Автор Тема: Настоящий СССР: советские учебники  (Прочитано 2168 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Настоящий СССР: советские учебники
« : 12 Декабрь, 2014, 18:06:54 pm »
Хочу создать серию тем под общим названием "Настоящий СССР".  А то мне просто за мою аватарку обидно (ладно бы его, как барона Мюнхаузена, урезали, но так ведь ему приписывают то, чего он просто не мог говорить).

Достал редкую книгу:  История средних веков.  6 класс.  М.,1984 (тридцать лет всего прошло) 22-е издание.



Аналогичную книгу (20-е или около того издание) я прочел в 1982 (мне подарили две книжки на новый 1982 год - историю средних веков и астрономию 10-го класса; я - не Ломоносов, но могу назвать эти две книги, проштудированные в возврасте 8 лет, "моими первыми университетами" (с))  В 2005 я написал "Наше светлое средневековье", но оно ничего общего не имело с современным, темным российским.

Что же читали советские школьники (кому сейчас 40-45 лет) в этой книге?

О Византии:
Против остатков древнего образования и науки вела жестокую борьбу христианская церковь.  Священники и монахи считали, что неграмотные люди будут слепо верить в бога.  "Лучше не уметь читать, - говорили они, - чем читать то, что может вызвать сомнение в вере".
В литературе главное место заняли церковные книги - описание жизни "святых".  В них излагались нелепые вымыслы о "подвигах" и "чудесах", совершаемых монахами, которые стремились заслужить место в раю отказом от всех радостей жизни. Описывалось, как монахи "во славу бога" истязали свое тело, опутывая его цепями и веревками, питались отбросами, по многу лет не мылись, спали в неудобных позах.  За все эти бессмысленные дела церковь объявляла их "святыми людьми" и призывала верующих следовать их примеру.

с 56
Даже если здесь преувеличение, то велико ли оно?  Разве верующие, читающие сейчас это, не согласны со "спасительной неграмотностью"?  Или они не зарабатывают себе место в раю?

Об исламе:
Как и христианство, ислам требовал от простого народа покорности.  Даже само слово "ислам" означает "покорность"!  Мусульманская религия требует от верующих, чтобы они без рассуждения подчинялись властям и знати, которые будто бы поставлены на земле самим богом.  Коран охранял частную собственнность; в нем сказано: "Не засматривайся очами твоими на те богатства, которыми мы наделили некоторые семьи".  Как бы тяжело не жилось бедняку, он должен терпеть и молиться.  Покорным исламобещал сытую и веселую жизнь в раю, куда они будто бы попадут после смерти; грешники же окажутся в аду, гдле будут вечно гореть в неугасимом огне.
Ислам призывал к войне против "неверных", то есть людей другой веры.  В коране говорится, что убитые на войне немедленно попадают в рай.

с 62-63

О восстании Бабека:
Из Азербайджана восстание перекинулось в Армению и Иран.  По словам арабского историка, в столице халифата "царили сильная паника и великий ужас".  За голову Бабека была назначена огромная награда. Самому Бабеку обещали прощение, если он сдастся.  На это последовал гордый ответ: "Лучше жить один день свободным, чем сорок лет жалким рабом!"  Халифу пришлось двинуть против восставших свои главные силы.  Хорошо вооруженные войска разгромили восставших.  Бабек был предательски схвачен одним из местных феодалов, у которого он попросил убежища, выдан халифу и осужден на мучительную казнь.
с 65-66

Об Александрийской библиотеке:
Существует легенда, что после захвата Александрии халиф приказал сжечь библиотеку старинных рукописей, заявив: "Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны".
с 66

О.Г.Большаков настаивает на недостоверности этой легенды.  Но факт есть факт - после 641 года библиотека исчезает окончательно.

О папах римских:
Папы не останавливались ни перед какими преступлениями в борьбе за власть.  По словам современника, на папском престоле часто "сидели не люди, а чудовища в человеческом образе".
с 88

О духовенстве:
Епископы и аббаты мало чем отличались от остальных феодалов.  Не смотря на запрет церкви, они участвовали в войнах, устраивали турниры, одевались в шелка и бархат.  Чтобы иметь на все это деньги, церковные феодалы увеличивали повинности своих крестьян.  Барщина и оброк на землях монастырей и епископов были особенно велики.
с 88-89.

Чтобы выманить у людей больше денег, служители церкви выставляли в храмах и монастырях вещи, которые объявляли "священными": волосы и даже "капли пота" Иисуса Христа, обломки креста, на котором он будто бы был распят.  Верующих убеждали, что от одного прикосновения к этим "святыням" (конечно, за плату!) излечиваются больные.
с 89

Монахи развозили индульгенции по горадам и селам, продавали их на рыночных площадях.  Убийца, разбойник и вор могли за плату получить прощения церкви не только за прошлые, но и за будущие преступления.
с 89-90.

