Н.В. Слюнин Охотско-камчатский край. т.1, Спб, 1900.
Коряки бродячие (кочевники-оленеводы) имеют высшее божество Этынмалян, живет на небесах, не имеет никакого отношения ни к человеку, ни к миру вообще: он создал человека, тогда как землю - Куйкинах, другой бог, потом совсем куда-то скрывшийся. Злого духа не признают, о загробной жизни не имеют представления. Для них важен Аппапель, этот умный и добрый старик, который в древности жил и ходил по земле, преподавая корякам кодекс нравственной и житейской мудрости.
Пешие (оседлые) коряки признают высшее существо, хозяина всего мира, обитающего на небесах, приносят ему в жертву собак, особенно при эпидемии или голоде, причем сильно тратятся.
(Для сравнения приведу выдержку из словаря Брокгауза-Эфрона о коряках: По отзыву Кеннана, оседлые коряки склонны к пьянству, разгулу, воровству и обману; кочующие, напротив, отличаются прямотой, благородством, гостеприимством и чистотой семейной жизни. Оседлые Коряки исповедуют православие, кочевники в большинстве принадлежат к шаманству. Связь между повышенной религиозностью и аморальностью, сниженной религиозностью и благородством - налицо)
Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов. М., 1998
Верховный бог-демиург Торум. К нему не обращались ни с молитвами, ни с жертвоприношениями.
Арсеньев Ф.А. Зыряне и их охотничьи промыслы. М., 1873.
Однако ж, ...зыряне имели понятие о боге Вышнем, живущем на небесах, который, по их понятиям, печется только о надзвездном мире, люди же недостойны воссылать к нему своих молитв, но должны обращаться с ними к чадам его - духам и идолам, управляющим землею. Это непостижимое существо называли они общим именем Ен, не делали изображений его, не посвящали ему и кумирниц, полагая, что смертные, одержимые всегда духовной немощью, не могут иметь с ним сообщений, и в нуждах обязаны относиться к богам меньшим...