Автор Тема: Атеизм в Средние века  (Прочитано 7199 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 819
  • Репутация: +243/-183
Атеизм в Средние века
« : 25 Январь, 2016, 09:28:39 am »
Принято считать, будто Средние века - эпоха безраздельного господства религиозного мировоззрения. Однако...

Барбара Такман. «Загадка XIV века» М., 2013

"Согласно подсчетам, истинными верующими в Северной Франции было около 10 процентов населения, 10 процентов в Бога не верили, а остальные посещали храм от случая к случаю."
Т.е. основную массу, как и сейчас, составляли люди, которым религия была не особенно интересна, и которые обращались к ней только в каких-то экстраординарных случаях.
Были и люди просто невежественные
: Когда одного простого рыцаря спросили, почему он не посещает мессу, столь важную для спасения души, он ответил: «Этого я не знал, я-то думал, что попы устраивают мессу ради пожертвований».
Многие люди «не верят в то, что находится выше крыши их дома», — жаловался будущий святой Бернардино Сиенский (Италия)*. Монах и хронист Томас Уолсингем, сообщал, будто некоторые английские бароны «полагают, что Бога нет, отрицают святость алтаря и воскрешение после смерти и считают, что смерть животного и человека одно и то же».
Однако, не все были тверды в своем неверии: "С уходом веры, однако, никуда не делись завещания и оставление наследства часовням, монастырям, отшельникам и пожертвования верующим и паломникам. Из тех, кто при жизни проповедовал неверие, лишь немногие не принимали мер предосторожности перед смертью", - пишет Б.Такман.
Граф де Фуа, рьяный материалист, составил собственный молитвенник, в котором признавался в страданиях из-за того, что уверился в том, что «Бога нет, счастливые и несчастные судьбы приходят к людям естественным путем, без Бога. Под конец жизни наступает смерть, смерть тела и души».


  * В данном случае, возможно, это всего лишь привычное сетование на невежество паствы, просто усиленное гиперболой, превратившей не слишком усердных и почтительных прихожан в откровенных безбожников.
Но вот в 1320 году некая Гимет из Орнолака, что в предгорьях Пиренеев, представ перед епископом Памье, была вынуждена признаться, что раньше — пока ее не вызвали к инквизитору — считала, что душа смертна, что нет ни рая, ни ада, ни загробного воздаяния. Душа, рассуждает Гимет, — это кровь. Она множество раз видела, как животное, когда из него вытечет кровь, умирает, но ни разу не видела, чтобы из уст умирающего вылетело хоть что-то, кроме легкого дуновения. Источник
« Последнее редактирование: 25 Январь, 2016, 09:40:45 am от Rufus »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн RaW

  • Аметист
  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 301
  • Репутация: +171/-24
  • Секулярный либерал-гедонист
Re: Атеизм в Средние века
« Ответ #1 : 25 Январь, 2016, 10:41:18 am »
По видимому, большинство людей во все времена были агностиками или апатеистами, вообще не парились на этот счёт.
Соответственно не спорили с религией, т.к. не понимали её и всерьёз не интересовались. Что-то типа этого:

— Но ведь человеку свойственно желать прожить долго и бояться смерти, отчего же ты счастлив умереть?
— Смерть — это возвращение туда, откуда мы вышли, когда родились. Так откуда мне знать, что, умирая здесь, я не рождаюсь где-то ещё? Откуда мне знать, не стоят ли жизнь и смерть Друг друга? Откуда мне знать, не заблуждение ли — так испуганно беспокоиться о жизни? Откуда мне знать, не будет ли близкая смерть лучше, чем моя прошедшая жизнь?

http://ki-moscow.narod.ru/litra/hud/pritchi_chel/pritchi_chel_3.htm
Уверую в вашего бога. Расчёт по предоплате.