В церквях верующие постоянно слышали, что бороться против феодальных порядков, установленных богом, - великий грех.
с 91

Об альбигойских войнах:
В одном из городов католические воины истребили 20 тысяч человек.  Когда папского посла спросили, как отличить еретиков от "добрых католиков", он отвечал: "Убивайте всех подряд.  Бог на небе узнает своих!"
с 92-93.

О первом крестовом походе:
В 1099 году, после ожесточенного штурма, рыцари ворвались в Иерусалим.  Они учинили в городе страшную резню мусульманского населения.  Крестоносцы не щадили ни женщин, ни детей.  Грабежи и убийства прерывались лишь молитвами, после которых кровопролитие возобновлялось.
с 96

О папском налоге в пользу новых крестовых походов:
Часто на глазах у сборщиков налога человек подавал милостыню нищим, с насмешкой говоря: "Возьми во имя Мухаммеда, который сильнее Христа!"
с 98.

О католической церкви:
"Если бы Христос пришел в Рим, с ним не стали бы говорить без взятки, - гласила народная молва.
с 135.

Протокол процесса над Яном Гусом:
Пан из Хлума (чешский феодал, сопровождавший Гуса на собор): Все римское духовенство представляет собой презренную толпу кутил и глупцов, в своей жизни наблюдающих за собой менее, чем свинья в зеркале.  Именем своего короля и всех чехов я клянусь, что чехи страшно отмстят в случае дальнейших терзаний или смерти Гуса.  В крови папистов чешский гусь вымоет свои крылья. Кто имеет уши слышать, да услышит.  Жизнь и свободу Гусу.  "Да!"
Епископ констанцкий: Если мы завтра не сожжем Гуса, то послезавтра народ сожжет всех нас, здесь пребывающих.  Пусть он умрет! "Нет!"

с 139.

Завоеватель Константинополя Мехмед II говорил: "Сабля и религия неразлучны".
с 150.

О христанском образовании:
Из церковных школ выходили полуграмотные люди.  Многие священники умели лишь читать латинский текст, не понимая смысла прочитанного.
с 153

Милюков в "Очерках русской культуры" пишет о повальной неграмотности православного духовенства в XVII-XVIII вв.

Церковь утверждала, что человек не может проникнуть в тайны природы, так как все в мире будто бы происходит по воле бога.
Церковь задерживала развитие науки: она боялась, что наука разрушит церковные сказски о боге.

с 153.

О церковной живописи:
Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет.
с 159

О колонизации Америки:
Солдат, купец и поп первыми ступали на вновь открытый берег.  О завоевателях говорили: "Они шли с крестом в руках и ненасытной жаждой золота в сердце".
с 193

О христианизации Америки испанцами:
Священники и монахи вынуждали индейцев отказываться от веры их предков.  Непокорных пытали и казнили на глазах у4 их жен и детей.  Оправдывая эти жестокости, "святые отцы" говорили, что индейцы - "бездушные существа вроде диких зверей".
с 195

Действительно, понадобилась целая булла папы римского, чтобы это прекратить.

Лютер в учебнике, конечно, герой положительный, но... все равно верующий:
Выступление Лютера всколыхнуло всю страну.  По словам Энгельса, оно было подобно "удару молнии в бочку с порохом".
с 224

В 1986 я в пионерлагере обнаружил в своей тумбочке оторванную страницу какого-то приключенческо-исторического романа о Крестьянской войне в Германии.  На одной стороне был рисунок, изображавший крестьян, штурмующих замок, а на другой текст:

До самого последнего момента старая няня [имя неразборч.] не верила в возможность взятия замка.  Когда до нее донеслись удары прикладов карабинов в ворота, она сказала [кому неразборч.]:
--Ну и расшумелись наши слуги!  Того и гляди, разбудят графское дитя...


Больше не помню ничего.  Роман я так и не нашел.

Высказывания Мюнцера или Лютера:
Если мы вешаем воров, казним разбойников, сжигаем еретиков, то почему же не броситься с оружием в руках на этих кардиналов, пап и всю римскую свору, почему не обагрить рук их кровью, с тем, чтобы спастить от них, как от опаснейшего пожара.
с 226.

О кальвинистах:
В Женеве был введен строгий надзор за горожанами: все были обязаны посещать церковь, рано вечером гасить свет, чтобы на рассвете приступить к делам.  Кальвинисты также сурово преследовали и сжигали на кострах своих врагов, как и католики.
с 232

Поучения Игнатия Лойолы:
Нужно не только хотеть так, как хочет начальник, нужно чувствовать так же, как он.
Папе надлежит повиноваться без свяких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, если начальник требует этого.

с 235.

Но даже мрачное средневековье, где темнело с заходом солнца (так я представлял себе средневековый вечер - без электричества), имело свое очарование.  Это эпоха гуманистов.  Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Томас Мор, Франсуа Рабле.

