Ok #109
]Основной вопрос философии[/url] на протяжении всей ее истории – соотношение бытия и сознания (или материи и духа). В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на две партии: материалистов и идеалистов. Есть еще дуалисты, которые хотят стоять над партиями, но они, по существу, являются неявными идеалистами.
Давайте поговорим об этом знаменитом высказывании.
В связи с ним у меня несколько вопросов.
1.на каком основании (Маркс?) назвал этот вопрос основным? Философы мало интересовались другими вопросами? Хайдеггер считал, что основной вопрос- вопрос о бытии, что такое бытие. Из истории философии можно увидеть, что люди интересовались как взаимодействуют тело и душа , но этот интерес появился после Декарта. Вопрос не ставился- что первично, а как душа воздействует на тело и тело на душу. У декарта был научный подход, он не отрицал что и тело влияет на душу.
Может быть Маркс просто хотел поделить философов надвое? В какую группу включать Платона, ведь у него нет материи?
2.как можно противопоставлять бытие и сознание?
Бытие из области онтологии, а сознание - гносеологии. Это все равно что сравнивать горячее с кислым, что первично, горячее или кислое?
3. В каком смысле первично, раньше появилось или по степени важности?
Склеено 11 Июнь, 2020, 16:16:29 pm
4.если Маркс признавал существование идей, души, то сам являлся дуалистом. Почему дуалисты это скрытые идеалисты?
Склеено 11 Июнь, 2020, 16:26:46 pm
5. Дух и сознание для Маркса были тождественны? Сознание это то , что появляется у человека после пробуждения. Или когда он ударился головой, потерял сознание, а потом в него пришел.
Дух это бесплотное существо, призрак или настроение "зловредный дух". По мнению Маркса это одно и тоже?
Склеено 11 Июнь, 2020, 17:03:31 pm
Ok #109
Насчет всех греков сомневаюсь. Материалисты считали , что истинно существует только материальное.
Основной вопрос философии на протяжении всей ее истории – соотношение бытия и сознания (или материи и духа). В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на две партии: материалистов и идеалистов. Есть еще дуалисты, которые хотят стоять над партиями, но они, по существу, являются неявными идеалистами.
И это неправда, будто материалисты считают, что существует только материя. Так считают вульгарные материалисты. А диалектический материализм считает дух тоже существующим, но он вторичен по отношению к материи.
Мне ближе поверхностная логика Парменида.
Очень плохо, если вам близка поверхностная логика. Вынужден с прискорбием констатировать, что ваши философские взгляды остались на уровне 500 лет до н.э.
Простую мысль о чистом бытии как об абсолютном и как о единственной истине впервые высказали элеаты, особенно Парменид, который в дошедших до нас фрагментах высказал ее с чистым воодушевлением мышления, в первый раз постигшего себя в своей абсолютной абстрактности: только бытие есть, а ничто вовсе нет... Глубокий мыслитель Гераклит выдвигал против указанной простой и односторонней абстракции более высокое, целокупное понятие становления и говорил: бытия нет точно так же, как нет ничто, или, выражая эту мысль иначе, все течет, т. е. все есть становление.
...
Не говорил ничего Гераклит о том что бытия нет и о становлении не говорил. Просто бытие по мнению Гераклита меняется ( не становясь при этом небытием), а по мнению Парменида не меняется.
Склеено 11 Июнь, 2020, 17:10:35 pm
"Бытиё
(Sein) — означает прежде всего наличное бытие, существование, бытие-в-мире, данное бытие (например, в предложении: «Я есть»). При этом необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие часто называют существованием (Existenz), идеальное — сущностью (Essenz). Реальное бытие — то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т. д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо; идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (Н. Гартман). Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логическиепонятия. Платон видит в нем истинное, собственно «реальное» бытие (см. также Ens [realissimum])"
Отсюда противопоставление Маркса бытия и сознания некорректно. Сознание существует? Да, следовательно из небытия его следует вынуть и вернуть обратно, в бытие.