Мухаммад Али неоднократно цитирует коран насчет сотворения семи небес. Жаль, что он их не называет, потому что это и есть птолемеевская система, появившаяся задолго до корана, а самому пропроку Мухаммеду могли о ней рассказать (вообще аргумент мусульманских богословов о "неграмотности" Мухаммеда - если неграмотный человек такое гениальное сочинил, то не мог же он сам, просто неуважителен к пророку; неграмотность еще ни о чем не говорит, сейчас отнюдь не все, кто лишен компьютерной грамотности, являются тупицами; Мухаммад был купцом, а купец по определению - самый продвинутый, информированный и сообразительный в средневековом обществе, с максимально возможным широким кругозором; поэтому аргумент - дескать, жил-был невежественный человек, и вдруг его осенило - совершенно несправедлив).
Дальше Мухаммад Али цитирует коран
"Вознес Аллах небеса на опоры, вам невидимые"
(13:2) и утверждает, что это гравитация. Во-первых, тогда уж это не гравитация, а левитация, т.е. отталкивание, а во-вторых, если уж так широко трактовать смысл слова "опора", то почему не толковать столь же широко смысл слова "невидимые"? А именно не только невидимые физическому глазу, но и вообще непознаваемые. Получаем, что гравитация, согласно корану, непознаваема, а Ньютон приснился нам. Я всего лишь применил к толкованию корана тот же метод, что и Мухаммад Али.
Дальше - больше. Найдя в коране упоминание о движении Солнца (о движении Земли так и не нашел), Мухаммад Али заявил, что это "научное чудо", и никто вплоть до XIX века не знал, что Солнце тоже движется, в т.ч. вокруг своей оси. Эта наивность легко опровержима. Во-первых, если автор стоит на позиции "люди XV века, читая коран, видели там информацию, которую ученые независимо получили только в ХХ", то пусть мусульмане покажут в коране людям XXI века научную информацию, которую наука сама обнаружит только в XXV веке. Или они будут утверждать, что ее там нет? Во-вторых, все опять проще. Уверенные в неподвижности Земли, авторы корана (а, напомню, записывали его уже после смерти пророка Мухаммеда), считали, что Солнце и Луна (Мухаммад Али приводит 5 аятов) движутся вокруг нее, т.е. речь идет о типичной геоцентрической системе (о вращении Солнца вокруг своей оси в коране - ни аята!) Разумеется, гелиоцентрическая система (на то она и гелиоцентрическая) делала Солнце неподвижным в центре мирозданья. Но коран спорит с Коперником не с позиций Дж.Бруно, а с позиций Птолемея. Точно также в коране нет указаний на то, что Солнце движется вокруг центра Галактики Млечный путь. Словосочетание же "плывет по орбите" (коран 21:33) Мухаммед Али почему-то считает доказательством его вращения вокруг своей оси. Однако, даже если предположить, что это какое-то иносказание, то Луна, которую в том же аяте также определяют, как "плывущую по орбите", вокруг своей оси не вращается. Увы...
Автор даже вытащил из какого-то запасника 1937 года утверждение, что "Солнце со всеми своими планетами движется вокруг самой яркой звезды из созвездия Плеяды" (из книжки Шахристани "Ислам и астрономия" 1937 года). Это уже полная научная фантастика, и напоминает рассказ А.Азимова "Приход ночи" (написанный, кстати, через 4 года).
Кстати, забавная деталь - аят 13:2 выглядит так
"Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он подчинил солнце и луну, и они движутся к назначенному сроку"
(Перевод смыслов Э. Кулиева, то же самое в моем переводе Крачковского). Странные формулировки. Когда аллах "возносил", он не сидел на троне? И получается, что Солнце и Луна были какое-то время независимы от аллаха, а потом он все-таки их подчинил?
Еще более странная формулировка в аяте 14:33:
"подчинил вам солнце и луну, непрестанно движущиеся по своим орбитам, подчинил вам ночь и день".
Каким образом "мы" (т.е., видимо, люди) управляем якобы "подчиненными" нам солнцем и луной, днем и ночью?
Разномастные переводы. Кулиев:
"Он — Тот, Кто сотворил ночь и день, солнце и луну. Все плывут по орбитам"
(21:33), Крачковский
"Он - тот, кто создал ночь и день, и солнце, и месяц. Все они по своду плавают".
Так по "своду" или по "орбитам"? Или это будет еврейский эгзегетический метод - быстро придумать новый смысл слова на злобу дня?
Мухаммад Али еще приводит такую милую цитату: "А некоторые авторы [любимая формулировка Мухаммеда Али - "некоторые" - так которые?] под словом
таджри ""плывет" подразумевали упоминание о вращательном движении солнечного шара вокруг своей оси, поскольку в результате научных исследований окончательно доказано, что действительно Солнце вращается вокруг своей оси". А если "неокончательно доказано"? Шик! Мусульманский богослов ставит смысл корана в зависимость от научных исследований (нет, конечно, похвальная работа, но...) Указанный аят в переводе Крачковского звучит:
"И солнце течет к местопребыванию своему"
(36:38), т.е. вращается вокруг какого-то другого тела (земли? но, надо заметить, что вроде нигде, поправьте меня, в коране не говорится, что Солнце (и Луна, кстати, тоже) вращается вокруг Земли; насчет Луны - особенно занятно, а ведь действительно, нигде в коране не сказано, что Луна вращается именно вокруг Земли - может, по умолчанию, но тогда и Солнце по умолчанию "плывет" вокруг нее же). Зато очень интересно описание одного из семи небес:
"мы ведь украсили небо ближайшее украшением звезд"
(коран 37:6). Не ущучили? Звезды расположены на самом ближайшем к Земле из семи небес. Планеты - дальше. Луна с Солнцем - тоже. Я все пытаюсь как-то воссоздать мусульманскую космологию, наглядно представить эти "миры пророка Мухаммеда" (ср. миры Роберта Хайнлайна и т.д.)