Летом 1952 года заявляет о разрыве с верой в Бога и возращается на работу в родной колхоз села Большая Бокова
.
Ладно, раз уж вы меня вынуждаете, расскажу вам про тихие кульбиты, которые были в ходу в те "богословские" Дулмановские года. НКГБ, а потом и МГБ внедряло в духовные школы своих "коньков", которые помимо того, что присматривали и стучали, ещё и, по желанию руководства, иногда делали громкие "отречения": объявляли свой "разрыв с верой", и уходили на какую-нибудь светскую работу (дальше стучать на новом месте). Даже книги, бывало, эти умельцы писали, о своём "духовном пути" и "отречении". -Дело у органов было поставлено - чрезвычайно хорошо. -И не исключено, что ваш почтенный "кандидат богословия" - тоже из этих коньков. По крайней мере - стиль очень похож. И темп. Да и даты как-то странно совпадают: открылась Одесская семинария (1945 г.) - Дулуман тут же там; открылась Московская академия (1947 г.) - Дулуман тут как тут. Может быть он и не "конёк", но понятно и глупому, что агентов внедряли сразу при открытии духовных школ. И, надо заметить, у МГБ-студентов, учебный процесс шёл - великолепно. Не от усердия и одарённости, конечно, а в силу тайной поддержки органами. Они, как правило, без проблем перескакивали из семинарии в академию (в тот же год, как и Дулуман), из академии в аспирантуру... -Нужно представлять себе, в каких условиях были тогда духовные школы. Тотальный контроль! Собственно существовали они на тех условиях, какие им давало МГБ, а потом КГБ. Да и разрешение о возобновлении деятельности духовных школ, Сталин дал лишь потому, что это было нужно для решения некоторых внешеполитических вопросов.
На мысль о том, что Дулуман тривальный "конёк", наталкивает ещё и то, что больно уж всё шустро у него: в 1951 г. оканчивает академию - в 1952-ом заявляет об отречении. Не видно из этих скорых дат, мучительной внутренней борьбы, и непросто давшегося решения. Всё - у-у-ух ! Как на портфеле с горки. Будто только и ждал окончания академии, чтобы отречся.
Но даже если Дулуман и не "конёк", всё равно: его учёная степень, мало о чём говорит. В те времена, когда духовные школы были только только открыты, после долгого периода запрета, а профессора расстреляны и пересажены, - уровень преподавания во вновь открывшихся учебных заведениях, был чрезвычайно низким. К тому же на 1948-1949 года, выпало начало новой волны антирелигиозной пропаганды, инициированной Сусловым (в которую, кстати, хорошо укладывается отречение Дулумана), и хотя академию и не закрыли (как хотел Суслов), но с целью понижения уровня преподавания, в 1948 г. упразднили ряд важных дисциплин: логику, христианскую психологию, историю философии, христианскую педагокику, и другие... И если отсутствие психологии и педагокики, для богословия ещё не смертельно, то исключение из предметов логики и истории философии - это удавка на шею. И какой же может быть кандидат богословия, если он даже не изучал логику и историю философии ! (Для справки. История философи, в те годы, была в академии единственным предметом, знакомящим с философией.) Так что учёная степень Дулумана, как и многих других, окончивших академию в те годы, - это так... бутафорный мундир для выходов.
Конечно есть ещё один вариант, почему Дулуман отрёкся. Существует известная категория мечтательных молодых людей, которых вдруг из романтического любопытства, - ведёт в Церковь, а потом так же вдруг выводит. Возможно и наш герой, вспархнул поучиться, а потом, увидев воочию тяготы жизни священнослужителей в условиях Сталинизма, - утратил пыл и сбежал где посытней. Спроста ли наш Дулуман, уйдя из Церкви, подался именно в кредитно-экономический институт, осваивать ремесло бухгалтера ? И потом - не странный ли, вообще, вираж, для философствующего молодого человека ? (К слову, интересный момент биографии: окончивший духовную академию кандидат богословия, доучивается в средней школе и получает аттестат о среднем образовании !)
Кстати и изучение философии, идёт у Дулумана как-то странно: заканчивает философский факультет за три года...
Резюмиуя: странная биография у господина Дулумана, весьма странная... Очень странно так же то, что его, уже окончившего академию, так и не рукположили в священника. Обычно это происходит - тем более в то время - на последних курсах семинарии. Одним словом: когда я читаю биографию Дулумана, мой старый нюх говорит, что тут в каком-то пункте - очень нечисто...