брать ЛаВеевский сатанизм и сходные более ранние и более поздние течения, то это, на мой взгляд, ни что иное, как протестная реакция на давление со стороны религиозной диктатуры. Напомним, что в авраамических религиях на следование принципам другой религии или вообще отвергание веры в божество и т.д. постоянно вешалось клеймо "поклонения сатане". Одним из принципов сатанизма ЛаВея является постулат о свободе выбора человека, возможнось самостоятельно выбрать для себя смысл жизни и жизненный путь, а не следование каким-либо религиозным догматам. Забавно, что то же самое наблюдается в сравнительно новой пародийной религии - пастафарианстве, что позволяет предположить, что оба явления - из одной и той же серии. Они представляют собой своего рода пугала для религиозников, но в отличие от религий в традиционном понимании не сдерживают человека в рамках определённых догм. Видимо, весь упор делается на предположение, что "служителя тёмных сил" поборник "истинной веры" не будет переубеждать и по возможности будет стараться сократить всяческие контакты с ним. Таким образом, это - один из доступных в определённый период времени в определённых социальных условиях и сохранившийся до сих пор способ человека бороться за право на свободу убеждений, право быть атеистом и при этом не испытывать давления со стороны религии в обществе диктатуры церкви. К сожалению, многими подобные учения понимаются превратно и сами в искажённом виде приобретают форму некого культа. Стоит отличать сатанизм от собственно дьяволопоклонничества - серии культов, основанных в значительной степени на традиционных верованиях народов, подвергшихся христианизации и смешанных с библейскими представлениями о дьяволе. Вспомним, что после крещения Руси многие верования христианизованных племён вследствие пропаганды подверглись трансформации. Так, многие "духи" из их традиционных религиозных учений, даже подававшихся в последних как положительные, церковной пропагандой представлялись как "нечистая сила" и в таком виде многие представления дошли до нас. Аналогичный случай можно привести из христианизации Скандинавии, где вследствие церковной пропаганды Вальхалла - "рай для героев" из традиционных скандинавских верований была отождествлена с библейским "адом", а их "боги" - с библейскими "демонами". Возможно, дьяволопоклонничество было некой попыткой определённых групп людей, находящихся, под постоянным давлением церкви, сохранить свои традиции.