Думаю, что сегодняшний атеизм неоднороден, он распадается на ряд течений, из которых лишь некоторые имееют культурную ценность. Мне хочется поговорить о сектанском атеизме, имеющем почти культовый характер.
Подобный вид атеизма имеет признаки: нетерпимость к другим взглядам и мировоззрению, негибкость (не умеет учиться, скажем, у идеалистов или верующих), сциентичен (то есть игнорирует иные формы познания), является агрессивным и замкнутым, надо ли говорить, что такой атеизм - путь к нигилизму, ненависти и безнрвственности?
Сектантский атеизм включает две ветви - догматическую и нигилистическую. Они олицетворяют две крайности в атеистическом мировоззрении. Нигилистический атеизм отрицает значимость общепринятых моральных норм, культурных ценностей, не признаёт в принципе любые авторитеты, вне зависимости от того, является ли уважение к ним обоснованным или нет. Ему неведомо и чуждо преклонение перед духовными святынями нерелигиозного характера (истина, справедливость, добро, разумность, совесть и т.д.), нравственная принципиальность.
Догматический атеизм более консервативен по отношению к моральным ценностям, но в то же время не способен к восприятию научных и/или философских истин. К этой ветви могут относиться сциентизм (культ науки), крайний рационализм (культ разума), крайний сентиментализм (идеализация чувств-эмоций), некоторые натуралистические и гуманистические идеологии (особенно марксизм и либерализм).
Для обеих ветвей могут быть характерны (но необязательны) нетерпимость к инакомыслию, негибкость и замкнутость. Однако они имеют явную тенденцию к сектантскому атеизму.
Разделение атеизма на течения неизбежно. Сам по себе атеизм бессодержателен в созидательном плане и представляет собой только критику религий и отрицание бытия бога. В рамках различных течений атеизм может занимать лишь подчинённое положение.
Возникновение сектантского атеизма, возможно, является реакцией на рост религиозных настроений в обществе, на радикализацию традиционных конфессий.
Готов выслушать все замечания по этому поводу.