Вопрос в том, что считать нормой, а что болезнью. В психиатрии основным диагностическим критерием является адаптивность индивида, то есть его способность воспринимать изменение окружающей его внешней природной и социальной среды и соответствующим образом корректировать свое поведение. Например, неврозы навязчивых состояний, группа "фобии" (навязчивые страхи): агорафобия - боязнь открытых пространств (улиц и площадей, например). При данном расстройстве адаптивность индивида нарушена, поскольку он не может адекватно воспринимать смену внешней среды (выход на улицу), и ему приходится изобретать различные способы ухода от объекта страха. Следовательно, агорафобия - это психическое заболевание (невроз).
Религиозность может помочь человеку, который страдает какой-либо формой невроза или более тяжелым психическим расстройством. При болезненном подавлении воли религия может стать тем суррогатом реального мира, который индивид использует с целью уйти от давления среды, которое нормальный человек воспринимает как естественное. С другой стороны, психически здоровые люди тоже могут быть в той или иной степени религиозными. Поэтому религиозность может быть признаком психического расстройства, но психическое расстройство не может быть необходимым признаком религиозного человека. Иначе говоря, религиозность - это следствие, но не причина.
З.Фрейд считал религию особой формой навязчивого невроза, исторически развивающегося в общественном сознании (т.н. общественный невроз, одна из болезней общества), уходящего корнями в глубину веков. Он считал, что религия появилась в результате Эдипова комплекса первоначального племени, разрешенного в форме убийства отца-основателя племени. Возобладавший после убийства комплекс вины вылился в обожествление убитого отца и появлению первых, самых примитивных форм религиозного сознания: культа предков, родо-племенного культа, тотемизма.
По Фрейду, религиозный невроз подлежит преодолению по мере исторического "взросления" общества и закономерной его рационализации, как преодолеваются (в норме) индивидом комплексы полового созревания.
Я давно заметил эту взаимосвязь, но не могу понять, то ли ненормальные люди становятся жертвами христианской идеологии, то ли наоборот - на религиозной почве у людей, предрасположенных к таким заболеваниям "крыша едет" ?
На мой взгляд, чаще первое, чем второе, но если у индивида есть некая сильная предрасположенность к расстройству (пограничные состояния, например), то религия со всей ее мистикой может подтолкнуть человека к болезни. А может и не подтолкнуть - это сильно зависит от того, как сам человек воспринимает религиозную жизнь. ИМХО, религия может помогать страдающим преодолеть болезненное состояние (например, депрессию) и уберечь больного от злонамеренных действий (как по отношению к социальному окружению, так и к себе - суицид), но в случае более-менее серьезных нарушений, например, психозов, сопровождающихся бредом и/или галлюцинациями, культовые действия (изгнание бесов и т.п.) могут только навредить, и главный вред состоит в потере времени, в течение которого можно было бы начать эффективное лечение.