Автор Тема: Вера и психические отклонения  (Прочитано 33474 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн sinister

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 77
  • Репутация: +0/-0
Вера и психические отклонения
« : 16 Декабрь, 2005, 20:35:40 pm »
Здравствуйте !
По роду своей работы много приходится общаться с людьми вживую, причём в их квартирах. Иногда сталкиваюсь с людьми, имеющими явные психические отклонения, не то что бы совсем крейзи, но по человеку заметно что он ненормальный. Очень часто у таких людей то иконки стоят, то свечкой обозначенный крест над дверью, в общем признаки религиозности.
Я давно заметил эту взаимосвязь, но не могу понять, то ли ненормальные люди становятся жертвами христианской идеологии, то ли наоборот - на религиозной почве у людей, предрасположенных к таким заболеваниям "крыша едет" ?

Людей верующих прошу не обижаться, это не оскорбление и не наезд, меня интересует какие есть тенденции в описанной мною проблеме.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от sinister »

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 822
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #1 : 16 Декабрь, 2005, 21:53:08 pm »
Вопрос в том, что считать нормой, а что болезнью. В психиатрии основным диагностическим критерием является адаптивность индивида, то есть его способность воспринимать изменение окружающей его внешней природной и социальной среды и соответствующим образом корректировать свое поведение. Например, неврозы навязчивых состояний, группа "фобии" (навязчивые страхи): агорафобия - боязнь открытых пространств (улиц и площадей, например). При данном расстройстве адаптивность индивида нарушена, поскольку он не может адекватно воспринимать смену внешней среды (выход на улицу), и ему приходится изобретать различные способы ухода от объекта страха. Следовательно, агорафобия - это психическое заболевание (невроз).
Религиозность может помочь человеку, который страдает какой-либо формой невроза или более тяжелым психическим расстройством. При болезненном подавлении воли религия может стать тем суррогатом реального мира, который индивид использует с целью уйти от давления среды, которое нормальный человек воспринимает как естественное. С другой стороны, психически здоровые люди тоже могут быть в той или иной степени религиозными. Поэтому религиозность может быть признаком психического расстройства, но психическое расстройство не может быть необходимым признаком религиозного человека. Иначе говоря, религиозность - это следствие, но не причина.
З.Фрейд считал религию особой формой навязчивого невроза, исторически развивающегося в общественном сознании (т.н. общественный невроз, одна из болезней общества), уходящего корнями в глубину веков. Он считал, что религия появилась в результате Эдипова комплекса первоначального племени, разрешенного в форме убийства отца-основателя племени. Возобладавший после убийства комплекс вины вылился в обожествление убитого отца и появлению первых, самых примитивных форм религиозного сознания: культа предков, родо-племенного культа, тотемизма.
По Фрейду, религиозный невроз подлежит преодолению по мере исторического "взросления" общества и закономерной его рационализации, как преодолеваются (в норме) индивидом комплексы полового созревания.
Цитата: "sinister"
Я давно заметил эту взаимосвязь, но не могу понять, то ли ненормальные люди становятся жертвами христианской идеологии, то ли наоборот - на религиозной почве у людей, предрасположенных к таким заболеваниям "крыша едет" ?
На мой взгляд, чаще первое, чем второе, но если у индивида есть некая сильная предрасположенность к расстройству (пограничные состояния, например), то религия со всей ее мистикой может подтолкнуть человека к болезни. А может и не подтолкнуть - это сильно зависит от того, как сам человек воспринимает религиозную жизнь. ИМХО, религия может помогать страдающим преодолеть болезненное состояние (например, депрессию) и уберечь больного от злонамеренных действий (как по отношению к социальному окружению, так и к себе - суицид), но в случае более-менее серьезных нарушений, например, психозов, сопровождающихся бредом и/или галлюцинациями, культовые действия (изгнание бесов и т.п.) могут только навредить, и главный вред состоит в потере времени, в течение которого можно было бы начать эффективное лечение.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн Мария

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 236
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #2 : 17 Декабрь, 2005, 08:52:36 am »
Мне рассказывали, что на начальных стадиях развития шизофрении человек начинает сильно интересоваться философией, экзистенциальными проблемами, религией, и тому подобным.
В связи с этим одна моя подруга высказала такое мнение, что философы могут быть нереализовавшимися шизофрениками (развитие болезни остановилось на первых стадиях).

Хотя некоторым людям свойственно почему-то фанатично искать смысл жизни. Я не знаю почему, но они не могут жить без смысла. Поэтому их и заносит в философию и религию.

