Простите за "простыню".
"Пятичленка", можно сказать, рушилась на моих глазах. Конец 70-х, 80е гг. Специалисты по конкретным странам и регионам начинали ощущать, что предмет их исследования не укладывается в старые марксистские схемы.
Оказалось, что "рабовладельческий" строй существовал только в Греции, Италии, Сицилии и части Испании. Да и там рабы не составляли основы общества ни в сельском хозяйстве, ни в ремесле, ни в строительных работах. Основу римского общества составляла эксплуатация свободных крестьян-общинников разной степени зависимости.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Рабство_в_Древнем_Риме
Слишком много народов "перескочили" этап рабовладения. Всех смущало, что лишь один народ прошел все 5 этапов - это армяне.
Смущало, что к феодализму привели интересы рабовладельцев, а не рабов. От феодализма к капитализму в нек. странах (самая яркая - Англия) - тоже интересы верхнего класса, а не угнетаемых. Наводило на крамольную мысль, что и коммунизьм будет достижением капиталистов.
Был накоплен материал по восточным, африканским, американским обществам, где есть эксплуатация, но практически нет частной собственности, уже есть государства, но еще не сложились классы. Акад. Неусыхин говорил о некоем "дофеодальном периоде". Ю.И. Семенов - о некоем "кабальном способе производства", который следует после п/о строя и сочетает все виды неэкономического принуждения, разделяясь впоследствии на рабство и феодализм. К ним примыкали А.Я. Гуревич (спец. по Скандинавии), акад. Миликишвили, французские марксисты- специалисты по Зап. и Центр. Африке М. Годелье и Ж. Сюре-Каналь (эти двое и вызвали дискуссию).
Л.С. Васильев (его область - Китай) и И.А. Стучевский (Вавилон и Египет) выводили все формации из разных типов общины (упоминаемых Марксом): азиатская, античная (греческая), германская. Они породили соответственно восточный способ производства, рабовладение и феодализм. Античная быстро гибнет и превр в феодальную, феодальная порождает капитализм. Восточная как переходная между ними, две тенденции подавляют др. др., и она не развивается. Их критиковали, что у них разные формы социальной организации порождают экономический базис, а не наоборот, как "положено".
Получалась тречленная схема развития: докапиталистическое общество, капиталистическое, коммунистическое, что сильно напоминало буржуазные теории (традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное), из которых вытекают "нехорошие политические выводы".
Следующая теория - 4х общественных формаций: первобытно-общинная, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Ю.М. Кобищанов (Африка, Аксум) - его в основном и долбали, В.П. Илюшечкин (Китай, тайпины), В.В. Лапин (археолог-античник). К ним примыкали Утченко, Е.М. Штаерман - специалисты по Риму.
В конце концов эти теории эволюционировали к "вечному феодализму" на Востоке. Что было вредно с политической точки зрения, ибо наводило на мысль, что и капитализм может стать "вечным". Кроме того, кочевничество не лезло вообще ни в какие ворота, и некоторые специалисты по кочевникам вообще выходили за рамки марксизма (Л.Н. Гумилев). Оно было признано тупиковой ветвью развития, чтобы перейти на новую стадию, кочевникам надо перестать быть кочевниками.
Наконец, некоторые пытались все-таки "найти" рабовладельческий строй у всех народов: Н.П. Соколов для Зап. Европы, В.И.Горемыкина для Древней Руси (холопы и их владельцы - это противоречие было якобы определяющим на Руси).
Ну и "традиционная" теория: специфика Востока - только в его отсталости, Восток прошел те же этапы эволюции, что и Запад, единый путь развития всех стран не исключает некапиталистического пути развития. А это была еще одна проблема с появлением стран типа Анголы и Мозамбика: можно ли скакнуть от п/о в социализм (или от феодализма, как Монголия), минуя капитализм. Если можно, то почему?
Это те, кто пытался делать обобщения из исторического материала. Большинство же специалистов не заморачивались этим и придерживались пятичленки, но чисто ритуально.
А потом марксизм стало возможным критиковать явно, и он сдох. Но не от критики, а от равнодушия к нему специалистов, уставших насиловать факты в угоду схеме.