О романе "Гаргантюа и Пантагрюэль":
Писатель осуждал и разрушительные феодальные войны.  "То, что раньше носило громкое название подвигов, - говорит один из героев книги, - мы теперь просто зовем разбоем".
Рабое смело нападал на римского папу и католическую церковь.  В романе описана страна Папемания, где живут преданные папе католики.  "Прилетев сюда тощими, как иголки, они здесь сразу жиреют, как сурки", так как получают доходы "со всех концов света".  Папеманы готовы уничтожить всех, кто с ними не согласен.  Они разгромили остров Папефигов, за то, что его жители показали фигу портрету папы.

с 255

Но больше всего теплым закатом средневековья понравился Шекспир:


Коль поп не станет врать народу,
                      А пивовар лить в пиво воду,
                      Жечь будут не еретиков -
                      Сердца влюбленных простаков,
                      В суде невинных не засудят.
                      Долгов ни у кого не будет,
                      Забудет сплетню злой язык,
                      Зароет деньги ростовщик,
                      Кошель воришка не присвоит,
                      А сводник с девкой храм построит, -
                      Тогда-то будет Альбион*
                      Великой смутой возмущен:
- это было из советского издания вычеркнуто.
                      Такие времена настанут,
                      Что все ходить ногами станут.

Я еще не знал, что это из "Короля Лира", где мне больше всего понравилась Корделия:


Вся книга пронизана тем особым ароматом немецкого школярства, немецкой учености и философской картины мира, которая вообще свойственна всей советской ментальности.  Ее провезли в Академию Наук Ломоносов, а на Финляндский вокзал - Ленин.  Вот такие мы были марксята.

Беда современной России в том, что в ее ментальность вдалбливается негативный образ любой революции.  Это равносильно смерти от отказа оперировать больного.  В советской же ментальности революция - это хорошо.  Поэтому СССР - не Россия.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Настоящий СССР: советские учебники
« Ответ #1 : 17 Май, 2015, 19:36:48 pm »
В 8 лет я ничего еще не знал о т.н. "трагическом гуманизме" (Сервантес, Шекспир, Агриппа д'Обинье), но эстетически почувствовал его в этих сумерках Возрождения (конец XVI века).  За окном шумят улицы Парижа, сумрак окутывает комнату, какую-то черно-белую (то ли отличные советские экранизации классики: Сервантес, Шекспир, то ли что-то иное, но те века мне представлялись черно-белыми, или точнее, как старинные гравюры).  И вокруг "прощальным костром догорает эпоха".

Надо бы написать исторический роман "Лютеция, вульго Парис" (по названию первого панорамного плана города).  Главный герой - украинец XVI столетья, живущий в Москве и направленный в 1600 году Борисом Годуновым в числе "детей боярских" за границу (из них, кстати, не вернулся никто).

« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Настоящий СССР: советские учебники
« Ответ #2 : 18 Май, 2015, 12:19:12 pm »
Еще ряд иллюстраций из книги:









Настроение - http://muzofon.com/search/%D0%9D%D0%B0% ... 0%BD%D0%B0 (Наследие Вагантов - Таверна)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн modus

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 574
  • Репутация: +8/-80
Re: Настоящий СССР: советские учебники
« Ответ #3 : 18 Май, 2015, 16:46:04 pm »
Цитата: "Владимир Владимирович"
Хочу создать серию тем под общим названием "Настоящий СССР".
Правильней такую: "Настоящий СССР с моей точки зрения".
Цитата: "Владимир Владимирович"
А то мне просто за мою аватарку обидно
Уверен, многим не только за аватарку а за само ваше здешнее присутствие обидно...
Цитата: "Владимир Владимирович"
Достал редкую книгу:  История средних веков.  6 класс.  М.,1984 (тридцать лет всего прошло) 22-е издание.

Я учился по этой книжке.
И чо?
Цитата: "Владимир Владимирович"
Беда современной России в том, что в ее ментальность вдалбливается негативный образ любой революции.  Это равносильно смерти от отказа оперировать больного.  В советской же ментальности революция - это хорошо.  Поэтому СССР - не Россия.
Ах вон оно че.... - революция все мерещится, либеральная видимо, ну-ну, мечтай-мечтай...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Настоящий СССР: советские учебники
« Ответ #4 : 18 Май, 2015, 17:54:24 pm »
Цитировать
Я учился по этой книжке.
И чо?

Да, бурбоны ничего не поняли и ничему не научились.  Тут ты прав.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Shiva

  • Moderator
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 581
  • Репутация: +378/-426
Re: Настоящий СССР: советские учебники
« Ответ #5 : 18 Май, 2015, 18:55:46 pm »
Я, кстати, тоже учился по ней. Издание было чуть более ранним. ....(20-е или около того издание) :)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Всё бы ничего, если б не конечно, а то, не приведи чего зря - вот тебе и пожалуйста.