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 819
  • Репутация: +243/-183
Re: Атеизм в Средние века
« Ответ #2 : 25 Январь, 2016, 18:21:55 pm »
Около 1200 года приор церкви Святой Троицы в Олдгейте, неподалеку от Лондона, жаловался на то, что вокруг многие не верят в Бога и говорят, что мир скорее управляется случаем, чем провидением, что душа умирает вместе с телом и что раз они никогда не видели ангелов с демонами, то тех попросту не существует.

Историк Люсьен Февр высказал мнение, что в Средние века отдельные атеисты были, а вот атеизма — как целостной интеллектуальной альтернативы христианству и его картине мира — не было. Голос радикальных скептиков — если бы они вдруг осмелились высказаться вслух, — почти не мог быть услышан, а редких одиночек, которые отворачивались от христианства, ждало молчание или костер
Более распространены были антиклерикализм, насмешки над духовенством (см. рисунок) и вольнодумство:

У вольного или невольного богохульника в позднее Средневековье был немалый шанс познакомиться с инквизитором. Так случилось, скажем, с ткачом Пьером Сабатье из окрестностей Памье (1318 год), который как-то сказанул, что благословленная свеча, которую принято вставлять в рот умирающему, принесет его душе не больше пользы, чем если ее вставить в зад.
Некоторые утверждали, что ад — это вымысел священников, или что всеблагой Бог не мог быть настолько жесток, чтобы обречь большую часть людей на вечные муки. В 1247 году инквизиция осудила некоего Пьера Гарсиа де Бурж-Но из Тулузы, который, видимо, был катаром. На одном из допросов он заявил, что «если бы ему в руки попался этот Бог, который из тысячи людей, сотворенных им, одного спасет, а остальных проклянет, то растерзал бы и разорвал бы его ногтями и зубами и отверг бы как ложного и вероломного и наплевал бы ему в лицо, приговаривая: да умрет он от этого плевка».

На страницах житий или в сборниках exempla появляются скептики, насмешники или хулители, которые отказываются верить в чудотворную силу какого-то святого или конкретного изображения, а то и в силу святых как таковых (как некий сеньор, разграбивший в XI веке аббатство Флери и якобы утверждавший, что святые ему ничего не сделают, а те, кто им поклоняется, — остолопы). Мы слышим голоса, которые разоблачают чудеса как обман или, признавая факт внезапного исцеления, приписывают его не сверхъестественному вмешательству вышних сил, а воле случая или судьбы (давних конкурентов провидения) или естественным причинам.
 http://theoryandpractice.ru/posts/10198-history-of-atheism
« Последнее редактирование: 25 Январь, 2016, 18:29:58 pm от Rufus »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Rufus

  • Moderator
  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 819
  • Репутация: +243/-183
Re: Атеизм в Средние века
« Ответ #3 : 25 Январь, 2016, 18:41:20 pm »
А вот свидетельство об эпохе викингов:
Мюссе Л. Варварские нашествия на Зап.Европу: волна вторая. Спб, 2006.
...Впрочем, в этом пантеоне и в обширном мире полубожественных существ (дисы, валькирии, тролли) каждый остается свободен осуществлять личный выбор и даже обращаться всякий раз к одному-единственному богу. Среди викингов попадались единицы, которые верили только  "в самих себя и свою силу", однако представить себе подобное явление до этой эпохи обостренного индивидуализма почти невозможно.

Марк Блок. Феодальное общество. М., 2003.
Похоже, что ко времени христианизации языческой религии не только не хватало церковной организации, но сама она как религия начала распадаться. В скандинавских произведениях этого периода герой часто человек неверующий, но примитивный скептицизм ведет не к исчезновению веры, а к принятию новой.   (нашим форумным агностикам есть о чем подумать;) )


Состояние науки и рационалистического мышления не позволяло многим мыслящим людям сформировать атеистическое мировоззрение; гораздо чаще разочарование в вере вызывало смену религии (например, в иудаизм) или уклонение в ереси.
« Последнее редактирование: 25 Январь, 2016, 18:49:11 pm от Rufus »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!