О вере
Полагаю, что вера – безосновательное чувство уверенности: ведь если бы имелись веские основания, говорилось бы об уверенности и о знании. Вообще, уверенность может основываться на прямых доказательствах (знание), на косвенных (предположение), или же на желаниях или привычках адепта (вера). Это различение касается утверждений. А вообще предположения от утверждений отличаются тем, что первые вероятностны, тогда как вторые – точны. А точны они потому, что их можно доказать. Но что значит доказать? Это значит сделать логический вывод из исходных утверждений. Проблема в том, что исходные данные проистекают из чувств и потому не имеют 100% истинности (кроме тавтологий). Поэтому в философском смысле слова вообще невозможно ничего утверждать. Это как если бы имелись физические законы и пространство, но никаких тел и энергий.
Но в том-то и дело, что этот философский смысл на практике никому не нужен; он лишь используется различными идеалистами в качестве убежища от реальности. Хотя если ничего определённого нельзя сказать, следует вообще воздерживаться от суждений. Вообще единственное, что уместно в данной плоскости - это критика вообще всего. Проблема в том, что подобная плоскость обсуждения абсолютно бесполезна и потому противна человеческому разуму, соответственно к ней прибегают лишь те, у кого нет совсем никаких аргументов. На практике, если сделать пару-тройку очевидных допущений, то легко что-либо доказать - если, конечно, есть о чём говорить.
В самом деле, если я возьмусь утверждать, что вы – верблюд, и при этом добавлю, что всё, что вы видите – мираж – в пустыне бывают миражи, не так ли? – то формально опровергнуть это утверждение вы не сможете. Вопрос в том, стоит ли вообще всерьёз рассматривать высосанные из пальца заявления. Моё мнение строго отрицательное.
Но порой можно услышать аргумент: «а вдруг?», «а может быть?». Если выражаться образно, то если бы у бабушки был член, то она была бы дедушкой, но раз она бабушка, то никакого члена и нет. И никакое «вдруг» здесь неуместно; и хотя я лично этого не проверял, могу говорить об этом со всей определённостью.
Кому данное понимание даётся с трудом, могу посоветовать принять логическое правило: истина - вероятность 95% и выше, правда - 80% и выше. Вероятность более 50% рассматривается как вероятное, менее 50% - как сомнительное, менее 30% - ложное, 10% - пропагандистское.
P.S. Говорят, что каждый во что-то верит. Утверждение не более обоснованное, чем вера сама по себе. Я же считаю, что любая вера ложна. Ложь бывает по факту - несоответствие слова и дела и по методу - когда порочен сам ход мышления. Ложность в данном случае - логическая не связанность реальности и психической реакции. Т.е. реакция существует субъективно, и ни к чему реальному не привязана. Бывает также ложная гордость - т.е. гордость тем, что не создал сам, в чём просто повезло - например расизм, и ложное удовольствие – наркотик. Список наверняка неполон.
О духовности
Духовность - это попытка отказаться от чего либо. От какой-либо радости в жизни. Порой даже появляются утверждения, что некоторые виды удовлетворения порочны сами по себе. Хотя по сути весь вопрос – исключительно в стоимости оных . Иные получить невозможно, другие возможны лишь принципиально - на практике слишком дороги. Вот и приходится ограничивать себя.
НО! Что сказала лиса в басне Эзопа, не сумев достать виноград? Приятную ложь! Факт, что любая духовность – это враньё, хотя бы и в благих целях. Имеющиеся явления приукрашиваются или очерняются в силу психологических потребностей. Но главное в духовности – выдуманные вещи.
• Во-первых, у них могут быть совершенно фантастические свойства – законы природы здесь не работают.
• Во-вторых, проверить и изучить объект невозможно в силу непреодолимых преград. Хотя верующим абсолютно не нужен объект, чтобы верить – напротив, если бы объект существовал, то увидев его, они бы расстроились – так как наверняка представляли его по другому. У любого реального объекта есть недостатки.
• В-третьих, "если у вас нету дачи, пожары ей не страшны". Очень удобно.
• Но главное во всём этом - что д предоставляет суперпуперский повод потерпеть. Духовность представляет собой конвейер терпил. Потому-то духовность зачастую используется для унылых моральных проповедей. Без лоха и жизнь плоха. Хотя нельзя сказать, что людям не предоставляется совсем ничего – Надежда, Вера, Любовь, Утешение и прочая хрень является весьма ходовым товаром. По крайней мере, за них хорошо платят – значит это кому-нибудь нужно?