А вот что является причиной тяги к поиску смысла своего существования?  :roll:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Мария »
слава Богу я атеист

Оффлайн Bill

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 107
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #3 : 17 Декабрь, 2005, 09:19:16 am »
Мария писала:А вот что является причиной тяги к поиску смысла своего существования?
Имхо - неудовлетворённость. Человек не живёт полной жизнью, а "тянет лямку". А у жизни смысла нет, есть СВОЙСТВО. В понятие свойство входит борьба за выживание, воспроизводство, забота о потомстве и т. д. (Все те свойства, без которых жизнь невозможна). Нежизнеспособное - не живёт (по определению). Кто-то из великих сказал: Жизнь - чертовски увлекательная штука!
С наилучшими пожеланиями всем - Билл.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Bill »
Да здравствует разум, да скроется тьма!

Оффлайн KWAKS

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 9 592
  • Репутация: +1/-1
(Нет темы)
« Ответ #4 : 17 Декабрь, 2005, 09:49:28 am »
Цитата: "Мария"
одна моя подруга высказала такое мнение, что философы могут быть нереализовавшимися шизофрениками (развитие болезни остановилось на первых стадиях).

Скорее наоборот : шизофреники - это нереализовавшиеся философы !


Цитата: "Мария"
А вот что является причиной тяги к поиску смысла своего существования?  :roll:


СамО наличие мышления.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от KWAKS »
Заранее благодарен = [ KWAKS ]
______________________________
КWА-ффэсор
тИнно-болотнУтого Ничего Не ИследУюшшего И-а.

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 822
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #5 : 18 Декабрь, 2005, 08:54:33 am »
Цитата: "Мария"
Мне рассказывали, что на начальных стадиях развития шизофрении человек начинает сильно интересоваться философией, экзистенциальными проблемами, религией, и тому подобным.
В связи с этим одна моя подруга высказала такое мнение, что философы могут быть нереализовавшимися шизофрениками (развитие болезни остановилось на первых стадиях).
Это как в "Алисе": "Ты еще чего доброго скажешь, "я вижу то, что ем", и "я ем то, что вижу" - это одно и то же". :-)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн Дориан Грей

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 446
  • Репутация: +4/-0
(Нет темы)
« Ответ #6 : 20 Декабрь, 2005, 02:03:08 am »
Связь есть. Мании превращаются в истовую веру, создают пророков. Бред превращается в проповеди, причём если народ проникется - будет новая религия, а если нет то будет новый сумасшедший. Поэтому юродивые, которые попадают в струю становяться очень уважаемы.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Дориан Грей »
\"При входе в рай мне выдали бахилы\". В.Вишневский.

Оффлайн Карлсон

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 283
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #7 : 20 Декабрь, 2005, 07:47:25 am »
Вапче, нет ничего удивительного в том, что среди истово верующих есть немалая доля сумасшедших.
Начнем с того, что само наличие сверхценной идеи уже признак психического неблагополучия. К томуж то самое "богообщение" (не путать с молитвой), которое многие верующите поминают и к месту и не к месту уж слишком напоминает качественный переход от сверхценной идеи к бредовому состоянию.

Кстати, бум честны, среди активных атеистов тоже есть свои сумасшедшие. А уж что стало сверхценной идеей - политические взгляды, мировоззрение или коллекционирования паравозных котлов - это уже дело случая.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Карлсон »

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 822
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #8 : 20 Декабрь, 2005, 17:43:28 pm »
Цитата: "Рендалл"
Связь есть. Мании превращаются в истовую веру, создают пророков. Бред превращается в проповеди, причём если народ проникется - будет новая религия, а если нет то будет новый сумасшедший. Поэтому юродивые, которые попадают в струю становяться очень уважаемы.
Но согласитесь, что религия при некоторых психологических проблемах может и помочь. Впрочем, я уверен, что психолог, услугами которого в нашей культуре пользоваться почему-то "не принято", помог бы гораздо лучше.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн Мария

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 236
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #9 : 20 Декабрь, 2005, 21:28:23 pm »
Психолог - это человек, которому нужно открываться, открывать зачастую самые неприятные уголки психики. Некоторые к врачам боятся пойти - а тут психологу, чужому человеку нужно самое важное рассказать, самое личное. Это, я считаю, негативный момент в психологии. Так как в вере не обязательно кому-либо открываться - достаточно просто верить.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Мария »
слава Богу я атеист